Стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей слабовидящего ребенка
Оценка 4.8
Научные работы +2
docx
Междисциплинарный 6
Все классы
14.12.2018
Изучая данные Минздрава России число детей с разными болезнями глаза и его придаточного аппарата в период 2000-2017 годы увеличилось. Проблемой изучения слабовидящих детей занимались такие авторы, как Ермаков В.П., Солнцева Л.И., Плаксина Л.И. и др... С чем связывают данное заболевание у детей, какие трудности испытывают в жизни дети с нарушением зрения. Психолого-педагогическое сопровождение семьи...
Стратегия психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей слабовидящего ребенка.docx
Стратегия психолого – педагогического сопровождения семьи,
воспитывающей слабовидящего ребенка
По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире
насчитывается около 39 миллионов слепых людей и 246 миллионов с плохим
зрением. [9]
По данным Минздрава России число детей с различными болезнями
глаза и его придаточного аппарата в период с 20002017 увеличилось. Изучая
статистические данные, можно увидеть, что в период с 2000 – 2007г.г. число
слабовидящих детей уменьшилось (1221.0 – 1201.3 тыс. чел.), но с 2007 по
2017 год это число вновь увеличилось (1201.3 – 1464.3 тыс. чел.). [6]
Проблемой изучения слабовидящих детей занимались такие
авторы, как: Солнцева Л.И., Григорьева Л.П., Воронина В.М., Плаксина Л.И.,
Фильчикова Л.И., Коваленко Б.И., Литвак А.Г., Ермаков В.П. и др.
Слабовидение наступает в результате глазных болезней, которые,
однако, нельзя рассматривать вне связи с состоянием организма в целом;
часто они являются проявлением общего заболевания. Большая часть случаев
слабовидения у детей наступает вследствие аномалий рефракции глаза.
Встречающиеся у детей нарушения зрения делятся на прогрессирующие
и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и
вторичной глаукомы, незаконченные атрофии зрительных нервов, пигментная
дегенерация сетчатки, злокачественные формы высокой близорукости,
отслойка сетчатки и т.д., к стационарным – пороки развития: микрофтальм,
дальнозоркость,
альбинизм,
астигматизм высоких степеней и не
прогрессирующие последствия заболеваний и операций – стойкие помутнения
роговицы, катаракт, отсутствие хрусталика.
[4]
У детей данной категории обзор окружающей действительности сужен,
замедлен и неточен, поэтому для слабовидящих детей характерны
ограниченность и искажение представлений; замедленны процессы запоминания, мыслительные операции, затруднена ориентация в пространстве.
У многих слабовидящих детей нарушено цветоощущение. Характерны также
раздражительность, замкнутость, негативизм, связанные с неудачами. [7]
Ученые связывают увеличение числа слабовидящих новорожденных, с
таким заболеванием, как ретинопатия у новорожденных – это серьезная
патология, которая часто встречается у недоношенных детей с низким весом,
менее 1500 г. При этом заболевании происходят сосудистые изменения в
стекловидном теле глаза и его сетчатке. Мощность процесса при ретинопатии,
быстрота и необратимость его развития, отсутствие двойственного лечения
нередко повергают детских офтальмохирургов в уныние и пессимизм.
Быстрый переход одной стадии ретинопатии в другую, большое количество
сопутствующих заболеваний, тяжелое общее состояние глубоконедоношеных
детей, затрудняющие своевременное проведение крио и лазеркоагуляции,
часто приводят к потере времени и развитию рубцовой стадии процесса. При
этом формируется мощная ретролентальная пленка, тотальная отслойка
сетчатки с выраженным фиброзом стекловидного тела нередко на обоих
глазах, с потерей зрительных функций. [8]
Слабовидящие дети – дети, обладающие остротой зрения на лучшем
глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0.05 до 0.2, а
также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие
нарушения зрительных функций (например: резкое сужение границ поля
зрения). [4]
О трудностях, испытываемых в жизни и этими детьми, и семьями, в
которых они воспитываются, здоровому человеку сложно даже догадываться.
Как правильно сориентироваться в ситуации родителям слабовидящего
малыша, какими принципами руководствоваться при его воспитании? Ведь
вся будущая жизнь этого человека и его окружения зависит от того, какой
фундамент личности сумеют родители и педагоги заложить сейчас. [5] У специалистов есть термин «правильное отношение к дефекту», под
которым понимается комплекс отношений, включающий и понимание
негативных последствий нарушения вместе с признанием особенностей,
которые он нередко вызывает в развитии человека с ограниченными
возможностями здоровья; и веру в потенциальные возможности лиц с ОВЗ с
посильным участием в создании условий для раскрытия этих возможностей; и
признание прав лиц с ОВЗ на образование и реабилитацию с учетом
особенностей психофизического развития; и отношение социума к лицам с
ОВЗ как к равным субъектам открытого общества.
Очень важно вырабатывать правильное отношение к нарушению у всех
членов общества, прежде всего у самих детей, их родителей и педагогов.
Квалифицированные специалисты могут формировать правильное отношение
к нарушению у лиц с ОВЗ, их родителей и близких, а все вместе они
(тифлопедагоги, реабилитологи, сами слабовидящие дети, их родители и
близкие) способны формировать у общества адекватное отношение к лицам с
ОВЗ.
Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать свои
благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его
индивидуальные особенности и потребности. [3]
Психологопедагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ – это
комплексная технология психологопедагогической поддержки и помощи
ребенку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением,
воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля,
Сопровождение осуществляется такими
действующих согласованно.
специалистами, как социальные педагоги, учителядефектологи, логопеды,
психологи и педагоги.
Результатом совместной работы специалистов и родителей должно
стать формирование адекватной позиции родителей в отношении ребенка и
его нарушения. В системе воспитания должны учитываться индивидуально возрастные и психофизические особенности, характер поражения и степень
сохранности зрительных функций и т.д. При этом необходимо помнить, что
развитие ребенка со зрительными нарушениями протекает по тем же
закономерностям, что и в норме, но со своими специфическими
особенностями и во взаимодействии с физической и социальной средой.
Этапы работы с семьей слабовидящего ребенка должны быть строго
продуманы подчинены определенным требованиям: ориентация родителей и
специалистов на долгосрочное сотрудничество, активное включение
родителей в коррекционноразвивающую работу, создание атмосферы доверия
и взаимопонимания, расширение круга общения семей, воспитывающих детей
с нарушениями зрения. [1]
Помощь слабовидящим детям требует и социальнопедагогической
поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными
потребностями в значительной степени зависит от благополучия его семейной
ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии,
воспитывающая
правильности педагогических воздействий.
Семья,
слабовидящего ребенка, переживает стресс, который может привести к
депрессии одного из супругов, что неизбежно отразится на внутрисемейных
отношениях. [2]
Социальные педагоги, классные руководители призваны решать
сложные проблемы, связанные с социальноэмоциональным, физическим,
интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им
всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.
Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать
атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой,
обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную
социальнопедагогическую помощь, направленную на стимуляцию их
личностного развития социализации. [5]
Стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей слабовидящего ребенка
Стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей слабовидящего ребенка
Стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей слабовидящего ребенка
Стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей слабовидящего ребенка
Стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей слабовидящего ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.