Технологическая карта урока литературного чтения
Класс: 4 а
Школа: МОУ «СОШ №10»
Учитель: Андронина Татьяна Сергеевна
Тема: «Шрамы на сердце».
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости при чтении притч.
Задачи:
- познакомить обучающихся с притчами народов мира;
- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;
- учить понимать поступки героев;
- развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научиться аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному
Метапредметные:
Познавательные: на основе прочитанного текста высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы; делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, делиться своими размышлениями, впечатлениями от прочитанного.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, коллективно составлять план урока, контролировать выполнение действий в соответствии с планом
Личностные:
Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир.
Оборудование и материалы:
Этапы
|
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
УУД |
1 Организационный этап |
-Здравствуйте ребята! -Прочитайте пожелание на сегодняшний урок: «С хорошим настроением принимаемся за работу!» -Почему работу надо начинать с хорошим настроением? -А что делать, если у человека плохое настроение, а нужно работать? -Давайте мы тоже настроимся на работу: Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, возьмитесь за руки и передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Учитель: Ну вот мы и снова у книги в гостях. Никто не услышит о том в новостях. Да мы и не думали шум создавать, А будем тихонько страницы листать. Смеяться с героями, переживать, Грустить, веселиться, о чуде мечтать. И снова забудем, дружок впопыхах, Что чудо-то держим с тобою в руках.
- О каком чуде идет речь(О книге) - К какому уроку я приготовилась? -Как догадались? Прочитайте высказывание:
«Ищешь трудность – находишь мудрость». -Как вы понимаете это высказывание?
Это и будет девизом нашего урока. |
Приветствие учителя |
Эмоциональный настрой |
2 Актуализация знаний |
День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук.
-Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? -Рассмотрите предложения, раскройте скобки – уберите лишние слова, оставьте подходящие. - Как вы думаете с какой целью я загадала вам загадку? -Подумайте, над какой темой мы будем работать сегодня?
|
Сердце
Притча «Царь и кузнец»
Тема урока будет связано с сердцем.
Притча о сердце |
Познавательные: -дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о притче; -воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. |
3 Самоопределение к деятельности |
Работа в группах. -У вас на столах лежат зелёные конверты, откройте, прочитайте выражения о сердце. Среди данных выражений спрятана тема нашего урока. Кто догадается?
*Сердце не камень, тает. *Принимать близко к сердцу. *Шрамы на сердце. *Доброта сердца лучше щедрости. *Скрипя сердцем. *Острое словечко колет сердечко. *Как ножом по сердцу. *Немудрён привет, а сердца покоряет.
- Молодцы. -Откройте учебник на стр.53. и проверьте правильно ли вы определили тему нашего урока? -Прочитайте название притчи, которую мы будем сегодня читать.
-Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
|
Шрамы на сердце
Притча «Шрамы на сердце»
|
Коммуникативные: -применяют правила делового сотрудничества; -сравнивают разные точки зрения. Регулятивные: -принимают учебную задачу. Познавательные: -воспроизводят по памяти информацию, -необходимую для решения учебной задачи. |
4 Работа по теме урока
Первичное восприятие текста
Самостоятельное чтение текста
Лексическая работа
Физминутка для глаз «Шарики»
Работа с текстом
Работа в группах
Физминутка «Осенняя»
Индивидуальная работа на карточках
|
-Послушайте притчу в пересказе актёра театра и кино Василия Ланового. -Что вы испытали, когда слушали притчу? /видео/
-Прочитайте притчу самостоятельно. -Прочитайте те строки, которые вас особенно тронули. -Часто ли вы раздражаетесь или гневаетесь? -Как вы стараетесь себя сдерживать?
-Как вы понимаете слова гнев и самообладание?/слайд/
Гнев – чувство сильного возмущения, негодования, состояние раздражения, озлобления.
Самообладание – способность владеть собой, выдержка и хладнокровие.
-Прочитаем притчу выразительно.
-Посмотрите, у меня есть символический столбик с гвоздиками. Гвоздики держат вопросы к прочитанному тексту. Чтобы прочитать вопрос, нужно гвоздики вынимать. Приступим к заданию.
1.Для чего отец дал своему сыну мешочек гвоздей? 2.Сколько гвоздей оказалось в столбе за первую неделю? 3.Что случилось через неделю? 4.Что подумал юноша? 5.Какой день наступил? 6.Что сказал отец? 7.Какой день настал после речи отца? 8.Что сделал юноша? 9.Отец сказал: «Посмотри…»? 10.С чем отец сравнил дыры в столбе? 11.Что произойдёт, если ты попросишь прощения? 12.От чего останется шрам?
-У вас на столах лежат розовые конверты, в них находится поэтический вариант притчи «Шрамы на сердце». -Познакомьтесь со стихотворением, выберите одного человека от группы для выразительного прочтения выделеннного четверостишия.
-Прочитайте строки, в которых заключена основная мысль притчи.
-У вас на столах жёлтые листы. Это тест. -Обведите в кружочек правильные ответы. -Получилось ли у вас какое либо слово, если сложить буквы-ответы?
|
Слушание.
Ответы детей
Жужжащее чтение.
Ответы детей.
Ответы детей.
Чтение определений из толкового словаря.
Чтение детей вслух.
Дети вынимают гвоздик, читают вопрос, отвечают на него.
Ответы детей. Выборочное чтение.
Работа детей.
Выразительное чтение стихотворения у доски.
Чтение детей.
Индивидуальная работа с тестами. Проверка.
Слово МОЛОДЦЫ |
Коммуникативные: -принимают другое мнение и позицию, -допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: -учитывают выделенные учителем ориентиры действия, - принимают и сохраняют учебную задачу; -самостоятельно выделяют и формулируют цель; - составляют план последовательности действий своей работы.
Познавательные — формулирование познавательной цели; — поиск и выделение необходимой информации — структурирование знаний; — осознанное и произвольное построение речевого высказывания — выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; — рефлексия оценка процесса и результатов деятельности;
Познавательные — формулирование познавательной цели; — поиск и выделение необходимой информации — структурирование знаний; — осознанное и произвольное построение речевого высказывания — выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач; — рефлексия оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление,принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление,принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные. - Овладение умения выделять главное и второстепенное, -выстраивать последовательность событий давать определение понятий, -устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные. - Способность выделять и осознавать учащимися того, что усвоено на уроке (новые понятия) -уметь ими пользоваться Коммуникативные. - Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, - обсуждение
|
5 Итог урока Нравственная беседа |
-С чем на уроке мы сегодня познакомились?
-Кто может назвать отличия притчи от других жанров?
-Как вы считаете, неужели на самом деле от полученной обиды у человека останутся шрамы на сердце? Почему?
-Как вы думаете, у этой притчи есть скрытый смысл или нам очевидна его суть?
-Прочитайте последнее предложение. Как вы считаете, значит ли это, что если мы обидели человека, то не нужно просить у него прощения?
-Какой вывод можно сделать, прочитав притчу? |
Притча «Шрамы на сердце»
Ответы детей.
Нет, потому что душа не материальна, это образное выражение.
Очевидна.
Нет.
Перед тем, как сказать человеку что-то обидное, нужно вспомнить о том, что это может ранить, и извинения могут не помочь. |
Личностные: -оценивают собственную учебную деятельность; Регулятивные: -прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; |
6 Рефлексия
7 Домашнее задание |
-Выберите любое начало предложения и продолжите его.
*Сегодня на уроке я узнал… *На этом уроке я похвалил бы себя за… *После урока мне захотелось… *Сегодня я сумел…
Задание на выбор: -пересказ притчи; -прочитать другие притчи; -создать с другом инсценировку.
|
Ответы детей. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.