ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ Учебный предмет в школе – «это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности» [49, C.21]. Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке, его история и диалектология, смежные науки – графика, орфография, пунктуация и др.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ IVI КЛАССОВ
ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Учебный предмет в школе – «это приспособленная к
изучению та или иная научная дисциплина или область
деятельности» [49, C.21]. Основу русского языка как
школьного учебного предмета составляет наука о русском
языке, его история и диалектология, смежные науки –
графика, орфография, пунктуация и др.
По целям и содержанию знаний, сообщаемых учащимся о
русском языке, различаются два уровня его изучения в школе:
общеобразовательный и углубленный. Общеобразовательный
уровень это курс русского языка, обязательный для всех
учащихся средней школы. Углубленно изучают русский язык
отдельные школьники или группы школьников, проявившие
интерес к нему.
В настоящее время в школе практикуются три формы
углубленного изучения русского языка: факультативные
занятия, внеклассная работа и расширенное изучение русского
языка. Так как целью нашего исследования является
рассмотрение внеклассной работы, остановимся подробнее на
этой форме углубленного изучения русского языка.
В педагогике дается следующее определение данного
понятия: «Внеклассной работой называют специально
организованные и целенаправленные занятия с учащимися
воспитательного и образовательного характера, проводимые
школой во внеурочное время» [58, C.427].Истоки внеклассной работы как формы углубленного
изучения предмета восходят к литературным собраниям (XVII
в.) в дворянских пансионах и учебных заведениях
всесословного типа, где звучали произведения Ломоносова,
Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы
воспитанников, ставились пьесы.
Существует следующая закономерность: если периоды
политической реакции в общественной жизни России
сопровождались усилением строжайшей регламентации учебного
процесса, запрещения какой бы то ни было внеурочной
деятельности, то в эпохи либерализации, напротив,
внеклассная работа становилась лабораторией активного
поиска новых форм изучения предмета, творческой
самодеятельности учащихся. В 2030е гг. нашего столетия
палитра форм внеурочной деятельности обогатилась циклами
вечеров, конференциями, диспутами, играми. В последующие
десятилетия заметно усилилась тенденция комплексного
использования многообразных форм внеклассной работы,
проявившаяся, в частности, в организации постоянно
действующих коллективов – кружков, клубов, музеев.
Всероссийские праздники по предметам, проводимые с 1974 г.,
примета масштабности современной внеурочной работы.
Попытаемся ответить на вопрос: «Почему, несмотря на
совершенствование программ и самого процесса изучения
русского языка в школе, внеклассная работа остается важным
каналом освоения русского языка школьниками?»
Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с
гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических
явлений, становится источником многообразных художественных
впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности
выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированнаяединой и обязательной для всех программой, направлена на
формирование системы знаний, умений и навыков, то
внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью
участия, свободой индивидуального выбора лингвистического
материала, форм общения с искусством слова, способов
творческого самовыражения – возможностью делать то, что
хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента,
оратора, исследователя и т.п. Это, по словам Б.М.
Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не последнюю
роль играет установка на скорую реализацию личностно
значимого замысла, на «конечный результат» – будь то КВН,
лингвистический турнир, выпуск газеты, устного журнала,
олимпиада. Наконец, во внеклассной работе более откровенно
само
общение,
разноплановое,
полифункциональное
(межличностное,
познавательное,
художественное,
творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает
открытость и неформальность, атмосфера подлинного
сотворчества.
Особый интерес к внеклассной работе в современной школе
объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной,
нежели программное, урочное преподавание, она задает тон
ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к
преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога,
откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым
духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится
своеобразной лабораторией творчества преподавателя, в
которой модернизируются нетрадиционные для учебного
процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней
социокультурной ситуации.
Необходимость проведения внеклассных образовательных
занятий постоянно подчеркивается в педагогической, и вметодической литературе. Об этом говорится в работах Б.Т.
Панова, Л.И. Пастушенковой, Е.П. Преображенской, Н.Н.
Ушакова, Г.И. Суворовой, посвященных данной проблеме (см.
библиографию). В опыте передовых школ внеклассная работа
рассматривается как мощное дополнительное средство
формирования интереса к предмету, как средство расширения и
углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.
Внеклассную работу по русскому языку нельзя смешивать с
особым видом работы школы по выполнению ею учебно
воспитательных задач, известных в школьной практике под
названием «дополнительных занятий» или «работы с
отстающими», организуемых для оказания помощи ученикам,
которые по той или иной причине не усвоили программный
материал и должны восполнить пробелы в знаниях. Тем более
нельзя всю внеурочную работу подменять такими занятиями.
Внеклассная работа имеет в виду не какуюлибо часть
учащихся, выделяемую по успеваемости или степени
подготовленности, а всех учеников, так или иначе проявивших
свою заинтересованность данным предметом. Внеурочная работа
по русскому языку – «обязательный элемент нормальной
организованной работы школы» [49, C.374]. Дополнительные
занятия с отстающими – это экстренная мера, вызванная
«чрезвычайными» обстоятельствами.
Внеклассной работе по русскому языку придается огромное
значение, потому что в системе школьных дисциплин изучение
родного языка занимает особое место. Это определяется
прежде всего его ролью в обществе. Язык не просто
обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык –
инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого
развития – это и степень развития мышления, а значит,
хорошее владение языком – условие успешной работы по всемучебным предметам. Изучение родного языка, понимание его
структуры – естественная база для изучения иностранных
языков. Родной язык – высшее проявление национальной жизни,
национальной культуры. Степень включения человека в
национальную культуру определяется степенью речевого
развития, чувством родного языка. Вышеперечисленное можно
подтвердить следующим высказыванием русского писателя А.И.
Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь
цивилизации и культуры. Поэтомуто изучение и сбережение
русского языка является не праздным занятием от нечего
делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых
руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен,
гибок, послушен, ловок и вместителен…» [20, C.95]
Овладение таким предметом, как русский язык, имеет и
другие особенности: вопервых, язык всегда находится в
распоряжении учащихся и в любой момент может быть
использован для наблюдения; вовторых, связь теории с
практикой тоже является характерной чертой нашего предмета
изучения, так как языком мы пользуемся постоянно.
Учесть эти преимущества изучения родного языка – это
значит привлечь внимание детей прежде всего к миру слов,
повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не
менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир
растений и животных, электроники и техники. Воздвигнутые
положения можно с успехом осуществить, организуя
систематическую, планомерную внеурочную работу по русскому
языку, начиная с 1 класса. Необходимость проведения
внеклассных занятий с младшими школьниками диктуется, во
первых, желанием детей узнать нечто новое о русском языке
и, вовторых, методическими соображениями: внеклассные
занятия способствуют более прочному и сознательномуусвоению изученного на уроке материала, обогащению словаря,
развитию речи; внеклассные занятия дают возможность
пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь к
русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в
работе по русскому языку между начальными и старшими
классами.
Внеклассная работа по русскому языку, как правило,
ведется в учебном году параллельно с классными занятиями.
Однако отдельные виды внеурочной работы, особенно настоящие
эпизодический характер, могут проводиться и в каникулярное
время (например, олимпиада). Классная и внеклассная работа
дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно
претворение в жизнь тех сложных задач, которые в настоящее
время стоят перед школой.
Обычно внеклассная работа тесно связана с уроком, но
она, тем не менее, постоянно стремиться к некоторой
автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по
предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих
специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие
– тесная связь с обязательной программой и в то же время
выход за ее пределы – составляет одну из особенностей
внеклассной работы, которая призвана, развивая
познавательные интересы ученика, учитывать эти интересы и
опираться на них. Внеурочная работа, таким образом, может
быть признана своеобразной формой научной популяции.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает,
как велико желание школьников узнать новое о русском языке.
Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому
языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы,
интересующие детей. И в этом случае на помощь приходят
внеклассные занятия.Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеклассных
занятий по русскому языку – подготовить учащимся, грамотных
в широком смысле слова, совпадает, неурочная работа имеет
свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи.
Задачи:
способствовать углублению и расширению приобретаемых
на уроках знаний, тем самым, помогая ученикам лучше
усвоить программный материал;
совершенствовать навыки анализа различных фактов
языка;
расширять лингвистический кругозор школьников;
воспитывать языковое чутье;
развивать творческие возможности;
повышать общую языковую культуру учащихся;
развивать и совершенствовать психологические качества
школьников: любознательность, активность, волю,
самостоятельность в приобретении знаний;
выявить одаренных в лингвистическом отношении
учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих
учащихся веру в свои силы.
Осуществление этих задач ведет к выполнению основной
цели внеклассной работы – развитию у школьников интереса к
русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них
бережного отношения к слову, к богатствам языка и
стремления настойчиво овладевать этими богатствами,
воспитанию любви и уважения к русскому языку.
Таким образом, внеклассная работа по русскому языку
является неотъемлемой частью всей учебновоспитательной
работы в школе и подчинена общим целям образования и
воспитания учащихся. Успех решения этих целей и задач вомногом зависит от умения правильно организовывать
внеурочные занятия с детьми.