Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
            
        
        
        
                    
                                    
                        
                        
                            «Педагогические средства 
развития навыков общения 
и взаимодействия 
дошкольников с взрослыми 
и сверстниками»
                        
                     
                                    
                        
                        
                            АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной темы возрастает в 
современных условиях в связи с 
особенностями социального окружения 
ребенка, в котором часто наблюдается 
дефицит «живого» общения, речевой культуры 
во взаимоотношениях людей. В последнее 
время, вследствие повсеместного 
использования технических средств 
коммуникации (телефонная связь, 
телевидение, Интернет и т. д., высокой 
занятости родителей, наблюдается тенденция 
снижения качества общения между ребенком и 
взрослым.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Недостатки в результатах:
 У детей плохо сформированы навыки общения и 
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в 
различных жизненных ситуациях; самостоятельности, 
целенаправленности и саморегуляции собственных 
действий; эмоциональной отзывчивости, 
сопереживания; формирования готовности к 
совместной деятельности со сверстниками; 
формирования уважительного отношения и чувства 
принадлежности к своей семье и сообществу детей и 
взрослых.
 У детей недостаточно выработаны положительные 
черты характера.
 Нет представления, как реагировать на то или иное 
эмоциональное состояние, как взаимодействовать с 
другими членами детского коллектива.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Недостатки в основном процессе:
В примерных  основных  образовательных  программах  дошкольного 
образования по  образовательной  области  «Социально
коммуникативное развитие»  сформулированы  задачи, содержательная 
 часть  представлена  в  виде  методических рекомендаций для 
воспитателей,  конкретных планов работы нет.  Авторы программ 
ограничиваются только общими задачами социальнокоммуникативного 
развития, которые вплетаются в задачи других разделов.
 Организация педагогического процесса, направленного на вхождение 
ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого 
мастерства, знания детей, собственного переживания, явно 
выраженного отношения. В соответствие с ФГОС, воспитательно
образовательный процесс в ДОУ строиться с учетом принципа 
интеграции образовательных областей.  Грани между 
образовательными областями очень тонкие, вследствие чего 
проявляются недостатки в недопонимании педагогом принципа 
интеграции образовательных областей: какие области интегрируется и 
как.
 В перспективном планировании не достаточно уделяется внимание 
развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми, для успешной 
социальной адаптации в окружающем мире, в тематическом 
планировании в течение дня.
 Не в полном объеме отработаны формы эффективного 
взаимодействия  с родителями дошкольников по развитию навыков 
общения.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
 Не все воспитатели ДОУ  соответствуют 
квалификационным характеристикам по 
соответствующей должности, т.е. не обладают 
основными компетенциями по организации 
воспитательно  образовательного процесса.
 Недостаточно методической и специальной 
литературы, периодических изданий для развития у 
детей навыков общения по ФГОС ДО;
 Нехватка современных технических средств 
организации деятельности детей и информационных 
технологий (компьютеры, интерактивные доски, 
музыкальное оборудование) в соответствии с ФГОС.
 Развивающая среда в дошкольном учреждении не 
полностью соответствует требованиям, утвержденным в 
Федеральных государственных образовательных 
стандартах.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Противоречие
Поиск педагогических средств  для успешного 
развития навыков общения со  сверстниками и 
взрослыми это преодоление противоречий в 
профессиональном труде воспитателя. 
Это противоречия между следующими 
факторами:
 Между общественной потребностью в 
подготовке социально адаптированной 
личности и недостаточной  практической 
разработанностью решения этой проблемы на 
уровне дошкольного образования.
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Характеристика изменений в образовательном процессе 
(содержание, средства обучения и воспитания, 
контроля).
Изменения в содержании:
1. Включение парциальных программ/
2. Включение в перспективное планирование содержания форм и средств 
развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и 
сверстниками, направленных на повышение социальной адекватности детей 
в общении.
Цикл  занятий  «Этот  странный  взрослый  мир», «Мир познания»,  «Языки 
общения», «Тайна моего Я», «Как мы видим друг друга», «Фантазия 
характеров», «Умение владеть собой» и др.
Организация проектной деятельности.
Развивающие игры  на  развитие навыков общения со сверстниками и 
взрослыми (сюжетноролевые, игрыдраматизации и др.).   
Беседы о важности умения адекватно проявлять свои чувства и учитывать 
чувства других, чтение художественной литературы «Что такое дружба» и 
т.п.
Наблюдения, прогулки, экскурсии.
Внедрение информационнокоммуникационных технологий  электронные 
презентации по  развитию навыков общения и взаимодействия 
дошкольников с взрослыми и сверстниками.
3. Внесение изменений в тематическое планирование воспитательно
образовательного процесса новых эффективных форм взаимодействия со 
специалистами  ДОУ в НОД.
Цикл занятий  «Я и другие: мы – разные».
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Так как родители являются активными участниками 
образовательного процесса также  вносятся изменения в 
организацию взаимодействия ДОУ и семьи.
4. Применение современных форм работы с родителями по 
развитию навыков общения детей со сверстниками и 
взрослыми.
Открытое игра  занятие для родителей  «Про щедрого 
домовенка Кузю и жадную БабуЯгу».
Родительское собрание в форме игрового тренинга  «Учимся 
играть».
Рекомендации для родителей «Развиваем умение 
сотрудничать».
Родительское собрание в форме игры «Знаю ли я своего 
ребенка?».
Тематический вечер «Вместе с бабушкой».
Беседы с родителями «Как научить малыша играть», «Я 
люблю это дружное слово – вместе», «Дети и родители: мы 
разговариваем» и др.
Совместные  с  родителями  выставки на  тему: «Семейная  
фотография».
                        
                     
                                    
                        
                            
                                
                            
                         
                        
                            Изменения в средствах обучения и воспитания:
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного 
процесса благодаря использованию которых более успешно и за 
рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Главное дидактическое назначение средств обучения в ДОУ – ускорить 
процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к 
наиболее эффективным характеристикам.
Выбор средств обучения зависит от: 
 закономерностей и принципов обучения; 
 общих целей обучения, воспитания и развития; 
 конкретных образовательных задач; 
 уровня мотивации обучения; 
 содержания материала; 
 времени, отведенного на изучение того или иного материала; 
 объема и сложности материала; 
 уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных 
навыков; 
 возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых; 
 типа и структуры занятия; 
 количества детей; 
 интереса детей; 
 взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или 
авторитарность); 
 материальнотехнического обеспечения, наличия оборудования, наглядных 
пособий, технических средств; 
 особенностей личности педагога, его квалификации.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Перспективы решения проблемы 
Кадровые условия:
Кадры дошкольного учреждения должны иметь базовое 
профессиональное образования, обладать необходимым уровнем 
методологической культуры и сформированной готовностью к 
непрерывному образованию в течение всей жизни, быть способным к 
инновационной деятельности.
Научнометодические условия:
подобрать и составить картотеку тематических игр для детей по 
данной теме;
выбирать и применять современные образовательные технологии;
Материальнотехнического условия:
Необходимо проектирование развивающей среды в группах 
Нормативноправовые условия:
Работа с нормативноправовой документацией 
Информационные условия:
Необходимо подобрать и создать картотеку книг по социально
коммуникативному развитию дошкольников. 
Организационные условия:
Педагог, реализующий образовательную программу, должен применять 
дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы 
детей в информационнообразовательной среде.