Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остаётся постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке.Из мотивационной системы обучающегося (пришел на занятия в кружке – заинтересован этим), из активных действий, из оперирования имеющимися знаниями и умениями (операционной системы) поступают импульсы, укрепляющие познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.
Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса
младших школьников на кружковых занятиях
Выступление на МО эстетического цикла
Сосновских И.Г., методист дополнительного образования
Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении
школьника к субъекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес как бы
естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением
инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает
с его органическими потребностями». Вот почему основное правило требует
построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.
Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой
либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что
он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для
нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только
руководить и направлять его деятельность.
Опираясь на опыт прошлого, на специальные исследования и практику
современного опыта, можно говорить о педагогических условиях. Педагогические
условия являются внешним обстоятельством, оказывающим существенное влияние
на протекание педагогического процесса сконструированного педагогом для
достижения определенного результата.
Соблюдение педагогических условий способствует формированию, развитию и
укреплению познавательного интереса младших школьников. К ним относятся:
1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.
Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся,
как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации
решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок,
размышления,
ситуации
противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых
необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую
точку зрения.
ситуации мыслительного напряжения,
2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и
личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на
оптимальном уровне развития учащихся.
Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые
явления и процессы, это путь, который в освещении множества запросов и
разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как
опирается на максимальный уровень развития школьника.
1Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного
интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально
совершенствует деятельность познания, её способов, её умений.
Из мотивационной системы обучающегося (пришел на занятия в кружке –
заинтересован этим), из активных действий, из оперирования имеющимися
знаниями и умениями (операционной системы) поступают импульсы, укрепляющие
познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывается
в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в
большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей
деятельности.
Познавательный интерес ученика не может развиваться и крепнуть, если
операционная сторона учения остаётся постоянной. В ней обязательно нужно
поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие
возможности и силы, сознаёт, что теперь он подругому, поновому, лучшему,
легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке.
В этом постоянном усложнении учебного труда на кружковых занятиях, в
овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими
решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения,
неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный
тонус учебного процесса третье важное условие.
Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с
двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением,
которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения
ученика.
Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время
переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них,
различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к
знаниям, другие опосредованно.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику переживания, которые
связаны с тем, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и
догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже
достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при
успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при
котором работается скорее, быстрее и продуктивней.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной
деятельности учащихся важнейшее условие формирования познавательного
интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает
2весь комплекс функций обучения образовательной, развивающей, воспитывающей
и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него
вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на
интерес и на личность в целом благоприятное общение в учебном процессе.
4. Обучение представляет собой сложный процесс общения педагога с
учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но
можно видеть в реальной действительности.
Общение учащихся друг с другом и с педагогом создаёт многообразную
гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико.
Стремление к общению с товарищами, с педагогом само по себе может быть
сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению
познавательного интереса. Именно благодаря отношениям, которые складываются
в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера
учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.
Развитие познавательных интересов во многом зависит от мастерства
руководителя кружка, от его методической подготовленности. В соответствии со
спецификой кружковой деятельности методические приемы, возбуждающие
интерес, активную познавательную деятельность, специфичны.
В развернутом виде педагогические условия формирования познавательных
интересов можно представить так:
определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;
нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений,
образных описаний, наглядных примеров, которые помогают закрепить
в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия,
выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания
знаний;
определенным образом организованная познавательная деятельность,
характеризующаяся системой умственных действий;
такая форма организации обучения, при которой обучающийся
ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующую
проявления максимальной умственной активности;
использование средств самостоятельной работы;
развитие умения активно оперировать знаниями, умениями;
при решении любой познавательной задачи использование средств
коллективной работы на занятии, опирающихся на активность
большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству;
побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной
стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных задач,
с другой, развивала бы специфические способности ученика.
3Познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении
В деятельности педагогов есть общие черты, способствующие
материала.
развитию интереса учащихся:
целенаправленность в воспитании познавательных интересов;
понимание, что забота о многогранных интересах, об отношении ребенка к
своему делу важнейшая составная часть работы педагога;
использование богатств системы знаний, умений педагога, их полноты,
глубины;
понимание, что у каждого ребенка можно развить интерес к тем или иным
видам деятельности;
внимание к успехам каждого ученика, что поддерживает в ученике веру в
свои силы.
Радость от успеха, связанная с преодолением трудностей, является важным
стимулом поддержания и укрепления познавательного интереса. Интерес это
«сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности,
особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться
в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание
неудач и волевые устремления к их преодолению).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и
активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности
человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде
человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в
познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в
осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного
производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе
познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие
преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый
познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более
эффективно.
Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в
форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания
(поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес;
но внимание это только механизм проявления ситуативного интереса). Переход
интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения
предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися
формами. И это должен видеть и понимать педагог – руководитель кружка.
4