Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
* 634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19, Ι )тел/факс: (83822) 43-29-33, 43-26-69, 43-36-88, Ι : e-mail: sch15@mail2000.ru Ι Сайт: http://si15.tomsk.ru/ |
«МЫ ПОМНИМ ВАС!»
Организация внеурочной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотической позиции у младших школьников с ОВЗ в рамках подготовки и празднования
70-летия Победы в Великой Отечественной войне
База реализации проекта: обучающиеся 2 «А» класса (7 человек), педагогический коллектив отделения слабослышащих детей школы-интерната (12 человек), ученический коллектив в качестве приглашённых гостей (25 человек), родители, законные представители (18 человек).
Автор и руководитель проекта:
Р.И. Моисеева, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
педагог-психолог
первой квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск: 2014-2015
Содержание
1. |
Постановка проблемы с указанием причин……………………………. |
3 |
2. |
Актуальность проекта……………………………………………………. |
4 |
3. |
Степень разработанности проблемы……………………………………. |
5 |
4. |
Объект проектной деятельности………………………………………… |
6 |
5. |
Предмет проектной деятельности………………………………………. |
6 |
6. |
Гипотеза…………………………………………………………………… |
6 |
7. |
Цель проекта……………………………………………………………… |
7 |
8. |
Задачи…………………………………………………………………….. |
7 |
9. |
Тип проекта………………………………………………………………. |
8 |
10. |
Новизна проекта…………………………………………………………. |
8 |
11. |
Ресурсы проекта…………………………………………………………. |
8 |
12. |
Продукт проекта…………………………………………………………. |
9 |
13. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта……………….. |
9 |
14. |
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий……………………………………. |
9 |
15. |
Классификация проекта…………………………………………………. |
11 |
16. |
Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию………………… |
12 |
17. |
Конечный продукт ………………………………………………………. |
17 |
18. |
Практическая значимость результата проекта……………………….. . |
17 |
19. |
Способы коррекции……………………………………………………… |
17 |
20. |
Заключение ……………………………………………………………… |
18 |
21. |
Список используемой литературы …………………………………….. |
18 |
22. |
Литература для детей……………………………………………………. |
19 |
23. |
Интернет-источники……………………………………………………… |
20 |
24. |
Интерпретация, отчётная презентация………………………………….. |
20 |
«История – это фонарь в будущее,
который светит нам из прошлого»
В.О. Ключевский
Постановка проблемы с указанием причин
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан; при этом значительная роль отводится воспитанию нравственно-патриотических чувств у младших школьников.
Одна из важнейших задач Государственных образовательных стандартов – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, знающий духовные и культурные традиции российского народа. Это в полной мере относится к подрастающему поколению, в том числе к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Ежедневные наблюдения за младшими школьниками в процессе обучения, изучения круга их интересов, бесед с родителями, анкетирования с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о низком уровне сформированности патриотического сознания у обучающихся.
Нарушение слуховой функции накладывает определённый отпечаток на развитие личности неслышащего, сужает его круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру, историческому наследию, исторической памяти и к самому себе.
В результате недостаточного развития речи, меньшего объёма знаний, которыми располагает неслышащий ребёнок по сравнению со слышащими сверстниками, а также вынужденной ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления личности школьника со сниженным слухом или его отсутствием. Это проявляется в относительной узости познавательных интересов, в недостаточной осведомлённости о различных областях жизни общества, в том числе его исторических событиях.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения, имеющий норму слуха инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Опыт показывает, что ребёнок с нарушениями слуха лишён такой возможности, поэтому воспитание особенного ребёнка осуществляется ежесекундно, на уроках и внеурочных мероприятиях, праздниках, в игре, в быту, на экскурсии, на прогулке. Начинать делать это нужно как можно раньше, ведь младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Актуальность проекта
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, это самая актуальная социальная проблема нашего времени. За последние годы в мире, в стране произошли и происходят колоссальные изменения, это касается не только нравственных ценностей, а также отношения к историческим событиям нашей страны. Не секрет, что сегодня духовные ценности перешли на второй план, уступив место материальным, во всём материальное доминирует. Достаточно много отрицательных сообщений в СМИ, негативная информация исходит с телеэкранов, которая зачастую подрывает веру в любовь к народу и родной стране. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Тем не менее, это не должно стать причиной приостановки патриотического воспитания, наоборот, выступить стимулом, призывом к активным действиям.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Воспитание духовности, нравственности, патриотичности – это шаг к «возрождению» России.
ФГОС не нарушают целостность и единство педагогического процесса, наоборот эффективно объединяют обучение, воспитание и развитие. В нашем арсенале есть современные инновационно-образовательные технологии, с помощью которых обучающиеся овладеют практическими умениями исследовательской работы, соберут необходимую информацию о историческом прошлом нашей страны, научатся анализировать факты, делать выводы и заключения – это проектные технологии. Опыт показывает, если вовлечь ученика с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в проектную деятельность доступным и щадящим способом, то при решении тех или иных проблем или задач он начнёт думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Обретение исторического прошлого – одно из направлений выхода из кризисного настоящего. Не случайно В.О. Ключевский считал формирование исторического сознания условием бытия русского народа: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться» [12]. Он подчёркивал, что если мы не знаем истории, то за это будем наказаны. Мы – поколение, выросшее в мирную пору, нам не пришлось прятаться от бомбежек в убежищах, стоять в очереди за комочком хлеба, ждать почтальона с замиранием сердца от мысли: «Какую весточку получу я?». Какой ужас переживают жители Украины! Мы не хотим, чтобы этот ужас переживали взрослые и дети любой страны, поэтому каждый человек обязан знать историческое прошлое своей страны, любить свою Родину, чтобы понять – ни одна война, не стоит тех страданий, которые испытали и испытывают сейчас простые люди, учёные, врачи, дети, учителя. Всё вышеозначенное объясняет актуальность выбранной темы.
Степень разработанности проблемы
Выявив проблему и в полной мере осознав её актуальность, мы изучили литературу, опыт коллег города Томска, Томской области, других регионов нашей страны, материалы Интернет-ресурсов по воспитанию патриотических чувств.
Анализ научной литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о её всестороннем изучении в прошлом и осмыслении её важнейших сторон в последние десятилетия. Достаточно полно определены понятия «патриот» и «патриотизм» (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, А.С. Калюжный и др.); описано когнитивно-эмоциональное содержание патриотического сознания (В. Г. Белинский, И.А. Еремин, А.С. Калюжный и др.); изучаются вопросы формирования гражданственности (Е.В. Бондаревская, А.А. Зиновьев, А.И. Кочетов, и др.); гражданского сознания в контексте патриотического воспитания (И.С. Артюхова, Л.И. Карцева и др.).
Исключительное значение патриотического воспитания в развитии личности ребёнка подчёркивал великий педагог К.Д. Ушинский, который отводил патриотическому воспитанию в нравственном развитии ребёнка ведущую роль. Идея народности стала определяющей в становлении отечественной педагогической мысли [20].
Народность и патриотизм неизменно выступали как ценностные ориентиры в просвещении и воспитании гражданина России (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой). Патриотизм предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах (Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) [7]. По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе, особенно в молодёжной среде, отмечается повышенное внимание к патриотической идеи в воспитании для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях современного образования (Е.В. Белоусова, А.Н. Вырщиков, Н.А. Сысоева и др.) [14].
Процесс исторического осмысления Великой Отечественной войны нашёл отражение в историографических работах. Преимущественное освещение в них получили вопросы состояния базы источника и научной разработки истории Великой Отечественной войны [10]. В 90-е годы появились статьи Ю. Афанасьева, А. Голубева, А. Шевырёва, Е. Зубковой, А. Куприянова и других авторов, в которых рассматриваются вопросы о том, какую картину прошлого, исторические образы формируют в сознании учащихся школьные учебники [22].
Значительное внимание проблемам сущности исторического познания военного периода, месту и роли истории в разных сферах жизни было уделено в исследованиях Б.Г. Могильницкого, С.С. Хромова, B.C. Шмакова [5].
Нами был изучен опыт работы коллег образовательных организаций:
МАОУ «Серпуховской школы №2» г. Серпухова Московской области;
МАОУ «Первомайской СОШ» г. Первомайска, Оренбургской области;
МБОУ «Нахабинской гимназии №4» Красногорского муниципального района г. Москвы;
МАОУ «Заозёрной школы №16» г. Томска;
Изучили опыт коррекционных школ, работающих на базе экспериментальной площадки по проектной деятельности при ТОИПКРО г. Томска, оценили индивидуальность, оригинальность и практическую значимость работы каждой школы:
МС(К)ОУ общеобразовательная школа №17 VIII вида г. Томска;
МС(К)ОУ общеобразовательная школа-интернат № 22 VIII вида г. Томска;
МС(К)ОУ общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида г. Асино,
а также опыт работы коллег через Интернет-ресурсы.
Стоит отметить, мы не имеем достаточного опыта работы по проектной деятельности в направлении патриотического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Поэтому составление, написание, ведение проекта осуществлялось под научной редакцией, наблюдением и рекомендациями научного консультанта: А.В. Роготневой – старшего преподавателя ТОИПКРО кафедры инноваций в образовании;
заместителя директора по НМР: Л.Д. Дузькряченко.
Результаты по вышеозначенной деятельности, подвели нас к выводу о том, что патриотическое воспитание детей с ОВЗ весьма необходимое и важное направление, поскольку: во-первых – закладывает основы гражданского сознания в соответствии с уровнем развития особенных детей; во-вторых – формирует уважение к людям старшего поколения; в-третьих – воспитывает преданность к истории своей семьи, Родине. Выбранное нами направление безошибочное и очевидное, направлено на повышение качества образования особенных детей.
Объект проектной деятельности.
Школьная система формирования патриотического сознания у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет проектной деятельности.
Педагогические условия организации процесса формирования патриотического сознания у детей с ОВЗ в школьной системе воспитания.
В основу проектной деятельности положена гипотеза
о том, что школьная система формирования патриотического сознания у детей с нарушениями слуха будет более эффективной, если:
ü при формировании патриотического сознания у учащихся использовать взаимодействие с ветеранами ВОВ; учитывать интеллектуальный, психофизиологический уровень, особенности эмоциональной сферы, речевое развитие;
ü при формировании патриотического сознания младших школьников активно использовать инновационные технологии (проектную деятельность), различные формы, коррекционные методы, средства обучения и воспитания.
Цель проекта:
создание условий для формирования патриотического сознания, развития чувств сопричастности к судьбе Отечества и развитие гордости за свою страну. В соответствии с целью были поставлены
следующие задачи:
ü изучить состояние научной разработки проблемы в исторической документации, дать характеристику источников её изучения;
ü проанализировать специфику формирования исторического образа Великой Отечественной войны в 40-50-е годы;
ü выявить структуру и содержание процесса формирования патриотического сознания у младших школьников с нарушениями слуха, определить критерии и уровни его сформированности;
ü разработать модель школьной системы формирования патриотического сознания у детей с ОВЗ и экспериментально проверить эффективность её функционирования на практике во внеурочное время;
ü создать материально-техническую и методическую базу в соответствии с темой педагогического опыта;
ü помочь детям с ОВЗ осмыслить, понять и принять информацию о историческом прошлом страны в годы Великой Отечественной войны;
2015 год ознаменован великой датой для нашей страны и для всего мира – 70-летием Великой Победы! Для всех россиян «от мала до велика» – это самый дорогой и сострадательный праздник. Конечно, мы тоже не могли оставаться безучастными к такому важному и грандиозному событию, а потому решили «окунуться» в историю родной страны через проект «Мы помним Вас!». Это дань признания, любви, безграничной благодарности и памяти обо всех её участниках: ветеранах, тружениках тыла, детях, дедов, прадедов и прапрадедов, всех тех, кто жил в то лихое время. День Победы – это самый главный российский праздник! 9 мая мы забываем обо всех разногласиях и вспоминаем, что мы единый народ. Этот праздник касается всех жителей страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного. Нельзя быть патриотом своей Родины, если не чувствуешь личной связи с ней, если не знаешь, как любили, как берегли и защищали Родину наши деды и прадеды.
Мы, педагоги, обязаны донести до детей, что образ воина остаётся одним из ключевых символов мужественности, особенно важно это для мальчиков в период взросления. Причём очень важно, чтобы герои были легко узнаваемыми, близкими, это можно сделать через призму истории своей семьи, ведь в каждой семье были свои герои. Одной из наиболее простых и эффективных технологий, позволяющих организовать деятельность в этом ключе, выстроить «дерево» целей и определить действия по его реализации, является методика «Зеркало инновационных преобразований в практике», как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС, авторами которой выступают: Т.В. Светенко, И.В. Галковская, Е.Н. Яковлева.
Тип проекта
С самого начала предметный результат деятельности участников проекта чётко обозначен, в обязательном порядке ориентирован на интересы обучающихся, педагогов, родителей. Данный проект имеет структуру, сценарии всех видов внеурочной деятельности, чёткие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Проект относится к практико-ориентированному типу.
Новизна проекта
Подтверждается необходимость и целесообразность патриотического воспитания в нравственном развитии через проектную деятельность в процессе внеурочного времени с детьми, имеющими нарушения слуха.
Ресурсы проекта.
Материально-технические:
Ø Проект реализуется на базе школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха. Оснащён в соответствии с современными требованиями: специально оборудованная комната – компьютерный класс, фотоаппарат, сканер, актовый зал, спортивный зал, рекреация 2-ого этажа, пришкольный участок;
Ø Изготовление наглядного и речевого материала: речевых карточек, игр, пособий, презентаций, и т.п.;
Ø Обновление информационного стенда, книжек-ширм для работы с родителями по теме «История Великой Отечественной войны».
Кадровые (участники):
Ø Обучающиеся 2 «А» класса, возраст 8-10 лет (наполняемость класса 7 детей);
Ø Научный консультант: А.В. Роготнева – старший преподаватель ТОИПКРО кафедры инноваций в образовании;
Ø Л.Д. Дузькряченко – заместитель директора по НМР;
Ø Т.П. Мурина – председатель МО, учитель начальных классов;
Ø Р.И. Моисеева – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, педагог-психолог;
Ø Н.А. Петрова – учитель адаптивной физической культуры высшей квалификационной категории;
Ø Т.А. Чечегова – воспитатель высшей квалификационной категории;
Ø И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН – консультант, внештатный сотрудник;
Ø Т.Ф. Запорожан – врач-педиатр высшей квалификационной категории школы-интерната;
Ø А.И. Черемных – библиотекарь;
Ø Родители, законные представители воспитанников;
Информационные:
Ø фонд и каталоги библиотеки, CD-Rom аудио и видео материалы;
Ø художественная, методическая, научно-популярная литература;
Ø телевидение;
Ø информационные ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ИМЦ Департамента образования города Томска, ЦДО;
Ø печатная продукция: журналы, газеты, брошюры, энциклопедии;
Ø формирование банка данных по реализации проекта;
Ø информационный стенд для родителей;
Ø информирование общественности о ходе проведения проектных организационных, мониторинговых мероприятий, проведённых в рамках проекта, посвящённого 70-летию Победы в ВОВ.
Нормативно-правовые:
Ø Конституция Российской Федерации;
Ø Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015. Глава II Статья 20. Глава IV Статья 44. Глава XI Статья 79;
Ø Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288;
Ø Проект закона Томской области «Социальный кодекс Томской области Всероссийского общества глухих».
Научно-методические:
Ø Функционирование творческой группы по реализации проекта в школе-интернате;
Ø ресурсы сети Интернет – материалы общероссийского проекта «Школа цифрового века», конференции, форумы, вебинары;
Ø Оснащение родителей, законных представителей рекомендациями, методическими пособиями по использованию новых образовательных технологий в рамках проведения проекта;
Ø Оценка результативности реализации проекта, его механизмов, критериев и показателей.
Финансовые:
Ø Бюджет ОГБОУ «Школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха»;
Ø спонсорская помощь со стороны томского отделения ВОГ, Армянской Диаспоры;
Ø ООО «Исток АУДИО»;
Ø также за счёт благотворительных средств со стороны родителей, законных представителей, администрации школы-интерната.
Продукт проекта
Комплексная методическая разработка по занятости детей во внеурочное время – педагогический проект: «Мы помним Вас!», программа воспитания школьника; индивидуальные программы поддержки детей с особыми образовательными потребностями, Портфолио обучающихся, «Книга памяти» с фотодокументами, рассказами детей и их родителей о прабабушках, прадедушках, прапрабабушках, прапрадедушках, накопительная папка методических материалов классного руководителя и воспитателя, продукты предметно-практической деятельности обучающихся, наглядно-презентационный материал.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Ø 100% занятость несовершеннолетних дополнительным образованием.
Ø Сформированность духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей в соответствии с особенностями развития детей с нарушениями слуха.
Ø Повышение самооценки посредством результативного участия во внеурочной деятельности, в рамках празднования 70-летия Победы в ВОВ.
Ø Развитие когнитивных способностей, активизация познавательной деятельности, расширение общего кругозора.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий
Таблица 2
№ п/п |
Возможные негативные последствия |
Пути преодоления негативных последствий |
1. |
Эмоциональные и физические перегрузки детей, малый интерес детей к данной теме |
Индивидуальный подход к каждому ребёнку (учёт психофизиологических особенностей) |
2. |
Пассивность и созерцательность некоторых родителей, неактивное их участие к новой системе деятельности |
Организация лекций, консультаций, бесед для родителей, законных представителей |
3. |
Инертность и бездействие сотрудников по отношению к изменению образа жизни ребёнка в условиях образовательной организации |
Мотивация на активность, выступление на методическом совете, проведение круглых столов, акции «Открытые двери», «Мы рады видеть Вас!» |
4. |
Слабое усвоение детьми речевого материала, относящегося к периоду военного времени Великой Отечественной войны |
Анализ речевого материала на соответствие детскому пониманию, при необходимости адаптация речевого и языкового материала, предъявление наглядного материала |
5. |
Отсутствие возможности у некоторых родителей заниматься с детьми (проживают в отдалённых участках Томской области) |
Привлечение к оказанию помощи со стороны педагога-психолога, социального педагога, библиотекаря, школьного врача-педиатра |
Классификация проекта:
Ø по содержанию – надпредметный;
Ø по методу – практико-ориентированный;
Ø по характеру контактов – внутренний;
Ø по продолжительности – в течение года (10 месяцев);
Ø по количеству участников – коллективный.
Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию
Таблица 3
1 этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – погружение в проект (август-сентябрь 2014) |
||||
Мероприятия |
Задачи |
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагогов |
Деятельность родителей |
Изучение литературы. Составление анкет, тестов, бесед Подборка, адаптирование, разработка дидактического материала. Разработка уроков, внеурочных мероприятий, в том числе физкультурно-оздоровительных, работа по социализации и коммуникации. Привлечение родителей. Определение направлений в творческой, предметно-практической деятельности . |
Сформировать у участников проекта психологическую готовность к продуктивной совместной деятельности. Организовать анкетирование, тестирование, беседы, с целью выявления знаний о понятии выражения «Родословная», историческом прошлом семьи, страны. Обеспечить методическим материалом участников проекта Произвести отбор и апробацию методического материала |
Знакомятся и намечают перспективу по внеурочной деятельности, осуществляют вживание в ситуацию, принимают тему проекта, получают дополнительную информацию, определяют свои возможности и потребности, настраиваются на сотрудничество с родителями |
Утверждают разработанные мероприятия, планы-конспекты мероприятий, проводят консультации, рекомендации для родителей, проводят установочное занятие с учащимися, на котором сообщают о целях и задачах данного проекта, обращают внимание учащихся на общую тему, информируют родителей о ходе, сроках и этапах работы над проектом, создают ситуацию успеха |
Принимают информацию, работают с анкетами, тестами, изучают литературу. Помогают детям в объяснении темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей к совместной деятельности, психологически готовятся к выполнению поставленных педагогом задач
|
2 этап КООРДИНАЦИОННЫЙ – реализация направлений, способов, задач (октябрь-ноябрь-декабрь 2014) |
||||
Мероприятия |
Задачи |
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагогов |
Деятельность родителей |
Активная работа с родителями (беседы, советы, консультации, круглый стол, «беседы по душам») Уроки с использованием ИКТ Внеурочная деятельность: экскурсия, рисунки, беседы, игры, анкетирование и т.д. Знакомство с жизнью людей в военное время в рамках особенностей психофизического развития детей. Знакомство с символикой Победы ВОВ, орденами, медалями |
Погрузить участников в героическое прошлое русского народа – военное время ВОВ. Оптимизировать речевую деятельность. Создать систему просвещения родителей по сотрудничеству с детьми в рамках проекта. Использовать инновационные технологии с целью воспитания уважения к ветеранам, формирования патриотических чувств, жизненных компетенций. |
Погружаются в героическое прошлое родных и близких людей, русского народа, знакомятся с символикой через беседы, рисунки, игры, участвуют в анкетировании, работают с тестами |
Обдумывают условия, необходимые для реализации проекта. Определяют поле деятельности. Составляют план работы, анализируют и группируют выдвинутые идеи. Разрабатывают методическую систему профилактических мероприятий Создают условия для предметно-практической деятельности. Активизируют познавательные процессы, формируют жизненные компетенции |
Оказывают помощь педагогам в организации предметно-развивающей среды, в подборе материалов для стенгазет, участвуют в беседах, принимают консультации, пользуются советами, знакомят детей с жизнью прадедов и прапрадедов своей семьи, организуют просмотр видеосюжетов военной тематики в домашних условиях
|
3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ – осуществление методической, предметно-практической деятельности (январь-февраль-март-апрель 2015) |
||||
Мероприятия |
Задачи |
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагогов |
Деятельность родителей |
Знакомство с героическим прошлым русских людей, участников ВОВ через беседы, чтение, видео, аудиоматериалы Закрепление символических элементов ВОВ. Интегрированные занятия по физической культуре, спортивные и развлекательные мероприятия по речевому развитию, изобразительному искусству, трудовому обучению, музыкально-ритмическому направлению с использование инновационных технологий,
|
Закреплять знания с помощью информационных технологий в рамках проектной деятельности. Решать проблемы слабой познавательной активности, через ознакомление с жизнью и деятельностью детей, подростков во время ВОВ. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам военной поры, семейным реликвиям |
Активно участвуют во всех намеченных мероприятиях, выполняют запланированные действия, самостоятельно, в группе или при помощи педагогов, родителей, собирают информацию, оформляют материалы под руководством педагогов, родителей, показывают результаты предметно-практической деятельности |
Создают благоприятную атмосферу, способствующую развитию доверительных отношений взрослых и детей в процессе проектной деятельности. Сплачивают семью, определяют что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, определяют качество и уровень усвоения исторических материалов, накопление активного словаря |
Продуктивно принимают участие во внеурочных мероприятиях, Наблюдают за деятельностью детей, оказывают им помощь, советуют. Мотивируют детей к деятельности, создают ситуацию успеха. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. |
4 этап РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ – завершение, обработка, обсуждение полученных результатов и оформление результатов проекта (май-июнь 2015) |
||||
Мероприятия |
Задачи |
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагогов |
Деятельность родителей |
Встреча с ветераном ВОВ Ф. Т. Бондаренко, тружениками тыла. Общешкольный праздник, посвящённый 70-летию Победы в ВОВ. Анкетирование всех участников. Анализ внеурочной деятельности. Работа над созданием презентаций по результатам всей проектной деятельности. Отчётное выступление на методическом объединении слабослышащего отделения школы |
Дать характеристику деятельности всех участников проекта. Представить результаты предметно-практической деятельности через демонстрацию детского творческого труда: выставку рисунков, поделок, достижений и т.п. Оптимизировать систему всех мероприятий на основе диагностических данных. Осветить опыт проектной деятельности посредством презентационного материала на методическом объединении |
Показывают свои знания на итоговом мероприятий. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают личную роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы, работают с анкетными документами |
Изучают результаты детско-родительской деятельности. Анализируют активность детей и родителей в представлении материалов проекта. Отрабатывают навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, составлении и оформлении «Книги Памяти». Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. Оформляют выводы по результатам работы над проектом |
Анализируют сотрудничество с детьми, активность детей в представлении материалов проекта, делают выводы. Анализируют результаты детской деятельности. Оказывают помощь в подготовке презентации. Помогают в оформлении выставки. Выступают в качестве эксперта
|
Конечный продукт проекта
Даже в самой лучшей школе невозможно научить абсолютно всему в процессе урочной деятельности, чтобы полученных знаний и опыта хватило на обучение в среднем и старшем звене. Поэтому колоссальное значение в воспитании и развитии ребёнка отводится внеурочной деятельности – дополнительному образованию.
Как активизировать интерес у детей с нарушениями слуха к учебным предметам? Как повысить обучение и воспитание детей с особенностями в развитии во внеурочное время? Как в собственной педагогической деятельности применять инновационные технологии? Какими могут быть формы и методы педагогического руководства самостоятельной работой школьников с ограниченными возможностями здоровья?
На эти вопросы даёт ответ методическое пособие, созданное на основе обобщения работы авторов в процессе внеурочной деятельности – проект «Мы помним Вас!». В данном пособии описаны практические способы решения актуальных задач в современных условиях обучения и нравственно-патриотического воспитания детей с особыми образовательными потребностями; внесены сценарии внеурочных мероприятий (см. Портфолио): беседы, предметно-практическая деятельность, физкультурно-оздоровительные занятия, игровые мероприятия, тесты и др.
Кроме того, создана база методических рекомендаций, которая поможет направить усилия педагогов общеобразовательных школ на развитие общего кругозора детей, что будет, безусловно, способствовать повышению эффективности процесса обучения и воспитания, компетентности обучающихся.
Практическая значимость результата проекта
Методическое пособие будет полезно педагогам общеобразовательных школ, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, материалы вызовут интерес у педагогов дополнительного образования, классных руководителей, студентов педагогических вузов, колледжей.
Несомненно, для педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов данные материалы будут плодотворны при организации школьных, внешкольных, районных, городских мероприятий на основе содержания своих дисциплин.
Способы коррекции
Ø создание оптимальных условий для активизации познавательного интереса к историческому прошлому страны в процессе внеурочной деятельности;
Ø вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;
Ø психолого-педагогическое просвещение родителей, законных представителей;
Ø повышение профессиональной компетентности педагогов.
Заключение
Известно, что маленькие дети не догадываются о роли слухового анализатора в общении с окружающими. Лишь постепенно они осознают значение слуха для познания окружающей действительности, для общения. Из-за недоразвития речи и ограниченности общения с окружающими личный опыт слабослышащих значительно обеднён.
Что знали младшие школьники с нарушениями слуха о событиях, изменивших судьбы человечества всего мира, перевернувших новейшую историю. Что для них был праздник Победы? Скажем так – информация, проходящая параллельно, не приводящая их в волнение, не касающаяся их сознания, не затрагивающая эмоционально.
Пока человек помнит, ушедших от нас, жива связь поколений. Поэтому проект «Мы помним Вас!» в полной мере отвечает современным требованиям, закладывает основы понимания, что любовь к Родине, патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, истории семьи, семейной родословной и в первую очередь они черпают информацию у своих прадедов, прапрадедов.
Родители, заинтересованные участники проекта ориентированы на развитие у своих детей потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность. Педагоги выступали активными помощниками, организовывали, корректировали и направляли совместную деятельность детей и родителей по теме проекта «Мы помним Вас!».
Вследствие организованной внеурочной деятельности ребята были горды за свою семью, чувствовали себя частью своей Родины и страны. При использовании информационной поддержки семей воспитанников собраны великолепные и уникальные документы участников Великой Отечественной войны, фотографии прадедушек и прабабушек, прапрадедушек и прапрабабушек наших детей, оформлен альбом «Пока память жива!» для школьного музея. Команда педагогов и родителей готова к обмену опытом с коллегами, его трансляции в другие общеобразовательные организации.
Эта память с корнями уходит все глубже и шумит на ветвях, зеленея, листва.
Её времени бег никогда не заглушит! Ведь душа молода, пока память жива!
(З. Чебаторёва)
Список используемой литературы
1. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ»- Волгоград, «Учитель», 2007г.
2. Валеева Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики. Диссертация канд.пед.наук. Магнитогорск: 2006. – 180 с.
3. Вопросы идеологической работы. Сборник важнейших решений КПСС. (1954-1961 гг.). М.: Госполигиздат, 1961.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа:http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
5. Директивы и постановления советского правительства о народном образовании. М. – Л., 1947. Научная библиотека диссертаций и авторефератов.
6. Иванова И.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Журнал «Начальная школа», №2, 2004.
7. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М. : 2008. – 24 с.
8. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе // Журнал «Начальная школа», №8, 2008.
9. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе!» – Москва, «Гном и Д», 2005 г.
10. Карасёв А.В. Разработка истории Великой Отечественной войны // Советская историческая наука от XX к XXII съезду партии. М. :1962 г.
11. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» – М. : ТЦ «Сфера», 2004 г.
12. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М. : Юрайт, 2001. – 607 с.
13. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. -96. – (Программа развития).
14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в школе. М. : «Линка-Пресс», 2003 г.
15. Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых // Журнал «Начальная школа», №5, 2008 г.
16. Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС Методическое пособие. А.В. Роготнева, С.М. Никульшин, Л.Н.Тарасова. – Томск, ТОИПКРО, – 2012 г.
17. Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДКОУ». «Патриотическое воспитание» – М. : «Айрис-Пресс», 2007г.
18. Стратегический план развития школы в условиях изменений. Рабочая тетрадь. – М. : НФПК, ООО «Миралл», 2005. – 8-.с. – С. 42-43; журнал «Дефектология» № 3, 2009 г.
19. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М. : Педагогика, 1974. Т. 2. – 525 с.
20. Формирование универсальных учебных действий/А.В. Роготнева, С.М. Никульшин, Л.Н. Тарасова. – Томск, 2012г.
21. Чердынцева Е.В. / Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /- Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.
22. Шевырёв А.П. История в школе: образ Отечества в новых учебниках // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М. : 1996 г.
Литература для детей
1. Песня Победы: Стихотворения/Вступ. Ст. и сост. В. Азарова; Рис. И оформл. В. Бродского. – Л.: изд-во «Детская литература». 1985. – 160 с.
2. Бондаренко Ф.Т. «Мы сражались за Ваше будущее». – Томск, ЗАО «Издательство «Красное Знамя», 2014 г. – 82 с.
3. Христенко И.М. Настуся. Повесть. Пер. с укр. В. Максимова. Рис. И. Година. М.: изд-во «Детская литература». 1994. – 128 с.
Интернет-источники
1. http://serpschool2.ru/viewpage.php?page_id=111
2. http://festival.1september.ru/articles/619860/
3. http://www.detsad72.ru/consult.php?id=211
4. http://bibliopskov.ru/waraktion.htm
5. http://karjalanmu.ru/i-konchilos-mirnoe-detstvo/
Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов, написание отчёта
Патриотическое воспитание подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость, именно в начальной школе закладываются основы нравственности и патриотизма. Результаты, полученные на основе анализа и обобщения внеурочной деятельности обучающихся с нарушениями слуха представляют собой комплекс теоретических и коррекционно-инновационных методов, сочетание которых дало возможность изучить исследуемую проблему.
Проверка гипотезы основывалась на интегративном подходе – показать исторические факты в жизни советского народа в период Великой Отечественной войны; продемонстрировать силу воли, силу духа солдата, одержавшего Победу; стойкость и трудолюбие простого народа, стариков, женщин, детей в то тяжёлое военное время. Поэтому для проверки гипотезы, прежде всего, подобрали видеофильмы, разработали презентации, отражающие период военного времени, создали уголок, посвященный героям войны – прадедам и прапрадедам обучающихся 2 «А» класса. Считаем – это важный аспект в патриотическом воспитании детей с особенностями в развитии. Оформили в классной комнате стенд «Государственные символы России». Оснастили атрибутами государственной символики: портретом Президента России, государственным гербом России, государственным флагом России, текстом гимна России, гербами Томска и Томской области.
Встретились с ветеранами войны, ветеранами труда; организовали выставку художественных работ, посвященную памятным датам ВОВ. Провели внеурочные мероприятия, в которых приняли активное участие родители, законные представители, педагоги, гости: классные часы, конкурс чтецов, родительские собрания. Мы уверены – это необходимо для более глубокого понимания нашими воспитанниками исторических фактов военного времени своей страны, своего государства, сохранения и преумножения нравственно-духовных и патриотических ценностей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.