Педагогический подход к созданию и разработке
учебно-методического комплекса (УМК) на основе использования
информационных технологий и систем
История развития мировой цивилизации позволяет утверждать, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является образование. Оно имеет практическую значимость во всех сферах жизнедеятельности человека - от усвоения образцов культуры до профессионального исполнения различных форм труда. Это диктует необходимость всеобщности и доступности образования для каждого человека.
Сегодняшние проблемы в системе российского образования - печальный итог многолетнего невнимания государства к качественному развитию образования и просвещения. Образование оказалось совершенно не застрахованным от непосредственного и автоматического влияния отрицательных процессов в экономике, особенно в системе централизованного управления ею. Изменение условий жизни общества неизменно вызывает совершенствование образовательных концепций. При этом важная роль принадлежит учительским кадрам, подготовка которых ведется в педагогических вузах. Поэтому сейчас перед педагогическими университетами стоит проблема подготовки специалиста с качествами, адаптированными к потребностям общества, владеющего основами необходимых знаний и личным опытом практического использования информационных технологий, имеющего общекультурную и методическую подготовку по их применению в учебном процессе.
Уровень информационного развития современного общества определяется не только качеством и масштабами накопленных научных технических и организационных знаний, но и наличием высокоэффективных средств сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации; рациональной организацией информационного обслуживания всех сфер производственной и непроизводственной деятельности, т. е. соответствующей информационной технологии (ИТ).
Предметом информационной технологии как науки является анализ фундаментальных соотношений в больших системах определенного класса, в первую очередь в больших информационных системах.
Развитие компьютеризации оказывает огромное влияние и на развитие педагогики как науки. Так, например, рассматривая отрасль педагогики – дидактику, и в частности процесс обучения как целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, нельзя забывать, что мы живем в век информационного развития общества. Методика разработки учебно-методического комплекса предлагается для студентов специальности 080801.65 «Прикладная информатика в экономике».
На сегодняшний день высшая школа пока еще не дает достаточной глубины и широты фундаментального профессионального образования в целом. Проблема состоит в том, что «будущий специалист должен обладать специальной подготовкой в своей предметной области; знаниями перспективных информационных технологий проектирования, создания, анализа и сопровождения профессионально-ориентированных информационных систем; профессиональной способностью прогнозирования, моделирования и создания информационных процессов в конкретной области применения; умением выполнять работы по развитию возможностей профессионально-ориентированных информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла; пониманием основных тенденций развития информационных систем, связанных с изменениями условий в области применения». А это возможно «при подготовке специалиста, умеющего формулировать и решать задачи проектирования профессионально-ориентированных информационных систем с использованием различных методов и решений; ставить задачу системного проектирования и комплексирования локальных и глобальных сетей обслуживания пользователей информационных систем; ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой; проводить выбор интерфейсных средств при построении сложных профессионально-ориентированных информационных систем; формулировать основные технико-экономические требования к проектируемым профессионально-ориентированным информационным системам; создавать профессионально-ориентированные информационные системы; разрабатывать ценовую политику применения информационных систем в предметной области»[1]. Следовательно, для оптимизации подготовки специалистов «информатик - экономист» важно не только выявить междисциплинарные связи, но и учесть их профессиональную направленность при использовании содержания учебных дисциплин предлагаемым государственным образовательным стандартом.
Информационная технология обучения – это целостная обучающая система, представляющая собой интеграцию технической, дидактической, пользовательской и информационно-образовательной среды, обеспечивающей выполнение последовательности совместных действий субъектов образовательной деятельности в условиях информатизации образования, направленной на достижение проектированных результатов обучения.
Наиболее перспективными в плане организации работы студентов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий являются:
- ИКТ-среды (электронные тезаурусы, базы данных, базы знаний: распределенные и интегрированные базы знаний);
- интеллектуальные экспертно-обучающие системы;
- системы мульти- и гипермедиа, системы виртуальной реальности;
- электронные библиотеки;
- семантические сети;
- средства телекоммуникаций.
Новые информационные технологии должны позволить воплотить на практике реальную интеграцию различных образовательных областей, стереть границы отдельных дисциплин и найти точки соприкосновения каждой дисциплины.
При развитии информационного подхода к анализу процесса обучения его важнейшим процессуальным аспектом следует считать учебную коммуникацию.
Учебная коммуникация отражает связи следующих компонентов технологии обучения:
- преподаватель;
- студент;
- каналы связи;
- учебная и управляющая информация;
- способы ее представления (кодирования);
- контекст (пропедевтика, актуализация темы);
- программы обучения и учения;
- обратная связь (информация о результатах действия студента по восприятию и применению полученной информации и оценка преподавателем этих действий).
Таким образом, современные информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому решать проблемы организации образовательного пространства в высшей школе.
Во-первых, их использование в рамках развивающей модели образования предусматривает переход от овладения студентами знаниями и навыками к развитию их познавательной активности и освоению новых видов креативной деятельности.
Во-вторых, с помощью этих технологий заметно преодолевается разрыв между образовательным процессом и научным познанием.
В-третьих, эти технологии играют большую роль как в профессиональной деятельности преподавателя, выступая основой ее организации, так и в образовательной деятельности студентов, направленной на развитие их когнитивной самостоятельности и творческих способностей.
В-четвертых, образование превращается в некий индивидуальный цикл, позволяющий учитывать когнитивные особенности каждого участника образовательного процесса, что способствует самодеятельному творческому участию студентов в образовательном процессе с помощью построения преподавателем тех или иных программных модулей и блоков, служащих своеобразными «кирпичиками» образовательных.
В-пятых, радикально меняются функциональные роли преподавателя и студента. Студент перестает быть объектом обучения и «упаковки» его различными знаниями и умениями, а преподаватель становится в большей степени наставником студента, содействуя активизации его познавательной самостоятельности, развитию критического и эвристического мышления в процессе совместного производства нового учебного знания и его инструментализации.
При проектировании технологии обучения с использованием информационных технологий педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и применяемыми методами, определяется структура и содержание комплекса, зависящая и от содержания предметной области, для которой они разрабатываются.
Использование в вузе данного вида обучения позволяет:
- интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс;
- вести систематически автоматизированный контроль знаний как каждого студента в отдельности, так и всей группы в целом, что обеспечивает максимальную информированность преподавателя;
- развить творческую познавательную самостоятельность студентов, их положительное отношение к познанию;
- повысить интеллектуальный потенциал студентов, их творческую инициативу;
- подготовить специалиста с качествами, адаптированными к потребностям общества.
Значительное расширение и усложнение функций педагога в условиях информатизации образования влечет за собой изменение также содержания его деятельности. Преподаватель избавляется от целого ряда нетворческих, трудоемких процессов и операций, составляющих основу его педагогической деятельности в новых условиях.
Новые информационные технологии в третьем тысячелетии становятся мощным генератором и резким усилителем культурных сдвигов и новаций. Информационная революция оказывает серьезное воздействие на самого человека, его образ жизни, род занятий, самочувствие. Многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией духовной атмосферы.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 2002 г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.