Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Научное общество « Новые горизонты»
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Научное общество « Новые горизонты»

Оценка 4.8
docx
24.10.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности                          общеинтеллектуального направления               «Научное общество « Новые горизонты»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Научное общество обучающихся».docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано:                                                                         Утверждаю:
МО классных руководителей                                                          Зам. директора по ВР
Протокол № 1   от  31.08.2023г.                                                      _______________Носова Л.Г.



 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
                         общеинтеллектуального направления
              «Научное общество « Новые горизонты»

 


Уровень:  основное общее образование
Возраст учащихся: 16-17 лет
Срок реализации 1 год

 

 

Составитель:
Солодкина Галина Владимировна,
учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся 10-11 классов и направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы основного общего образования с учетом
выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Важность реализации программы обусловлена особенностью
социально-значимой и коммуникативной деятельности, которые лежат в
основе развития современного мира, являются залогом общественного
прогресса и важным условием индивидуального развития человека.
Программа «Научное общество учащихся «Новые горизонты»» реализуется в коллективе обучающихся с десятого и одиннадцатого классов. Программа
рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Выполнение программы основано
на теоретической и практической деятельности, в рамках которых
предусмотрены такие формы занятий, как беседы, проектные и
исследовательские работы, деловые игры, самостоятельная работа
школьников. Кроме того, формы занятий предполагают сочетание
индивидуальной и групповой работы школьников, предоставляют им
возможность проявить и развить самостоятельность.
Программа курса внеурочной деятельности «Научное общество
учащихся «Новые горизонты»» разработана с учетом рекомендаций Рабочей
программы воспитания МКОУ Новоспасской СОШ. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребенка, что проявляется в:
-приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности;
-высокой степени самостоятельности школьников, что является
важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
-ориентации школьников на подчеркиваемую Рабочей программой
воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности;
-интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их
большую вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми
деятельность и возможность образования на ее основе детско-взрослых
общностей.

Цель курса - трансформация процесса развития интеллек­туально-творческого потенциала личности ребенка путем со­вершенствования его исследовательских способностей в про­цесс саморазвития.

Задачи курса:

Личностные:

-  создать условия для самовыражения и самореализации;

-  развивать творческое мышление;

-  формировать аналитическое отношение к собственной деятельности.

Образовательные:

- помочь в профессиональном самоопределении и обеспечение условий профессионального роста;

-  совершенствовать навыки научно-исследовательской деятельности;

-  популяризация научных знаний;

-  утверждение престижа образования;

-  вооружить методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности интеллектуальной деятельности;

Метапредметные:

-  углубить знания в выбранных сферах науки и культуры;

- расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;

- выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

- активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки

Планируемые результаты освоения

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты должны отражать:

1)   сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

2)    сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

3)    готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

4)      навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности;

5)    нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

6)   готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

6)       эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

7)        осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты должны отражать:

1)    умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2)    умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

3)   владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4)             готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5)       умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и

организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6)    владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

7)    владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:

  учебно-познавательные

  информационные

  коммуникативные

  социально-трудовые

  компетенции личностного самосовершенствования

2.   Формы организации и виды деятельности

Виды исследовательской работы:

-     проблемно-реферативный (аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения);

-                 аналитико-систематизирующий (наблюдение, фиксация, анализ, синтез,систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений);

-          диагностико-прогностический (изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования));

-изобрет                ательско-рационализаторский                (усовершенствование имеющихся,проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов);

-                  экспериментально-исследовательский (проверка предложения о подтверждении или опровержении результата);

-     проектно-поисковый (поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний).

Режим занятий гибкий: общее число – 35 в год. Продолжительность одного занятия 40 минут. При необходимости проведение занятий возможно в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем.

Формы представления результатов

Защита личного выполненного обучающимся самостоятельно, под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

-       сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

-               сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

-      способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

 

3.   Содержание курса внеурочной деятельности

Программа данного курса ориентирована на формирование у обучающихся таких компетенций, как:

          компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

          социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;

          компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

Деятельность НОО осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями, участие в конкурсах проектно-исследовательской деятельности на различных уровнях. Учащиеся избирают индивидуальную форму работы или объединяются в творческие группы. Подбор исследовательской задачи по сложности и объему позволяет задействовать в этой форме работы учащиеся самых разнообразных возрастов, способностей и склонностей, что говорит о чрезвычайно высокой адаптивности этой формы обучений. Члены НОУ могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя. Итоги работы НОУ подводятся на ежегодном школьном мероприятии «Закрытие сезона НОУ». Лучшие работы представляют на районные, региональные, российские и международные конференции и конкурсы.

Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. В результате выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений и навыков (учебно-организационные, учебно- интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные); обучающиеся получают новые и личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают навык исследования как способа освоения действительности. Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий. Всё это позволяет человеку в будущем получить профессиональное образование, стать успешным и конкурентоспособным в жизни.

Образовательные линии курса - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.

Ценностные линии курса – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.

Деятельностные линии курса - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.

Творческие линии курса - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

Первый этап - формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.

Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.

Третий - исследовательский этап. Обучающиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов.

 

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Основные виды деятельности

Кол-во часов

1

Определение темы исследования

Уметь задавать и отвечать на вопросы

1

 

2-3

Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет).

Умение работать с текстом, схемой, задавать и отвечать на вопросы,

участвовать в дискуссии

 

2

4

Конспектирование

источников информации

Умение работать с текстом, схемой

1

5

Чтение научной

литературы и источников

Умение работать с текстом, схемой

1

6-7

Сбор информации

Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать

2

8

Постановка цели и задач исследования

Уметь задавать и отвечать на вопросы

1

 

9

Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

 

1

 

10-

11

Аналитическая часть работы. Выбор методов исследования, частных методик.

 

Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать

 

2

 

12

Создание структуры

исследовательской работы названиями глав,

параграфов).

 

Уметь задавать и отвечать на вопросы

 

1

13-

15

Написание введения.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

3

16

Предзащита (защита введения).

Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать

1

17-

19

Описание теоретической части исследования.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

3

 

20

Проведение опытно- экспериментальной части работы.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

 

1

21-

22

Обработка результатов опытно-экспериментальной части.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

 

2

23

Получение и формулировка выводов.

Умение работать с текстом, схемой

1

24-

26

Описание опытно- экспериментальной части.

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

3

27-

29

Формирование общего текста исследовательской

Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать

3

 

работы всоответствии со структурой.

 

 

30

Создание оглавления.

Умение работать с текстом, схемой

1

 

31-

33

Сдача текста работы

научному руководителю. Внесение исправлений и дополнений

 

Уметь задавать и отвечать на вопросы

 

3

33-

34

Подготовка к предзащите, публичному выступлению на конференции

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

 

1/2

35

Итоговое занятие

Защита проекта

1

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Программа разработана в соответствии с требованиями

Цель курса - трансформация процесса развития интеллек­туально-творческого потенциала личности ребенка путем со­вершенствования его исследовательских способностей в про­цесс саморазвития

Цель курса - трансформация процесса развития интеллек­туально-творческого потенциала личности ребенка путем со­вершенствования его исследовательских способностей в про­цесс саморазвития

Метапредметные результаты должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для…

Метапредметные результаты должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для…

Рабочая программа предусматривает развитие компетенций: • учебно-познавательные • информационные • коммуникативные • социально-трудовые • компетенции личностного самосовершенствования 1

Рабочая программа предусматривает развитие компетенций: • учебно-познавательные • информационные • коммуникативные • социально-трудовые • компетенции личностного самосовершенствования 1

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий

Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий

Тема занятия Основные виды деятельности

Тема занятия Основные виды деятельности

Обработка результатов опытно-экспериментальной части

Обработка результатов опытно-экспериментальной части
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2023