Педагогические технологии

  • Педсоветы
  • docx
  • 11.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на педсовет по теме: «Педагогические технологии, которые использую в своей работе». учителя математики
Иконка файла материала Выступление на педсовете.docx

                         Выступление на педсовете: « Выработка жизненной позиции»

Ворожейкиной Татьяны Евтифьевны

 

Цель: Воспитание личности, востребованной обществом

Современные экономические и социальные условия жизни предъявляют новые требования к выпускникам общеобразовательных школ: им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, мыслить творчески, обладать коммуникативными навыками, быть гибкими, быстро обучаемыми для освоения все новых и новых профессий, предприимчивыми, уметь принимать нестандартные решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, быть способными реализовать свой личностный потенциал. Любая дальнейшая деятельность вчерашних школьников предъявит требования к их личностным качествам. Чтобы, к примеру, не ошибиться в выборе профессии, необходимо соотнести свои свойства личности и возможности с требованиями будущей избираемой деятельности на основе личностного самоопределения.

Одними из важнейших результатов школьного образования в соответствии с его новыми целями и задачами являются: умение выпускника объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений. 

В результате ускорения темпов развития общества, в условиях рыночной экономики, где человек выступает активным субъектом на рынке труда, необходимо учитывать в развитии отечественного образования тот факт, что сегодняшнее базовое образование должно вооружить школьника умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, позволить выпускнику школы относительно легко осваивать новые профессии в будущем, иметь четкую жизненную позицию, выработать системные компоненты саморегуляции (целеполагание, моделирование, планирование, самоконтроль и самокоррекцию). Поскольку школа должна готовить учащихся к той жизни, о которой сама еще не знает, то сегодня ей важно обеспечить общекультурное, личностное, познавательное развитие учащегося, сформировать у него способность проектировать перспективы своего развития.

Цели образования меняются: от передачи фактических знаний и алгоритмов к передаче и развитию способов действий и деятельностей по взаимодействию с внешним и внутренним миром. Для их реализации и с целью решения противоречия современной системы образования между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом педагогическая теория и практика переходит к максимальному развитию способностей человека, саморегуляции и самообразованию. На эти основные показатели качества современного образовательного процесса и нацелены новые образовательные стандарты.

Целью современного образования является усвоение закономерностей явлений и процессов, многих способов действий, в том числе и способов самостоятельного приобретения знаний и их умелого практического использования. Самостоятельное приобретение знаний, способность к познавательной деятельности лежат в основе творческих процессов: самообучения и самообразования. Самообучение является начальным этапом самообразования. Самообучение и самообразование нацеливают личность на объективное познание действительности, на самопознание, самоорганизацию, самопостроение и самоопределение – процессы, являющиеся показателями зрелости личности.
Главная задача самообразования – самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему. В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

·         ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность,  расставлять смысловые акценты;

·         быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;

·         осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;

·         использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;

·         расширять личностные образовательные интересы и потребности.

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда — системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний. Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей. По мнению Г.М.Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности).
Хотя целью современного обучения в соответствии с образовательными стандартами является не только усвоение учебных дисциплин, но и развитие способности к самообразованию, саморазвитию, рефлексии, к расширению и усложнению индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности, работа в данном направлении по результатам исследования многих ученых ведется хаотично. Образовательными стандартами общего образования заложен самообразовательный компонент, предполагается немало времени для самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная учебная работа — основное средство формирования навыка самообучения, направленности на непрерывное самообразование. В документе «Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года» ставится задача «поднять роль самостоятельной работы и самообучения учащихся». Но исследования ученых показали, что самообразовательная работа учащихся зачастую проводится бессистемно или не ведется вовсе.
В данной программе на общепедагогическом уровне рассматриваются вопросы теории и практики воспитания культуры самообразования и формирования готовности к личностному самоопределению.
Актуальность данной работы обусловлена объективными потребностями педагогической теории и практики в формировании у школьников в условиях учебно-воспитательного процесса культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.
Недостаточная в этом направлении работа в образовательном учреждении происходит из-за отсутствия единой методической системы формирования культуры самообразования и готовности к личностному самоопределению.

Исследования многих педагогов и психологов подтверждают, что в образовательных учебных программах не отводится специального времени для овладения учащимися вышеперечисленными компетенциями. Как же восполнить этот пробел?
Хотя сегодня до сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность», большинство педагогов и психологов, теоретиков и практиков, под образовательными (ключевыми) компетенциями понимают совокупность знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых выпускнику для его социально-психологической адаптации к постоянно изменяющимся условиям реальности и обеспечивающих высокий потенциал благополучия в жизни. Без этих психических образований, свойств личности невозможны ее организация и нормальное функционирование, гармоничные отношения с окружающим и своим собственным миром.
Ключевые компетенции чрезвычайно сложны для учета и измерения. Они проявляются во всех видах деятельности личности, во всех ее отношениях с миром, отражают духовный мир личности и смыслы ее деятельности. Для выработки у современного школьника ключевых компетенций необходима методическая система, хорошо подготовленные в этом вопросе педагоги. Главное, что должен понимать каждый выпускник – его жизнь еще много раз изменится к лучшему или к худшему – в зависимости от внешних обстоятельств и, в большей степени, от собственной активности, – и к этому нужно быть всегда готовым.


 

Скачано с www.znanio.ru