Педагогические технологии

  • ppt
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педагогические технологии.ppt

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Становление новой парадигмы образования

Вхождение в мировое образовательное пространство;
Изменения в практике образовательного процесса;
Важнейшая составляющая педагогического процесса – личностно ориентированное взаимодействие обучающего с обучаемым.

Понятие педагогической технологии

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».

Педагогическая технология

Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Технология


Греческое происхождение
techne – искусство, мастерство
logos – слово, знание, учение, наука (более частое употребление)

«технология» = «наука об искусстве» или «наука о мастерстве»

Технология

«искусство» = «искусство выполнения определенной работы» =«мастерство»
«мастерство» - в массовом сознании = «высший , творческий уровень освоения определенной деятельности, уникальное явление»

Педагогическая технология

«Педагогическая технология» = «наука о педагогическом мастерстве» или «наука о педагогическом искусстве»

Источники и составляющие части педагогических технологий:

Социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
Наука: педагогика, психология, общественные науки;
Передовой педагогический опыт;
Опыт прошлого (отечественный и зарубежный)

ИЕРАРХИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

МЕТАТЕХНОЛОГИИ



















ОТРАСЛЕВЫЕ МАКРОТЕХНОЛОГИИ














МОДУЛЬНО-ЛОКАЛЬНЫЕ МЕЗОТЕХНОЛОГИИ






МИКРОТЕХНОЛОГИИ

Два аспекта технологичности

Четкая инструментальная постановка целей образовательного процесса, выбор методов, приемов, средств их достижения, проверка достижения цели.
Наличие в учебном процессе образовательных технологий

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ





ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС





ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОПИСАНИЕ




ШАГИ, СТУПЕНИ, ОПЕРАЦИИ


ДЕЙСТВИЯ, ПРИЕМЫ

ЗНАНИЯ О ПРОЦЕССЕ
- ЗАКОННОМЕРНОСТИ
ТЕРМИНЫ. ПОНЯТИЯ
-ОПЫТ ПРОШЛОШГО

МЕТОДОЛОГИЯ
- ПОЛОЖЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ
ФИЛОСОФ.ОСНОВЫ
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
ПОДХОДЫ

КЛАСИФИКАЦИЯ
ПРИЗНАКИ
- НАПРАВЛЕНИЯ
- ОРИЕНТАЦИЯ

ЗОНА РАЗВИТИЯ
ПРОЕКТЫ
- ПРОГНОЗ
- ОБОСНОВАНИЕ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

-АНАЛИЗ ОПЫТА
-ДИАГНОСТИКА ОСТОЯН
-ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ

-ВЫБОР СРЕДСТВ
-ПОСТРОЕНИЕ
ПРОГРАММ

ОРГАНИЗАЦИЯ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕЙ
-СОДЕРЖАНИЕ
-МЕТОДЫ И ФОРМЫ
УПРАВЛЕНИЕ

АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕЗУЛЬТАТЫ
МОНИТОРИНГА
- РЕФЛЕКСИЯ

ЦЕЛИ

КОНЦЕПЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

МОДЕЛЬ

НАЧАЛЬНЫЙ
ЭТАП

КОНЕЧНЫЙ
ЭТАП

КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

Концептуальность
Системность
Проектируемость
Структурированность
Управляемость
Диагностичность
Эффективность
Воспроизводимость

Технология и методика

Методическая система

Цели

Содержание

Методы

Формы

Средства

Приёмы

Методика

Технология

Схема технологического построения учебного процесса

Конкретные
учебные цели

Обучение

Оценка

Обобщенные
Цели и
Содержание
обучения

Поправки/коррекция

Поправки/коррекция

Образовательное целеполагание

Цель
предвосхищаемый результат деятельности
- предметная проекция будущего
- субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека
Задача – часть цели.

Виды педагогических технологий

Виды обучающих технологий

Личностно-ориентированные
Проблемно-развивающие
Мотивационного обеспечения
Обучения в сотрудничестве
Проектного обучения
Игровые
Дискуссионные
Модульные
Интерактивные

Выбор технологии определяется:

Видами знаний:

Фактуальными
Причинными
Сравнительными
Ассоциативными
Алгоритмическими
Процедурными
Оценочными
Системными
Абстрактными

Личностными особенностями преподавателя

в том числе:
Психофизическими
Половозрастными

а также:
Уровнем общей культуры
Педагогической грамотностью
Способностью к творчеству
и т.д.



Классификация технологий

По уровню применения

По философской основе

Классификация технологий

По ведущему фактору психического развития

По научной концепции

По ориентации на личностные структуры

Классификация технологий

По характеру содержания и структуры

По типу организации и управлению образовательной деятельностью

По подходу к ребёнку

Классификация технологий

По преобладающему методу

По категории обучающихся

По направлению модернизации существующей традиционной системы



Структура репродуктивного обучения

Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся.

     Алгоритм - это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций

  Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся :

выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий;
выделить сами обучающие действия;
определить способ связи обучающих и учебных действий.

Спасибо за внимание

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

  Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.

     Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

     1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.      2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.      3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.      4 Этап самоанализа.

Ведущие педагогические цели метода проектов:

намечать ведущие и текущие цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусмотреть последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки);
сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Порядок действий по проектированию педагогического объекта.