Педагогический анализ урока литературы по теме: роман И. С. Тургенева ,,Отцы и дети"

  • docx
  • 01.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ урока по русскому языку студент1.docx

Анализ урока по русскому языку студента-практиканта Гуровой Надежды Сергеевны

Общие сведения об уроке

22.09.2020

10 ,,В” класс

Литература

И. С. Тургенев ,,Отцы и дети”

Всего учащихся: 19 человек

На уроке присутствуют : 19 человек

2. Организация

Урок начался с того, что Надежда Сергеевна  поприветствовала учащихся, выяснила, кто из них отсутствует на уроке, проверила готовность класса к работе  и настроила ребят на занятие  улыбкой.

3. Тема и основные цели урока

Роман И. С. Тургенев ,,Отцы и дети”. Данный урок является уроком-дискуссией, уроком-открытием новых знаний по  данному произведению. На нем преподаватель проводила беседу с учащимися , чтобы узнать, как дети усвоили эту тему.

 Цель урока: работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X; обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.

Задачи урока:

Образовательные:

• работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X; обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.

Развивающие:

• развивать умение анализировать эпизод в сюжетной канве произведения; способствовать осмыслению позиции героя в сюжетной линии; развивать умение характеризовать героя, сопоставляя и сравнивая текстовые детали; развивать творческое мышление, умение делать выводы.

Воспитательные:

• воспитывать у обучающихся уважительное отношение к старшему поколению ,понимание того, что роман актуален и в наше время.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню литературоведения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные: развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, работать в группе.

Предметные: воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

 

Оборудование: конспект урока, дидактический материал, роман И. С. Тургенева ,,Отцы и дети”

·  управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

·  коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества;

·  познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Ребята уже были знакомы с этой частью речи с начальной школы, поэтому они смогли сами сформулировать цели и задачи урока.

4. Организационные стороны урока

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока соответствует его содержанию и целям. На уроке имела место быть проблемно-поисковый (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом. Время на уроке было распределено рационально, не было пробелов или же долгой и напряженной работы. Ученики были постоянно заняты чем-то: анализом текста, комментариями, чтением, проверкой домашнего задания. Во время урока использовалась индивидуальные и групповые формы работы.

5. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке

. На занятии дети активно применяли полученные ранее умения и навыки( когда вспоминали, что такое пейзаж и его функции в художественном произведении, узнают , что такое антагонизм и идеология).   Все задачи урока были реализованы.

·                обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

          умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

·                обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

·                создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

6. Характеристика и анализ соответствия применённых методов, средств, форм, педагогических технологий

Цели урока были поставлены рационально, с учетом возраста учащихся. Активность и самостоятельность учащихся формировалась с помощью заданий, которые были направлены на установление контакта с другими детьми, выработку своего собственного мнения .

7. Роль и место самостоятельной работы на уроке

На уроке были использованы задания из учебника, дополнительные вопросы и задания по теме из методических рекомендаций и поурочных разработок.

8. Психологические основы урока

Развитие внимания детей осуществляется с помощью комментированного чтения и нахождения необходимых для понимания мест и деталей  в тексте. Память учащиеся тренировали при помощи цитирования. Активно развивали мышление с помощью наводящих вопросов и сравнения героев романа. Урок был очень динамичным и интересным. Чередовались разные виды деятельности: групповая работа с индивидуальной, фронтальный опрос с  групповым. Материал был преподнесен от более легкого к трудному. Письменные виды деятельности чередовались с устными, чтобы давать детям возможность отдохнуть и для лучшего усвоения материала.

9. Целесообразность педагогических задач, поставленных перед домашним заданием учащихся

Домашнее задание было задано в соответствии с темой урока. На дом была задана работа, похожая на ту, которую проводили в классе.

10. Реализация личностного подхода в процессе решения педагогических задач

Стиль работы учителя-авторитарно-демократиеский.

Надежда Сергеевна очень тепло общается с детьми, но тем не менее дает понять время от времени, что она-учитель и должна прежде всего давать ребятам знания. Она очень хорошо умеет управлять общением с детьми, использует словесные методы оценки на уроке, не забывает и о традиционном способе оценивания ребят. Учитель поддерживала работоспособность ребят на уроке с помощью чередования разных видов деятельности и интересных заданий, которые учили детей быстро переключаться с одного упражнения на другое.

11. Выводы и предложения

Данный урок обладает целостностью и законченностью. Каждая из его частей дополняет следующую, раскрывает и как бы продолжает ее. Цели и задачи , поставленные в начале урока были полностью реализованы в ходе урока. Осуществлялся переход к разным видам деятельности(письменное выполнение упражнения, устный ответ, устный опрос). Использовались разные методы и средства обучения: проблемно-поисковый (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, прием беседы, самостоятельного чтения и изучения материала, выполнения задания. Основные дидактические принципы на уроке были реализованы Принцип научности

·                Принцип доступности( весь материал был преподнемен детям доступным языком)

·                Принцип целенаправленности( в начале урока были поставлены цели, а в конце сами дети определили, добились ли мы этих целей или нет)

·                Принцип систематичности и последовательности(материал излагался логично и последовательно:от простого к сложному)

·                Принцип сознательности и активности(ребята понимали , что данные знания им необходимы и активно уаствовали в ходе урока)

·                Принцип прочности (было осуществлено повторение для закрепления материала)

Оценка детей была проведена в соответствии с их заслугами и активностью на уроке.

Урок, на мой взгляд, был проведен замечательно: и учитель, и дети были им довольны.