Выступление на педсовете: « Выработка жизненной позиции»
Ворожейкиной Татьяны Евтифьевны
Цель: Воспитание личности, востребованной обществом
Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам общеобразовательных школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, быть гибкими, быстро обучаемыми для освоения все новых и новых профессий, предприимчивыми, уметь принимать нестандартные решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, быть способными реализовать свой личностный потенциал. Любая дальнейшая деятельность вчерашних школьников предъявит требования к их личностным качествам. Чтобы, к примеру, не ошибиться в выборе профессии, необходимо соотнести свои свойства личности и возможности с требованиями будущей избираемой деятельности на основе личностного самоопределения.
Одними из важнейших результатов школьного образования в соответствии с его новыми целями и задачами являются: умение выпускника объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений.
В результате ускорения темпов развития общества,
в условиях рыночной экономики, где человек выступает активным субъектом на
рынке труда, необходимо учитывать в развитии отечественного образования тот
факт, что сегодняшнее базовое образование должно вооружить школьника умением учиться и
получать образование на протяжении всей жизни, позволить выпускнику школы
относительно легко осваивать новые профессии в будущем, иметь четкую жизненную
позицию, выработать системные компоненты саморегуляции (целеполагание,
моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекцию). Поскольку школа
должна готовить учащихся к той жизни, о которой сама еще не знает, то сегодня
ей важно обеспечить общекультурное, личностное, познавательное развитие
учащегося, сформировать у него способность проектировать перспективы своего
развития.
Цели образования меняются: от передачи
фактических знаний и алгоритмов к передаче и развитию способов действий и
деятельностей по взаимодействию с внешним и внутренним миром. Для их реализации
и с целью решения противоречия современной системы образования между быстрым
темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их
усвоения индивидом педагогическая теория и практика переходит к максимальному
развитию способностей человека, саморегуляции и самообразованию. На эти
основные показатели качества современного образовательного процесса и нацелены
новые образовательные стандарты.
Целью современного образования является усвоение
закономерностей явлений и процессов, многих способов действий, в том числе и
способов самостоятельного приобретения знаний и их умелого практического
использования. Самостоятельное приобретение знаний, способность к
познавательной деятельности лежат в основе творческих процессов: самообучения и самообразования.
Самообучение является начальным этапом самообразования. Самообучение и
самообразование нацеливают личность на объективное познание действительности,
на самопознание, самоорганизацию, самопостроение и самоопределение – процессы,
являющиеся показателями зрелости личности.
Главная
задача самообразования –
самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной
подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать
существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему. В основе
самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки,
качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной
потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных
волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием
внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые
путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно
реализуются.
В основе самообразования лежат приемы
деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:
· ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность, расставлять смысловые акценты;
· быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;
· осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;
· использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;
· расширять личностные образовательные интересы и потребности.
Подлинное самообразование невозможно без хорошо
сформированной культуры умственного труда — системы рациональных способов
умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения,
переработки и передачи знаний. Для этого необходим достаточно высокий уровень
развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности,
всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования
немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей. По
мнению Г.М.Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как
высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему
способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной
познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования
определенных качеств личности).
Хотя целью современного обучения в соответствии
с образовательными стандартами является не только усвоение учебных дисциплин,
но и развитие способности к самообразованию, саморазвитию, рефлексии, к
расширению и усложнению индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности,
работа в данном направлении по результатам исследования многих ученых ведется
хаотично. Образовательными стандартами общего образования заложен
самообразовательный компонент, предполагается немало времени для
самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная учебная работа — основное
средство формирования навыка самообучения, направленности на непрерывное
самообразование. В документе «Стратегия развития Российской Федерации до 2010
года» ставится задача «поднять роль самостоятельной работы и самообучения
учащихся». Но исследования ученых показали, что самообразовательная работа
учащихся зачастую проводится бессистемно или не ведется вовсе.
В данной программе на общепедагогическом уровне
рассматриваются вопросы теории и практики воспитания культуры самообразования и
формирования готовности к личностному самоопределению.
Актуальность данной работы обусловлена объективными
потребностями педагогической теории и практики в формировании у школьников в
условиях учебно-воспитательного процесса культуры самообразования и готовности
к личностному самоопределению.
Недостаточная в этом направлении работа в
образовательном учреждении происходит из-за отсутствия единой методической
системы формирования культуры самообразования и готовности к личностному
самоопределению.
Исследования многих педагогов и психологов подтверждают, что в
образовательных учебных программах не отводится специального времени для
овладения учащимися вышеперечисленными компетенциями. Как же восполнить этот
пробел?
Хотя сегодня до сих пор не существует единства в понимании сущности
терминов «компетенция» и «компетентность»,
большинство педагогов и психологов, теоретиков и практиков, под
образовательными (ключевыми) компетенциями понимают совокупность знаний,
умений, навыков и качеств личности, необходимых выпускнику для его
социально-психологической адаптации к постоянно изменяющимся условиям
реальности и обеспечивающих высокий потенциал благополучия в жизни. Без этих
психических образований, свойств личности невозможны ее организация и
нормальное функционирование, гармоничные отношения с окружающим и своим
собственным миром.
Ключевые компетенции чрезвычайно сложны для учета и измерения. Они проявляются
во всех видах деятельности личности, во всех ее отношениях с миром, отражают
духовный мир личности и смыслы ее деятельности. Для выработки у современного
школьника ключевых компетенций необходима методическая система, хорошо
подготовленные в этом вопросе педагоги. Главное, что должен понимать каждый
выпускник – его жизнь
еще много раз изменится к лучшему или к худшему – в зависимости от внешних
обстоятельств и, в большей степени, от собственной активности, – и к этому
нужно быть всегда готовым.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.