Урок речевого творчества "Хлеб -всему голова"
Оценка 4.6

Урок речевого творчества "Хлеб -всему голова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
20.05.2020
Урок речевого творчества "Хлеб -всему голова"
урок речевого творчества
урок.docx

Педагогическая ценность урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся:

ведение в тему урока

- индуктор- мотиви-рующая деятель-ность

-развитие эмоцио-нально-образных  творческий умений

-воспитание инициа-тивы и творческой личности

 -развитие логиче-ского мышления (загадка)

1. Ты не клюй меня, дружок,
    Голосистый петушок.
    В землю теплую уйду,
    К солнцу колосом взойду.
    В нем тогда таких, как я,
    Будет целая семья..

Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на стебле золотом.

Он на солнышке стоит и усами шевелит.

- отгадать  загадку, нарисовать образ  колос 

- показать  друг другу в паре

-покажите свой рисунок в группе

-создание условий для появления у уча-щихся положитель-ных эмоций по отно-шению к учебной деятельности

2. Записать свои ассоциации, связанные со сло-вом.  

 

колосзолото, хлеб, радость, жизнь, мир, пшеница, солнце, природа, поле, золотая нива, родина, отчий  дом, урожай,  каравай, земля, мельница, хлебороб, труд, пекарь, мука, хлебозавод, комбайн, стол, обед, хорошее настроение

 

- умозаключение, обобщение  (выбор ключевых  слов)

 

3. Выделение  ключевых слов урока.

 - Какое главное слово может объединить все эти ассоциации?

- Определение темы урока.  

Хлеб, жизнь, труд.

Хлеб –это жизнь, а получить его можно толь-ко хорошо потрудившись.  

Тема урока.  Хлеб –всей жизни голова

-работа с толковым  словарём над лекси-ческим значением слова

- опора на речь ре-бёнка (сначала он сам говорит, потом опираясь на  науч-ный текст)

- опора на личный опыт

4. Дать письменное  определение (толкование слову)

- самостоятельные высказывания

- обсуждение (работа в парах,  группах)

- работа с текстом из толкового  словаря

- речевое озвучивание задания

-добавление услышанной информации в свои записи

Хлеб - это продукт питания в виде крупного выпе-ченного изделия, зерновые культуры,  труд человека, Родина, забота, золото, жизнь

- развитие навыков связной речи

 

 

 

-диференцированный  подход

5. Составление словосочетаний со словом «колос»

- самостоятельные высказывания

- обсуждение (работа в парах,  группах)

- речевое озвучивание задания

- добавление услышанной информации в свои записи

созрел колос, пшеничный колос, золотой колос, усатый колос, налитой колос, волнуется колос, зреет колос, наклонился колос, наливается колос, колышется колос

Карточка с опорными словами для слабых уч-ся

глаголы                        прилагательные    

действия                       эпитеты

созрел

налитой

колышется

пшеничный

волнуется

золотой

наливается

усатый

зреет

хлебный

клонится

душистый

выращивать

румяный

-обогащение словар-ного запаса

6. Подбор однокоренных слов:

- самостоятельные высказывания

- обсуждение (работа в парах,  группах)

- речевое озвучивание задания

- добавление услышанной информации в свои записи

-объясните их лексического значения

 

хлебушек хлебец  хлебница хлебный хлебородный хлебобулочные хлебозавод хлебороб

Хлебец – небольшой хлеб.

Хлебница – тарелка или короб для печёного хлеба.

Хлебный год (хлебородный)  – богатый, урожайный, обильный.

Хлебобулочные изделия – изделия из муки.

Хлебозавод  -завод  с механизированным замесом и выпечкой хлеба.

Хлебороб –человек, который занимается выращиванием хлеба.

-деятельностный  подход к обучению

 -опыт групповой интеллектуальной деятельности

-создание проблем-ной ситуацию

 

 

 

 

-распределение ро-лей при парной, групповой работе

7.Прежде чем хлеб попадёт к нам на стол, он проделает длинный путь. Задумывался ли кто из вас, сколько людей вложили свой труд в теплый ароматный кусочек хлеба? Каким временем из-меряется многотрудный путь от зерна в земле до ароматного каравая. Посмотришь на зернышко желто – золотистого цвета и не вериться, что оно может жить, что из него что-то вырастит. Но зерно живое! Жизнь в нем только на время замерла, притаилась. Давайте вместе с зёрныш-ком проделаем тяжелый путь.

 

-  Составить схему (работа в группах):

 

- принцип интегра-ции с уроками окру-жающего мира

- причинно –следст-венные  действия

- коммуникативные действия, умение работать в парах, группах

8. Как хлеб к нам на стол пришёл?

- Составить  программу действий для производ-ства хлеба (работа в группах):

- разложить картинки в нужной последователь-ности

- расставить порядок выполняемых действий     

 

2)посеять зерно

4)собрать урожай

6)доставить на мельницу

8)испечь хлеб

3)ухаживать за посевами

7)перемолоть зерно в муку

9)доставить в булочную

1)обработать землю

5)отвезти на элеватор

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Кто всегда в заботе?

-записать ответ на вопрос

- после прочтения стихотворения добавить список профессий людей, которые трудятся над производством хлеба:

Тракторист в заботе- поле он лелеет, пашет он и сеет.
Грузовик в заботе - возит удобренья, чтоб росли растения.
Дождичек в заботе - в поле он прольется, колосок напьется.
Комбайнер в заботе - рожь он убирает, отдыха не знает.
Хлебопек в заботе- мастер он искусный, хлеб печет он вкусный..

 

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

 

 

 

тракторист комбайнер шофёр хлебопек мукомол агроном механизатор технолог продавец лётчик семеновод мастер орошения сушильщик

 Физминутка

-здоровьесберегаю-щие технологии

Сидели два мышонка

На тоненьком суку.

Один читал газету,

Другой молол муку.

Раз – ку-ку, два – ку-ку,

Оба шлёпнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке,

Оба в кислом молоке.

 

-подготовка в устной речи

-сбор информации

- принцип интегра-ции с уроками лите-ратурного чтения

- раскрытие лично-сти ребёнка

- деятельностный и информационно-пои-сковый характер

10. Индивидуальная работа с текстом « История появления хлеба»:

-красным карандашом подчеркните те факты, существование которых  слышите впервые и что вас очень удивило

-синим карандашом те факты, которые вы знали раньше

-поделиться полученной информацией

-обсуждение прочитанного

-запись предложений по выбору

 

Хлеб в России появился около 15 тысяч лет тому на-зад. Сначала  люди поедали зерна в сыром виде, а за-тем стали растирать их камнями, получая муку - жидкую кашу. Однажды такая каша попала в огонь, так получилась хлебная лепёшка.

-разнообразные виды чтения и пересказа (для себя, для дру-гих, выборочное)

- развития умения слушать и слышать других- принцип сотрудничества, творческого партнер-ства

-обогащение за счёт деятельности других

11. Работа  с текстами в группах

- «Интересные факты».

- «Хлебные приметы»

- «Народные обычаи»

-  «Из чего делают хлеб»

-обмен информацией

Издавна хлебу отводили особое место в жизни лю-дей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись так же,  как солнцу. Его сравнивали с золотом. В древние времена считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами .  Ведь хлеб появляется  к нам на стол благодаря труду людей 120 профессий.

-обработка информа-ции, выделение об-щего умозаключения

12.Выбор  и запись пословицы о хлебе, подходящей к вашим высказываниям.

Будет хлеб, будет и обед. Пот на спине, так и хлеб на столе.

-умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отно-шение к описывае-мому событию

- развитие речевых умений  (устной, письменной, связной   речи)

 -развитие творче-ских способностей

13. Записать правила  обращения  с хлебом:

 

- самостоятельная работа

- коллективного обсуждение в группах ,

- добавление    информации

- речевое  озвучивание

 

Береги хлеб, он дорого достается. 

Не оставляй недоеденных кусков.
Никогда не бросай хлеб. 

Продли жизнь хлебу.

Подними брошенный кусок, отдай пти-цам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Хлеба надо брать столько, сколько съешь.

Хлеб надо всегда доедать.

Хлеб нельзя бросать на пол.

 

14. Рефлексия урока.

 

-каждый ученик име-ет возможность по-казать своё творчест-во

- оценивание своих сил

- принцип поощряе-мости творческих ус-пехов  каждого уче-ника

Чтение сочинения –миниатюры в паре, в группе, кто считает , что его творчество достойно быть почитаны перед всем классом.

Чтение творческих работ.

 

На каком этапе урока вам было интересно?

На каком этапе урока  вам было трудно?

Как вы с этим справились?

Оценивание своего настроения при помощью смайликов.

 

 

 

 

 

 

 


 

Педагогическая ценность урока:Деятельность учителяДеятельность учащихся: ведение в тему урока - индуктор- мотиви-рующая деятель-ность -развитие эмоцио-нально-образных творческий умений - воспитание инициа-тивы и творческой личности -развитие логиче-ского…

Педагогическая ценность урока:Деятельность учителяДеятельность учащихся: ведение в тему урока - индуктор- мотиви-рующая деятель-ность -развитие эмоцио-нально-образных творческий умений - воспитание инициа-тивы и творческой личности -развитие логиче-ского…

Дать письменное определение (толкование слову) - самостоятельные высказывания - обсуждение (работа в парах, группах) - работа с текстом из толкового словаря - речевое озвучивание задания…

Дать письменное определение (толкование слову) - самостоятельные высказывания - обсуждение (работа в парах, группах) - работа с текстом из толкового словаря - речевое озвучивание задания…

Прежде чем хлеб попадёт к нам на стол, он проделает длинный путь

Прежде чем хлеб попадёт к нам на стол, он проделает длинный путь

Дождичек в заботе - в поле он прольется, колосок напьется

Дождичек в заботе - в поле он прольется, колосок напьется

Индивидуальная работа с текстом «

Индивидуальная работа с текстом «

Чтение сочинения –миниатюры в паре, в группе, кто считает , что его творчество достойно быть почитаны перед всем классом

Чтение сочинения –миниатюры в паре, в группе, кто считает , что его творчество достойно быть почитаны перед всем классом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020
Посмотрите также: