Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса на кружковых занятиях
Оценка 4.8

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса на кружковых занятиях

Оценка 4.8
Научные работы
doc
музыка +1
Взрослым
05.09.2017
Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса  на кружковых занятиях
Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остаётся постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке.Из мотивационной системы обучающегося (пришел на занятия в кружке – заинтересован этим), из активных действий, из оперирования имеющимися знаниями и умениями (операционной системы) поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.
Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса на кружковых занятиях.doc
Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников на кружковых занятиях Выступление на МО эстетического цикла Сосновских И.Г., методист дополнительного образования Познавательный   интерес   проявляется   в   эмоциональном   отношении школьника   к   субъекту   познания.   Л.С.   Выготский   писал:   «Интерес   ­   как   бы естественный   двигатель   детского   поведения,   он   является   верным   выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с   его   органическими   потребностями».   Вот   почему   основное   правило   требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой­ либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее,   и   что   ребенок   будет   действовать   сам,   преподавателю   же   остается   только руководить и направлять его деятельность. Опираясь   на   опыт   прошлого,   на   специальные   исследования   и   практику современного опыта, можно говорить о педагогических условиях. Педагогические условия являются внешним обстоятельством, оказывающим существенное влияние на   протекание   педагогического   процесса   сконструированного   педагогом   для достижения определенного результата. Соблюдение педагогических условий способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников. К ним относятся: 1. Максимальная   опора   на   активную   мыслительную   деятельность   учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения   познавательных   задач,   ситуации   активного   поиска,   догадок, размышления,   ситуации противоречивости  суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.   ситуации   мыслительного   напряжения, 2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности   в   целом,   состоит   в   том,   чтобы   вести   учебный   процесс   на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления   и   процессы,   ­   это   путь,   который   в   освещении   множества   запросов   и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. 1 Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса   на   основе   того,   что   обучение   систематически   и   оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. Из   мотивационной   системы   обучающегося   (пришел   на   занятия   в   кружке   – заинтересован   этим),   из   активных   действий,   из   оперирования   имеющимися знаниями и умениями (операционной системы) поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей   мере   получает   школьник   эмоциональное   удовлетворение   от   своей деятельности. Познавательный   интерес   ученика   не   может   развиваться   и   крепнуть,   если операционная   сторона   учения   остаётся   постоянной.   В   ней   обязательно   нужно поступательное   движение.   Только   тогда   ученик,   оценивая   свои   возросшие возможности   и   силы,   сознаёт,   что   теперь   он   по­другому,   по­новому,   лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке. В   этом   постоянном   усложнении   учебного   труда   на   кружковых   занятиях,   в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать   более   трудные   задачи   познания,   состоит   суть   развивающего   обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника. 3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса ­ третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба   эти   источника   не   изолированы   друг   от   друга,   они   всё   время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны,  и   различно   влияние   их   на   познавательную   деятельность   и  интерес   к знаниям, другие ­ опосредованно. Благополучная атмосфера учения приносит ученику переживания, которые связаны с тем, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей.   Именно   это   стремление   ученика   подняться   над   тем,   что   уже достигнуто,   утверждает   чувство   собственного   достоинства,   приносит   ему   при успешной   деятельности   глубочайшее   удовлетворение,   хорошее   настроение,   при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Создание   благоприятной   эмоциональной   атмосферы   познавательной деятельности   учащихся   ­   важнейшее   условие   формирования   познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает 2 весь комплекс функций обучения ­ образовательной, развивающей, воспитывающей и   оказывает   непосредственное   и   опосредованное   влияние   на   интерес.   Из   него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом ­ благоприятное общение в учебном процессе. 4. Обучение представляет собой сложный процесс общения педагога с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение   учащихся   друг   с   другом   и   с   педагогом   создаёт   многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико. Стремление к общению с товарищами, с педагогом само по себе может быть сильным   мотивом   учения   и   в   то   же   время   способствовать   укреплению познавательного интереса. Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика. Развитие   познавательных   интересов   во   многом   зависит   от   мастерства руководителя кружка, от его методической подготовленности. В соответствии со спецификой   кружковой   деятельности   методические   приемы,   возбуждающие интерес, активную познавательную деятельность, специфичны.  В развернутом виде педагогические условия формирования познавательных интересов можно представить так:  определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;  нахождение   таких   приемов   и   средств,   таких   ярких   сравнений, образных описаний, наглядных примеров, которые помогают закрепить в   сознании   и   чувствах   учащихся   факты,   определения,   понятия, выводы,   играющие   наиболее   значимую   роль   в   системе   содержания знаний;  определенным образом организованная познавательная деятельность, характеризующаяся системой умственных действий;  такая   форма   организации   обучения,   при   которой   обучающийся ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующую проявления максимальной умственной активности;  использование средств самостоятельной работы;  развитие умения активно оперировать знаниями, умениями;  при   решении   любой   познавательной   задачи   использование   средств коллективной   работы   на   занятии,   опирающихся   на   активность большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству;  побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика. 3 Познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении   В   деятельности   педагогов   есть   общие   черты,   способствующие материала.   развитию интереса учащихся:  целенаправленность в воспитании познавательных интересов;  понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к своему делу ­ важнейшая составная часть работы педагога;  использование   богатств   системы   знаний,   умений   педагога,   их   полноты, глубины;  понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным видам деятельности;  внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в свои силы. Радость   от   успеха,   связанная   с  преодолением   трудностей,  является   важным стимулом   поддержания   и   укрепления   познавательного   интереса.   Интерес   ­   это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать   процесс   не   только   познавательной,   но   и   любой   деятельности человека,  поскольку   познавательное  начало  имеется в каждой  их  них.  В  труде человек,   используя   предметы,   материалы,   инструменты,   способы,   нуждается   в познании   их   свойств,   в   изучении   научных   основ   современного   производства,   в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства.   Любой   вид   человеческой   деятельности   содержит   в   себе познавательное   начало,   поисковые   творческие   процессы,   способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным   интересом,   совершает   с   большим   пристрастием,   более эффективно. Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме   любопытства,   любознательности   с   включением   механизмов   внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание ­ это только механизм проявления ситуативного интереса). Переход интереса   с   одной   стадии   своего   развития   на   другую   не   означает   исчезновения предыдущих.   Они   остаются   и   функционируют   наравне   с   вновь   появившимися формами. И это должен видеть и понимать педагог – руководитель кружка. 4

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса на кружковых занятиях

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса  на кружковых занятиях

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса на кружковых занятиях

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса  на кружковых занятиях

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса на кружковых занятиях

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса  на кружковых занятиях

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса на кружковых занятиях

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса  на кружковых занятиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2017