МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано:
Утверждаю:
МО классных руководителей
Зам. директора по ВР
Протокол № 1 от 31.08.2023г.
_______________Носова Л.Г.
Рабочая
программа курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального
направления
«Научное общество « Новые горизонты»
Уровень: основное общее образование
Возраст учащихся: 16-17 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Солодкина Галина Владимировна,
учитель истории и обществознания
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта основного
общего
образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей
обучающихся 10-11 классов и направлена на достижение
планируемых
результатов освоения программы основного общего
образования с учетом
выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной
деятельности. Важность реализации программы обусловлена
особенностью
социально-значимой и коммуникативной деятельности,
которые лежат в
основе развития современного мира, являются залогом
общественного
прогресса и важным условием индивидуального развития
человека.
Программа «Научное общество учащихся «Новые горизонты»»
реализуется в коллективе обучающихся с десятого
и одиннадцатого классов. Программа
рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Выполнение
программы основано
на теоретической и практической деятельности, в
рамках которых
предусмотрены такие формы занятий, как беседы,
проектные и
исследовательские работы, деловые игры,
самостоятельная работа
школьников. Кроме того, формы занятий предполагают
сочетание
индивидуальной и групповой работы школьников,
предоставляют им
возможность проявить и развить самостоятельность.
Программа курса внеурочной деятельности «Научное
общество
учащихся «Новые горизонты»» разработана с учетом
рекомендаций Рабочей
программы воспитания МКОУ Новоспасской СОШ. Это
позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и
на нравственное,
социальное развитие ребенка, что проявляется в:
-приоритете личностных результатов реализации
программы
внеурочной деятельности;
-высокой степени самостоятельности школьников, что
является
важным компонентом воспитания ответственного
гражданина;
-ориентации школьников на подчеркиваемую Рабочей
программой
воспитания социальную значимость реализуемой ими
деятельности;
-интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих
их
большую вовлеченность в совместную с педагогом и
другими детьми
деятельность и возможность образования на ее основе
детско-взрослых
общностей.
Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
Личностные:
- создать условия для самовыражения и самореализации;
- развивать творческое мышление;
- формировать аналитическое отношение к собственной деятельности.
Образовательные:
- помочь в профессиональном самоопределении и обеспечение условий профессионального роста;
- совершенствовать навыки научно-исследовательской деятельности;
- популяризация научных знаний;
- утверждение престижа образования;
- вооружить методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности;
Метапредметные:
- углубить знания в выбранных сферах науки и культуры;
- расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
- выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
- активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки
Планируемые результаты освоения
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты должны отражать:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
3) готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
• учебно-познавательные
• информационные
• коммуникативные
• социально-трудовые
• компетенции личностного самосовершенствования
2. Формы организации и виды деятельности
Виды исследовательской работы:
- проблемно-реферативный (аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения);
- аналитико-систематизирующий (наблюдение, фиксация, анализ, синтез,систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений);
- диагностико-прогностический (изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования));
-изобрет ательско-рационализаторский (усовершенствование имеющихся,проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов);
- экспериментально-исследовательский (проверка предложения о подтверждении или опровержении результата);
- проектно-поисковый (поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний).
Режим занятий гибкий: общее число – 35 в год. Продолжительность одного занятия 40 минут. При необходимости проведение занятий возможно в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем.
Формы представления результатов
Защита личного выполненного обучающимся самостоятельно, под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа данного курса ориентирована на формирование у обучающихся таких компетенций, как:
– компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
– социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
– компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.
Деятельность НОО осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями, участие в конкурсах проектно-исследовательской деятельности на различных уровнях. Учащиеся избирают индивидуальную форму работы или объединяются в творческие группы. Подбор исследовательской задачи по сложности и объему позволяет задействовать в этой форме работы учащиеся самых разнообразных возрастов, способностей и склонностей, что говорит о чрезвычайно высокой адаптивности этой формы обучений. Члены НОУ могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя. Итоги работы НОУ подводятся на ежегодном школьном мероприятии «Закрытие сезона НОУ». Лучшие работы представляют на районные, региональные, российские и международные конференции и конкурсы.
Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. В результате выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений и навыков (учебно-организационные, учебно- интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные); обучающиеся получают новые и личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают навык исследования как способа освоения действительности. Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий. Всё это позволяет человеку в будущем получить профессиональное образование, стать успешным и конкурентоспособным в жизни.
Образовательные линии курса - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.
Ценностные линии курса – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.
Деятельностные линии курса - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
Творческие линии курса - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.
Первый этап - формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.
Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.
Третий - исследовательский этап. Обучающиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Основные виды деятельности |
Кол-во часов |
1 |
Определение темы исследования |
Уметь задавать и отвечать на вопросы |
1 |
2-3 |
Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет). |
Умение работать с текстом, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии |
2 |
4 |
Конспектирование источников информации |
Умение работать с текстом, схемой |
1 |
5 |
Чтение научной литературы и источников |
Умение работать с текстом, схемой |
1 |
6-7 |
Сбор информации |
Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать |
2 |
8 |
Постановка цели и задач исследования |
Уметь задавать и отвечать на вопросы |
1 |
9 |
Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы. |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов |
1 |
10- 11 |
Аналитическая часть работы. Выбор методов исследования, частных методик. |
Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать |
2 |
12 |
Создание структуры исследовательской работы (с названиями глав, параграфов). |
Уметь задавать и отвечать на вопросы |
1 |
13- 15 |
Написание введения. |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов |
3 |
16 |
Предзащита (защита введения). |
Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать |
1 |
17- 19 |
Описание теоретической части исследования. |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов |
3 |
20 |
Проведение опытно- экспериментальной части работы. |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов |
1 |
21- 22 |
Обработка результатов опытно-экспериментальной части. |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов |
2 |
23 |
Получение и формулировка выводов. |
Умение работать с текстом, схемой |
1 |
24- 26 |
Описание опытно- экспериментальной части. |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов |
3 |
27- 29 |
Формирование общего текста исследовательской |
Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать |
3 |
|
работы всоответствии со структурой. |
|
|
30 |
Создание оглавления. |
Умение работать с текстом, схемой |
1 |
31- 33 |
Сдача текста работы научному руководителю. Внесение исправлений и дополнений |
Уметь задавать и отвечать на вопросы |
3 |
33- 34 |
Подготовка к предзащите, публичному выступлению на конференции |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов |
1/2 |
35 |
Итоговое занятие |
Защита проекта |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.