ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Оценка 4.6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
15.12.2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В данной статье перечислены гуманно-личностные технологии, подробно описана технология педагогики сотрудничества. Даны классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества». Также можно познакомиться с признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям. Дано определение личностно - ориентированному подходу. В статье раскрыты идеи гуманистической направленности образования.
статья.docx
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО­ ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА         Один из главных признаков, по которому различаются все  педагогические технологии ­ это мера её ориентации на ребёнка, подход к  ребёнку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других  факторов, либо она — личностно ориентирована, признаёт главным  действующим лицом ребёнка. В центре внимания личностно ориентированных  технологий ­ личность растущего человека, которая стремится к  максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта  для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.         Ключевые слова личностно ориентированных технологий образования ­   «индивидуальность», «развитие», «свобода», «самостоятельность»,  «творчество». Признаками гуманно­личностной ориентации применительно к  образовательным технологиям являются: – доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуально­ деятельностного и профессионального развития ребёнка; – акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на  поддержку индивидуального развития; – акцент на самопроектирование и самоуправление; – партнёрское взаимодействие участников образовательного процесса; – диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками,  ценностями; – предоставление детям свободы выбора и личная ответственность за  принятые решения всех участников образовательного процесса; – эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и  событий.         Достижение личностью таких качеств ­ главная цель образования в  отличие от целей формализованной передачи учащимся знаний и социальных  норм в традиционной технологии. Своеобразие парадигмы личностно  ориентированного образования заключается в ориентации на имманентные  свойства личности, её развитие не по чьему­то заказу, а в соответствии с  природными способностями, в претворении идеи субъект­субъектных  отношений воспитателя и воспитанника в педагогическую технологию. Такая  ориентация достигается с помощью: – обращения к субъектному опыту ребёнка, соединения его с обучением,  согласования со всеми субъектами воспитания; – учёта психологических закономерностей; – применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к  образовательной деятельности; – структурирования, дидактического преобразования материала учебника.         Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и  средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным  особенностям каждого ребёнка. Личностно ориентированный подход — это  методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая  посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов  действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развитие его  неповторимой индивидуальности (Е.Н. Степанов).         Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой  происходит становление и развитие личности ребёнка. Если эти условия  обращены к человеку, им свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно­ личностной. Гуманистическая направленность образования выражается идеями: – современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и  основано на их согласовании с конкретными ценностями разных  социокультурных сообществ; – цель ­ образованность становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность её ценностей; – развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души  и тела; – все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образования, находятся под защитой; – групповая работа в школе сочетается с индивидуальной, причём особое  внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребёнка;  – образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации,  также на полноценном общении учителя и учащихся, причём участие  школьников в совместном принятии решений уважается и поощряется; – наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы,  внимания, сотрудничества, а не формального руководства. Гуманно­личностно ориентированные технологии противостоят  авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребёнку в  технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы,  сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности. В  данной главе описаны следующие технологии: 1. Педагогика сотрудничества 2. Гуманно­Личностная технология А. Амонашвили 3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета,  формирующего человека 4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин) 5. Гуманистическая психология 6. Гуманистическая педагогика Япуша Корчака 7. «Справедливое сообщество» Лоурепса Кольберга и др. Педагогика сотрудничества         Педагогика сотрудничества — одна из наиболее всеобъемлющих  педагогических обобщений 80­х годов, вызвавших к жизни многочисленные  инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества  были осмыслены и выражены группой педагогов­журналистов и педагогов­ новаторов, в первую очередь Симоном Львовичем Соловейчиком (1930­1996)  и Владимиром Михайловичем Матвеевым (1932­1989), а также И.П.  Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А.  Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Они же дали  название технологии — педагогика сотрудничества. В педагогике  сотрудничества в обобщённом опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский),  достижения русской (К.Д. Ушинскнй, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и  зарубежной (Ж.­Ж. Руссо, Я.Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого­ педагогической науки. В основу педагогики сотрудничества положены  глубокое понимание и гуманный подход к личности ребёнка,  коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и  общественное внимание к школе. Сотрудничество — это такое состояние,  такой уровень учебно­воспитательного процесса, при котором объекты и  субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями  товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.         Педагогика сотрудничества «рассыпана» по сотням статей и книг, её  идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, стала  основой современных концепций образования в Российской Федерации.  Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа  «проникающую» технологию, воплощение нового педагогического мышления,  источник прогрессивных идей; в той или иной мере она входит во многие  современные педагогические технологии. Классификационные характеристики технологии «Педагогика  сотрудничества» Уровень и характер применения: метатехнология как общая платформа  большинства современных образовательных технологий. Философская основа: гуманистическая + антропософская. Методологический подход: личностно  ориентированный, комплексный, деятельностный, социокультурный,  коммуникативный. Ведущие факторы развития: комплексные: биогенно­ и  психогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно­ рефлекторная + поэтапная интериоризация. Ориентация на личностные сферы и структуры: всесторонняя, гармоническая. Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский, гуманистический,  общеобразовательный, проникающий. Вид социально­педагогической  деятельности: воспитательная, психолого­социально­педагогическая. Тип  управления учебно­воспитательным процессом: система малых групп +  индивидуальное. Организационные формы: академическая + клубная,  индивидуальная + групповая, дифференцированная. Преобладающие  средства: вербальные + практические. Подход к ребёнку и характер  воспитательных взаимодействий: гуманно­личностный, субъект­субъектный  (сотрудничество). Преобладающие методы: проблемно­поисковые,  творческие, диалогические, игровые. Направление модернизации: на основе  гуманизации и демократизации. Категория объектов: массовая (все  категории). Целевые ориентации: переход от педагогики требований к  педагогике отношений. Гуманно­личностный подход к ребёнку. Единство  обучения и воспитания. Концепция педагогики сотрудничества Педагогика сотрудничества — это совместная развивающая деятельность  взрослых и детей, скреплённая взаимопониманием, проникновением в  духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой  деятельности. концепция технологии, называемая «педагогика  сотрудничества», в первоначальном варианте была опубликована в виде  манифестов — групп тезисов­идей в «Учительской газете». Манифест  «Педагогика сотрудничества» (Учительская газета. 1986 г., 18 марта» 1. Отношения с учениками. В условиях среднего всеобуча отношения учителя  с учениками становятся важнейшим фактором, определяющим результаты  учебно­воспитательного процесса: это должны быть отношения  сотрудничества, создающие у детей положительные эмоции удовлетворения и  успеха в школьном учении, общении, труде. 2. Учение без принуждения. Педагогика сотрудничества предполагает  исключение авторитарных методов, принуждающих к учению, как негуманных и не дающих результатов в современной школе. Вместо них широко  применяются методы положительного стимулирования, требовательность,  основанная на доверии активности, сознательности, влияние на ученика через коллектив  товарищей. 3. Идея трудной цели. Сотрудничество учителей и учащихся возможно лишь  при наличии и осознании общей, большой, общественно значимой, а потому  трудной цели и веры в её достижение. 4. Идея опоры. Для того чтобы каждый, даже слабый, ученик имел  возможность свободно участвовать в общей работе класса, необходимо  предоставить ему достаточную ориентировочную основу — опору, подсказку, помощь. 5. Опорные сигналы Шаталова. Систематизирующие схемно­конспективные  структуры учебного материала, учитывающие особенности ассоциативной  памяти учащихся и играющие роль опор, могут значительно повысить  эффективность процессов усвоения знаний, умений, навыков. 6. Оценка работ. В основе оценки работ учащихся должны лежать щадящий  (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие  силы детей. 7. Идея свободного выбора. Возможность свободного выбора ряда элементов  (объектов, направлений, составляющих) учебной деятельности есть  необходимое условие развития инициативы и творческого мышления  (поведения) учащихся. 8. Идея опережения. Для возможно более полного и глубокого усвоения  знаний большое значение имеет их «вызревание» в сознании, которому  способствует опережающее программу знакомство с учебным материалом. 9. Идея крупных блоков. Способ подачи учебной информации укрупненными  дозами (блоками) даёт возможность использовать резервы абстрактного  мышления ребёнка и приводит к улучшению результатов обучения. 10.Идея соответствующей формы. Дидактическая форма подачи учебного  материала должна быть адекватна его содержанию. 11.Идея самоанализа. Каждое школьное дело, достижение, результат работы и поведения ученика должны быть проанализированы коллективом и самим  учеником для формирования правильных оценок, самооценок и взглядов  личности. 12 Интеллектуальный фон класса. Сила и эффективность учебно­ воспитательного воздействия на учеников определяются во многом  качествами учебного коллектива: его идейно­нравственным уровнем, интеллектуальным  фоном, развитостью коллективистских отношений. 13 Коллективное творческое воспитание. Эффективнейшим средством  осуществления принципов коллективного воспитания в современных  условиях является включение детей в коллективную творческую деятельность по улучшению и совершенствованию окружающей их жизненной обстановки,  обучение их коллективному общественному творчеству. 14.Творческий производительный труд. Производительный труд ребят должен быть обязательно творческим, т. е. направленным на улучшение, обновление,  совершенствование окружающего мира. 15.Творческое самоуправление. Воспитание коллективов и коллективистов  подразумевает участие ребят во всех делах и общественной жизни класса,  школы вместе со взрослыми, на творческих началах самоуправления. 16.Сотрудничество с родителями. Дружелюбные, товарищеские,  взаимоуважительные и доверительные отношения учителей с детьми в школе  должны быть перенесены и в сферу семейных отношений. Необходимо  сделать семью союзником в воспитании и обучении детей. 17.Личностный подход. Основным принципом отношений учителя с учени ком должен стать личностный подход, основанный на гуманистических идеях  деятельной любви к детям, веры в их творческие силы, духовной близости  воспитателя и воспитуемых. 18.Сотрудничество учителей. Осуществление идей педагогики  сотрудничества в детском коллективе предполагает наличие адекватных  отношений творческого сотрудничества на уровне педагогического  коллектива школы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ГУМАННО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2018