Деятельностный подход к обучению - воспитание инициативной и творческой личности. Уроки речевого творчества.
Из опыта работы
учителя начальных классов МБОУ лицея №1
г. Славянска-на-Кубани
Белик Натальи Александровны.
I.Вступительное слово.
«Учить детей сегодня трудно, и раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий, век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит, какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов, в век инноваций - новизны!»
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
1.«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в со-вместной деятельности детей и учителя».Урок дает ребенку опыт груп-повой интеллектуальной деятельности.
2 «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно со-вершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры». Педагог дол-жен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым
ко всем проявлениям жизни.
3. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.
II. Ознакомление с программой «Уроков речевого творчества» Е.В. Семёновой
Уроки речевого творчества:
Рабочая программа по внеурочной деятельности (научно-познаватель-ной направленности), подпрограмма – спецкурс «Уроки речевого творчест-ва» составлена на основе ФГОС НОО Семёновой .В. на основе программы «Речевое развитие» Каландарова Н.Н.
К рабочей программе имеется учебно-электронное пособие, разработан-ное Семёновой Е.В., которое содержит презентации и конспекты занятий. В электронном пособии представлены таблицы, схемы, загадки, ребусы, крос-сворды, которые могут быть использованы на разных этапах урока и создают проблемную ситуацию, а так же носят деятельностный и информационно-поисковый характер.
Реализация программы: внеурочная деятельность учащихся, а так же ме-тодический материал может быть использован для уроков развития речи, осуществления проектной деятельности, внеклассных занятий.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и струк-тура подпрограммы:
- художественно-эстетический принцип;
- принцип интеграции;
- принцип сотрудничества, творческого партнерства (ученик-ученик, учи-тель – ученик);
- принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка , лите-ратурного чтения, окружающего мира. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у уча-щихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Главная цель спецкурса: разностороннее развитие личности
Задачи:
Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
приобщение к ценностям культуры;
развитие творчества и интереса к познанию;
формирование здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к семейным ценностям.
Ключевые понятия предметного содержания:
ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.
III. Отличительные свойства “Уроков речевого творчества»
1.Решает задачи формирования активной творческой личности.
2.Формирует личностную мировоззренческую позицию «Я – часть мира и моё отношение к этому миру».
3.Развивает у младшего школьника представления о фундаментальности научных и творческих ценностей.
4.Закладывает основы для приобщения ребёнка к культурно-творческой деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщённых способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
Даёт возможность УЧИТЕЛЮ:
- привить интерес к учебному предмету;
- углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык»;
- развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
- интегрировать предметы гуманитарного или филологического цикла;
- совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обучать универсальным учебным действиям;
- удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;
- формировать детское речевое творчество через систему комплексной работы со словом, предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции младших школьников ;
- обеспечить ребёнку качественный уровень речевой подготовки в начальных классах для дальнейшего обучения на средней ступени школьного образования.
Даёт возможность УЧЕНИКУ:
- участвовать в творческой деятельности;
- привить интерес к русскому языку, книге, чтению;
- учиться чувствовать вкус слова;
- формировать культуру поведения и речевого общения, эстетических эмоций и нравственных убеждений;
- накапливать опыт общения и творческого взаимодействия;
- получать удовольствие от процесса речевого самовыражения;
- развивать гибкость и самостоятельность мышления;
- учиться делать выводы и обобщения;
- учиться планировать свои действия;
- приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, нагляд-но-образном и теоретическом, абстрактно-логическом, художественно-абс-трактном;
- приобщиться к исследовательской и проектной деятельности;
- рефлексировать.
Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:
- Интеллектуально-познавательные творческие умения:
Информационно-содержательные, включающие умение получить информа-цию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.
Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и заключительные час-ти.
Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
- Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использова-нием языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.
Ориентировка в ситуации общения, в том числе осознание своей коммуни-кативной задачи.
Планирование содержания сообщения.
Формулировка собственных мыслей и понимание чужих.
Осуществление самоконтроля за речью, восприятием её собеседником, а также за пониманием речи партнёра.
- Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, ува-жать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятель-ность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД:
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основа-ниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления.
Познавательные УУД:
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование сво-их действий под руководством учителя. Приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к со-трудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоци-онально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к вос-приятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии*.
IV. Мастер-класс: демонстрация урока речевого творчества «Хлеб – всему голова»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.