Педагогические ресурсы современного урока
Оценка 4.7

Педагогические ресурсы современного урока

Оценка 4.7
docx
20.05.2020
Педагогические ресурсы современного урока
Педагогические ресурсы современного урока.docx

Педагогические ресурсы современного урока

 

Арзуманян Милана Эдуардовна,

заместитель директора по УВР

ГБОУ Школа № 1508

 

Двадцать первый век ставит перед педагогикой новые задачи.  В эпоху победивших информационных технологий как никогда востребованы работы ученых, уделяющих особое внимание разработке соответствующих духу времени форм обучения и воспитания. Нам не обойтись без инноваций: современное гуманистически направленное образование является одним из основных механизмов адаптации подрастающего поколения к реалиям стремительно меняющейся современной жизни.

Многие исследователи отмечают недостатки классно-урочной системы, в рамках которой трудно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, предложить ему оптимальный объем учебной информации и темп ее освоения. Но совершенно очевидно, что в обозримом будущем школа не сможет отказаться от урока как ведущей формы организации учебной деятельности, поэтому одной из важнейших научно-практических задач становится поиск новых и оптимальное использование уже имеющихся педагогических ресурсов учебного занятия.

Поговорим о терминах. В русский язык слово «ресурсы» пришло из французского языка (фр. ressources – вспомогательное средство; лат. resurgere – восстанавливаться, возрождаться). «Словарь иностранных слов» определяет это понятие как «средства, запасы, возможности, источники чего-либо».[1] «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина дополняет это толкование возможностью использования ресурсов как средств, к которым обращаются в необходимом случае.[2]  А прагматичные экономисты рассматривают ресурсы как источники и предпосылки получения материальных и духовных благ.[3]

Разумеется, термин «ресурсы» широко употребляется в различных сферах: естественных науках (природные ресурсы), экономике (финансовые ресурсы), политике (административные ресурсы), информатике (интернет-ресурсы), туризме (рекреационные ресурсы).[4] Вполне оправданно его применение и в образовании.

Поскольку педагогика представляет собой феномен, объединяющий в себе знания в области психологии, социологии, физиологии, валеологии, менеджмента и других наук, она вполне может использовать ресурсы каждой из перечисленных выше областей, а также обладать собственными.

Не претендуя на исчерпывающее определение педагогических ресурсов, предлагаю в данном случае понимать их как любые свойства и возможности личности, а также информационные, технические и другие средства, позволяющие качественно осуществлять образовательный процесс.

Обучение – это процесс сотворчества, сотрудничества ученика и учителя, поэтому его результат заключается в безусловном интеллектуальном, нравственном развитии личности обоих.

Посмотрим на ресурсное обеспечение урока с различных позиций.

Личностные ресурсы субъектов урока (мотивация самоидентификации ребенка и педагога, мотивация их самореализации как субъектов урока, психолого-физиологические и культурно-нравственные особенности всех субъектов урока), к сожалению, редко используются учителем. Чаще он обращается к стандартной мотивации («надо учиться, чтобы получить профессию, добиться успеха в жизни»), забывая о возможностях внутренних стимулов («я смогу это сделать очень хорошо»).  И довольно редко учитель задается вопросом о собственном личностном и профессиональном развитии.

Материально-техническое обеспечение урока (учебные и методические пособия; учебное, лабораторное, а также мультимедийное оборудование; компьютерные средства обучения; программное обеспечение) всегда имело большое значение, но в последнее время предпочтение зачастую отдаётся компьютерным средствам, причём их возможности порой переоцениваются.

Управленческая деятельность учителя (осмысление и проектирование учителем краткосрочных и долгосрочных перспектив собственного развития и развития каждого ученика; осознанная реализация учителем функций управления на уроке с учетом как собственных психолого-физиологических особенностей, так и особенностей каждого ребенка; осуществление ребенком самоуправления учебной деятельностью) подробно рассмотрена в педагогической литературе, внедрена в практику инновационных образовательных учреждений, но для большинства работников школ она всё-таки terra incognita.

Технологические ресурсы – это технологии развития общих учебных и функциональных компетентностей, технологии обучения, технологии самообучения.

Сегодня никто не сомневается в актуальности всех этих образовательных технологий. Вполне возможно, именно они «потянут» за собой в урок и другие виды ресурсов.

Подводя итоги, отмечу, что краткий анализ использования учителями различных видов ресурсов урока свидетельствует о том, что многие педагоги большое внимание уделяют современным средствам обучения. А вот вопросами управления своей педагогической деятельностью, использования собственных и ученических личностных возможностей педагоги задаются нечасто.

Предлагаемая структура ресурсного обеспечения урока отнюдь не новаторская - это лишь попытка осмысления современной ситуации, связанной с организацией и проведением учебного занятия. Перед каждым педагогом стоит задача существенного повышения качества образования, обусловленного необходимостью перевода знаний школьников на уровень компетентностей. И задача эта может быть решена только при условии рационального использования всех имеющихся в распоряжении учителя ресурсов. А их немало скрыто в урочной форме обучения, о реформировании которой мы так много говорим в последнее время.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1988. С. 432.

[2] Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2007. С.672.

[3] http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RQlxzwx:

[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81

Педагогические ресурсы современного урока

Педагогические ресурсы современного урока

Обучение – это процесс сотворчества, сотрудничества ученика и учителя, поэтому его результат заключается в безусловном интеллектуальном, нравственном развитии личности обоих

Обучение – это процесс сотворчества, сотрудничества ученика и учителя, поэтому его результат заключается в безусловном интеллектуальном, нравственном развитии личности обоих

И задача эта может быть решена только при условии рационального использования всех имеющихся в распоряжении учителя ресурсов

И задача эта может быть решена только при условии рационального использования всех имеющихся в распоряжении учителя ресурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020