ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ I-VI КЛАССОВ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ Учебный предмет в школе – «это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности» [49, C.21]. Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке, его история и диалектология, смежные науки – графика, орфография, пунктуация и др.
Иконка файла материала ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ I­VI КЛАССОВ ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ Учебный   предмет   в   школе   –   «это   приспособленная   к изучению   та   или   иная   научная   дисциплина   или   область деятельности»   [49,  C.21].   Основу   русского   языка   как школьного   учебного   предмета   составляет   наука   о   русском языке,   его   история   и   диалектология,   смежные   науки   – графика, орфография, пунктуация и др. По   целям   и   содержанию   знаний,   сообщаемых   учащимся   о русском языке, различаются два уровня его изучения в школе: общеобразовательный   и   углубленный.   Общеобразовательный уровень   это   курс   русского   языка,   обязательный   для   всех учащихся   средней   школы.   Углубленно   изучают   русский   язык отдельные   школьники   или   группы   школьников,   проявившие интерес к нему. В   настоящее   время   в   школе   практикуются   три   формы углубленного   изучения   русского   языка:   факультативные занятия, внеклассная работа и расширенное изучение русского языка.   Так   как   целью   нашего   исследования   является рассмотрение   внеклассной   работы,   остановимся   подробнее   на этой форме углубленного изучения русского языка. В   педагогике   дается   следующее   определение   данного понятия:   «Внеклассной   работой   называют   специально организованные   и   целенаправленные   занятия   с   учащимися воспитательного   и   образовательного   характера,   проводимые школой во внеурочное время» [58, C.427].Истоки   внеклассной   работы   как   формы   углубленного изучения   предмета   восходят   к   литературным   собраниям   (XVII в.)   в   дворянских   пансионах   и   учебных   заведениях всесословного   типа,   где   звучали   произведения   Ломоносова, Сумарокова,   читались   собственные   сочинения   и   переводы воспитанников, ставились пьесы. Существует   следующая   закономерность:   если   периоды политической   реакции   в   общественной   жизни   России сопровождались   усилением   строжайшей   регламентации   учебного процесса,   запрещения   какой   бы   то   ни   было   внеурочной деятельности,   то   в   эпохи   либерализации,   напротив, внеклассная   работа   становилась   лабораторией   активного поиска   новых   форм   изучения   предмета,   творческой самодеятельности   учащихся.   В   20­30­е   гг.   нашего   столетия палитра   форм   внеурочной   деятельности   обогатилась   циклами вечеров,   конференциями,   диспутами,   играми.   В   последующие десятилетия   заметно   усилилась   тенденция   комплексного использования   многообразных   форм   внеклассной   работы, проявившаяся,   в   частности,   в   организации   постоянно действующих   коллективов   –   кружков,   клубов,   музеев. Всероссийские праздники по предметам, проводимые с 1974 г., ­ примета масштабности современной внеурочной работы. Попытаемся   ответить   на   вопрос:   «Почему,   несмотря   на совершенствование   программ   и   самого   процесса   изучения русского языка в школе, внеклассная работа остается важным каналом освоения русского языка школьниками?» Внеклассная   работа   позволяет   ученикам   общаться   с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений.   Движущей   силой   внеклассной   деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированнаяединой   и   обязательной   для   всех   программой,   направлена   на формирование   системы   знаний,   умений   и   навыков,   то внеклассная   работа   импонирует   школьнику   добровольностью участия,   свободой   индивидуального   выбора   лингвистического материала,   форм   общения   с   искусством   слова,   способов творческого   самовыражения   –   возможностью   делать   то,   что хочешь   и   можешь:   попробовать   себя   в   роли   корреспондента, оратора,   исследователя   и   т.п.   Это,   по   словам   Б.М. Неменского,   «зона   свободного   поиска».   Здесь   не   последнюю роль   играет   установка   на   скорую   реализацию   личностно значимого  замысла,  на  «конечный  результат»  –  будь  то  КВН, лингвистический   турнир,   выпуск   газеты,   устного   журнала, олимпиада. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само   общение,   разноплановое,   полифункциональное (межличностное,   познавательное,   художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость   и   неформальность,   атмосфера   подлинного сотворчества. Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется   еще   и   тем,   что,   будучи   менее   инерционной, нежели   программное,   урочное   преподавание,   она   задает   тон ломке   методических   стереотипов,   рождению   новых   подходов   к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения,   раскрепощенности   в   поиск   истины   томимым духовной   жаждой   поколением.   Внеклассная   работа   становится своеобразной   лабораторией   творчества   преподавателя,   в которой   модернизируются   нетрадиционные   для   учебного процесса   формы   общения   с   миром   слов,   адекватные   нынешней социокультурной ситуации. Необходимость   проведения   внеклассных   образовательных занятий   постоянно   подчеркивается   в   педагогической,   и   вметодической   литературе.   Об   этом   говорится   в   работах   Б.Т. Панова,   Л.И.   Пастушенковой,   Е.П.   Преображенской,   Н.Н. Ушакова,   Г.И.   Суворовой,   посвященных   данной   проблеме   (см. библиографию).   В   опыте   передовых   школ   внеклассная   работа рассматривается   как   мощное   дополнительное   средство формирования интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках. Внеклассную работу по русскому языку нельзя смешивать с особым   видом   работы   школы   по   выполнению   ею   учебно­ воспитательных   задач,   известных   в   школьной   практике   под названием   «дополнительных   занятий»   или   «работы   с отстающими»,   организуемых   для   оказания   помощи   ученикам, которые   по   той   или   иной   причине   не   усвоили   программный материал  и  должны  восполнить  пробелы  в  знаниях.  Тем  более нельзя   всю   внеурочную   работу   подменять   такими   занятиями. Внеклассная   работа   имеет   в   виду   не   какую­либо   часть учащихся,   выделяемую   по   успеваемости   или   степени подготовленности, а всех учеников, так или иначе проявивших свою заинтересованность данным предметом. Внеурочная работа по   русскому   языку   –   «обязательный   элемент   нормальной организованной   работы   школы»   [49,  C.374].   Дополнительные занятия   с   отстающими   –   это   экстренная   мера,   вызванная «чрезвычайными» обстоятельствами. Внеклассной работе по русскому языку придается огромное значение, потому что в системе школьных дисциплин изучение родного   языка   занимает   особое   место.   Это   определяется прежде   всего   его   ролью   в   обществе.   Язык   не   просто обеспечивает   наше   общение   в   любой   сфере   жизни.   Язык   – инструмент   нашей   мысли   и   наших   чувств.   Степень   речевого развития   –   это   и   степень   развития   мышления,   а   значит, хорошее  владение  языком  –  условие  успешной  работы  по  всемучебным   предметам.   Изучение   родного   языка,   понимание   его структуры   –   естественная   база   для   изучения   иностранных языков. Родной язык – высшее проявление национальной жизни, национальной   культуры.   Степень   включения   человека   в национальную   культуру   определяется   степенью   речевого развития,   чувством   родного   языка.   Вышеперечисленное   можно подтвердить   следующим   высказыванием   русского   писателя   А.И. Куприна:   «Язык   –   это   история   народа.   Язык   –   это   путь цивилизации   и   культуры.   Поэтому­то   изучение   и   сбережение русского   языка   является   не   праздным   занятием   от   нечего делать,   но   насущной   необходимостью…   Русский   язык   в   умелых руках   и   в   опытных   устах   –   красив,   певуч,   выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» [20, C.95] Овладение   таким   предметом,   как   русский   язык,   имеет   и другие   особенности:   во­первых,   язык   всегда   находится   в распоряжении   учащихся   и   в   любой   момент   может   быть использован   для   наблюдения;   во­вторых,   связь   теории   с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно. Учесть   эти   преимущества   изучения   родного   языка   –   это значит   привлечь   внимание   детей   прежде   всего   к   миру   слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений   и   животных,   электроники   и   техники.   Воздвигнутые положения   можно   с   успехом   осуществить,   организуя систематическую,   планомерную   внеурочную   работу   по   русскому языку,   начиная   с   1   класса.   Необходимость   проведения внеклассных   занятий   с   младшими   школьниками   диктуется,   во­ первых,  желанием  детей  узнать  нечто  новое  о  русском  языке и,   во­вторых,   методическими   соображениями:   внеклассные занятия   способствуют   более   прочному   и   сознательномуусвоению изученного на уроке материала, обогащению словаря, развитию   речи;   внеклассные   занятия   дают   возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в работе   по   русскому   языку   между   начальными   и   старшими классами. Внеклассная   работа   по   русскому   языку,   как   правило, ведется   в   учебном   году   параллельно   с   классными   занятиями. Однако отдельные виды внеурочной работы, особенно настоящие эпизодический характер, могут проводиться и в каникулярное время (например, олимпиада). Классная и внеклассная работа дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно претворение в жизнь тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Обычно   внеклассная   работа   тесно   связана   с   уроком,   но она,   тем   не   менее,   постоянно   стремиться   к   некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету,   к   поискам   форм,   наиболее   адекватно   отражающих специфику занятий по интересам. Это кажущееся противоречие –   тесная   связь   с   обязательной   программой   и   в   то   же   время выход   за   ее   пределы   –   составляет   одну   из   особенностей внеклассной   работы,   которая   призвана,   развивая познавательные   интересы   ученика,   учитывать   эти   интересы   и опираться   на   них.   Внеурочная   работа,   таким   образом,   может быть признана своеобразной формой научной популяции. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие   рамки   урока   и   насыщенность   программы   по   русскому языку   не   всегда   позволяет   ответить   на   многие   вопросы, интересующие   детей.   И   в   этом   случае   на   помощь   приходят внеклассные занятия.Несмотря на то, что конечная цель уроков и внеклассных занятий по русскому языку – подготовить учащимся, грамотных в широком смысле слова, ­ совпадает, неурочная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи.  Задачи: ­ способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, помогая ученикам лучше усвоить программный материал; ­ совершенствовать   навыки   анализа   различных   фактов языка; ­ расширять лингвистический кругозор школьников; ­ воспитывать языковое чутье; ­ развивать творческие возможности; ­ повышать общую языковую культуру учащихся; ­ развивать и совершенствовать психологические качества школьников:   любознательность,   активность,   волю, самостоятельность в приобретении знаний; ­ выявить   одаренных   в   лингвистическом   отношении учеников,   а   также   воспитывать   у   слабоуспевающих учащихся веру в свои силы. Осуществление   этих   задач   ведет   к   выполнению   основной цели  внеклассной работы – развитию у школьников интереса к русскому   языку   как   учебному   предмету,   воспитанию   у   них бережного   отношения   к   слову,   к   богатствам   языка   и стремления   настойчиво   овладевать   этими   богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку. Таким   образом,   внеклассная   работа   по   русскому   языку является   неотъемлемой   частью   всей   учебно­воспитательной работы   в   школе   и   подчинена   общим   целям   образования   и воспитания   учащихся.   Успех   решения   этих   целей   и   задач   вомногом   зависит   от   умения   правильно   организовывать внеурочные занятия с детьми.