ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДИДАКТИКЕ.

  • docx
  • 24.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 125.(СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ)..docx

Павлов Александр Константинович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей педагогики МИНПИ,

г. Санкт-Петербург

Pavlov Alexander Konstantinovich is the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, the head of the department of the general pedagogics of MINPI, St. Petersburg

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  РЕАЛИЗАЦИИ  КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДИДАКТИКЕ

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF REALIZATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN MODERN DOMESTIC DIDACTICS

     Аннотация: в данной статье анализируются актуальные аспекты современной отечественной дидактики, связанные с внедрением, реализацией и применением в образовательной практике российской школы технологии компетентностно-ориентированного обучения.

     Summary: in this article the urgent aspects of modern domestic didactics connected with introduction, realization and application in educational practice of the Russian school of technology of the competence-based focused training are analyzed.

     Основные термины и  понятия: технология; технология обучения; технологический подход в обучении; признаки технологии обучения; обобщенные педагогические технологии; цель, сущность, механизм технологии обучения; признаки технологии обучения; технологическая карта.

     Main terms and concepts: technology; technology of training; technological approach in training; signs of technology of training; the generalized pedagogical technologies; purpose, entity, mechanism of technology of training; signs of technology of training; process chart.

План:

1.     Почему в организации процесса обучения в современной российской школе стал использоваться компетентностно-ориентированный подход?

2.     Каковы составляющие педагогической технологии компетентностно-ориентированного обучения?

3.     Место компетенций в проектировании технологии обучения.

«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, 
и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя»
(Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»).

     Современное обучение - систематизированный путь ускоренного введения человека в культурное наследие педагогами в условиях общественного развития.

     Определяющей особенностью современного мира является «информационное общество». Это мир постоянного переосмысления идей, развития и совершенствования имеющихся возможностей. Система образования призвана готовить обучающихся к ситуациям динамичных изменений современных социальных приоритетов.

     Информационное общество предполагает совершенствование не только техники или технологии, но и самого человека, прежде всего, его мышления.
Компетентностный подход обусловливает не информированность ученика, а умение решать проблемы.

Ж. Делор сформулировал следующие цели образования XXI века:

·        уметь жить;

·        уметь работать;

·        уметь жить вместе;

·        уметь учиться [1].

     В связи с этим, компетентностный подход в современном российском  образовании  – это установка образования на адекватность. Следовательно, образовательная компетенция – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков  и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности [2].

     Компетенция –  наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере жизнедеятельности.

     Компетентность – владение, обладание обучающимся соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) учащегося и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [2].

     Мы исходим из того, что компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

     Иерархия компетенций:

§  ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

§  общепредметные компетенции– относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

§  предметные компетенции– частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

     Ключевые компетенции:

ü ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях);

ü учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность);

ü социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере);

ü коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);

ü информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);

ü здоровьесберегающая  компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка;  личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности) [3].

     Мы считаем, что компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:

- технологий обучения;

- содержания образования;

- стиля деятельности образовательного учреждения;

- типа взаимодействия между учителями и обучающимися и между самими обучающимися.

     Таким образом, деятельность педагога, имеющего цель достижение уровня компетентности обучающегося, должна включать:

Ø выявление признаков ожидаемого уровня компетентности обучающихся;

Ø определение необходимого и достаточного набора учебных задач-ситуаций, последовательность которых выстроена в направлении возрастания полноты, проблемности, креативности, новизны, практичности, межпредметности, конкретности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, необходимости сочетания фундаментального и прикладного знания;

Ø введение задач-ситуаций различных типов и уровней;

Ø разработку и применение алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность обучающихся по преодолению проблемных ситуаций;

Ø сопровождение обучающихся в процессе создания ими конкретного продукта.

     Анализ обобщенных педагогических технологий с позиций компетентностно-ориентированного подхода:

Название

Цель

Сущность

Механизм

 Проблемное обучение

 Развитие познаватель-ной активности, творческой самостоятель-ности обучающихся

 Последова-тельное и целенаправлен-ное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

 Поисковые         методы; постановка познавательных задач

 Концентриро-ванное обучение

 Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

 Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

 Методы обучения, учитывающие динамику работоспособ-ности обучающихся

 Модульное обучение

 Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуаль-ным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

 Самостоятельная работа обучающихся с        индивидуальной учебной программой

 Проблемный подход,     индивидуальный темп обучения

 Развивающее обучение

 Развитие личности и её способностей

 Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

 Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности

 Дифференци-рованное обучение

 Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

 Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

 Методы индивидуального обучения

 

 

 

 Активное (контекстное) обучение

 Организация активности обучающихся

 Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

 Методы активного обучения

 Игровое обучение

 Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

 Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

 Игровые методы вовлечения обучающихся в творческую деятельность

 Обучение развитию критического мышления

 Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс

 Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

 Интерактивные методы обучения; вовлечение обучающихся в различные виды деятельности; соблюдение трёх этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

 

 

Литература

1.     Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec (96) 43. – Берн, 1996.

2.     Субетто  А.И.  Компетентностный  подход.  //Монография.  - М.: 2007.

3.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. //Электронный ресурс: Интернет-журнал «ЭЙДОС»: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

 

Literature

     1. Council of Europe: Symposium on the subject «Key Competences for Europe»: Dock. DECS/SC/Sec (96) 43. – Bern, 1996.

     2. Subetto A. I. Competence-based approach.//Monograph. - M.: 2007.

     3. Farm A.V. Key competences and educational standards.//Electronic resource:    

         Online magazine "EYDOS": http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm


 

Скачано с www.znanio.ru