Педагогический подход к созданию и разработке учебно-методического комплекса (УМК) на основе использования информационных технологий и систем
Оценка 4.9

Педагогический подход к созданию и разработке учебно-методического комплекса (УМК) на основе использования информационных технологий и систем

Оценка 4.9
doc
28.01.2020
Педагогический подход к созданию и разработке  учебно-методического комплекса (УМК) на основе использования  информационных технологий и систем
Педагогический подход создания УМК_статья_3.doc

Педагогический подход к созданию и разработке

учебно-методического комплекса (УМК) на основе использования

информационных технологий и систем

 

 

История развития мировой цивилизации позволяет утверждать, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является образование. Оно имеет практическую значимость во всех сферах жизнедеятельности человека - от усвоения образцов культуры до профессионального исполнения различных форм труда. Это диктует необходимость всеобщности и доступности образования для каждого человека.

Сегодняшние проблемы в системе российского образования - печальный итог многолетнего невнимания государства к качественному развитию образования и просвещения. Образование оказалось совершенно не застрахованным от непосредственного и автоматического влияния отрицательных процессов в экономике, особенно в системе централизованного управления ею. Изменение условий жизни общества неизменно вызывает совершенствование образовательных концепций. При этом важная роль принадлежит учительским кадрам, подготовка которых ведется в педагогических вузах. Поэтому сейчас перед педагогическими университетами стоит проблема подготовки специалиста с качествами, адаптированными к потребностям общества, владеющего основами необходимых знаний и личным опытом практического использования информационных технологий, имеющего общекультурную и методическую подготовку по их применению в учебном процессе.

Уровень информационного развития современного общества оп­ре­деляется не только качеством и масштабами накопленных на­учных технических и организационных знаний, но и наличием высокоэффективных средств сбора, хранения, обработки, передачи и ис­пользования информации; рациональной организацией информационного обслужи­вания всех сфер производственной и непроизводственной деятельности, т. е. соответствующей информационной тех­нологии (ИТ).

Предметом информационной технологии как науки является анализ фундаментальных соотношений в больших системах определенного класса, в первую очередь в больших информационных системах.

Развитие компьютеризации оказывает огромное влияние и на развитие педагогики как науки. Так, например, рассматривая отрасль педагогики – дидактику, и в частности процесс обучения как целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, нельзя забывать, что мы живем в век информационного развития общества. Методика разработки учебно-методического комплекса предлагается для студентов специальности 080801.65 «Прикладная информатика в экономике».

На сегодняшний день высшая школа пока еще не дает достаточной глубины и широты фундаментального профессионального образования в целом. Проблема состоит в том, что «будущий специалист должен обладать специальной подготовкой в своей предметной области; знаниями перспективных информационных технологий проектирования, создания, анализа и сопровождения профессионально-ориентированных информационных систем; профессиональной способностью прогнозирования, моделирования и создания информационных процессов в конкретной области применения; умением выполнять работы по развитию возможностей профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла; пониманием основных тенденций развития информационных систем, связанных с изменениями условий в области применения». А это возможно «при подготовке специалиста, умеющего формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информацион­ных систем с использованием различных методов и решений; ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей инфор­мационных систем; ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой; проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально-ориентированных инфор­мационных систем; формулировать основные технико-экономические тре­бования к проектируемым профессионально-ориентированным информационным системам; создавать профессионально-ориентированные информационные системы; разрабатывать ценовую политику применения информационных систем в предметной области»[1]. Следовательно, для оптимизации подготовки специалистов «информатик - экономист» важно не только выявить междисциплинарные связи, но и учесть их профессиональную направленность при использовании содержания учебных дисциплин предлагаемым государственным образовательным стандартом.

Информационная технология обучения – это целостная обу­чающая система, представляющая собой интеграцию технической, дидактической, пользовательской и информационно-образовательной среды, обеспечивающей выполнение последовательности совместных действий субъектов образовательной деятельности в условиях информатизации образования, направленной на достижение проектированных результатов обучения.

Наиболее перспективными в плане орга­низации работы студентов с использованием современных информа­ционно-коммуникационных технологий яв­ляются:

-     ИКТ-среды (электронные тезау­русы, базы данных, базы знаний: распреде­ленные и интегрированные базы знаний);

-     интеллектуальные экспертно-обучающие системы;

-     системы мульти- и гипермедиа, системы виртуальной реальности;

-     элект­ронные библиотеки;

-     семантические сети;

-     средства телекоммуникаций.

Новые информационные технологии должны позволить воплотить на практике реальную интеграцию различных образовательных областей, стереть границы отдельных дисциплин и найти точки соприкосновения каждой дисциплины.

При развитии информационного под­хода к анализу процесса обучения его важ­нейшим процессуальным аспектом следует считать учебную коммуникацию.

Учебная коммуникация отражает связи следующих компонентов технологии обучения:

-     пре­подаватель;

-     студент;

-     каналы связи;

-     учебная и управляющая информация;

-     способы ее представления (кодирования);

-     контекст (пропедевтика, актуализация темы);

-     программы обучения и учения;

-     обратная связь (информация о результатах действия студента по восприятию и применению полученной информации и оценка преподавателем этих действий).

Таким образом, современные информа­ционно-коммуникационные технологии по­зволяют по-новому решать проблемы орга­низации образовательного пространства в высшей школе.

Во-первых, их использо­вание в рамках развивающей модели обра­зования предусматривает переход от овла­дения студентами знаниями и навыками к развитию их познавательной активности и освоению новых видов креативной деятельности.

Во-вторых, с помощью этих тех­нологий заметно преодолевается разрыв между образовательным процессом и науч­ным познанием.

В-третьих, эти технологии играют большую роль как в профессиональ­ной деятельности преподавателя, выступая основой ее организа­ции, так и в образовательной деятельности студентов, направленной на развитие их ког­нитивной самостоятельности и творческих способностей.

В-четвертых, образование превращается в некий индивидуальный цикл, позволяющий учитывать когнитивные особенности каждого участника образова­тельного процесса, что способствует само­деятельному творческому участию студен­тов в образовательном процессе с помощью построения преподавателем тех или иных программных модулей и блоков, служащих своеобразными «кирпичиками» образова­тельных.

В-пятых, радикально меняют­ся функциональные роли преподавателя и студента. Студент перестает быть объектом обучения и «упаковки» его различными зна­ниями и умениями, а преподаватель стано­вится в большей степени на­ставником студента, содействуя активизации его познавательной самостоятельности, раз­витию критического и эвристического мыш­ления в процессе совместного производства нового учебного знания и его инструментализации.

При проектировании технологии обучения с использованием информационных технологий педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и применяемыми методами,  определяется  структура и содержание комплекса, зависящая и от содержания  предметной области, для которой они разрабатываются.

Использование в вузе данного вида обучения позволяет:

-      интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс;

-      вести систематически автоматизированный контроль знаний как каждого студента в отдельности, так и всей группы в целом, что обес­печивает максимальную информированность преподавателя;

-      развить творческую познавательную самостоятельность студентов, их положительное отношение к познанию;

-      повысить интеллектуальный потенциал студентов, их творческую инициативу;

-     подготовить специалиста с качествами, адаптированными к потребностям общества.

Значительное расширение и усложнение функций педагога в условиях информатизации образования влечет за собой изменение также содержания его деятельности. Преподаватель избавляется от целого ряда нетворческих, трудоемких процессов и операций, составляющих основу его педагогической деятельности в новых условиях.

Новые информационные технологии в третьем тысячелетии становятся мощным генератором и резким усилителем культурных сдвигов и новаций. Информационная революция оказывает серьезное воздействие на самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствие. Многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией духовной атмосферы.

 


Скачано с www.znanio.ru



[1] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 2002 г

Педагогический подход к созданию и разработке учебно-методического комплекса (УМК) на основе использования информационных технологий и систем

Педагогический подход к созданию и разработке учебно-методического комплекса (УМК) на основе использования информационных технологий и систем

Предметом информационной технологии как науки является анализ фундаментальных соотношений в больших системах определенного класса, в первую очередь в больших информационных системах

Предметом информационной технологии как науки является анализ фундаментальных соотношений в больших системах определенного класса, в первую очередь в больших информационных системах

Следовательно, для оптимизации подготовки специалистов «информатик - экономист» важно не только выявить междисциплинарные связи, но и учесть их профессиональную направленность при использовании содержания учебных дисциплин…

Следовательно, для оптимизации подготовки специалистов «информатик - экономист» важно не только выявить междисциплинарные связи, но и учесть их профессиональную направленность при использовании содержания учебных дисциплин…

При развитии информационного под­хода к анализу процесса обучения его важ­нейшим процессуальным аспектом следует считать учебную коммуникацию

При развитии информационного под­хода к анализу процесса обучения его важ­нейшим процессуальным аспектом следует считать учебную коммуникацию

В-четвертых, образование превращается в некий индивидуальный цикл, позволяющий учитывать когнитивные особенности каждого участника образова­тельного процесса, что способствует само­деятельному творческому участию студен­тов в образовательном процессе с…

В-четвертых, образование превращается в некий индивидуальный цикл, позволяющий учитывать когнитивные особенности каждого участника образова­тельного процесса, что способствует само­деятельному творческому участию студен­тов в образовательном процессе с…

Значительное расширение и усложнение функций педагога в условиях информатизации образования влечет за собой изменение также содержания его деятельности

Значительное расширение и усложнение функций педагога в условиях информатизации образования влечет за собой изменение также содержания его деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020