Различия мировосприятия взрослых и детей зачастую приводят к трудностям понимания взрослыми актуальных проблем и особенностей детства. Дидактический эгоцентризм проявляется в реакциях учителей на исследовательские действия учеников как на их ошибки или, в лучшем случае, как на ненужные усилия.
ПОэтому нужно управление рисками педагогических ошибок.Различия мировосприятия взрослых и детей зачастую приводят к трудностям понимания взрослыми актуальных проблем и особенностей детства. Дидактический эгоцентризм проявляется в реакциях учителей на исследовательские действия учеников как на их ошибки или, в лучшем случае, как на ненужные усилия.
Зачетная работа
по курсу «Управление рисками педагогических ошибок».
«Управление рисками герменевтико педагогических оплошностей в процессе
осмысления педагогических ситуаций».
Выполнил: Игнатова Ангелина Романовна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Куриловская гимназия»
Москва, 2017Введение
Актуальность итоговой практикозначимой работы.
Управление риском герменевтикопедагогических оплошностей как
проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших
вопросов в деятельности педагога. И поэтому ее рассмотрение вдвойне
интересно: оно позволяет раскрыть проблемы картины научного видения
воспитательного процесса, а заодно развернуть идеальную конструкцию
управления ошибками педагога.
Цель – научиться управлять рисками герменевтикопедагогических
оплошностей, минимизировать данные риски, применяя знания, полученные в
рамках курса «Управление рисками педагогических ошибок».
Задачи:
Проанализировать психологопедагогическую литературу по
проблеме управления рисками герменевтикопедагогических
оплошностей;
Установить причины совершения герменевтикопедагогической
оплошности;
описать, как совершенствовать навыки решения задач воспитания
и духовнонравственного развития обучающихся в учебной и
внеучебной деятельности;
проанализировать применение технологии управления рисками
принятии и
педагогических ошибок при постановке,
осуществлении педагогических решений в своей педагогической
работе;
разработать и представить в работе стратегии управления
рисками герменевтикопедагогических оплошностей.Основная часть
Различия мировосприятия взрослых и детей зачастую приводят к
трудностям понимания взрослыми актуальных проблем и особенностей
детства. Дидактический эгоцентризм проявляется в реакциях учителей на
исследовательские действия учеников как на их ошибки или, в лучшем случае,
как на ненужные усилия.
Педагогическая деятельность относится к виду деятельности со
значимым,
противодействием.
но не абсолютным доминированием помощи над
требованиями
между
Нарушение
баланса
непосредственной безопасности школьников в образовательном процессе и
необходимостью получения ими новых знаний о себе и о мире приобретения
опыта деятельности, служащих также и для достижения более высокого
личного уровня безопасности жизнедеятельности детей , приводит к ошибкам
учителя в организации педагогического взаимодействия с обучающимися.
Логикогерменевтическая несостоятельность является также причиной
ошибок, связанных с принятием педагогических решений на основе
некачественной педагогической информации. Неспособность учителя
получить обязательный объем качественной информации (оптимум
информации) о состоянии и развитии процессов в педагогической системе,
недостаточная или дефектная коммуникативность педагогической системы
как характеристика циркулирующих в ней информационных потоков
(содержание информации, степень ее централизации и децентрализации,
источники получения, вывод на уровень принятия решений) являютсясерьезным недостатком,
педагогических ошибок.
создающим почву для профессионально
Логикогерменевтическая несостоятельность как причина ошибок
проявляет себя и в нежелательных индивидуальных особенностях восприятия
учителем информации в процессе преобразования сведений, поступающих в
педагогическую систему из внешнего мира, в форму, пригодную для
дальнейшей ее обработки. Просчеты учителя в отборе информации и
последующей аналитической работе над ней продуцируют педагогические
эрратариски.
К тактическим ошибкам мы относим целы ряд ошибок
йй
педагогического мышления: расширение/сужение сферы существования
признака педагогического явления в педагогическо ситуации,
йй
разнохарактерные неверные интерпретации личностных проявлении
обучающихся и др.
Приведем два примера, иллюстрирующих подобные ошибки. Под
влиянием страха, пристрастия, интереса классныи руководитель может
преувеличить/преуменьшить значение, роль, ценность педагогического
явления в педагогическо ситуации, т. е. происходит расширение/сужение
йй
сферы существования признака педагогического явления в осмыслении
классным руководителем педагогическо ситуации. Например, в ситуации
йй
распределения поручении преувеличивается/ преуменьшается опасность
самостоятельной познавательной или трудовой активности обучающихся,
роль, значение и возможные последствия поступков школьников, ценность
приобретенного ими ранее опыта. Результатом таких ошибок может стать
необоснованное противодействие классного руководителя проявлению
активности, самостоятельности школьников в социальнозначимых делах или,
наоборот, делегирование им полномочии, с которыми школьники в силу
объективных или субъективных причин не в состоянии справиться.Сущность другой разновидности тактических ошибок (проецирующей
интерпретации личностных проявлении обучающихся) состоит в том, что
классные руководители часто наделяют учеников своего класса
достоинствами и недостатками, которых у тех нет в реальности, но которые
представляются педагогам как реально присутствующие в личности их
воспитанников. Если личность классного руководителя отвечает высоким
требованиям нравственности и профессионализма, то приписывание даже
несвойственных ребенку позитивных проявлении может дать положительный
педагогический эффект. И наоборот, если проецируются несвойственные
школьнику негативные проявления, то может возникнуть эффект
Последствия такой ошибки нетрудно
сбывающегося пророчества.
предугадать. Считали школьника лгуном, выражали необоснованные сомнения
в честности его намерении и поступков и тем самым спровоцировали его на
обман. Ситуация недоверия достаточно тяжело переживается детьми, и они
прибегают ко лжи в качестве стратегии компенсации за причиненное
педагогом незаслуженное огорчение.
Более подробно классификация герменевтикопедагогических
оплошностей представление в Таблице 1 ниже.
Нормы
Педагогическая
справедливость, честь,
совесть, долг
Таблица 1.
Ошибки
логикогерменевтические оплошности
1. Расширение/сужение сферы существования признака педагогического
явления в педагогической ситуации.
2. Расширение/сужение признаков педагогического явления в педагогической
ситуации.
3. Ошибки переноса признака, принадлежащего педагогическому явлению в
одном отношении, на другие стороны, элементы, явления педагогической
ситуации.
4.
нетождественным первому в данном отношении.
5. Ошибки элиминирования тождества педагогических явлений.
6. Ошибки совмещения педагогических явлений.
7. Ошибки «топтания на месте».
Ошибки подмены одного педагогического явления другим,
герменевтикоэтические оплошности
1. Функциональная интерпретация личностных проявлений обучающихся.
2. Стереотипная интерпретация личностных проявлений обучающихся.
3. Проецирующая интерпретация личностных проявлений обучающихся.4. Инерционная интерпретация личностных проявлений обучающихся.
5. Инфантильная интерпретация личностных проявлений обучающихся.
Если говорить о такой герменевтикопедагогической оплошности в
процессе осмысления педагогической ситуации, когда классный руководитель
спровоцировал школьника на обман (как мы уже описывали выше), то, в целях
минимизации данного риска, предлагаем решить следующие задачи:
1) выявить причину совершения оплошности классным руководителем;
2) определить, как усовершенствовать навыки решения задач
воспитания и духовнонравственного развития обучающихся в
учебной и внеучебной деятельности;
3) проанализировать применение технологии управления риском
педагогической ошибки при постановке, принятии и осуществлении
педагогических решений в своей педагогической работе;
4) разработать и представить стратегию управления риском
герменевтикопедагогических оплошностей.
Проецирующая интерпретация личностных проявлений обучающихся.
Сущность этих ошибок состоит в том, что педагоги зачастую наделяют
своих учеников достоинствами и недостатками, которых у тех нет в
реальности,
но которые представляются педагогам как реально
присутствующие в личности их воспитанников. Необходимо помнить, что
проекции – всегда только проекции, а не истинный образ. В нашем случае мы
видим негативный эффект от данной оплошности.
Итак, причиной совершения оплошности классным руководителем
является низкий уровень профессионализма. Педагогу необходимо
усовершенствовать навыки решения задач воспитания и духовно
нравственного развития школьника, а именно: повысить свой уровень
интерпретации педагогических событий, постараться разглядеть в школьникеистинный образ, а не выстраивать проекции. Задаваемая неудачей учителя в
интерпретации
преодолении трудностей понимания,
истолкования,
педагогических событий,
педагогических ситуаций,
являющихся содержанием конкретных
логикогерменевтическая несостоятельность
учителя проявляет себя в ограниченности сугубо профессионального подхода
учителя к растущему человеку, сужая его видение обучающегося до
нескольких, если не до одного, личностного качества. Это приводит к
невольному искажению педагогически значимой информации о школьнике или
воздействию на него с позиции житейского, обыденного опыта воспитания.
Готовность использовать знание современных проблем науки и
образования при решении профессиональных задач может помочь классному
руководителю избежать тех или иных педагогических ошибок. Знание о
сущности и способах разрешения проблемы управления рисками
педагогических ошибок в процессе простановки принятия и осуществление
педагогических решений при решении профессиональных задач
педагогической деятельности положительно влияет на эффективность
решения педагогических задач во взаимодействии со школьниками. Так, в
нашей ситуации классный руководитель, ни в коем случае не станет вешать
ярлыки на ученика, избежит обмана от школьника и незаслуженного
огорчения школьника, потому что будет относиться к школьнику
внимательнее.
Как же избежать данной герменевтикопедагогической оплошности со
стороны классного руководителя? Составим стратегию управления
конкретным риском герменевтикопедагогических оплошности. Наша
стратегия должна содействовать развитию способности педагога обоснованно
выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и
средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня
личностного и профессионального развития обучающихся.
Стратегия классного руководителя:
повышение уровня сформированности аналитико
диагностического, проектировочного, организационного компонентов
компетентности: педагог проводит педагогический анализ и
диагностику,
взаимодействия, организует разнообразные виды
проектирование
процесса
педагогического
внеурочной
воспитательной деятельности школьников;
педагог повышает коммуникативную составляющую
компетентности (свидетельствует о его умении определять цели
коммуникации, учитывать намерения и способы коммуникации своих
воспитанников, выбирать адекватные стратегии коммуникации,
осмысленно изменять речевое поведение, устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с другими субъектами образовательного
процесса);
способность и готовность к индивидуальнотворческому
саморазвитию, к усвоению чужого опыта путем творческого
осмысления, переработки и органичного включения его в собственную
практику для успешного внесения обоснованных изменении в свою
деятельность;
занятие исследовательской позиции по отношению к своей
практической деятельности и к самому себе как ее субъекту для
изучения и оценки своего профессионального поведения, рефлексии
педагогических достижении и неудач. Это рефлексивнооценочная
составляющая компетентности, включающая в себя, в частности,
готовность и способность педагога к применению знании о
профессиональнопедагогических
совершенствования педагогического профессионализма
ошибках
как
средства
для
эффективного решения педагогических задач в соответствии с
принятыми в обществе на настоящий момент нормативными
требованиями и стандартами качества образования.Выводы
Учитывая специфику классного руководства как разновидности
профессиональной педагогической деятельности, компетентность классного
руководителя, таким образом, проявляет себя как его готовность и
способность осуществлять постановку и решение педагогических задач,
успешно минимизируя риски профессиональнопедагогических ошибок в
процессе внеурочной воспитательной работы, осуществляемой в соответствии
с требованиями ФГОС. Процесс формирования личности компетентного
классного руководителя в настоящее время возможен исключительно в
условиях инновационного педагогического образования. Одним из признаков
инновационности является способность педагогического образования
организовать процесс формирования профессиональнопедагогической
компетентности педагогов
на основе реалистичных представлении о
педагогической деятельности как о процессе постановки множества
разнообразных педагогических задач, в ходе решения которых возможны
ошибки, которые компетентный классныи руководитель обязан уметь
минимизировать.
Классному руководителю необходимо осуществить
рефлексию собственного опыта управления рисками педагогических ошибок.
Список литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно
нравственного развития личности гражданина Рос сии. – М., 2009. – 23
с.
2. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология. – М.,
2005. – 256 с.3. Юзефавичус Т.А. Эррологическая компетентность учителя как
педагогический феномен. – Вестник МГОУ. Серия «Педагогика», 2012.
– No 1. – С. 60–64.
4. Юзефавичус Т.А. Педагогическая эррология в профессиональной
подготовке будущих учителей: монография. М., 2014. 128 с.
5. Юзефавичус, Т.А. Комплементарная педагогика : монография. – М. :
ИИУ МГОУ, 2017.