Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации
Оценка 5

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Оценка 5
Документация +4
docx
Междисциплинарный 8
Все классы
14.12.2018
Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации
Все люди должны быть уверены в том, что они смогут быть понятными окружающими их людьми, находясь в любой жизненной ситуации, а также в том, что они сами смогут воспринять и понять обращённую к ним речь. Альтернативная система коммуникации (общения) (АСО). Что такое АСО?...
Развитие мотивации к общению неговорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации.docx
«Развитие мотивации к общению неговорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации» Скажи мне – и я забуду,  Покажи мне – и, я может быть, я запомню, Вовлеки меня – и тогда я постигну. Конфуций Все люди должны быть уверены в том, что они смогут быть понятыми окружающими в любой ситуации, а также в том, что они смогут воспринять и понять обращенную к ним речь.  По   мнению   психологов,   потребность   в   общении   является   одной   из   базовых потребностей   индивида.   Почему   же   оно   так   важно?   Общение   –   это   один   из   залогов гармоничного развития личности, условие как духовного, так и физического здоровья, а также   способ   познания   себя   и   окружающих.   Общение   ­   это   то,   что   сопровождает   нас повсюду.  По   мнению   психолога   Н.А.   Косолапова,   общение   ­   взаимодействие   субъектов, осуществляемое знаковыми средствами (мимикой, символами, образами и т.п.), вызванное потребностями   их   совместной   деятельности   и   направленное   на   значимое   изменение   в состоянии, поведении и личностно­смысловых образованиях партнера.  Общение ­ это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о   коммуникативных   умениях   и   чертах   характера   человека,   по   специфике   организации речевого   сообщения   ­   об   общей   культуре   и   грамотности.   Выделяются   три   стороны общения: коммуникация, интеракция и социальное взаимодействие. Коммуникативная   сторона   общения   состоит   в   обмене   информацией.   Средства коммуникации ­ различные знаковые системы, прежде всего речь, а также система знаков, основанная на движении различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика), система знаков, связанная с особенностями речи (интонация, неречевые вкрапления в речь), система организации пространства и времени коммуникации, "контакт глаз". Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися   людьми.   Различают   несколько   типов   взаимодействия,   от   кооперации   до конкуренции.  Под   социальным   взаимодействием   понимается   процесс   восприятия   друг   друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Оно достигается "прочтением" за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются уподобление и осознание того, каким воспринимают его другие люди. Общение является важным условием человеческого существования. Во все времена удовлетворение   человеком   своих   потребностей   происходило,   как   правило,   с использованием общения. Уже поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь избираемым и планируемым способом, средством удовлетворения потребностей, влечений, желаний. Ряд ученых (А.В. Веденов, 1963; Д.Т. Кемпбелл, 1965) считают, что у человека  имеется врожденная потребность в самом процессе общения. Однако это признается не  всеми учеными (С.Л. Рубинштейн, 1946; Ф.Т. Михайлов, 1976; А.В. Запорожец, 1978;  А.Н. Леонтьев, 1983). М.И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется  прижизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми. В психологическом плане мотив есть желание общаться с определенной (но не  всегда ясно осознаваемой) целью. В этой связи по обусловленности мотивы общения могут  быть различными. Мотив   общения   понимается   М.И. Лисиной   по   А.Н. Леонтьеву   –   как   объект общения, т.е. мотивом у нее выступает другой человек, партнер по общению. Мотивация ­ это побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить какую­либо потребность. Процессы мотивации имеют направление ­ осуществить определенную деятельность или   воздержаться   от   нее;   сопровождаются   переживаниями,   положительными   или отрицательными   эмоциями;   состояниями   возбуждения,   взволнованности,   прилива   или упадка сил. Мотив отвечает на вопрос, почему человек совершил (или не совершил) тот или иной поступок. Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы ­ мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным (не есть ли это лучшее  доказательство того, что специфической первичной, базовой потребности в общении нет и  что потребность в общении ­ это потребность в способе удовлетворения других  потребностей?).  Актуальность  использования  альтернативных  средств  коммуникации  обусловлена тем, что в настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при   которых   речь   либо   отсутствует,   либо   представлена   отдельными   вокализациями.   В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания  ребенка и взрослого. Мы говорим о таких нарушениях развития, как расстройства   аутистического   спектра,   органические   поражения   речевых   зон   коры головного   мозга,   нарушения   опорно­двигательного   аппарата,   особенности   развития эмоционально–волевой сферы, нарушения слуха и/или зрения, комплексные нарушения. В таких   случаях   педагог,   работающий   с   перечисленными   категориями   детей,   должен обладать знаниями по установке контакта с ними, должен знать, как вступить в диалог с безречевым ребенком. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами; понимая, что от него требуют; что необходимо сделать. Учитывая, что речь не может быть использована с неговорящими детьми в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования. Альтернативная система коммуникации ­ это любая форма языка помимо речи,  которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и  предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии,  пиктограммы, жесты). Виды альтернативных  систем коммуникации: Топографический тип Селективный тип: Селективные системы коммуникации иконизация – использование символов: выбор символа   или   карточки   из   ряда   других   символов   опосредованы   дополнительными приспособлениями   (книги,   ноутбуки,   электронные   платформы,   карточки)   требуют хороших навыков визуального восприятия и сканирования Топографические системы коммуникации: язык жестов, мимики и телодвижений, движений пальцев рук, составляющих слова, и разговорной вокальной речи не требуют дополнительных   приспособлений   требуют   хорошей   моторики   и   координации   мышц ограничивают круг людей, с которыми можно общаться отсутствие специалистов, которые умеют обучать данные навыки Наиболее   распространенные   системы   альтернативной   коммуникации:   Система   PECS электронные пособия с голосовыми синхронизаторами Блисс – метод Леб – система Метод пиктограмм Жестовый язык Макатон Стратегия   «Чего­то   не   хватает»:  в   повседневной   ситуации   провоцируют отсутствие   важного   предмета,   тем   самым   побуждая   к   коммуникации.   Отсутствие необходимого предмета приводит к невозможности осуществления игры или какой­либо другой   деятельности.   Дети   должны   попросить   с   помощью   жестов   или   пиктограмм недостающую   деталь.   При   таком   сценарии   ребенок   должен   владеть   соответствующими жестами или пиктограммами. Подобную учебную стратегию можно использовать во многих повседневных ситуациях.  Стратегия «Помощь с задержкой»: применяется для того, чтобы дети научились просить о помощи в зависимости от ситуации. Если ребенку нужна помощь, чтобы открыть банку, то ему не сразу ее оказывают, а ожидают: попросит ли он в какой­либо форме, например,   с   помощью   жестов   или   пиктограмм   о   помощи.   Если   этого   спонтанно   не происходит,   ученику   помогают,   указывая   на   символ   или   выполняя   жест   ­   просьбу   о помощи. Эта стратегия особенно успешна в естественных повседневных ситуациях.  Стратегия «Действие с задержкой»: при данном методе действие задерживается, а выполняемое в данный момент ­ прерывается. Если человек собирается, например, взять предмет, его останавливают и просят указать на соответствующий символ или выполнить соответствующий жест. Как символ, так и жест должны быть ребенку известны. Таким образом, дети начинают понимать взаимосвязь между коммуникативным действием и его следствием.  Стратегия «Что­то не так»: дети с умственными ограничениями должны учиться от чего­то отказываться. Им предлагают две вещи, например, два разных фрукта и просят выбрать один из них. Если ребенок проявляет четкое предпочтение и протягивает руку к предмету, ему намеренно протягивают не тот фрукт, тем самым провоцируют отклонение или несогласие, отказ. Так и в повседневной жизни люди должны учиться отказываться от чего­то соразмерно ситуации. Но прежде нужно оговорить или заучить соответствующие символы, жесты или другие знаки.  Повседневные действия: наряду с умышленно создаваемыми стратегиями введение и   применение   коммуникации   с   поддержкой   особенно   подходит   для   повседневных ситуаций. С этой целью хорошо использовать ежедневно повторяемые действия, такие как умывание, одевание и раздевание, принятие пищи и др. Предпосылкой для коммуникации при выполнении повседневных действий является их структурированность, ребенок учится предвидеть действия и реагировать на них. Основным в такой ситуации является то, что взрослый   оставляет   достаточно   времени   между   отдельными   шагами   действия,   чтобы   у ребенка была возможность отреагировать. Для инициирования спонтанной коммуникации можно   намеренно   опускать   определенные   шаги   действия,   предоставляя   ребенку возможность потребовать действовать в привычном режиме. Если повседневное действие происходит в определенном месте, например, в ванной, то можно разместить там картинки или   пиктограммы.   Затем   задают   вопрос:   «Что   будет   сейчас?».   Ребенок   показывает   на соответствующий   символ   либо   взрослый   задает   вопрос   и   одновременно   показывает   на символ.  Естественные методы обучения:  имеют место  в повседневной  жизни человека, использующего коммуникацию с поддержкой, так как исходят из того, что знакомые места, люди и действия представляют собой благоприятную среду для коммуникации. Раньше в Германии логопед зачастую работал с ребенком индивидуально во время приема. Однако оказалось, что дети легче учатся коммуникации, если с ее помощью могут добиться в повседневной   жизни   вещей   или   действий,   которые   представляют   реальную   мотивацию. Применение   так   называемого   «прагматичного   принципа»   может   означать,   что   сначала ребенок   вообще   не   понимает   точного   значения   символа,   но   он   начинает   постепенно осознавать, чего он может достичь, показывая на данный символ. Естественные методы обучения соответствуют той манере, в которой родители абсолютно интуитивно общаются со здоровыми детьми. Но в отличие от естественной коммуникации с младенцами данные методы ориентированы на окружающую среду и разный возраст людей. К естественным методам обучения относятся:   1)    Адаптированная   речь.   Если   люди   должны   научиться   коммуникации   с поддержкой, им необходимы партнеры, которые много с ними разговаривают, находятся в диалоге.   В   повседневной   жизни   это   значит,   что   они   описывают   собственные   или наблюдаемые действия. Нужно озвучивать предполагаемые намерения или чувства. Здесь имеет смысл разговаривать таким языком, который приспособлен к обучаемому, дает ему возможность   понимать   сказанное.   Следует   говорить   медленно,   четко,   короткими предложениями. Кроме того, необходимо делать паузы, чтобы у ребенка была возможность выразить свои мысли. 2)   Наблюдать, куда направлено внимание человека. Если  дети  и  подростки недостаточно   используют   устную   речь,   то   часто   получают   удовольствие,   если   за   их коммуникацией   следят.   Это   проявляется   в   том,   что   коммуникативный   партнер внимательно наблюдает за детьми и замечает, куда именно направлено их внимание и что следует далее. Если кто­то прерывает свое действие и смотрит в окно, то в таких случаях обычно   говорят:   «Не   отвлекайся,   Слава,   продолжай   дальше».   Согласно   модели естественных методов обучения сказали бы: «Ага, ты смотришь в окно. Вероятно, что­то тебя там заинтересовало?». Или если кто­то пугается внезапного шума, можно было бы на это отреагировать и сказать: «О, тебя это испугало. Да это просто тарелка упала».  3)   Подхватывать высказывания.  Все  высказывания  человека,  который  учится коммуникации   с   опорой,   должны   учитываться   и   рассматриваться   как   важные.   Каждый нуждается   в   осознании   того,   что   может   общаться   при   помощи   своих   даже   не   совсем привычных   высказываний.   Понимание   человеком   обстоятельства,   что   его   высказывания воспринимаются, и воспринимаются всерьез, обеспечивает высокую мотивацию и приводит к новым коммуникативным попыткам.  4)   Предоставить человеку управлять самому.  Когда человек осознает, что он управляет   ситуацией,   его   мотивация   к   коммуникации   усиливается.   Предоставить управлять самому ­ значит, например, что я продолжаю тему, которую начал обучаемый коммуникации человек. Я могу продолжать задавать вопросы по этой теме или дополнять ее. Тем самым достигают, как правило, и более продолжительного внимания.  5)  Синхронная коммуникация. Люди, обучающиеся коммуникации с поддержкой, нуждаются в моделях, которые они могут имитировать. Обычно дети учатся говорить, имитируя своих коммуникативных партнеров, которые к тому же постоянно побуждают их к   коммуникации.   Научные   исследования   показали,   что   дети   глухих   родителей автоматически начинают жестикулировать, невнятно бормочут себе под нос, даже если они могут без проблем научиться говорить. Они интуитивно имитируют своих родителей или близких  им людей. Тот, кто учится коммуникации с поддерж кой,  нуждается также  в людях, общающихся  подобным образом. Под синхронной коммуникацией понимают то, когда хорошо знакомый человек говорит и дополнительно выражает отдельные понятия либо слова выбранными методами коммуникации с опорой. Так, произнесение ключевых слов фразы «Завтра мы не идем за покупками» сопровождается жестами или указанием на соответствующие   символы.   Это   особенно   важно   в   самом   начале   обучения,   когда   еще общаются при помощи предметов, символов, фотографий или жестов.  Пользователю   поддерживающей   коммуникации   необходим   коммуникативный партнер, который также применяет данную коммуникацию. Поэтому выбирая словарный запас, имеет смысл добавлять символы, предполагаемые для коммуникативного партнера. Доказано, что использование синхронной коммуникации способствует овладению речью, в частности, ее пониманию. Множество людей с ограничениями воспринимают информацию с   помощью   различных   анализаторов   для   ее   прочного   запоминания.   Поддерживающая коммуникация   прежде   всего   способствует   формированию   представления   о   том,   как осуществляется коммуникация с помощью предметов, графических символов и жестов. Таким   образом   можно   сделать   вывод,   что   для   того,   чтобы   мотивировать ребенка к общению надо: 1. Выяснить, каким образом в настоящее время общается ребенок, даже если он это делает неумышленно. Определить потенциальные «намеренные» коммуникативные проявления (движение, вокализация, выражение лица). Последовательно отреагировать на них так, если бы они   были   сознательными   действиями,   что   позволит   ребенку   научиться   понимать связь между собственным поведением и его последствиями, выполнять конкретное действие и наблюдать результат.  2. Комментировать поведение ребенка: «Ты протягиваешь руки.  Значит, я возьму тебя на руки», что способствует не только пониманию результата своих действий, но и улучшает импрессивную речь.  3. Сосредоточиться на проявлениях коммуникативного поведения,  следствием чего является естественный отклик со стороны взрослого как сильное позитивное   подкрепление,   например,   действия   с   целью   привлечения   внимания. Ребенок может неумышленно требовать игрушку (пищу) и каждый раз получать ее. В конечном итоге он придет к пониманию связи между собственным поведением и его следствием или позитивным подкреплением. 4. Распознавать   и   последовательно   отвечать   на   любую   попытку коммуникации в различных ситуациях взаимодействия.    содержащее   описание   всех   проявлений Иметь   руководство­пояснение, коммуникативного поведения ребенка, ситуаций, в которых они обычно встречаются, а также его ответного поведения. 5. Создать   структурированную,   предсказуемую   последовательность ежедневно происходящих в режиме дня и знакомых ребенку действий.  Вскоре он начнет предвосхищать те или иные действия, получая удовольствие либо отклоняя их приближение. Предлагать простые занимательные игры, произведения с повторяющимся   сюжетом.   Занимаясь,   периодически   делать   паузы­ожидания   в надежде проявления коммуникативного поведения.  6. Предварять выполнение режимного момента информированием ребенка о происходящем,  окружающей обстановке и ближайшем окружении, особенно в случае недостаточного понимания   им   происходящего.   в   ситуации   приветствия   при идентификации   нового   собеседника   можно   использовать   тактильные   и   устные   Например, реплики. Так, взрослый постоянно носит на руке часы и всякий раз, контактируя с ребенком, приветствует его устно и дает возможность прикоснуться к ним. С целью опознания   нового   режимного   момента   можно   давать   мочалку,   что   позже   будет сигнализировать   о   времени   принятия   ванны.   О   его   завершении   может информировать ящик выполненных дел (финишная коробка) либо другой признак, символизирующий, например, что собеседник уезжает. В специальной педагогике выделяют ряд этапов организации общения с ребенком.  Среди них : 1. Установление эмоционального контакта (в основе лежит механизм аттракции ­  процесс или механизм формирования привязанностей, эмоционального принятия  лицами друг друга (улыбка, комплимент, сюрприз, называние человека по имени);  эмоциональный контакт постепенно перерастает в сотрудничество). При установлении эмоционального контакта с ребенком очень важно помнить, что  неожиданно громкий голос, быстрые стремительные движения, напористость могут  его сильно напугать. Следует взять за правило ­ подходить к больному ребенку  только спереди, сообщать заранее тихими шагами о своем приближении и о том, что  вы собираетесь делать (Варенова Т.В., 2003). 2. Повышение психической активности ребенка(аутостимуляция ­ тонизирование себя различными приятными ощущениями, носящими своеобразный характер  (раскачивание на стуле, потирание ладоней, почесывание, скандирование стиха и пр.). 3. Создание продуктивного педагогического общения (адаптация окружающей  обстановки потребует приспособления или модификации в пределах определенного  места: на различных типах уроков имеет смысл использовать различные варианты  меблировки, адаптация указаний; адаптация материалов; адаптация учебной  программы ).

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации

Развитие мотивации к общению не говорящих детей при помощи средств альтернативной коммуникации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018