Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
Оценка 4.6
Семинары
ppt
воспитательная работа
Детсад
16.11.2018
Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Презентация.ppt
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
«Педагогические средства
развития навыков общения
и взаимодействия
дошкольников с взрослыми
и сверстниками»
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной темы возрастает в
современных условиях в связи с
особенностями социального окружения
ребенка, в котором часто наблюдается
дефицит «живого» общения, речевой культуры
во взаимоотношениях людей. В последнее
время, вследствие повсеместного
использования технических средств
коммуникации (телефонная связь,
телевидение, Интернет и т. д., высокой
занятости родителей, наблюдается тенденция
снижения качества общения между ребенком и
взрослым.
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
Недостатки в результатах:
У детей плохо сформированы навыки общения и
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
различных жизненных ситуациях; самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; эмоциональной отзывчивости,
сопереживания; формирования готовности к
совместной деятельности со сверстниками;
формирования уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и сообществу детей и
взрослых.
У детей недостаточно выработаны положительные
черты характера.
Нет представления, как реагировать на то или иное
эмоциональное состояние, как взаимодействовать с
другими членами детского коллектива.
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
Недостатки в основном процессе:
В примерных основных образовательных программах дошкольного
образования по образовательной области «Социально
коммуникативное развитие» сформулированы задачи, содержательная
часть представлена в виде методических рекомендаций для
воспитателей, конкретных планов работы нет. Авторы программ
ограничиваются только общими задачами социальнокоммуникативного
развития, которые вплетаются в задачи других разделов.
Организация педагогического процесса, направленного на вхождение
ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого
мастерства, знания детей, собственного переживания, явно
выраженного отношения. В соответствие с ФГОС, воспитательно
образовательный процесс в ДОУ строиться с учетом принципа
интеграции образовательных областей. Грани между
образовательными областями очень тонкие, вследствие чего
проявляются недостатки в недопонимании педагогом принципа
интеграции образовательных областей: какие области интегрируется и
как.
В перспективном планировании не достаточно уделяется внимание
развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми, для успешной
социальной адаптации в окружающем мире, в тематическом
планировании в течение дня.
Не в полном объеме отработаны формы эффективного
взаимодействия с родителями дошкольников по развитию навыков
общения.
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
Не все воспитатели ДОУ соответствуют
квалификационным характеристикам по
соответствующей должности, т.е. не обладают
основными компетенциями по организации
воспитательно образовательного процесса.
Недостаточно методической и специальной
литературы, периодических изданий для развития у
детей навыков общения по ФГОС ДО;
Нехватка современных технических средств
организации деятельности детей и информационных
технологий (компьютеры, интерактивные доски,
музыкальное оборудование) в соответствии с ФГОС.
Развивающая среда в дошкольном учреждении не
полностью соответствует требованиям, утвержденным в
Федеральных государственных образовательных
стандартах.
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
Противоречие
Поиск педагогических средств для успешного
развития навыков общения со сверстниками и
взрослыми это преодоление противоречий в
профессиональном труде воспитателя.
Это противоречия между следующими
факторами:
Между общественной потребностью в
подготовке социально адаптированной
личности и недостаточной практической
разработанностью решения этой проблемы на
уровне дошкольного образования.
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
Характеристика изменений в образовательном процессе
(содержание, средства обучения и воспитания,
контроля).
Изменения в содержании:
1. Включение парциальных программ/
2. Включение в перспективное планирование содержания форм и средств
развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и
сверстниками, направленных на повышение социальной адекватности детей
в общении.
Цикл занятий «Этот странный взрослый мир», «Мир познания», «Языки
общения», «Тайна моего Я», «Как мы видим друг друга», «Фантазия
характеров», «Умение владеть собой» и др.
Организация проектной деятельности.
Развивающие игры на развитие навыков общения со сверстниками и
взрослыми (сюжетноролевые, игрыдраматизации и др.).
Беседы о важности умения адекватно проявлять свои чувства и учитывать
чувства других, чтение художественной литературы «Что такое дружба» и
т.п.
Наблюдения, прогулки, экскурсии.
Внедрение информационнокоммуникационных технологий электронные
презентации по развитию навыков общения и взаимодействия
дошкольников с взрослыми и сверстниками.
3. Внесение изменений в тематическое планирование воспитательно
образовательного процесса новых эффективных форм взаимодействия со
специалистами ДОУ в НОД.
Цикл занятий «Я и другие: мы – разные».
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
Так как родители являются активными участниками
образовательного процесса также вносятся изменения в
организацию взаимодействия ДОУ и семьи.
4. Применение современных форм работы с родителями по
развитию навыков общения детей со сверстниками и
взрослыми.
Открытое игра занятие для родителей «Про щедрого
домовенка Кузю и жадную БабуЯгу».
Родительское собрание в форме игрового тренинга «Учимся
играть».
Рекомендации для родителей «Развиваем умение
сотрудничать».
Родительское собрание в форме игры «Знаю ли я своего
ребенка?».
Тематический вечер «Вместе с бабушкой».
Беседы с родителями «Как научить малыша играть», «Я
люблю это дружное слово – вместе», «Дети и родители: мы
разговариваем» и др.
Совместные с родителями выставки на тему: «Семейная
фотография».
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
Изменения в средствах обучения и воспитания:
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного
процесса благодаря использованию которых более успешно и за
рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Главное дидактическое назначение средств обучения в ДОУ – ускорить
процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к
наиболее эффективным характеристикам.
Выбор средств обучения зависит от:
закономерностей и принципов обучения;
общих целей обучения, воспитания и развития;
конкретных образовательных задач;
уровня мотивации обучения;
содержания материала;
времени, отведенного на изучение того или иного материала;
объема и сложности материала;
уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных
навыков;
возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
типа и структуры занятия;
количества детей;
интереса детей;
взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или
авторитарность);
материальнотехнического обеспечения, наличия оборудования, наглядных
пособий, технических средств;
особенностей личности педагога, его квалификации.
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
Перспективы решения проблемы
Кадровые условия:
Кадры дошкольного учреждения должны иметь базовое
профессиональное образования, обладать необходимым уровнем
методологической культуры и сформированной готовностью к
непрерывному образованию в течение всей жизни, быть способным к
инновационной деятельности.
Научнометодические условия:
подобрать и составить картотеку тематических игр для детей по
данной теме;
выбирать и применять современные образовательные технологии;
Материальнотехнического условия:
Необходимо проектирование развивающей среды в группах
Нормативноправовые условия:
Работа с нормативноправовой документацией
Информационные условия:
Необходимо подобрать и создать картотеку книг по социально
коммуникативному развитию дошкольников.
Организационные условия:
Педагог, реализующий образовательную программу, должен применять
дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы
детей в информационнообразовательной среде.
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.