Характер содержания педагогической ситуации
Каждому возрастному периоду свойственны свои штатные педагогические ситуации. Для младших школьников это:
Драки. Агрессивное, враждебное, нередко жестокое поведение ребенка по отношению к другому зарождается и укрепляется в младшем школьном возрасте по многим причинам: из-за желания утвердиться, обратить на себя внимание, отплатить обидчику, из-за несовпадения оценочных суждений.
Жалобы, ябедничество, доносы. Дети знают, что ябедничество, доносительство осуждаются их сверстниками. И тем не менее учителю постоянно приходится слышать жалобы: «А он у меня взял...», «А он списывает...», «А он меня ударил...»
Обмены. Обменные операции между детьми распространены широко («Я тебе, ты мне...»). В большинстве случаев правила обмена известны и их придерживаются. Однако бывает и обмен не по правилам, тогда он способствует развитию честолюбия, корысти, может вызывать ссоры.
Страхи. Учащиеся 1–4-х классов постоянно испытывают чувство страха. Они боятся родителей, учителей, некоторых одноклассников, незнакомых людей, животных, темноты.
Клички и прозвища. Дети, как правило, обращаются друг к другу не по именам, а по кличкам, прозвищам, и нередко – с целью унизить достоинство.
Испорченные вещи. Дети порой небрежно относятся к своим и чужим вещам, портят их.
Алгоритм анализа педагогической ситуации
1. Характеристика педагогической системы:
- назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие;
- дайте оценку уровня развития педагогической системы;
- каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?
2. Выявление объектов и субъектов воспитания:
- определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную);
- дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
3. Характеристика взаимоотношений субъектов:
- определите стили отношений, руководства, общения педагога;
- дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе;
- оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач:
- сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе;
- определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации;
- конкретизируйте задачу, которую следует решить.
Алгоритм решения педагогической задачи
1. Выдвижение гипотезы:
- выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания;
- прогнозирование их результативности;
- рассмотрение различных вариантов действий педагога.
2. Выбор оптимального варианта действий педагога:
- выбор методов педагогического воздействия;
- определение соответствующих методических приемов;
- выбор организационных форм;
- подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.
3. Детализация:
- продумывание оперативной структуры действий педагога.
4. Анализ предполагаемых результатов:
- характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.