Педагогический проект АБВГДЕЙКА
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Педагогический проект АБВГДЕЙКА

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
29.02.2020
Педагогический проект АБВГДЕЙКА
АБВГДЕЙКА.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каргалинская основная общеобразовательная школа»

636150, с. Каргала, ул. Юбилейная, 9,

Шегарского района, Томской области

Телефон: (838247) 33-185

ИНН 7016003169 КПП 701601001

                                          e-mailkargalinskajashkola@rambler.ru

 

«Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны  любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его великого труда»

                                                                                                           М. Горький

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

“Абвгдейка”

 

 

Руководитель проекта –

Ефимова Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I.    ВВЕДЕНИЕ

1.      Проблема

2.      Актуальность проекта

a)      Цель проекта

b)      Задачи проекта

c)      Гипотеза проекта

d)      Технологии

e)      Источники информации, формы деятельности

f)       Предполагаемые результаты

g)      Критерии и показатели результативности проекта

h)      Способы коррекции

i)       Продукт проектной деятельности

 

II.     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.      План реализации проекта:

ü  организационный этап

ü  практический этап

ü  заключительный этап

2.      Тематическое планирование

 

III.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

v  Ожидаемые результаты

v  Ресурсное обеспечение

v  Приложение

 

                                                               

 

1.ВВЕДЕНИЕ.

Постановка проблемы:   

                          Дети не хотят читать книги!!!

    Снижение интереса к чтению у младших школьников, возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

Проблемные вопросы:

Почему нужно учиться читать?

Какие книги полезно читать?

Как мы можем использовать навык чтения в жизни?

Как улучшить навык чтения?                                  

Актуальность проекта:

      Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо  внимания. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.   

   Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых

компетентностей занимает читательская компетентность. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

    Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.

    В реализацию проекта входит целая система еженедельных занятий: в виде бесед и презентаций прочитанных книг, анализе этих презентаций одноклассниками, детские рекомендации по прочтению  детской литературы, создание тематических книжек-малышек, экскурсий, посещение библиотеки, участие в тематических конкурсах разного уровня.

   Главной особенностью содержания является самостоятельное заполнение детьми листа путешествий и карты взаимооценки, которая является мотивирующей составляющей деятельности, направленной на формирование читательской компетентности.

    В процессе выполнения творческих заданий ребята работают с различными информационными источниками, самостоятельно или с помощью взрослых анализируют используемую информацию, делают выводы, выполняют творческие задания. Самостоятельная поисковая деятельность способствует формированию у школьников произвольных психических процессов и познавательной активности, что позитивно влияет на развитие интеллекта.

    В рамках проекта организуется совместно-творческая практико-ориентированная деятельность, где дети учатся пересказывать прочитанную книгу дома одноклассникам, учатся слушать и понимать друг друга, адекватно оценивать прослушанное, радоваться успехам своих сверстников, сопереживать при неудачах.

    Реализация педагогического проекта обеспечивает организацию личностно - ориентированного подхода, так как позволяет учитывать индивидуальный опыт каждого ребенка, создавая для него ситуацию успеха.

    Технология реализации проекта предполагает разнообразие видов деятельности всех его участников. Все мероприятия носят длительный характер, практико  ориентированы и связаны с интересами учащихся, для которых организуется проект, их родителей.

     Данный проект представляет собой межпредметный проект, т.к. затрагивает разнообразные виды деятельности образовательного учреждения, его взаимосвязь с другими социальными организациями, родительской общественностью.

Объект проектной деятельности деятельность учителя и библиотекаря, направленная на мотивацию обучающихся к чтению.

Предмет проектной деятельности: применение системы технологий деятельностного типа в урочной и внеурочной деятельности младших школьников для формирования первоначальных основ читательской компетенции первоклассников.

Гипотеза проекта

*      Формирование основ читательской компетенции будет эффективным при соблюдении следующих условий:

*      организация системы работы по формированию у младших школьников типа правильной читательской деятельности;

*      использование современных технологий, нестандартных форм работы в учебной и внеурочной деятельности, типов заданий, позволяющих развивать читательскую компетенцию, самостоятельность читателя, его познавательную мотивацию;

*      учёт возрастных, психологических особенностей развития школьников 7-8 лет.

Цель привлечение к чтению детей, развития творческого потенциала через

лучшего друга - книгу, формирование устойчивого интереса к чтению.

Задачи:

*      развивать познавательные, психические процессы, познавательную деятельность детей;

*      развивать устную  речь школьников: расширять активный и пассивный словарный запас, развивать умения правильно употреблять грамматические формы, совершенствовать фонематический слух, умения различать особенности звукового состава русского  языка;

*      изучить имеющиеся методики и технологии по формированию продуктивной читательской деятельности младшего школьника

*      сформировать навыки начального чтения

Инновационность проекта заключается в интеграции урочной и внеурочной деятельности по формированию читательской компетентности детей. Применяемые технологии:

v  - Технология личностно-ориентированного подхода

v  - Игровые технологии

v  -Здоровьесберегающие технологии

v  -  Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

v  - Технология проектной и исследовательской деятельности.

 Проект построен  в  соответствии  с  принципами:

1. Личностно – ориентированные принципы 

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели  воспитания и развития детей школьного возраста.

Принцип развития. Это целостное развитие школьника и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка.

2. Культурно – ориентированные  принципы

 Принцип целостности содержания образования. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Задача школьного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать  в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Для детей младшего школьного возраста все еще привлекательным видом деятельности остаётся игра на основе сказок, художественных произведений или выдуманных историй. Их использование позволяет моделировать реальные ситуации общения между партнерами, что способствует развитию у детей диалогической и монологической речи, внутреннего плана действий, произвольности поведения и формированию межличностных отношений.  За основу организации внеурочной деятельности с обучающимися класса был взят педагогический проект «АБВГДЕЙКА».

Разнообразие источников информации:

 

Телевидение, видеокассеты, аудиокассеты, Интернет, радио оттеснили

книгу на второй план. Если ребенку важно всего лишь получить

определенный результат, то книга не используется

Формы деятельности в рамках проекта:

1.      Экскурсии в библиотеку.

2.      Часы общения с книгой.

3.      Библиотечные часы.

4.      Конкурсы сочинений и рисунков.

5.      Конкурсы чтецов стихотворений.

6.      Дидактические игры.

7.      Создание собственных проектов.

8.      Работа с родителями.

9.      Дискуссии по прочитанным книгам.

10.  Викторины.

11.  Познавательная игра «Крестики-нолики».

   Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, формирующих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому необходимо использовать воспитательный потенциал семьи, устанавливать контакты с родителями, оказывать им необходимую помощь.

Предполагаемые результаты

1) Формирование первоначальных основ читательской компетенции первоклассников, которая определяется умениями:

- осмысленного чтения (понимание читаемого с помощью вопросов, воссоздание литературного образа по совокупности его признаков, определение темы текста, нахождение его главной мысли, сравнение произведений на основе содержательно-тематических особенностей);

- правильного чтения (формирование плавного слогового способа чтения с соблюдением орфоэпических норм);

 - беглого чтения (с техническим показателем на конец учебного года – не менее 40  слов в минуту);

 - выразительного чтения (интонационное оформление предложений разных типов, передача основного эмоционального тона произведения, освоение приёмов чтения по ролям).

2) Развитие читательской активности обучающихся и воспитание  позитивного отношения к себе как к читателю.

3) Повышение уровня творческого и логического мышления, учебной мотивации школьников.

Критерии и показатели результативности проекта

 

s     Высокая степень заинтересованности родителей в решении  проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности.

s     Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися     книг в соответствии с возрастом.

Использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся; читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников; личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.

 

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ:

 

Устранение нарушений чтения проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.

В связи с этим коррекция нарушений чтения должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Так, широко используется сравнение фонетически близких звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова, развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

В связи с этим работу следует  начинать с коррекции нарушений чтения, одновременно осуществляя профилактику дисграфии.

 Большое внимание уделяю развитию слогового анализа и синтеза, так как умение делить слово на слоги, выделять слоги из слов и затем выделить звук из слога помогают в дальнейшем предупредить такие ошибки на письме, как пропуск гласных, замена гласных или их добавление.   При формировании слогового анализа предлагаю учащимся  следующие  виды заданий: 

·           «Отхлопать», «отстучать» слово по слогам. 

·           Послоговое     произнесение слова сопровождать движением руки слева направо.

 

На уроках учу детей различать гласные и согласные звуки по способу артикуляции. Гласные звуки можно петь, тянуть они состоят из голоса. Согласные звуки состоят из шума и голоса. Стараюсь, чтобы дети усвоили основное правило слогового деления:  сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Использую сигнальные карточки красного (гласные) и синего (согласные) цвета. При развитии слогового анализа и синтеза выполняем задания:

·           Назвать гласный звук в слоге.

·           Поднять букву, обозначающую соответствующий звук.

·           Назвать гласные звуки в слове (лопата, банан).

·           Составить слово из разрезной азбуки.

·           Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

·           Вычерчивание слоговых схем слов.

           

При развитии фонематического анализа и синтеза слов проводятся следующие упражнения:

·           Определить количество звуков.

·           Образовать новые слова путем замены в слове одного звука   другим: (дом - том).

·           Расставить картинки под цифрами 2, 3, в зависимости от количества звуков в слове.

 

Также провожу игры:

·           «Что изменилось?»

·           Определить различие в рисунке.

·           Сложить из полосок, карандашей букву.

·           Сконструировать букву из пластилина, из ниток.

·           Узнать буквы наложенные друг на друга.

·           Найти букву в ряду сходных.

·           Письмо букв в воздухе.

 

Большинство учащихся при чтении допускают ошибки. Поэтому, для облегчения овладения навыком чтения  использую различные приемы:

·           выделение первого из согласных звуков с помощью длительной паузы;

·           прибавление к первому согласному дополнительный гласный, который обычно повторяет один из соседних гласных в слове;

·           пропуск одного  из согласных.

 

Ошибки в чтении отдельных слов влекут за собой и нарушение понимания смысловых звеньев текста. Слова, которые оказываются трудными для восприятия, выполняют различную функцию в смысловой структуре текста, поэтому ошибки в их чтении приводят к непониманию целого смыслового фрагмента или смысловых оттенков отдельной фразы.

 

Форма представления продукта проектной деятельности детей:

·         - Выставка книжек-малышек;

·         - Выставка читательских дневников;

                2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Этапы реализации проекта

.

№/

 

Этапы          

 

Виды деятельности

 

Ответственные

 

1.        

           

 

Организационный

 

Входной мониторинг на овладение техникой чтения.

 Родительское собрание «Как вызвать интерес к чтению».

 Изготовление карты путешествия.

 Создание проектов.     

Классный руководитель,

 

ученики 1  класса,

 

родители.

 

2.

Практический

2-3 четверть, апрель

 

Ежедневная презентация прочитанных книг на уроке литературного чтения.

 Систематические занятия внеклассного чтения.

 Изготовление книжек – малышек.

 Выставка рисунков по прочитанным произведениям.

 Составление памятки читателя.

Участие в конкурсах разного уровня.

 Экскурсии в библиотеку

ученики 1  класса,

 

родители,

 

библиотекарь.

 

3.

Заключительный.

Май 2020 год

Изготовление «Летописи Книголюба.

 Выставка книжек-малышек.

Классный руководитель,

 

Ученики 1класса,

родители.

 

                                     Тематическое планирование:

Дата

Тема занятий          

 

Деятельность обучающихся

Кол-во часов

 

 

«Путешествие в город Знаний»  

«Что такое хорошо и что такое плохо»          

Игра-путешествие

 

Правила школьной жизни. Дискуссия. 

1

 

 

 

В гостях у Библиогномуса.

Театрализованное знакомство.

1

 

«Станция Медвежий бор». Русские народные сказки. (О животных)

Чтение, распределение ролей, инсценирование.    

 

2

 

Работа по таблицам слогов и слов различной ритмической структуры предложенная Корневым

Игровая программа

1

 

Станция «Мир животных». Загадки, песни и стихи о животных.

Игровая программа   

Игра «Поиск».

1

 

Экскурсия в библиотеку. Библиотечный урок. Правила и умения обращаться с книгой.

 

1

 

Е.И.Чарушин. Заочное знакомство с писателем.  

Книги Чарушина.

Беседа           

Читательская викторина

Выставка рисунков.     

2

 

Сказки Чуковского.           «Рада, рада, рада детвора…»

 Презентация.

Выставка рисунков.     

Литературный праздник.

1

 

«Путешествие на звезду Творчества».          

«Минута славы»

Сочинение сказок, стихов.

1

 

Волшебные сказки.            Сказочный денёк. КВН.

 Презентация.

Выставка рисунков.     

 

1

 

Сказки Ш. Перро   

 Презентация.

Выставка рисунков.     

1

 

Сказки Г.Х. Андерсена     

Выставка рисунков.     

1

 

А.Н. Толстой «Приключение Буратино…». Видео фильм. Чтение книги.

Дискуссия

 

2

 

Акция «Сделай мир ярче»

Акция «Подарок сделанный своими руками»     

 

Игра – путешествие

Подготовка: изготовление сувениров и открыток, книжек-малышек, листовок.

2

 

Город знаний. «История происхождения праздников»      

 

Работа с информацией, беседа

1

 

Город знаний.

 

Чтение и создание ребусов.        

1

 

Библиотечный урок. Волшебный сказочный автобус: сказочное путешествие в страну Здравушка.

Литературная викторина по произведениям детских писателей к Дню здоровья.

1

 

Заочное путешествие в страну пирамид.      

 

Урок – путешествие по энциклопедиям.     

1

 

Жители страны Смешариков.   

 Презентация

Выставка рисунков.     

2

 

«В гостях у гнома Этикета»        

 

Театральная деятельность.         

2

 

Экскурсия в библиотеку. «Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья.»

Библиотечный урок.

1

 

«По просторам Вселенной»         

Презентация прочитанных книг о космосе.    

Урок-путешествие.

 

1

 

«Зачем нужны автомобили?»

 

Чтение книг про автомобили.

Выставка коллекции машин.

1

 

Фестиваль сказочных героев.    

           

Игровая программа

2

 

День Победы.

Конкурс чтецов.

1

 

«Прощание с первым классом» 

Праздник

1

Итого:            34ч

1.      ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

Ожидаемые результаты.

Ø  Библиотека для первоклассников станет домом, в котором они найдут настоящих друзей– книги.

Ø  Приобретут дополнительные навыки работы с фондом;

Ø  Смогут самореализоваться и повысить свой авторитет среди сверстников;

Ø  Приобретут навыки командной игры;

В данном проекте для проверки ожидаемых результатов используются как психологические тесты, так и методики, основанные на игровой диагностике.

Проверка знаний происходит в начале, середине и конце года: фиксируются знания, умения и навыки по развитию речи, графическим  навыкам, начальному чтению.

Тестирование и диагностика в начале года. Навыки начального чтения проверяются по знанию алфавита, слоговому чтению несложных слов.

Тестирование и диагностика в середине года.

Развитие речи – проверяются навыки  связной речи, правильной формулировки мысли, развёрнутого ответа на вопрос, воспроизведения по памяти 10 слов.

Навыки начального чтения – проверяются умение определять звуки в начале, середине и конце слова, называть слова с заданными звуками, составлять слова из букв.

Тестирование и диагностика в конце года.

Навыки начального чтения – осмысленное чтение небольших текстов.

3.        Ресурсное обеспечение:

Программно – техническое обеспечение:

·         -Мультимедийный компьютер;

·         - Интерактивная доска.

Кадровое обеспечение: учитель, библиотекарь.

Материально-техническое обеспечение:

 

-  библиотека;

 

-  фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений;

 

-  видеотека:  видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей;

 

-  книжный уголок в классной комнате;

 

Методическое обеспечение:

 

-          демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

 

-           тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

 

-          биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

 

-          конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

 

-          сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

 

-          детская художественная литература;

 

-          детская познавательная литература.

Литература для учителя:

1.      Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991. – 32с.

2.      Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. 8. сс. 22-25. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: изд. Ось-89, 1999. – 239с.

3.      Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. 12. сс. 27-31.

4.      Осьмакова Марина Васильевна « Готов ли ваш малыш к школе»

5.      Лалаева Р. И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников", "Союз" С-Петербург 1998 Федоренко И. Т. (г. Харьков) "Комплекс зрительных диктантов"

6.      Ракитина В. А. "Предупреждение нарушений чтения и письма" Чиркина Г. В. "Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы"

7.       Корнев А. Н. "Узловые вопросы дислексии"

8.      Алтухова Т. А. "Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения"

9.      Российская Е. Н. "Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи у  учащихся с дислексией"

10.  Н.Н. Максимук «Игры по обучению чтению и грамоте», Москва,2006

11.  Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru (Издательский дом "Первое сентября")

  1. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88
  2. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998
  3. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
  4.  Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению/ В.Н.Зайцев – М., Просвещение, 1991 г.
  5. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем/ А.В.Левин – Москва, 1994. – 191с.

6.       По материалам сайта http://www.edu.rin.ru. Игры-занятия,    способствующие обучению чтению/eduhmao).

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
    1. www.ezhva-licey.ru/itogi_uroka/

8.  Система работы по выработке сознательного отношения к чтению и повышению качества обучения. Читательский дневник для учащихся 1 класса: «Что и как читать?». festival@1september.ru

  1. Электронные ресурсы http://iem.adm.nov.ru/mentor/0107_nitalimova.html

a.      http://festival.1september.ru/articles/416798/

 

Приложение

 

Упражнения на развитие восприятия текста

 

1.      Работа по буквенным и числовым таблицам строится в два этапа:

- подготовительный – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы в порядке возрастания или по алфавиту (время выполнения – 30 секунд);

- исполнительный – последовательный поиск всех цифр или букв (найденные цифры или буквы указываются карандашом).

Задание: «напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова или термины)

 

Е

М

Т

А

Щ

И

Ю

Г

Ш

Р

Х

В

П

Й

З

Э

Е

У

Ф

Б

Я

Ч

Д

Л

К

Ц

С

Н

Щ

Ж

 

10

19

12

15

11

14

20

18

16

17

13

21

 


2.      Нахождение слова, идентичного тому, которое расположено в начале строки (автор – американский ученый психолог Ли Кларк)

 

Вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот

Мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак

Ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка

Маска/манка арка каска пасха маска миска

 

3.      Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово быстро закрывается карточкой

 

4.      Чтение с карточкой – для избавления от регрессий. Ученик, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует развитию скорости чтения.

Упражнения на повышения уровня внимания

  1. На расширение объема и распределения внимания:

- Подчеркнуть в ряду буквы:

м – а / м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о

у – ы / м с а у с ы м а л е ы и у ы а о д т ж и р

  1. На развитие избирательного внимания (использую методику Мюнстерберга).

- Найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их:

к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т

п р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н

- Найти общее понятие для  слов каждого ряда

Упражнения на развитие вербальной памяти детей

Упражнения, предложенные И.Д. Ладановым в книге «Техника быстрого чтения»  и  О.А. Кузнецовым в книге «Техника быстрого чтения».

  1. Игра «Кто больше запомнит».

     Первый участник называет любое слово, следующий повторяет за ним и называет свое, третий – два предыдущих слова и свое и т.д., пока позволяет память детей. Возможно использование на любых уроках (например, на уроке русского языка – имена существительные женского рода)

  1. Игра «Посмотри и запомни»

          На столе раскладываются карточки с написанными на них словами, дается время на запоминание. Дети закрывают глаза, учитель меняет карточки местами, дети находят изменения.

Упражнения на определение смысловой структуры текста

 

  1. Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается)
  2. Работа с деформированным текстом

- Собери рассыпанные слова в предложение

- собери предложения (пословицы) из частей

     3.  Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой

         смысловой части текста.

4.Дополни предложение:

          например: На берегу развели костер, чтобы …

Игры-занятия, способствующие обучению чтению

(По материалам сайта http://www.edu.rin.ru. Игры-занятия, способствующие обучению чтению/eduhmao).

1.      След в след.

     Учитель читает текст. Дети пальчиком идут след в след за вашим голосом. Начинать нужно с небольшой скорости - чтобы вначале каждый ребенок наверняка был успешен.
     Затем говорю: "СТОП!" - и, пробегая между рядами, предлагаю некоторым детям показать пальцем в тексте слово, которое прозвучало последним перед сигналом СТОП, и прошу это слово еще раз прочесть.
 Дружба
     Чтение по абзацам, предложениям. Традиционная цепочка. Но дети читают текст вдвоем - например, с соседом по парте. Одному читать страшно, а вдвоем – нет! Один споткнется, другой поможет – темп чтения не нарушится, да и слабый проговорит слово, увидев его в тексте.

Игра «Поиск».

Работа по таблицам слогов и слов различной ритмической структуры предложенная Корневым. Цель работы: накопление «зрительного словаря», развитие концентрации внимания, навыков глобального чтения. Ученики обводят слоги или слова фломастером по таблице. На начальном этапе работы используются 9-клеточные таблицы, позднее 16 и 36 клеточные.

Найди ежа. Ёж убежал от друзей без оглядки. Сказал: – Поищите! Играю я в прятки. Сначала в норе ёж укрылся В одёжке. Затем покатился клубочком По стёжке. Нашел под березкой Кудряшки – серёжки. Решил подарить их Мальчишке Серёжке.

1.      У кого растут усы? У моржа и у лисы, У бобра и у крота, У кота и у кита. Есть усы у мотыльков, У тюленей и жуков. Есть у зайца и сверчка, У сома и хомяка. Есть у тигров и мышей, Есть у львов и у ежей… Даже папа для красы Отрастил себе усы!

2.      Тренировка удержания порядка следования букв «Чтение" последовательности цветных точек.( упражнение Е.Е. Даниловой) На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

3.      Составь новое слово, взяв у каждого второй слог. Змея, рама; пуговица, молоток, лава; укор, бузина, тина; поворот, пороша, канава. Яма Голова Корзина Ворона

4.      Составь новое слово, взяв последний слог. Мебель, ружьё; соломка, пора, мель; лиса, бельмо, полёт; Бельё Карамель Самолёт

5.      Распутай перепутанные слова.

6.      И г р а «Веселая арифметика». КАБАН – АН + ЛУК = ? КОРЬ – Ь + ИДОЛ – Л + Р = ? КВА + РАК – АК + ТИРА = ? КОТ + ЁЛКА – КА = ? КАР + ТО + ФЕЛЬДШЕР – ДШЕР = ?

1.      «Сыщики» «Разгадай загадки слов»

2.      Назови звуки, которые убежали из слова. ПЕУХ КАПУТА ОГУЕЦ ЕРБЛЮД ЧЕРЕАХА

3.      Найди слово в слове Олень, косы, укол, гроза, шмель, глаз, лист, рукав, рыбак, кубок, дорога, булыжник, поляна, леска, волки, ворона, бараны.

4.      Для расширения объема и распределения внимания используются различные корректурные пробы. Игра "Спрячь букву от буквоежки". За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. «Спрячь в домик (квадрат)» все буквы "а".

5.      Игра "Сохрани слово в секрете". Повторяйте за мной слова, но помните об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя, встретившись с названием цветка, молча хлопните один раз в ладоши.

6.      Варианты: 1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р]; 2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука; 3. нельзя повторять названия животных; 4- нельзя повторять имена девочек; 5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д. Более усложненный вариант - игра с одновременным использованием двух правил. Например: 1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком; 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

7.      Чтение и память. Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7 + 2 единицы хранения. У младшего школьника на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея. Таким образом, для повышения эффективности чтения, для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

8.      Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей. 1) Игра «Слова». Придумать как можно больше слов, относящихся к темам. 2) Запомни и повтори. Внимательно прослушать слова, затем повторить их в том же порядке. Цепочки слов строятся по темам, с возрастающей сложностью. 3) Игра «Посмотри и запомни». На доске раскладываются карточки с написанными на них словами или картинками. Дается время для запоминания этих слов. Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.

1.      Упражнение «Фотограф»: назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени. Клубника Клюква Малина Брусника

2.      «Пары слов». Предъявляются пары слов, задание: запомнить вторые слова из каждой пары. Например, «кошка молоко», «мальчикмашина», «стол пирог». Затем называется первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

3.      Цикл упражнений для формирования контрольно оценочных действий при чтении. Чтение строчек наоборот по словам. Упражнение уводит ребенка от привычного стереотипа чтения, развивает тонкость движения глаз. В отдаленной части леса росла ель. Ель росла леса части отдаленной в.

4.      Цикл упражнений: закрепление целостных зрительных образов букв. 1.Чтение зашумленных слов. 2.Чтение пунктирно написанных слов. 3.Чтение перепутанных слов. 4.Чтение слов по верхней половине строки. 5.Чтение слов по нижней половине строки. 6.Поиск заданных слов. 7.Чтение перевернутого текста.

5.      Цикл упражнений: закрепление целостных зрительных образов букв.

6.      Чтение «склеенных предложений» ВДОМЕНИОДНОЙКНИЖКИПЛОХОУХ ОЗЯИНАДЕЛИШКИ ОДНАХОРОШАЯКНИГАЛУЧШЕСОКРО ВИЩ УМЕЛЫЕРУКИПОМОЩНИКИНАУКИ ПОСЛОВИЦАВСЕМДЕЛАМПОМОЩНИЦА

7.      Развитие антиципации (смысловой догадки) текста. Прочитать слова, предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов. …выпал жаркий-жаркий. Ах, как душно в зоопарке! … пропал у пони, … вянут на газоне. А мартышка не страдает – … уплетает! а---а а----а а-----а а------а С-л-в-й Ч-рв-к Л-г-шк- К-м-ш б---- -б--- --б-- ---б- ----б П-н-л К-ст-чк- Р-н-ц Т-тр-дь Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных или гласных. Цикл упражнений: переориентация с машинального чтения на осмысленное. Классификация слов на группы. Группа А: автобус, машина, абрикос, тыква, малина, трамвай, поезд, почтальон, молоток, помидор, архитектор, топор, персик, рубанок, рябина, троллейбус, ракета, машинист, педагог, репортер, адвокат, отвертка, токарь.

8.      Отделение слов от псевдослов. Упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении – сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой. Найди только слова: Юноша, голубика, вунка, олень, лобубет, метор, красло, порог, стена, рюкзак, мост, актильп, апельсин, река, ревка, тигр, магазин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каргалинская основная общеобразовательная школа» 636150, с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каргалинская основная общеобразовательная школа» 636150, с

СОДЕРЖАНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ. Постановка проблемы:

ВВЕДЕНИЕ. Постановка проблемы:

Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека

Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека

Предмет проектной деятельности: применение системы технологий деятельностного типа в урочной и внеурочной деятельности младших школьников для формирования первоначальных основ читательской компетенции первоклассников

Предмет проектной деятельности: применение системы технологий деятельностного типа в урочной и внеурочной деятельности младших школьников для формирования первоначальных основ читательской компетенции первоклассников

Принцип развития . Это целостное развитие школьника и готовность личности к дальнейшему развитию

Принцип развития . Это целостное развитие школьника и готовность личности к дальнейшему развитию

Создание собственных проектов

Создание собственных проектов

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ: Устранение нарушений чтения проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ: Устранение нарушений чтения проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя

Найти букву в ряду сходных. ·

Найти букву в ряду сходных. ·

Выставка рисунков по прочитанным произведениям

Выставка рисунков по прочитанным произведениям

Путешествие на звезду Творчества»

Путешествие на звезду Творчества»

Прощание с первым классом»

Прощание с первым классом»

КВН, турниров; - детская художественная литература; - детская познавательная литература

КВН, турниров; - детская художественная литература; - детская познавательная литература

Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа

Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа

Нахождение слова, идентичного тому, которое расположено в начале строки (автор – американский ученый психолог

Нахождение слова, идентичного тому, которое расположено в начале строки (автор – американский ученый психолог

Игра «Посмотри и запомни»

Игра «Посмотри и запомни»

Найди ежа. Ёж убежал от друзей без оглядки

Найди ежа. Ёж убежал от друзей без оглядки

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти детей

Юноша, голубика, вунка, олень, лобубет, метор, красло, порог, стена, рюкзак, мост, актильп, апельсин, река, ревка, тигр, магазин

Юноша, голубика, вунка, олень, лобубет, метор, красло, порог, стена, рюкзак, мост, актильп, апельсин, река, ревка, тигр, магазин
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку