Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Тезисы учителя начальных классов
Педагогические технологии в образовательной практике
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка.
И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только
научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества,
обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро
меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией,
научить учиться.
Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь
уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей
глобального масштаба.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного
облика ЧЕЛОВЕКА.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро – и
макросоциума.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню
общественного знания. В психологопедагогическом плане основные тенденции совершенствования
образовательных технологий характеризуются переходом:
от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития,
позволяющему использовать усвоенное;
от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически
структурированным системам умственных действий;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и
индивидуализированным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции.
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире –
важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя
начальных классов информационнокоммуникативных технологий.
Технология – это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный
порядок их применения.
О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их
возрастные особенности, как лучшее развитие нагляднообразного мышления по сравнению с
вербальнологическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью
которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не
воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности,
элементом ее культуры. Существует много различных видов работы с применением
информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует
на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарногигиенических норм для
каждого возраста.
Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по
иному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты учителя, особенностей контингента
учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. То есть педагогическая
технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.Еще к специфике начальной школы: в соотношении текст картинка последнее
преобладает. Текст – выводы, даты, ключевые слова. Самое главное, то, что могут прочитать все. И
вот тут – анимация, чтобы буковки притягивали внимание и все, даже самым слабеньким, хотелось
бы прочитать.
Задача возбудить интерес к ней, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка.
Игровые технологии
Условия рождения интереса.
Ребенок должен быть готов к предлагаемой деятельности.
Ребенок должен действовать сам.
Интерес должен быть направлен, но не связан с поощрением или наказанием.
Построить всю систему знаний в непосредственной близости к жизни.
Главное — уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться
развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Пути и средства
формирования познавательных интересов:
а) проектная
б) игровая
в) модульная
г) групповая
д) компьютерная
е) интерактивная
Увлеченное преподавание.
Новизна преподавания.
Историзм преподавания.
Показ практического применения знаний.
Создание ситуации успеха.
Использование новых технологий:
Из всех видов пед технологий, я сегодня остановилась на двух, о которых пояснила ранее.
И сейчас, мне бы хотелось показать те виды заданий, упражнений, как с использованием
информационных и игровых технологий, я повышаю интерес обучающихся к обучению.
В ходе проведения урока:
Создавайте атмосферу психологического комфорта на уроке, успешности учащихся в
Следите за внешней мотивацией учащихся, способствуя поддержанию работоспособности
Средняя продолжительность одного вида учебной деятельности не должна превышать в
•
учебной деятельности
•
•
начальной школе 57 минут, в средних и старших классах 710 минут
•
лабораторная работа, творческая работа и т.п. не менее 3 в учебном занятии.
•
деятельности, творчестве, самостоятельно.
•
•
обязательно следите за осанкой
обязательно проводите на уроке 23 оздоровительных паузы с использованием упражнений по
профилактике нарушений осанки, зрения, с элементами дыхательной гимнастики, «гимнастики для
мозга» и т.п.
Выбор методов обучения должен соотноситься с целями урока и особенностями учащихся
контролируйте чередование позы учащихся на уроке в зависимости от вида работы,
Чередуйте виды преподавания: аудиальные, визуальные, практические, самостоятельная,
«Знания лучше усваиваются, когда они поглощаются с аппетитом» в активной