Педагогические ресурсы современного урока
Арзуманян Милана Эдуардовна,
заместитель директора по УВР
ГБОУ Школа № 1508
Двадцать первый век ставит перед педагогикой новые задачи. В эпоху победивших информационных технологий как никогда востребованы работы ученых, уделяющих особое внимание разработке соответствующих духу времени форм обучения и воспитания. Нам не обойтись без инноваций: современное гуманистически направленное образование является одним из основных механизмов адаптации подрастающего поколения к реалиям стремительно меняющейся современной жизни.
Многие исследователи отмечают недостатки классно-урочной системы, в рамках которой трудно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, предложить ему оптимальный объем учебной информации и темп ее освоения. Но совершенно очевидно, что в обозримом будущем школа не сможет отказаться от урока как ведущей формы организации учебной деятельности, поэтому одной из важнейших научно-практических задач становится поиск новых и оптимальное использование уже имеющихся педагогических ресурсов учебного занятия.
Поговорим о терминах. В русский язык слово «ресурсы» пришло из французского языка (фр. ressources – вспомогательное средство; лат. resurgere – восстанавливаться, возрождаться). «Словарь иностранных слов» определяет это понятие как «средства, запасы, возможности, источники чего-либо».[1] «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина дополняет это толкование возможностью использования ресурсов как средств, к которым обращаются в необходимом случае.[2] А прагматичные экономисты рассматривают ресурсы как источники и предпосылки получения материальных и духовных благ.[3]
Разумеется, термин «ресурсы» широко употребляется в различных сферах: естественных науках (природные ресурсы), экономике (финансовые ресурсы), политике (административные ресурсы), информатике (интернет-ресурсы), туризме (рекреационные ресурсы).[4] Вполне оправданно его применение и в образовании.
Поскольку педагогика представляет собой феномен, объединяющий в себе знания в области психологии, социологии, физиологии, валеологии, менеджмента и других наук, она вполне может использовать ресурсы каждой из перечисленных выше областей, а также обладать собственными.
Не претендуя на исчерпывающее определение педагогических ресурсов, предлагаю в данном случае понимать их как любые свойства и возможности личности, а также информационные, технические и другие средства, позволяющие качественно осуществлять образовательный процесс.
Обучение – это процесс сотворчества, сотрудничества ученика и учителя, поэтому его результат заключается в безусловном интеллектуальном, нравственном развитии личности обоих.
Посмотрим на ресурсное обеспечение урока с различных позиций.
Личностные ресурсы субъектов урока (мотивация самоидентификации ребенка и педагога, мотивация их самореализации как субъектов урока, психолого-физиологические и культурно-нравственные особенности всех субъектов урока), к сожалению, редко используются учителем. Чаще он обращается к стандартной мотивации («надо учиться, чтобы получить профессию, добиться успеха в жизни»), забывая о возможностях внутренних стимулов («я смогу это сделать очень хорошо»). И довольно редко учитель задается вопросом о собственном личностном и профессиональном развитии.
Материально-техническое обеспечение урока (учебные и методические пособия; учебное, лабораторное, а также мультимедийное оборудование; компьютерные средства обучения; программное обеспечение) всегда имело большое значение, но в последнее время предпочтение зачастую отдаётся компьютерным средствам, причём их возможности порой переоцениваются.
Управленческая деятельность учителя (осмысление и проектирование учителем краткосрочных и долгосрочных перспектив собственного развития и развития каждого ученика; осознанная реализация учителем функций управления на уроке с учетом как собственных психолого-физиологических особенностей, так и особенностей каждого ребенка; осуществление ребенком самоуправления учебной деятельностью) подробно рассмотрена в педагогической литературе, внедрена в практику инновационных образовательных учреждений, но для большинства работников школ она всё-таки terra incognita.
Технологические ресурсы – это технологии развития общих учебных и функциональных компетентностей, технологии обучения, технологии самообучения.
Сегодня никто не сомневается в актуальности всех этих образовательных технологий. Вполне возможно, именно они «потянут» за собой в урок и другие виды ресурсов.
Подводя итоги, отмечу, что краткий анализ использования учителями различных видов ресурсов урока свидетельствует о том, что многие педагоги большое внимание уделяют современным средствам обучения. А вот вопросами управления своей педагогической деятельностью, использования собственных и ученических личностных возможностей педагоги задаются нечасто.
Предлагаемая структура ресурсного обеспечения урока отнюдь не новаторская - это лишь попытка осмысления современной ситуации, связанной с организацией и проведением учебного занятия. Перед каждым педагогом стоит задача существенного повышения качества образования, обусловленного необходимостью перевода знаний школьников на уровень компетентностей. И задача эта может быть решена только при условии рационального использования всех имеющихся в распоряжении учителя ресурсов. А их немало скрыто в урочной форме обучения, о реформировании которой мы так много говорим в последнее время.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1988. С. 432.
[2] Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2007. С.672.
[3] http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RQlxzwx:
[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.