Педагогические технологии, используемые на уроках обществознания, истории и во внеурочное время
Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.
Социальную компетентность – развиваю, организуя групповое взаимодействие, используя технологии сотрудничества, что способствует развитию коммуникативных навыков. ( диспуты, дебаты, игры, викторины)
Личностную компетентность – формирую посредством организации самостоятельной работы и оценки достижений самими учащимися ( работа с историческими источниками, документами, фото)
Предметно – практическая компетентность – организую проектную деятельность, использую проблемное обучение.
Гражданское – патриотическое и правовое образование и воспитание сегодня немыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порожденных ситуацией, составления плана практических действий и т.п.
Педагогические технологии, используемые на уроке истории:
1) технология оценки события глазами разных людей – рассмотрение исторических фактов и их нравственное осмысление с позиции различных личностей, социальных групп, очевидцев, публицистов, историков;
2) технология переноса в изучаемую эпоху или событие;
3) технология «Имя в истории»– обнаружение духовной связи своего имени с именами, которые хранит история человечества;
4) технология оценки величия человека, исходя из нравственных критериев – рассмотрение поведения человека в соответствии с системой ценностей того общества, в котором он жил, и системы личных ценностей;
5) технология бинарного урока – поиск интегрирующей основы при рассмотрении исторических событий учителями разных предметов;
6) технология духовного эпицентра – рассмотрение исторических объектов, через которые проходили разные исторические события на протяжении всей истории их существования;
7) технология выхода на вечную тему – поиск вечных тем, затрагиваемых историей и ее реальными лицами.
Новое содержание образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику форм и методов личностно-ориентированного обучения, связанных с возрастными и личностными особенностями учащихся. Мною широко используются следующие формы занятий:
1) лабораторные работы (предусматривают анализ исторических источников, связанных общей темой);
2) практикумы (решение серии познавательных задач в группах или индивидуально);
3) ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно-дискуссионные);
4) характеристика исторических альтернатив;
5) моделирование хода событий;
6) диспуты;
7) «круглые столы»;
8) дискуссии (структурированные, командные, проекты, групповые).
Курс обществознания позволяет учащимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника…). Раздел «Право» направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом.
Одним из способов решения проблемы гражданского образования на уроках обществознания, а через него и социализации школьников является внедрение в школьную практику социальных проектов. В ходе работы над проектами происходит формирование творчески мыслящей личности ученика, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны. Первым шагом в обучении школьников социальному проектированию является овладение методикой социальной пробы.
Методика социальной пробы – действия социальной активности, в ходе которых подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях – знакомится с «внешней средой», получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная проба – это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание.
Целями социальной пробы являются:
• осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;
• получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом);
• присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения.
Виды социальной пробы: экскурсия; интервью; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; социологическое исследование; встреча с компетентным специалистом.
Объектами социальной пробы могут выступать:
1) социальные институты;
2) социальная среда;
3) социальные явления и отношения.
В ходе социальной пробы подросток сталкивается с социальными объектами, и он уже имеет какой-то опыт общения с этими структурами, явлениями (у него есть представление о том, например, что такое «детский алкоголизм» или «как работает магазин»). Но эти представления подростка – житейские, обыденные, связанные с мифами общественного сознания.
Социальная проба должна помочь учащемуся отделить в своем сознании представление о социальном объекте, основанное на чужом мнении или на неполном, однобоком восприятии действительности, от собственно своего мнения – результата осмысления проблемы, перерастающего в убеждение.
Так, на уроках истории и обществознания строится процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, области и страны в целом.
2.3 Формирование гражданско-патриотических компетенций средствами внеурочной деятельности
Во внеклассной деятельности реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма: творческие фестивали, конкурсы, выставки, празднование Дней воинской Славы России, участие в митингах в День Победы, День памяти и скорби, встречи с ветеранами, участниками боевых действий и др. Для совершенствования процесса военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в школе проводится игра «Зарница». В школе действуют уголки и музейные экспозиции, посвящённые истории родного края и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Ежегодно проводится анкетирование учащихся (анкета «Патриот»), данные анализируются и используются для совершенствования работы.
Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, особенно в старших классах, я использую исследовательские работы
Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в районный архив, посещаем библиотеки, органы местного самоуправления, проводим опросы жителей села.
-правовые конкурсы знаний и викторины: «Конвенции о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», «Знатоки Конституции», «Символы государства», «Права детей забота государства», «Я- гражданин» . « Выборы в школьную Думу» презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; в частности по темам «Подросток и его права»; «Права ребенка в России», «Проблемы молодежи»,; правовые конференции и ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и мое село », «Наши ветераны», «Моя родословная».
В настоящее время в школе сложилась определенная система краеведческой работы. Ее содержание определяется следующими составляющими: привлечение краеведческого материала в уроки истории и обществознания, краеведение через спецкурсы и через внеклассную работу.
В последние годы во многих школах страны получила распространение такая форма работы как музейный урок, который стал средством патриотического воспитания. Эта форма не новая, но эффективная. Связано с поиском оптимальных методов и путей патриотического воспитания подрастающего поколения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.