Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение
«Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты РФ
методический доклад
по теме «Педагогические технологии инклюзивного образования.
Подготовила
преподаватель юридических
дисциплин
Максимова Любовь Леонидовна
Оренбург 2022 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Уровень развития цивилизации не в последнюю очередь определяется отношением его членов к людям с ограниченными возможностями. В настоящее время подавляющее большинство стран активно ведут работы в области обустройства без барьерных условий для людей с ограниченными возможностями. Россия не является исключением.
Одна из важнейших задач государства – реализация права людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования наравне со всеми. Данный тезис прописан в Федеральном законе «Об образовании в РФ» [2], а также в Конвенции «О правах инвалидов» [1]. Решению этой задачи и призвано помочь инклюзивное образование. Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» под «инклюзивным образованием» понимается «...обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с четом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В условиях реализации ФГОС и программы «Доступная среда» [3] в РФ были сделаны попытки построения доступного пространства для данной категории детей. В Российской Федерации осуществляется реализация проекта «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями».
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы очень важна. В настоящее время педагогические коллективы образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, способствующие решению задач инклюзивного образования.
Одной из стержневых проблем, решение которой создает необходимые стартовые условия для формирования дальнейшей достойной жизни молодого трудоспособного инвалида, является обеспечение профессиональной деятельностью, адекватной потребностям и возможностям индивида, способствующей его социальной, физической и нравственной реабилитации, восстановлению его социальных связей, повышению качества жизни. Именно поэтому актуальной задачей общества является развитие возможностей для социализации инвалидов.
Стоит учитывать, что социализация инвалидов, особенно детей-инвалидов, представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Другой проблемой социализации молодежи, имеющей ограниченные возможности здоровья, является проблема установления межличностных отношений или контактов. Во время учебы в колледже общение межличностного характера возможно не только в процессе аудиторного изучения какой-то учебной дисциплины, но и на неформальном уровне, вне занятий.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех обучающихся и их способности к обучению, которое ведётся способом, наиболее подходящим данному индивидууму.
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. В настоящее время педагогические коллективы образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, способствующие решению задач инклюзивного образования в том числе.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Технологии инклюзивного образования – это те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей.
Выделяются две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические.
Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция обучающегося в воспитательно-образовательном процессе, отношение к нему со стороны педагогических работников. Педагог в процессе образовательного процесса придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе».
Цель деятельности педагогов нашего колледжа - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого обучающегося. Для достижения этой цели педагоги в своей профессиональной деятельности ставят и решают особые профессиональные задачи. В частности, такой задачей является освоение технологий, методов, приёмов, форм организации работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
На первом этапе организации инклюзивного образования мы используем технологию сотрудничества всех участников образовательного процесса – обучающихся, родителей, педагогических работников. Педагоги, достаточно тесно взаимодействуют с семьями наших воспитанников. Важно уже при первом знакомстве установить контакт не только с обучающимися, но и с родителями. Очень важно при этом, чтобы родители сами захотели поделиться с педагогом проблемами своих детей, рассказали о своих пожеланиях. Эту информацию от них мы можем получить, предложив им ответить на вопросы анкеты, либо в личной беседе после общей встречи. Главное, чтобы родители почувствовали доверие и захотели поделиться информацией. Это станет возможным, если педагог сам начнет разговор о том, что образовательное учреждение заботится обо всех обучающихся и предусматривает разные возможности для разных детей. Итак, применение технологии сотрудничества при организации инклюзивного образования состоит в знакомстве и формировании основ взаимодействия всех участников образовательного процесса – детей, педагогов, специалистов, родителей.
Технология индивидуального обучения и технологию создания успеха для обучающихся. Здесь особенно важным является создание условий для благополучного развития и обучения с учетом его индивидуальных возможностей. У обучающихся с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому важно предоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе, почувствовать себя в «ситуации успеха» участвующим в общей работе. Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется за счет того, что учащимся даются задания, отличающиеся в зависимости от индивидуальных особенностей.
При организации индивидуальной работы на уроке - выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради - необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одногруппниками.
При включении особенного ребенка во взаимодействие с одногруппниками используется технология гуманного воспитания. Когда особенный ребенок приходит в образовательное учреждение, его окружает большое количество новых людей, важной задачей педагога становится включение ребенка во взаимодействие с одногруппниками, способствовать формированию отношения доверия, сотрудничества и взаимопомощи в коллективе группы.
Технологии дифференциации обучения, которая обусловлена: противоречием между традиционными коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала; разным уровнем интереса учащихся; различиями в готовности к усвоению материала и т.д. Г.К. Селевко рассматривает дифференцированное обучение как форму организации учебно-воспитательного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, созданной с учетом наличия у них каких-либо значимых для ученого процесса общих качеств.
Технология «портфолио» позволяет реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход с учетом не только умственных, но и физических данных учеников, не акцентируя и не выделяя их «ограниченные возможности».
Роль педагога при создании модульного портфолио - научить обучающегося всесторонне использовать интернет-ресурсы (поисковая система, электронная библиотека, виртуальный музей и др.).
Технология взаимного обучения основана на предположении, что обучающиеся могут многому научиться друг у друга. Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных навыков и знаний. На этапе первоначального обучения используется редко. Эта технология является дополнительной по отношению к другим методам обучения. На первых порах педагогом отмечается и одобряется не столько сам результат, сколько согласованность, сплоченность, умение сотрудничать.
Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у детей в образовательном процессе - создание благоприятных социально-психологических условий для преодоления «вторичных» дефектов, квалифицированная психолого-педагогическая поддержка.
Информационно-коммуникационные технологии в работе с обучающимися-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья являются необходимым условием работы на занятиях и в дистанционном режиме.
Интерактивные технологии, позволяют наладить контакт со сверстниками в группе и педагогами; создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно использовать различные варианты; педагогам самостоятельно создавать для обучающегося учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.
Дистанционные технологии позволяют получать знания и активно участвовать в учебном процессе обучающимся удаленно. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов и педагогов, ведь именно от них зависит успешное обучение студентов.
«Абилимпикс» – олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Участие и победы в них оказывают серьезное влияние на формирование культуры отношений, профориентацию, мотивацию, социализацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере. Движение «Абилимпикс» эффективно меняет отношение общества к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует государство создавать все необходимые условия для получения доступного образования любого уровня, а также мотивирует самих инвалидов к получению специальности и хорошей работы.
Таким образом, инклюзивный подход делает акцент на возможности для всех учиться вместе. В связи с этим разрабатываются разнообразные технологии, которые помогают обучающимся с ОВЗ и инвалидам почувствовать себя полноценными членами общества и успешно пройти адаптационный период, а обычным студентам воспитать в себе толерантное отношение к «особым» людям и научиться принимать людей такими, какие они есть.
Список использованных источников:
1. Конвенция «О правах инвалидов», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006 и вступившая в силу 03.05.2008 (ратифицирована РФ 25.09.2012)
4. Педагогика: учебник/Г.М.Коджаспирова. - М: КНОРУС, 2018. -744 с.
5. Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ – режим доступа - https://www.spo.wil.ru/
6. Леонтьев Д., Александрова Л., Лебедева А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М.: Смысл, 2017. – 79с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.