Педагогический опыт «Использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы в условиях реализации государственных образовательных стандартов»

  • pptx
  • 23.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы в условиях реализации государственных образовательных стандартов»
Иконка файла материала Педагогический опыт.pptx

Педагогический опыт

Лубочникова Марианна Викторовна,
учитель русского языка и литературы

«Все профессии — от людей, и только три — от бога: педагог, судья и врач» Философ Др.Греции СОКРАТ

Учитель - это тонкая работа. Он - скульптор, он - художник, он – творец! Не должен ошибаться ни на йоту, Ведь человек - труда его венец. Любить работу в наше время сложно, И труд подобный увлечёт немногих, Но отказаться просто невозможно От выбранной судьбою нам дороги.

Актуальность и перспективность опыта

В концепции модернизации образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества».
Модернизацию образования невозможно представить без применения инновационных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Основное направление опыта

«Использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы в условиях реализации государственных образовательных стандартов»

Главная цель работы

развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций обучающихся

Среди конкретных задач особенно выделяю:

Усвоение обучающимися сведений о русском языке, его стилистических ресурсах, литературных нормах, а также устройстве и функционировании
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Развитие самоорганизации и саморазвития обучающихся при работе с текстом, осуществлении информационного поиска, извлечения и преобразования необходимой информации.

Развитие способности обучающихся по восприятию, пониманию, интерпретации художественного текста, постижение через язык и художественную литературу мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей.
Развитие способностей обучающихся по применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике

В работе использую технологии: методы и приёмы:

личностно-ориентированного обучения,
проектные,
проблемного обучения,
развития критического мышления (ИНСЕРТ),
ИКТ,
тестовые технологии,
дифференцированного обучения

кластеры,
ассоциативные цепочки,
опорные конспекты,
приём «ЗХУ» («Знаю — хочу узнать — узнал»),
«Толстые и тонкие вопросы»,
фишбоун,
дискуссии,
«Лови ошибку».

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Может быть использован на любой стадии урока:
на стадии вызова – это вопросы до изучения темы;
на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания;
на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Кластер

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
Данный прием можно применять на самых разных этапах урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер

При использовании данного приёма материал усваивается лучше, так как, создавая кластер учащиеся часто обращаются к тексту.

Кластер

Приём «ЗХУ» («Знаю — хочу узнать — узнал»)

знаю

Хочу знать

Узнал(а)

Синонимы -это слова близкие по значению

Что такое паронимы?

Синонимы должны быть одной части речи, например, метель-вьюга

Как они связаны с синонимами?

Различаются оттенками значения. Стилистической окраской и т. д.

Для чего нужно знать о паронимах?

Приём «ЗХУ» («Знаю — хочу узнать — узнал»)

Различные виды традиционных и нетрадиционных сочинений

- эссе, - сочинение-монофон, - сочинений-хайку, - сочинение-отзыв, - сочинение-обзор, - сочинение-идентификация (тетрадь, муравей, море…)

Урок-исследование «Историческая правда и художественный вымысел…»

в стихотворении
М.Ю. Лермонтова “Бородино”

Урок-исследование «Историческая правда и художественный вымысел…»

Школа - это особый мир. Здесь каждый день не похож на предыдущий. Жизнь в школе «бьёт ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам. Быть учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное, быть интересным своим ученикам.