Становление новой парадигмы образования
Вхождение в мировое образовательное пространство;
Изменения в практике образовательного процесса;
Важнейшая составляющая педагогического процесса – личностно ориентированное взаимодействие обучающего с обучаемым.
Понятие педагогической технологии
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».
Педагогическая технология
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Технология
Греческое происхождение
techne – искусство, мастерство
logos – слово, знание, учение, наука (более частое употребление)
«технология» = «наука об искусстве» или «наука о мастерстве»
Технология
«искусство» = «искусство выполнения определенной работы» =«мастерство»
«мастерство» - в массовом сознании = «высший , творческий уровень освоения определенной деятельности, уникальное явление»
Педагогическая технология
«Педагогическая технология» = «наука о педагогическом мастерстве» или «наука о педагогическом искусстве»
Источники и составляющие части педагогических технологий:
Социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
Наука: педагогика, психология, общественные науки;
Передовой педагогический опыт;
Опыт прошлого (отечественный и зарубежный)
ИЕРАРХИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
МЕТАТЕХНОЛОГИИ
ОТРАСЛЕВЫЕ МАКРОТЕХНОЛОГИИ
МОДУЛЬНО-ЛОКАЛЬНЫЕ МЕЗОТЕХНОЛОГИИ
МИКРОТЕХНОЛОГИИ
Два аспекта технологичности
Четкая инструментальная постановка целей образовательного процесса, выбор методов, приемов, средств их достижения, проверка достижения цели.
Наличие в учебном процессе образовательных технологий
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
НАУЧНЫЙ АСПЕКТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС
ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОПИСАНИЕ
ШАГИ, СТУПЕНИ, ОПЕРАЦИИ
ДЕЙСТВИЯ, ПРИЕМЫ
ЗНАНИЯ О ПРОЦЕССЕ
- ЗАКОННОМЕРНОСТИ
ТЕРМИНЫ. ПОНЯТИЯ
-ОПЫТ ПРОШЛОШГО
МЕТОДОЛОГИЯ
- ПОЛОЖЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ
ФИЛОСОФ.ОСНОВЫ
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
ПОДХОДЫ
КЛАСИФИКАЦИЯ
ПРИЗНАКИ
- НАПРАВЛЕНИЯ
- ОРИЕНТАЦИЯ
ЗОНА РАЗВИТИЯ
ПРОЕКТЫ
- ПРОГНОЗ
- ОБОСНОВАНИЕ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
-АНАЛИЗ ОПЫТА
-ДИАГНОСТИКА ОСТОЯН
-ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ
ПЛАНИРОВАНИЕ
-ВЫБОР СРЕДСТВ
-ПОСТРОЕНИЕ
ПРОГРАММ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
РЕАЛИЗАЦИЯ
ИДЕЙ
-СОДЕРЖАНИЕ
-МЕТОДЫ И ФОРМЫ
УПРАВЛЕНИЕ
АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕЗУЛЬТАТЫ
МОНИТОРИНГА
- РЕФЛЕКСИЯ
ЦЕЛИ
КОНЦЕПЦИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
МОДЕЛЬ
НАЧАЛЬНЫЙ
ЭТАП
КОНЕЧНЫЙ
ЭТАП
КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ
Концептуальность
Системность
Проектируемость
Структурированность
Управляемость
Диагностичность
Эффективность
Воспроизводимость
Схема технологического построения учебного процесса
Конкретные
учебные цели
Обучение
Оценка
Обобщенные
Цели и
Содержание
обучения
Поправки/коррекция
Поправки/коррекция
Образовательное целеполагание
Цель
предвосхищаемый результат деятельности
- предметная проекция будущего
- субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека
Задача – часть цели.
Виды обучающих технологий
Личностно-ориентированные
Проблемно-развивающие
Мотивационного обеспечения
Обучения в сотрудничестве
Проектного обучения
Игровые
Дискуссионные
Модульные
Интерактивные
Выбор технологии определяется:
Видами знаний:
Фактуальными
Причинными
Сравнительными
Ассоциативными
Алгоритмическими
Процедурными
Оценочными
Системными
Абстрактными
Личностными особенностями преподавателя
Классификация технологий
По ведущему фактору психического развития
По научной концепции
По ориентации на личностные структуры
Классификация технологий
По характеру содержания и структуры
По типу организации и управлению образовательной деятельностью
По подходу к ребёнку
Классификация технологий
По преобладающему методу
По категории обучающихся
По направлению модернизации существующей традиционной системы
Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся.
Алгоритм - это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций
Деятельность учителя по алгоритмизации деятельности учащихся :
выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий;
выделить сами обучающие действия;
определить способ связи обучающих и учебных действий.
Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. 2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. 3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. 4 Этап самоанализа.
Ведущие педагогические цели метода проектов:
намечать ведущие и текущие цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусмотреть последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки);
сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.