Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ плюс» для подготовки к ОГЭ
Оценка 4.6

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ плюс» для подготовки к ОГЭ

Оценка 4.6
docx
24.10.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  плюс» для подготовки к ОГЭ
обществознание плюс 9.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано:                                                                         Утверждаю:
МО классных руководителей                                                          Зам. директора по ВР
Протокол № 1   от  31.08.2023г.                                                      _______________Носова Л.Г.



 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  плюс» для подготовки к ОГЭ


Уровень:  основное общее образование
Возраст учащихся: 14-15 лет
Срок реализации 1 год

 

 

Составитель:
Солодкина Галина Владимировна,
учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  плюс» для подготовки к ОГЭ для учащихся 9 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования и рабочей программой воспитания МКОУ Новоспасской СОШ.

Программа предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА.  ГИА  по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к  ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на  повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.

 Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).  Включает в себя теоретическую и практическую часть: 19 часов теории и 15 часов практики.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

·         работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

·         критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

·         анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

·         решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Основные задачи курса:

1. Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности; углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

2. Применение полученных ранее знаний в практической подготовке;

3. Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике;

4. Сравнение социальных объектов.

 

Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы и методы обучения: лекции,  практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, написание эссе.

Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты.

Формы и методы контроля образовательного результата.

В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (100-90% - «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»).

-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;

-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;

-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;

-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;

-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 - 9 классе по обществознанию.;

-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;

• заинтересованность в личном успехе;

Метапредметные результаты

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• умении выполнять познавательные и практические задания;

Предметными результатами являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в

 

Содержание теоретической части:

Введение: Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

 

Раздел 1. Человек и общество: Что такое общество, общественные отношения, виды общественных отношений, общество и природа, взаимосвязь общества и природы; основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

 Биологическое и социальное в человеке, личность, подросток, особенности подросткового возраста, качества личности; деятельность человека (игра, учение, труд), потребности, способности.

Межличностные отношения, общение, группа, малая группа, групповая динамика, формы межличностных отношений, структура общения, виды и функции общения.

Межличностные конфликты, виды конфликтов, фазы конфликтов, последствия конфликтов и способы решения.

 

Раздел 2. Сфера духовной культуры.

Духовная культура, особенности, формы духовной культуры, наука, научные знания.

Образование и его значимость, информационное общество, характерные черты ИО, основные тенденции в развитии образования, функции образования, пути получения образования.

Религия и религиозные организации, вера, функции религии, религиозная группа, религиозная организация, свобода вероисповедания, право на свободу совести, мораль, нравственность, гуманизм, патриотизм, гражданственность.

 

Раздел 3. Экономика.

Экономика, роль экономики, производство, обмен, потребление, распределение, товары и услуги, ресурсы и потребность, ограниченность ресурсов.

Экономические системы, типы ЭС,  собственность, формы собственности, производство, производительность труда, разделение труди и специализация.

Обмен, торговля, рынок, рыночный механизм, спрос, предложение, конкуренция, предпринимательство, формы предпринимательства.

Деньги, заработная плата, стимулирование труда, неравенство доходов, социальная поддержка, налоги, экономические функции государства.

 

Раздел 4. Социальная сфера.

Социальные группы, социальные отношения, социальная структура, функции социальной структуры общества.

Семья, функции семьи, семейный долг, поколение, социальные роли, подростковый возраст, кризис подросткового возраста, конфликты в семье.

Социальные ценности и нормы, виды социальных норм, отклоняющееся поведение.

Социальный конфликт, виды социальных конфликтов, роль социального конфликта, межнациональные отношения, межнациональные конфликты.

 

Раздел 5. Политическая сфера

Власть, политика, понятие государства, функции государства, разделение властей, формы государства, политический режим, местное самоуправление

 Участие граждан в политической жизни, выборы, референдум, политическая партия, политическое движение, гражданское общество, правовое государство.

 

Раздел 6. Право.

Право, норма права, правоотношения, виды правоотношений, юридическая ответственность, Конституция РФ, органы государственной власти, правоохранительные органы, обязанности гражданина.

Права ребенка и их защита, гражданские правоотношения, семейные правоотношения, трудовые правоотношения, административные правоотношения, уголовная ответственность.

 

 

Наименование раздела

Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Введение

1

1

2

2

Раздел 1. Человек и общество

3

2

5

3

Раздел 2. Сфера духовной культуры

4

2

6

4

Раздел 3. Экономика

4

2

6

5

Раздел 4. Социальная сфера

2

2

4

6

Раздел 5. Сфера политики и социального управления

2

2

4

7

Раздел 6. Право

2

2

4

8

Подведение итогов

 

3

3

 

Всего:

18

16

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список обучающихся

курса внеурочной деятельности «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  плюс» для подготовки к ОГЭ

№п/п

Фамилия имя

класс

1

 

9

2

 

9

3

 

9

4

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Обществознание. 9 класс. Под ред. Боголюбова [и др.] – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017.- 207 с.

2. Обществознание. 8 класс. Под ред. Боголюбова [и др.] – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016.- 255 с.

3. Баранов П.А. ОГЭ – 2023: Обществознание. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ / П.А. Баранов. – М.: Издательство АСТ, 2017 – 176 с.

4.  Обществознание в схемах и таблицах 8-11 классы. Л6ебедева Р.Н. = 2-е изд, перераб. и доп. – М.: 2022 – 80 с.

5. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. – Екатеринбург: Издательский дом «Автограф», 2016. – 48 с.

6. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс. / П.А. Баранов. Изд. перераб и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2022. – 286 с. (Основной государственный экзамен)

·  https://soc-oge.sdamgia.ru/ - Решу ОГЭ

·  https://www.examen.ru/tests/oge/obshhestvoznanie/ - Экзамен.ру

·  http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ - Законы и кодексы РФ. Полные тексты документов в последней редакции

·  https://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс, законодательные акты

·  http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge - Открытый банк заданий ФИПИ

·  https://socionet.ru/ - Научно-образовательная социальная сеть

·  https://yandex.ru/tutor/ - Онлайн тесты

·  http://gia.edu.ru/ru/ - Официальный информационный портал ОГЭ

·  https://www.un.org/ru/sections/general/documents/ - Документы ООН

·  https://www.coe.int/en/web/portal/home - Права человека (и не только)

·  https://examer.ru/oge_po_obshestvoznaniu/2020/ Тесты онлайн

Нормативные документы:

Российские: Конституция России, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс.

Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г

 

 

 

 

 


календарно- тематический план

№ раздела

№ темы

Тема

Характеристика основных видов

деятельности обучающегося (на уровне универсальных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Введение – 2 часа

 

1

1

Основные требования к выпускникам и содержательные характеристики экзаменационной работы

Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

2

2

Входной контроль

тестирование

 

 

1

 

Раздел 1. Человек и общество – 6 часов

 

 

1

Общество как форма жизнедеятельности людей

Что такое общество, общественные отношения, виды общественных отношений, общество и природа, взаимосвязь общества и природы; основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

2

Биологическое и социальное в человеке

Биологическое и социальное в человеке, личность, подросток, особенности подросткового возраста, качества личности; деятельность человека (игра, учение, труд), потребности, способности.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

3

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения

Межличностные отношения, общение, группа, малая группа, групповая динамика, формы межличностных отношений, структура общения, виды и функции общения.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

4

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

Межличностные конфликты, виды конфликтов, фазы конфликтов, последствия конфликтов и способы решения.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

5

Практический тренинг по содержательной линии «Человек и общество»

 

 

 

1

 

 

6

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

 

 

 

1

 

Раздел 2. Сфера духовной культуры – 5 часов

 

 

1

Сфера духовной культуры и ее особенности

Духовная культура, особенности, формы духовной культуры, наука, научные знания.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

2

Образование и его значимость

Образование и его значимость, информационное общество, характерные черты ИО, основные тенденции в развитии образования, функции образования, пути получения образования

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

 

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни

Религия и религиозные организации, вера, функции религии, религиозная группа, религиозная организация, свобода вероисповедания, право на свободу совести, мораль, нравственность, гуманизм, патриотизм, гражданственность.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

3

Практический тренинг по содержательной линии «Сфера духовной культуры»

 

 

 

1

 

 

4

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

 

 

 

1

 

Раздел 3. Экономика – 6 часов

 

 

1

Экономика и ее роль в жизни общества

Экономика, роль экономики, производство, обмен, потребление, распределение, товары и услуги, ресурсы и потребность, ограниченность ресурсов.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

2

Экономические системы

Экономические системы, типы ЭС,  собственность, формы собственности, производство, производительность труда, разделение труди и специализация.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

3

Обмен. Торговля. Рынок.

Обмен, торговля, рынок, рыночный механизм, спрос, предложение, конкуренция, предпринимательство, формы предпринимательства.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

4

Деньги и их функции

Деньги, заработная плата, стимулирование труда, неравенство доходов, социальная поддержка, налоги, экономические функции государства.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

5

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика»

 

 

 

1

 

 

6

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

 

 

 

1

 

Раздел 4. Социальная сфера – 6 часов

 

 

1

Социальная структура общества

Социальные группы, социальные отношения, социальная структура, функции социальной структуры общества.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

2

Семья. Функции семьи

Семья, функции семьи, семейный долг, поколение, социальные роли, подростковый возраст, кризис подросткового возраста, конфликты в семье.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

3

Социальные ценности и нормы

Социальные ценности и нормы, виды социальных норм, отклоняющееся поведение.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

4

Социальный конфликт

Социальный конфликт, виды социальных конфликтов, роль социального конфликта, межнациональные отношения, межнациональные конфликты.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

5

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера»

 

 

 

1

 

 

6

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

 

 

 

1

 

Раздел 5. Политическая сфера – 4 часа

 

 

1

Власть. Роль политики в жизни общества

Власть, политика, понятие государства, функции государства, разделение властей, формы государства, политический режим, местное самоуправление

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

2

Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни, выборы, референдум, политическая партия, политическое движение, гражданское общество, правовое государство.

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

3

Практический тренинг по содержательной линии «Политическая сфера»

 

 

 

1

 

 

4

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

 

 

 

1

 

Раздел 6. Право – 4 часа

 

 

1

Право. Правоотношения. Обязанности граждан.

Право, норма права, правоотношения, виды правоотношений, юридическая ответственность, Конституция РФ, органы государственной власти, правоохранительные органы, обязанности гражданина.

 

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

 

Права ребенка и их защита

Права ребенка и их защита, гражданские правоотношения, семейные правоотношения, трудовые правоотношения, административные правоотношения, уголовная ответственность.

 

Духовно – нравственное воспитание;

Гражданско – патриотическое воспитание;

Трудовое воспитание;

Ценности научного познания

1

 

 

 

2

Практический тренинг по содержательной линии «Право»

 

 

 

1

 

 

 

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

 

 

 

1

 

Обобщающий тренинг – 2 часа

 

 

1

занятие обобщения полученных знаний

Повторение, итоговый тест

 

1

 

 

 

 

Работа над ошибками

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Итого:

17

18

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ плюс» для подготовки к

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ плюс» для подготовки к

Формы организации занятий : фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы организации занятий : фронтальная, групповая, индивидуальная

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие; • заинтересованность…

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие; • заинтересованность…

Введение: Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме

Введение: Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме

Власть, политика, понятие государства, функции государства, разделение властей, формы государства, политический режим, местное самоуправление

Власть, политика, понятие государства, функции государства, разделение властей, формы государства, политический режим, местное самоуправление

Список обучающихся курса внеурочной деятельности «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ плюс» для подготовки к

Список обучающихся курса внеурочной деятельности «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ плюс» для подготовки к

Обществознание. 9 класс. Под ред

Обществознание. 9 класс. Под ред

Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г

Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г

Тема Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне универсальных действий)

Тема Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне универсальных действий)

Человек и его ближайшее окружение

Человек и его ближайшее окружение

ИО, основные тенденции в развитии образования, функции образования, пути получения образования

ИО, основные тенденции в развитии образования, функции образования, пути получения образования

Духовно – нравственное воспитание;

Духовно – нравственное воспитание;

Трудовое воспитание; Ценности научного познания 1 2Семья

Трудовое воспитание; Ценности научного познания 1 2Семья

Раздел 5. Политическая сфера – 4 часа 1

Раздел 5. Политическая сфера – 4 часа 1

Права ребенка и их защита

Права ребенка и их защита
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2023