Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №12
Педагогический проект
«Персонализация образовательной деятельности»
Михайловой Зинаиды Калиевны
учителя истории и обществознания
МБОУСШ№12 г. Сургута
г. Сургут
2020
Актуальность проекта
Персонализированное образование – это способ проектирования и осуществления образовательного процесса, направленного на развитие личностного потенциала учащегося.
Резкий рост и внедрение разнообразных компьютерных технологий во все сферы жизни и деятельности человека подтолкнули современное общество поставить перед образованием новые задачи, связанные с обновлением содержания образования, новых педагогических технологий, разработки и внедрения новых форм организации учебного процесса, а также в условиях пандемии широкого внедрения компьютерных дистанционных форм обучения.
Индивидуальная образовательная траектория — это маршрут учебной деятельности, составленный под конкретного ребенка, с учётом его особенностей и потребностей. В этом случае ученик может сам выбирать, чему именно он будет учиться, как будет организован его учебный процесс.
IT-направление предлагает сейчас самый широкий набор возможностей самостоятельно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут. Где-то они уже используются (например, в высших учебных заведениях внедрены рейтинговая и балльная системы). В школьном образовании пока это остается уделом отдельных учебных заведений и учителей-энтузиастов.
Персонализация обучения - важная тема в профессиональном сообществе, потому что это естественный виток развития всего образования в целом. Главными признаками персонализации являются возможность построения индивидуальной образовательной траектории, желание и активная роль самого учащегося в построении этой траектории, развитие «мягких» навыков. При этом предлагается большое количество форматов от чат-ботов до тьюторского сопровождения в школе. Но сегодня мы имеем мало структурированной информации, нет разработок шкалированных (базовых, продвинутых, высоких) учебных целей и карт модулей. Это важно иметь для самостоятельного определения детьми своей индивидуальной траектории.
Также сейчас являются наиболее проблемно-актуальными исследования в области педагогического контроля, измерения уровня знаний учащихся и оценка качества учебного процесса. Поэтому актуальными являются разработка и широкое внедрение автоматизированных систем тестирования учащихся (Якласс, Учиру, РЭШ…), которые доказывают свою эффективность в работе педагогов.
Поэтому мое исследование будет полезным как тем, кто подступается к теме проектирования персональных образовательных траекторий и только планирует внедрять персонализацию обучения у себя в организации, так и уже работающим в этом направлении профессионалам.
Проблемы
· Учитель не может каждому ребенку составить индивидуальную образовательную траекторию в силу невозможности учитывать интересы каждого ребенка в отдельности, поэтому эффективнее, если ученик сам будет составлять свою образовательную траекторию.
· Отсутствие мотивации учащихся строить свою индивидуальную траекторию.
· В современном образовательном процессе недостаточно учитываются особенности и потребности учащегося.
· Разговоры о личной программе для каждого школьника воспринимаются как тяжкое бремя.
· Недостаточно развита эффективная автоматизированная система тестирования учащихся, как результата самостоятельного выполнения этапов индивидуальной образовательной траектории.
Причины выявленной проблемы
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» относит к трудовым действиям педагога «определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся». Это значит, что нам, педагогам, необходимо активнее применять практику работы с индивидуальными образовательными траекториями.
Развитие технологий позволило реализовывать индивидуальные образовательные траектории даже в рамках обычной школы. Уже есть школы, помогающие построить индивидуальные образовательные траектории своим ученикам. Но их мало. Необходимо активизировать деятельность в этом направлении. Для этого нужна мотивация и инициатива учителя и самого ребенка.
Цели:
• повышение мотивации учащихся строить свою индивидуальную траекторию.
• учет особенностей и потребностей учащегося.
• разъяснение школьникам, что ИОТ для каждого школьника - это путь к самосовершенствованию.
• знакомство с автоматизированными системами тестирования учащихся, как результата самостоятельного выполнения этапов индивидуальной образовательной траектории.
• составление примерных рекомендаций для введения индивидуальной образовательной траектории в практику.
Задачи:
· активизировать применение на практике работу с индивидуальными образовательными траекториями.
· повысить мотивацию учащихся к созданию своей образовательной траектории, поддержать инициативу самого ребенка.
· предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать свой выбор
· помочь освоить в занимательной форме учебную информацию, осуществлять обратную связь, учитывать индивидуальные особенности ученика
· развивать ответственность и самостоятельность
· разработать и внедрить эффективные автоматизированные системы тестирования учащихся.
Субъект исследования – учащиеся в условиях совместной учебной деятельности
Объект исследования - образовательный процесс в учебном заведении.
Предмет исследования - персонализация образовательного процесса в школе.
Методы:
· Консультирование
· Консультация
· Использование информационных технологий
· Тестирование
· Повышение квалификации
· Наблюдение, изучение сильных и слабых сторон учащихся
· Партнерство
Мероприятия
1. На сегодняшний день отсутствует единая утверждённая нормативными документами форма ИОМ, что позволяет использовать в каждой ДОО самостоятельно разработанный макет. Содержание каждого раздела также может варьироваться в зависимости от поставленных целей.
Изучив большое количество литературы, я разработала следующий алгоритм создания индивидуальной образовательной траектории:
1) Совместная (с психологом, родителями и самим ребенком) диагностика учащегося, выявление индивидуальных способностей и потребностей.
2) Выявление учащихся со схожими потребностями и возможностями.
3) Определение целей образовательного процесса обучающегося.
4) Определение сроков.
5) Выбор содержания для образовательной траектории.
6) Отбор форм обучения (по обстоятельствам и ситуации).
7) Планирование этапов работы.
8) Этап реализации индивидуальной образовательной траектории.
9) Диагностика первичных результатов.
10) Коррекционная работа.
11) Самооценка, анализ и подведение итогов (в соответствии с п.3).
2. Продолжила использование индивидуальных образовательных маршрутов для слабоуспевающих учащихся (их наша школа использует более 7 лет).
Индивидуальный образовательный маршрут Предмет________________ ФИО студента _____________________________ группа________________ Учитель __________________________________
Подпись родителей ________________ Подпись учителя _____________________________
|
3.Разработала примерный образец для составления индивидуальной образовательной траектории успешного ученика
Индивидуальный образовательный маршрут для успешного ученика ФИО учащегося (-ейся)________ (на примере учащейся Галимуллиной Э.) Класс___________________________ Цель (определяется ребенком): _____________________________
|
4. Изучила и начала использовать автоматизированные системы тестирования учащихся (Якласс, Учи.ru, РЭШ, Открытая школа, googl-формы…)
Мои наблюдения и выводы (рекомендации для педагогов):
1. Эффективность работы с детьми выше, если подбирать ученикам задания, предусматиривающие их активность. В результате дети учатся брать на себя ответственность за собственное обучение, самостоятельно принимать решения.
2. Дети учатся лучше, когда они знают, что результатами смогут поделиться с одноклассниками, поэтому организовывать работы в группах, чтобы дети сотрудничали. Вводить элементы дискуссии, чтобы учиться слышать, слушать других и выражать свои мысли.
3. Дети должны чувствовать, что они выполняют важную работу. Должны видеть связь теории с реальной жизнью.
4. Связь новой информации с прежними знаниями через организацию дискуссий, тестирования, повторения предыдущего материала, построения моделей и схем, то есть строить причинно-следственные связи
5. Поощрять самопроверку «Почему я так делаю? Правильно ли я делаю? Что еще можно сделать?» Это развивает умения выбрать, планировать и контролировать стратегию собственного обучения.
Таким образом, я определила пять важных шагов к персонализации образования:
1. Активное участие учащихся в определении собственной образовательной траектории.
2. Социальное участие (родители, психологи, одноклассники).
3. Подбор содержательных задач.
4. Установление причинно-следственных связей (что я нового узнаю, чему научусь на основе имеющихся знаний).
5. Самоконтроль и самоанализ.
Результат
Повышение уровня самостоятельности и критического осмысления своего труда.
Повышение мотивации и самооценки учащихся.
Повышение эффективности и результативности работ.
Улучшение дисциплины на занятиях.
Развитие мягких навыков: делают выбор, работают вместе, управляют своим временем, распределяют силы, учатся общаться, сотрудничать.
Широкое использование автоматизированных систем тестирования учащихся, как результата самостоятельного выполнения этапов индивидуальной образовательной траектории
Составлены примерные рекомендации для введения индивидуальной образовательной траектории.
Защита проектов на высоком уровне.
Успешная сдача ГИА.
Вывод: Индивидуальные образовательные траектории учитывают индивидуальные особенности и потребности обучающихся, развивают ответственность и самостоятельность, повышают мотивацию и самооценку учащихся.
Источники.
1. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории. Кляпышева Евгения Владимировна. «Образование и наука в России и за рубежом». №12. 2018. https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/933/
2. Образовательная траектория, программа или маршрут? http://medwk.blogspot.com/2016/08/blog-post.html
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
4. Индивидуальная образовательная траектория (маршрут). https://studopedia.ru/18_33635_individualnaya-obrazovatelnaya-traektoriya-marshrut.html
5. Содержание понятий «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория». Классификация индивидуальных образовательных маршрутов. Лекция 2.
6. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в условиях перехода к новым образовательным стандартам http://standart.68edu.ru/index.php/2010-06-04-10-15-50/3-main/2010-06-03-05-48-12/61-01-06-10-uros
7. Кушнир М. Образовательная траектория, программа или маршрут? Режим доступа: http://medwk.blogspot.com/2016/08/blog-post.html
8. Методические рекомендации «Индивидуальная образовательная траектория школьника: примеры и способы построения». Составитель: кандидат философских наук, руководитель центра поддержки одаренных детей Морозова Ольга Евгеньевна, Шмодина Светлана Юрьевна, директор МБОУ «Гимназия № 17» г.Петушки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.