Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб любителей истории» (для 5–7 классов образовательных организаций)
Оценка 4.9

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб любителей истории» (для 5–7 классов образовательных организаций)

Оценка 4.9
docx
24.10.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб любителей истории» (для 5–7 классов образовательных организаций)
клуб любителей истории 5-7.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано:                                                                         Утверждаю:
МО классных руководителей                                                          Зам. директора по ВР
Протокол № 1   от  31.08.2023г.                                                      _______________Носова Л.Г.



 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Клуб любителей истории»

(для 5–7 классов образовательных организаций)

 


Возраст учащихся: 11-13 лет
Срок реализации 1 год

                                                                                                      

Составитель:
Солодкина Галина Владимировна,
учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               2023-2024 учебный год

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

                            

Пояснительная записка

3

Общая характеристика учебного курса «Клуб любителей истории

8

Место курса в учебном плане

11

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

12

Планируемые результаты освоения учебного курса

13

Содержание учебного курса

17

Тематическое планирование учебного курса  с  определением видов учебной деятельности

18

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

22

 

 


Пояснительная записка

 

В современном обществе нельзя представить образование как сумму конкретных образовательных услуг, приобретение набора необходимых навыков. Очевидно, что подобный подход обедняет смысл понятия «образование». Вспомним, что слово

«образование»    произошло    от    старославянского    слова    «образ»,    означающего

«изображение, пример, икона».

 

Разрешение данного противоречия кроется в расширении значения понятия

«образование», привнесении в него личностных смыслов. Образование для человека

— это прежде всего поиск ответов на самые главные вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моего существования?». Необходимо преодолеть возникшее сегодня отчуждение ребенка от процесса и результатов образования. Недопустима ситуация, когда ученик не понимает, зачем он ходит в школу. Не случайно среди личностных универсальных учебных действий федеральный государственный образовательный стандарт выделяет «ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, готовность и способность обучающихся к саморазвитию».

Сегодня роль школы в формировании у ребенка ценностных ориентиров, приобщении его к культурным и социально-историческим традициям российского общества является неоспоримой. Эта задача возлагается на школу государством, диктуется социальным заказом, ожиданиями родителей. Учитель сегодня просто не может отделить в своей работе обучающие задачи от воспитательных, построить преподавание как формальное сообщение фактов.

Приоритетным направлением государственной политики в области образования, отраженным в основных нормативных правовых и стратегических документах, является ориентация современной образовательной системы на развитие человека, на его потребности, ценности и интересы.

Закон «Об образовании в РФ» трактует содержание «образования» не только как


«знания, умения, навыки», но и как «ценностные установки», «опыт деятельности». Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе предполагает обязательное наличие курсов внеурочной деятельности, их направленность на достижение личностных и метапредметных результатов.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее Стратегия), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегией определены следующие направления воспитания подрастающего поколения:

  гражданское воспитание;

  патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;

  духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;

  приобщение детей к культурному наследию;

  популяризация научных знаний среди детей;

  физическое воспитание и формирование культуры здоровья;

  трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

  экологическое воспитание.

Повышение значимости личностных результатов образования предполагает активное использование современных образовательных технологий. Для того чтобы получаемые в школе знания обрели для ребенка действительно личностный смысл, они должны быть частью его личного опыта, результатом его самостоятельного труда, продуктом его активной учебно-познавательной деятельности. Необходимость перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся сегодня находит отражение и в нормативных требованиях к организации современного образовательного процесса.


В основу федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Профессиональный стандарт педагога определяет в качестве обязательных трудовых действий учителя при осуществлении им трудовой функции «обучение» формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. В то же время необходимость перехода к активным формам получения образования диктуется самими учениками и их родителями и естественным образом входит в современную школу, во многом вопреки сложившейся традиционной педагогике.

Работающий в современной школе учитель видит, как быстро меняется ученическая аудитория, и с каждым годом на практике убеждается в невозможности преподавать старыми, традиционными методами. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве приоритетной задачи рассматривает «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества». При этом важно опираться на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».

Выпускник современной школы это человек, осознанно принимающий ценности патриотизма, гражданственности, социальной солидарности, семьи. Очевидно, что недостаточно просто познакомить ребенка с этими ценностями, сообщить их ему. Необходимо, чтобы они стали внутренними личностными установками подростка, искренне разделялись им, составляли основу его мировоззрения, не вступали в противоречие с его взглядами на жизнь.


Таким образом, первоочередная роль школы сегодня заключается в формировании духовно-нравственного облика ученика: его ценностных ориентиров, внутренней духовной культуры — и оказании ему адресной поддержки в достижении его собственного личностного образовательного результата. Такое построение образовательного процесса предполагает внимание к особым индивидуальным потребностям каждого ребенка, учет его интересов и развитие его способностей. А осуществить эту задачу возможно средствами современных образовательных технологий, широкое применение которых, в свою очередь, требует обновления профессиональных компетенций педагогов.

Примерная программа учебного курса «Клуб любителей истории», входящего в предметную область «Общественно-научные предметы» и реализующего воспитательный потенциал учебного предмета «История России», составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения и к структуре основной образовательной программы основного общего образования, Примерной программы воспитания1 на уровне основного общего образования и с опорой на следующие нормативные документы:

         Конституция Российской Федерации (1993 г.);

         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. 1577).

         Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. 1666».

 


1 Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). https://fgosreestr.ru


         Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

         Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о подготовке и представлении федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование»;

         Постановление правительства   РФ   от   30   декабря   2015   г.   №   1493   о

«Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.».

         Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

         Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

 

Общая характеристика курса

 

Учебный курс  использует воспитательные возможности содержания учебного предмета «История России» в рамках модуля

«Курсы внеурочной деятельности», определяемого Программой воспитания.

 

Цель курса патриотическое и духовно- нравственное воспитание обучающихся посредством приобщения их к историческому и культурному наследию нашей страны и реализации воспитательного потенциала содержания предмета «История России» через подбор соответствующего материала для чтения, создание проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях, использование интерактивных форм работы с обучающимися, характерных для внеурочной деятельности.

Направленность курса на личностное развитие обучающихся отвечает целевым установкам Программы воспитания. Сформулированный в Программе воспитания современный национальный воспитательный идеал определяет цель воспитания в


общеобразовательной организации как создание условий для личностного развития обучающегося, в процессе которого формируется высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Воспитательный идеал основывается на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), к которым можно отнести и историю как одну из основных форм самосознания нашего народа. В цели предмета «История России» традиционно входит передача от поколения к поколению нравственных ценностей единого российского народа, что способствует формированию и воспитанию личности и гармонично сочетается с целями программы по воспитанию и социализации обучающихся подросткового возраста на уровне основного общего образования. Программа воспитания называет целевым приоритетом на этом уровне образования создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

·        к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

·        к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

·        к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

·        к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

·        к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

·        к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;


·        к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

·        к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

·        к   окружающим   людям    как    безусловной    и    абсолютной    ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

·     к   самим    себе    как    хозяевам    своей    судьбы,    самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.2

Содержательно курс «Клуб любителей истории» соотносится с учебным предметом «История России», предваряя его систематическое изучение в 6-9 классах. Данный учебный курс направлен на личностное развитие обучающихся в соответствии с практической реализацией цели и задач воспитания в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, что позволяет соединить решение следующих воспитательных и образовательных задач:

·        усваивать знание основных норм, которые российское общество выработало на основе своих базовых ценностей;

·        формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям;

·        приобретать соответствующий этим ценностям опыт поведения, опыт применения сформированных знаний и отношений на практике;

·        создавать благоприятные условия для формирования ценностного отношения к Родине, родному краю, бережного отношение к природе и человеку;

 

 


2 Примерная программа воспитания. https://fgosreestr.ru


·        воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к историческому прошлому на основе осознания значимости цивилизационного наследия России;

·        формировать желание вносить личный вклад в сохранение и преумножение культурного наследия нашего государства, мира в целом;

·        формировать отношение к истории как одной из основных форм самосознания нашего народа;

·        формировать   гражданскую  идентичность   через   расширение исторической грамотности, сопереживание и осознание принадлежности к истории Отечества;

·        развивать познавательный интерес к историческим знаниям;

·        развивать умение самостоятельно оценивать события прошлого;

·        развивать   умение   излагать   свою   точку   зрения,   творчески представлять исторические знания.

·        осознавать значимость изучения истории Отечества для своего дальнейшего развития;

·        создавать условия для раскрытия творческого потенциала обучающихся.

 

Место курса в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного определяет внеурочную деятельность как неотъемлемую часть образовательной деятельности. Помимо учебного плана может составляться план, регламентирующий занятия внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности спортивно-оздоровительное,                                                                 духовно-нравственное,                                                                 социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.


Учебный курс «Рассказы по истории Отечества» рекомендуется для реализации духовно-нравственного и общекультурного направлений внеурочной деятельности в 5 классе. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий) гражданственности, патриотизма, ответственности, нравственной требовательности 1 час в неделю (34 ч за год).

Урочные занятия по курсу также возможны за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Федеральный государственный стандарт среди планируемых результатов образования не случайно на первое место ставит личностные характеристики обучающегося. Воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, нравственной требовательности – первостепенная задача всего школьного обучения. Материал курса предоставляет подростку возможность в полной мере ощутить принадлежность к своему народу, своей стране, её культуре.

Знакомясь со сложными, порою трагическими событиями прошлого нашей страны учащиеся смогут соприкоснуться с примерами героизма и самоотверженности во имя Родины. В этом заключается воспитывающая функция истории. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, согласии с обществом и благодаря ему.

Данная программа имеет ценностно ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Личностно–деятельностное усвоение курса в соответствии с программой обеспечит сформированность у школьников таких качеств, как целеполагание, интерес к познанию, готовность ко


всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

 

Планируемые результаты освоения учебного курса

Планируемые результаты освоения учебного курса  соответствуют планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО), которые представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад примерной программы курса в развитие личности обучающихся, их способностей.

Сохраняя содержательную связь с учебным предметом «История», учебный курс

 поможет в решении разнообразных задач, направленных на достижение планируемых освоения предмета «История». Прежде всего, он поможет закрепить результаты, достигнутые обучающимися в начальной школе при освоении модуля по отечественной истории как составляющей курса

«Окружающий мир», а затем, постепенно усложняя содержание и формы деятельности на занятиях, вести пятиклассников к новому уровню предметной компетентности, отраженному в стандарте основного общего образования. В то же время                  как    курс  внеурочной деятельности       поможет активнее добиваться именно тех результатов, которым обычно меньше внимания уделяется на      меньше                внимания   уроках        истории.    Формат      курса          внеурочной деятельности предусматривает создание обучающимися самостоятельно или под руководством учителя, индивидуально или в группе сложных творческих «продуктов», организацию  и    проведение межклассных                и        межвозрастных   мероприятий, направленных на обеспечение позитивной динамики развития личности обучающихся.

В   соответствии    с    положениями   ФГОС   основного   общего   образования

личностные результаты изучения курса должны отражать:


·        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

·        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

·        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

              


·        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:

·        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

·        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·        смысловое чтение;

·        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

·        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;


планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

·        развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

Предметные результаты освоения курса:

·        приобретение первоначальных навыков работы с исторической информацией;

·        формирование умения восстанавливать последовательность и длительность событий;

·        расширение исторических представлений о разных эпохах истории Отечества, приобретение начального опыта осмысления деяний личностей и народов в истории своей страны;

·        готовность пополнять исторические знания, применять их для сохранения исторических и культурных памятников страны.

Содержание учебного курса

Тема 1. Рождение Руси (1 час)

 

Формы организации и виды деятельности: беседа, создание карты-аппликации, диалог-игра, инсценировка.

Тема 2. Древняя Русь (9 часов)

 

Великая княгиня Ольга устроительница Руси. Отвага и гибель князя Святослава. Крещение Руси. Владимир Святой. Образование в Древней Руси. Ярослав Мудрый. Господин Великий Новгород. Нашествие Батыя. Ледовое побоище. Сергий Радонежский игумен земли Русской. За свободу Руси! Куликовская битва.

Тема 3. Московское государство (6 часов)

 

Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре. Единая страна единые законы. Судебник 1497 года. Москва строит новый Кремль. В Россию приходит книгопечатание. Смута. Освобождение Москвы. Освоение Сибири. Семен Дежнев.


Тема 4. Российская империя (9 часов)

 

Основание Петербурга. «Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут. Заводская держава Урала. Век императриц. Борьба за Крым. Отечественная война 1812 года. Бородинская битва. Освобождение крестьян. Строительство Транссибирской магистрали. Первая мировая война: героизм и милосердие.

Тема 5. Советская Россия (6 часов)

 

СССР Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война. К чужим берегам. «В буднях великих строек…». Сражение под Москвой. Разгром гитлеровских войск под Сталинградом. Первые в космосе! Когда взрослые были детьми.

Тема 6. Современная Россия (2 часа)

 

«Петр Великий» выходит в море. Время доброй надежды. Воссоединение Крыма с Россией.

Резерв учебного времени – 1 час.

 

 

Тематическое планирование учебного курса «Рассказы по истории Отечества» определением видов учебной деятельности

Тематическое планирование составлено так, чтобы домашняя работа обучающихся сводилась к минимуму или вообще не требовалась. Лишь в немногих случаях есть необходимость заранее прочитать произведение, слишком объёмное для чтения на уроке. Кроме содержания занятий и количества часов, в планировании обозначены ключевые задачи (результаты деятельности) для каждого занятия.

Планирование предполагает использование разнообразных форм организации и видов деятельности:

                    беседа;

                    групповая работа;

                    практическое занятие;

                    проектное задание;

                    создание рисунков;


                    составление устного рассказа;

                    написание эссе;

                    инсценировка;

                    выступление с подготовленным сообщением;

                    создание презентации;

                    работа с интернет-ресурсами;

                    интервьюирование;

                    анализ репродукций картин российских художников;

                    обсуждение кинофильмов;

                    прослушивание аудиозаписей;

                    знакомство с музеями России;

                    проведение выставок, конкурсов, читательских конференций, заседаний книжного клуба.

 

 

 

 

п/п

Разделы и темы курса

Количе ство часов

1

Введение. Рождение Руси.

1

 

Древняя Русь

2

Великая княгиня Ольга устроительница Руси

1

3

Отвага и гибель князя Святослава

1

4

Крещение Руси. Владимир Святой

1

5

Образование в Древней Руси. Ярослав Мудрый

1

6

Господин Великий Новгород

1

7

Нашествие Батыя

1

8

Ледовое побоище

1

9

Сергий Радонежский игумен земли Русской

1

10

За свободу Руси! Куликовская битва

1

 

Московское государство


11

Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре.

1

12

Единая страна единые законы. Судебник 1497 года

1

13

Москва строит новый Кремль

1

14

В Россию приходит книгопечатание

1

15

Смута. Освобождение Москвы

1

16

Освоение Сибири. Семен Дежнев.

1

 

Российская империя

17

Основание Петербурга

1

18

«Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут

1

19

Заводская держава Урала

1

20

Век императриц

1

21

Борьба за Крым

1

22

Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

1

23

Освобождение крестьян

1

24

Строительство Транссибирской магистрали

1

25

Первая мировая война: героизм и милосердие

1

 

Советская Россия. СССР

26

Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война.

1

27

К чужим берегам.

1

28

«В буднях Великих строек»

1

29

Сражение под Москвой.

1

30

Разгром гитлеровских войск под Сталинградом

1

31

Первые в космосе!

1

32

Когда взрослые были детьми

1

 

Современная Россия

33

«Петр Великий» выходит в море

1

34

Время доброй надежды. Воссоединение Крыма с Россией

1


Тема 1. Рождение Руси

 

Формы организации и виды деятельности: беседа, создание карты-аппликации, диалог-игра, инсценировка.

Тема 2. Древняя Русь

 

Формы организации и виды деятельности: беседа, создание словаря- аппликации, изготовление ленты времени, диалог-игра, инсценировка «Оживление исторического персонажа», работа с историческими источниками (летописными рассказами), постановка мини-сцен с опорой на исторический источник, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление

«репортажа с места событий», викторина, работа с интернет-ресурсами, создание комикса.

Тема 3. Московское государство

 

Формы организации и виды деятельности: беседа, заполнение контурных карт, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, инсценировки судебных разбирательств, работа с историческими источниками (текстами законов), составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, игра с пословицами, составление экскурсионного буклета, работа с интернет-ресурсами, организация модели музейной выставки, диспут, создание плаката «Освобождение Москвы» ко Дню народного единства, создание карты-аппликации.

Тема 4. Российская империя

 

Формы организации и виды деятельности: беседа, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, создание схемы- аппликации города, составление «репортажа с места событий», викторина, работа с интернет-ресурсами, прослушивание аудиозаписей, работа с историческими источниками (текстом Манифеста 1861 г.), проведение исторического диспута

«Опровержение исторических мифов об Отечественной войне 1812 года», заполнение контурных карт, виртуальная поездка по железной дороге на Дальний Восток.


Тема 5. Советская Россия

 

Формы организации и виды деятельности: беседа, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с интернет- ресурсами, создание плакатов, защита проекта, прослушивание аудиозаписей, составление «репортажа с места событий», создание рисунков, интервьюирование старших членов семьи, создание выставки «Когда взрослые были детьми», создание фотоколлажей.

Тема 6. Современная Россия

 

Формы организации и виды деятельности: беседа, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана рассказа, работа с интернет- ресурсами, создание рисунков, интервьюирование старших членов семьи.

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Нормативные документы

 

1.     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании).

2.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

3.     Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики


Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. 1666».

4.     Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

5.     Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

Учебно-методическое обеспечение

 

1.     Примерная основная образовательная программа основного общего образования. В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно- методического объединения по общему образованию. https://fgosreestr.ru

2.     Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). https://fgosreestr.ru

3.    Д. М. Володихин, С. Н. Рудник. Общественно-научные предметы. Рассказы по истории Отечества. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций; под ред. О. Ю. Васильевой. М. : Просвещение, 2021.— 192 с. : ил.— (Цивилизационное наследие России).

4.      О. А. Борисова. Методическое пособие к учебнику «Рассказы по истории Отечества. 5 класс» (авторы Д. М. Володихин, С. Н. Рудник; под ред. О. Ю. Васильевой).

Материально-техническое обеспечение

 

1.     Стенды для постоянных и временных экспозиций.

2.     Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

                  аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;

                  компьютер;

                  мультимедиа-проектор;


                  интерактивная доска;

                  множительная техника;

                  коллекция медиаресурсов, в том числе обучающие программы;

                  выход в Интернет;

3.     Комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;

4.     Библиотека     учебной,     программно-методической,     учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы.


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка В современном обществе нельзя представить образование как сумму конкретных образовательных услуг, приобретение набора необходимых навыков

Пояснительная записка В современном обществе нельзя представить образование как сумму конкретных образовательных услуг, приобретение набора необходимых навыков

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе предполагает обязательное наличие курсов внеурочной деятельности, их направленность на достижение личностных и метапредметных результатов

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе предполагает обязательное наличие курсов внеурочной деятельности, их направленность на достижение личностных и метапредметных результатов

В основу федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся

В основу федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся

Таким образом, первоочередная роль школы сегодня заключается в формировании духовно-нравственного облика ученика: его ценностных ориентиров, внутренней духовной культуры — и оказании ему адресной поддержки в…

Таким образом, первоочередная роль школы сегодня заключается в формировании духовно-нравственного облика ученика: его ценностных ориентиров, внутренней духовной культуры — и оказании ему адресной поддержки в…

Указ Президента Российской

Указ Президента Российской

России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа

России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную…

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную…

России; · формировать желание вносить личный вклад в сохранение и преумножение культурного наследия нашего государства, мира в целом; · формировать отношение к истории как одной…

России; · формировать желание вносить личный вклад в сохранение и преумножение культурного наследия нашего государства, мира в целом; · формировать отношение к истории как одной…

Учебный курс «Рассказы по истории

Учебный курс «Рассказы по истории

Планируемые результаты освоения учебного курса

Планируемые результаты освоения учебного курса

Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед

Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед

Метапредметные результаты освоения курса должны отражать: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,…

Метапредметные результаты освоения курса должны отражать: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,…

Предметные результаты освоения курса: · приобретение первоначальных навыков работы с исторической информацией; · формирование умения восстанавливать последовательность и длительность событий; · расширение исторических представлений о…

Предметные результаты освоения курса: · приобретение первоначальных навыков работы с исторической информацией; · формирование умения восстанавливать последовательность и длительность событий; · расширение исторических представлений о…

Тема 4. Российская империя (9 часов)

Тема 4. Российская империя (9 часов)

России; • проведение выставок, конкурсов, читательских конференций, заседаний книжного клуба

России; • проведение выставок, конкурсов, читательских конференций, заседаний книжного клуба

Русь обретает свободу. «Стояние» на реке

Русь обретает свободу. «Стояние» на реке

Тема 1. Рождение Руси Формы организации и виды деятельности : беседа, создание карты-аппликации, диалог-игра, инсценировка

Тема 1. Рождение Руси Формы организации и виды деятельности : беседа, создание карты-аппликации, диалог-игра, инсценировка

Тема 5. Советская Россия

Тема 5. Советская Россия

Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую

Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую

Интернет; 2. Комплект экранно-звуковых пособий и слайдов; 3

Интернет; 2. Комплект экранно-звуковых пособий и слайдов; 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2023