Педагогический проект "Мы помним Вас!"
Оценка 4.9

Педагогический проект "Мы помним Вас!"

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
doc
воспитательная работа +2
1 кл—3 кл
30.01.2020
Педагогический проект "Мы помним Вас!"
Этот проект, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне - бесценный и полезный вклад для младших школьников с нарушениями слуха. Исторический материал подобран, представлен для того, чтобы обучающиеся младшего школьного возраста проявляли живой интерес к изучению и освоению истории России, что очень важно для настоящего и для будущего.
Моисеева Педагогический проект.doc

 

Надпись:  Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

* 634041, г. Томск, ул. Дзержинского, 19, Ι 

)тел/факс: (83822) 43-29-33, 43-26-69, 43-36-88,  Ι

: e-mail: sch15@mail2000.ru Ι

Сайт: http://si15.tomsk.ru/

 

 

 

 

 

 «МЫ ПОМНИМ ВАС!»

Организация внеурочной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотической позиции у младших школьников с ОВЗ в рамках подготовки и празднования

70-летия Победы в Великой Отечественной войне

 

P1270657P1290565P1290568

GeorgLentishhsh

База реализации проекта: обучающиеся 2 «А» класса (7 человек), педагогический коллектив отделения слабослышащих детей школы-интерната (12 человек), ученический коллектив в качестве приглашённых гостей (25 человек), родители, законные представители (18 человек).

 

Автор и руководитель проекта:

Р.И. Моисеева, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

педагог-психолог

первой квалификационной категории

rimoiseeva@list.ru

Томск: 2014-2015

 

Содержание

 

 

1.

Постановка проблемы с указанием причин…………………………….

3

2.

Актуальность проекта…………………………………………………….

4

3.

Степень разработанности проблемы…………………………………….

5

4.

Объект проектной деятельности…………………………………………

6

5.

Предмет проектной деятельности……………………………………….

6

6.

Гипотеза……………………………………………………………………

6

7.

Цель проекта………………………………………………………………

7

8.

Задачи……………………………………………………………………..

7

9.

Тип проекта……………………………………………………………….

8

10.

Новизна проекта………………………………………………………….

8

11.

Ресурсы проекта………………………………………………………….

8

12.

Продукт проекта………………………………………………………….

9

13.

Критерии оценки эффективности реализации проекта………………..

9

14.

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий…………………………………….

 

9

15.

Классификация проекта………………………………………………….

11

16.

Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию…………………

 

12

17.

Конечный продукт ……………………………………………………….

17

18.

Практическая значимость результата проекта……………………….. .

17

19.

Способы коррекции………………………………………………………

17

20.

Заключение ………………………………………………………………

18

21.

Список используемой литературы ……………………………………..

18

22.

Литература для детей…………………………………………………….

19

23.

Интернет-источники………………………………………………………

20

24.

Интерпретация, отчётная презентация…………………………………..

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«История – это фонарь в будущее,

 который светит нам из прошлого»

В.О. Ключевский

Постановка проблемы с указанием причин

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан; при этом значительная роль отводится воспитанию нравственно-патриотических чувств у младших школьников.

Одна из важнейших задач Государственных образовательных стандартов – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, знающий духовные и культурные традиции российского народа. Это в полной мере относится к подрастающему поколению, в том числе к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ежедневные наблюдения за младшими школьниками в процессе обучения, изучения круга их интересов, бесед с родителями, анкетирования с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о низком уровне сформированности патриотического сознания у обучающихся.

Нарушение слуховой функции накладывает определённый отпечаток на развитие личности неслышащего, сужает его круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру, историческому наследию, исторической памяти и к самому себе.

В результате недостаточного развития речи, меньшего объёма знаний, которыми располагает неслышащий ребёнок по сравнению со слышащими сверстниками, а также вынужденной ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления личности школьника со сниженным слухом или его отсутствием. Это проявляется в относительной узости познавательных интересов, в недостаточной осведомлённости о различных областях жизни общества, в том числе его исторических событиях.

Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения, имеющий норму слуха инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Опыт показывает, что ребёнок с нарушениями слуха лишён такой возможности, поэтому воспитание особенного ребёнка осуществляется ежесекундно, на уроках и внеурочных мероприятиях, праздниках, в  игре, в быту, на экскурсии, на прогулке. Начинать делать это нужно как можно раньше, ведь младший школьный возраст наиболее сензитивный период для воспитания патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

 

Актуальность проекта

 

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, это самая актуальная социальная проблема нашего времени. За последние годы в мире, в стране произошли и происходят колоссальные изменения, это касается не только нравственных ценностей, а также отношения к историческим событиям нашей страны. Не секрет, что сегодня духовные ценности перешли на второй план, уступив место материальным, во всём материальное доминирует. Достаточно много отрицательных сообщений в СМИ, негативная информация исходит с телеэкранов, которая зачастую подрывает веру в любовь к народу и родной стране. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Тем не менее, это не должно стать причиной приостановки патриотического воспитания, наоборот, выступить стимулом,  призывом к активным действиям.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Воспитание духовности, нравственности, патриотичности – это шаг к «возрождению» России.

ФГОС не нарушают целостность и единство педагогического процесса, наоборот эффективно объединяют обучение, воспитание и развитие. В нашем арсенале есть современные инновационно-образовательные технологии, с помощью которых обучающиеся овладеют практическими умениями исследовательской работы, соберут необходимую информацию о историческом прошлом нашей страны, научатся анализировать факты, делать выводы и заключения – это проектные технологии. Опыт показывает, если вовлечь ученика с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в проектную деятельность доступным и щадящим способом, то при решении тех или иных проблем или задач он начнёт думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Обретение исторического прошлого – одно из направлений выхода из кризисного настоящего. Не случайно В.О. Ключевский считал формирование исторического сознания условием бытия русского народа: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нём живём, как и к чему должны стремиться» [12]. Он подчёркивал, что если мы не знаем истории, то за это будем наказаны. Мы – поколение, выросшее в мирную пору, нам не пришлось прятаться от бомбежек в убежищах, стоять в очереди за комочком хлеба, ждать почтальона с замиранием сердца от мысли: «Какую весточку получу я?». Какой ужас переживают жители Украины! Мы не хотим, чтобы этот ужас переживали взрослые и дети любой страны, поэтому каждый человек обязан знать историческое прошлое своей страны, любить свою Родину, чтобы понять – ни одна война, не стоит тех страданий, которые испытали и испытывают сейчас простые люди, учёные, врачи, дети, учителя. Всё вышеозначенное объясняет актуальность выбранной темы.

 

Степень разработанности проблемы

 

Выявив проблему и в полной мере осознав её актуальность, мы изучили литературу, опыт коллег города Томска, Томской области, других регионов нашей страны, материалы Интернет-ресурсов по воспитанию патриотических чувств.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о её всестороннем изучении в прошлом и осмыслении её важнейших сторон в последние десятилетия. Достаточно полно определены понятия «патриот» и «патриотизм» (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, А.С. Калюжный и др.); описано когнитивно-эмоциональное содержание патриотического сознания (В. Г. Белинский, И.А. Еремин, А.С. Калюжный и др.); изучаются вопросы формирования гражданственности (Е.В. Бондаревская, А.А. Зиновьев, А.И. Кочетов,  и др.); гражданского сознания в контексте патриотического воспитания (И.С. Артюхова, Л.И. Карцева и др.).

Исключительное значение патриотического воспитания в развитии личности ребёнка подчёркивал великий педагог К.Д. Ушинский, который отводил патриотическому воспитанию в нравственном развитии ребёнка ведущую роль. Идея народности стала определяющей в становлении отечественной педагогической мысли [20].

Народность и патриотизм неизменно выступали как ценностные ориентиры в просвещении и воспитании гражданина России (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой). Патриотизм предполагает, в первую очередь, любовь к родной земле и той самобытной культуре, которую создали народы, проживающие в её пределах (Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) [7]. По мере выхода страны из кризиса и укрепления социальных институтов в обществе, особенно в молодёжной среде, отмечается повышенное внимание к патриотической идеи в воспитании для новой, возрождающейся России. Это повышает значимость патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях современного образования (Е.В. Белоусова, А.Н. Вырщиков, Н.А. Сысоева и др.) [14].

Процесс исторического осмысления Великой Отечественной войны нашёл отражение в историографических работах. Преимущественное освещение в них получили вопросы состояния  базы источника и научной разработки истории Великой Отечественной войны [10]. В 90-е годы появились статьи Ю. Афанасьева, А. Голубева, А. Шевырёва, Е. Зубковой, А. Куприянова и других авторов, в которых рассматриваются вопросы о том, какую картину прошлого, исторические образы формируют в сознании учащихся школьные учебники [22].

Значительное внимание проблемам сущности исторического познания военного периода, месту и роли истории в разных сферах жизни было уделено в исследованиях Б.Г. Могильницкого, С.С. Хромова, B.C. Шмакова [5].

Нами был изучен опыт работы коллег образовательных организаций:

МАОУ «Серпуховской школы №2» г. Серпухова Московской области;

МАОУ «Первомайской СОШ» г. Первомайска, Оренбургской области;

МБОУ «Нахабинской гимназии №4» Красногорского муниципального района г. Москвы;

МАОУ «Заозёрной школы №16» г. Томска;

Изучили опыт коррекционных школ, работающих на базе экспериментальной площадки по проектной деятельности при ТОИПКРО г. Томска, оценили индивидуальность, оригинальность и практическую значимость работы каждой школы:

МС(К)ОУ общеобразовательная школа №17 VIII вида г. Томска;

МС(К)ОУ общеобразовательная школа-интернат № 22 VIII вида г. Томска;

МС(К)ОУ общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида г. Асино,

 а также опыт работы коллег через Интернет-ресурсы.

Стоит отметить, мы не имеем достаточного опыта работы по проектной деятельности в направлении патриотического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Поэтому составление, написание, ведение проекта осуществлялось под научной редакцией, наблюдением и рекомендациями  научного консультанта: А.В. Роготневой – старшего преподавателя ТОИПКРО кафедры инноваций в образовании;

заместителя директора по НМР: Л.Д. Дузькряченко.

Результаты по вышеозначенной деятельности, подвели нас к выводу о том, что патриотическое воспитание детей с ОВЗ весьма необходимое и важное направление, поскольку: во-первых – закладывает основы гражданского сознания в соответствии с уровнем развития особенных детей; во-вторых – формирует уважение к людям старшего поколения; в-третьих – воспитывает преданность к истории своей семьи, Родине. Выбранное нами направление безошибочное и очевидное, направлено на повышение качества образования особенных детей.

 

Объект проектной деятельности.

Школьная система формирования патриотического сознания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Предмет проектной деятельности.

Педагогические условия организации процесса формирования патриотического сознания у детей с ОВЗ в школьной системе воспитания.

 

В основу проектной деятельности положена гипотеза

о том, что школьная система формирования патриотического сознания у детей с нарушениями слуха будет более эффективной, если:

ü   при формировании патриотического сознания у учащихся использовать взаимодействие с ветеранами ВОВ; учитывать интеллектуальный, психофизиологический уровень, особенности эмоциональной сферы, речевое развитие;

ü   при формировании патриотического сознания младших школьников активно использовать инновационные технологии (проектную деятельность), различные формы, коррекционные методы, средства обучения и воспитания.

Цель проекта:

создание условий для формирования патриотического сознания, развития чувств сопричастности к судьбе Отечества и развитие гордости за свою страну. В соответствии с целью были поставлены

 

следующие задачи:

ü   изучить состояние научной разработки проблемы в исторической документации,  дать характеристику источников её изучения;

ü   проанализировать специфику формирования исторического образа Великой Отечественной войны в 40-50-е годы;

ü   выявить структуру и содержание процесса формирования патриотического сознания у младших школьников с нарушениями слуха, определить критерии и уровни его сформированности;

ü   разработать модель школьной системы формирования патриотического сознания у детей с ОВЗ  и экспериментально проверить эффективность её функционирования на практике во внеурочное время;

ü   создать материально-техническую и методическую базу в соответствии с темой педагогического опыта;

ü   помочь детям с ОВЗ осмыслить, понять и принять  информацию о историческом прошлом страны в годы Великой Отечественной войны;

2015 год ознаменован великой датой для нашей страны и для всего мира – 70-летием Великой Победы! Для всех россиян «от мала до велика» – это самый дорогой и сострадательный праздник. Конечно, мы тоже не могли оставаться безучастными к такому важному и грандиозному событию, а потому решили «окунуться» в историю родной страны через проект «Мы помним Вас!». Это дань признания, любви, безграничной благодарности и памяти обо всех её участниках:  ветеранах, тружениках тыла, детях, дедов, прадедов и прапрадедов, всех тех, кто жил в то лихое время. День Победы – это самый главный российский праздник! 9 мая мы забываем обо всех разногласиях и вспоминаем, что мы единый народ. Этот праздник касается всех жителей страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного. Нельзя быть патриотом своей Родины, если не чувствуешь личной связи с ней, если не знаешь, как любили, как берегли и защищали Родину наши деды и прадеды.

Мы, педагоги, обязаны донести до детей, что образ воина остаётся одним из ключевых символов мужественности, особенно важно это для мальчиков в период взросления. Причём очень важно, чтобы герои были легко узнаваемыми, близкими, это можно сделать через призму истории своей семьи, ведь в каждой семье были свои герои. Одной из наиболее простых и эффективных технологий, позволяющих организовать деятельность в этом ключе, выстроить «дерево» целей и определить действия по его реализации, является методика «Зеркало инновационных преобразований  в практике», как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС, авторами которой выступают: Т.В. Светенко, И.В. Галковская, Е.Н. Яковлева.

 

Тип проекта

 

С самого начала предметный результат деятельности участников проекта чётко обозначен, в обязательном порядке ориентирован на интересы обучающихся, педагогов, родителей. Данный проект имеет структуру, сценарии всех видов внеурочной деятельности, чёткие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Проект относится к практико-ориентированному типу.

Новизна проекта

 

Подтверждается необходимость и целесообразность патриотического воспитания в нравственном развитии через проектную деятельность в процессе внеурочного времени с детьми, имеющими нарушения слуха.

 

Ресурсы проекта.

 

Материально-технические:

Ø  Проект реализуется на базе школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха. Оснащён в соответствии с современными требованиями: специально оборудованная комната – компьютерный класс, фотоаппарат, сканер, актовый зал, спортивный зал, рекреация 2-ого этажа, пришкольный участок;

Ø  Изготовление наглядного и речевого материала: речевых карточек, игр, пособий, презентаций, и т.п.;

Ø  Обновление информационного стенда, книжек-ширм для работы с родителями по теме «История Великой Отечественной войны».

Кадровые (участники):

Ø  Обучающиеся 2 «А» класса, возраст 8-10 лет (наполняемость класса 7 детей);

Ø  Научный консультант: А.В. Роготнева – старший преподаватель ТОИПКРО кафедры инноваций в образовании;

Ø  Л.Д. Дузькряченко  – заместитель директора по НМР;

Ø  Т.П. Мурина – председатель МО, учитель начальных классов;

Ø  Р.И. Моисеева – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, педагог-психолог;

Ø  Н.А. Петрова – учитель адаптивной физической культуры высшей квалификационной категории;

Ø  Т.А. Чечегова – воспитатель высшей квалификационной категории;

Ø  И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН – консультант, внештатный сотрудник;

Ø  Т.Ф. Запорожан – врач-педиатр высшей квалификационной категории школы-интерната;

Ø  А.И. Черемных – библиотекарь;

Ø  Родители, законные представители воспитанников;

 

 

Информационные:

Ø  фонд и каталоги библиотеки,  CD-Rom аудио и видео материалы;

Ø  художественная, методическая, научно-популярная литература;

Ø  телевидение;

Ø  информационные ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ИМЦ Департамента образования города Томска, ЦДО;

Ø  печатная продукция: журналы, газеты, брошюры, энциклопедии;

Ø  формирование банка данных по реализации проекта;

Ø  информационный стенд для родителей;

Ø  информирование общественности о ходе проведения проектных организационных, мониторинговых мероприятий, проведённых в рамках проекта, посвящённого 70-летию Победы в ВОВ.

Нормативно-правовые:

Ø  Конституция Российской Федерации;

Ø  Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2015. Глава II Статья 20. Глава IV Статья 44. Глава XI Статья 79;

Ø  Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288;

Ø  Проект закона Томской области «Социальный кодекс Томской области Всероссийского общества глухих».

Научно-методические:

Ø  Функционирование творческой группы по реализации проекта в школе-интернате;

Ø  ресурсы сети Интернет – материалы общероссийского проекта «Школа цифрового века», конференции, форумы, вебинары;

Ø  Оснащение родителей, законных представителей рекомендациями, методическими пособиями по использованию новых образовательных технологий в рамках проведения проекта;

Ø  Оценка результативности реализации проекта, его механизмов, критериев и показателей.

Финансовые:

Ø  Бюджет ОГБОУ «Школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха»;

Ø  спонсорская помощь со стороны томского отделения ВОГ, Армянской Диаспоры;

Ø  ООО «Исток АУДИО»;

Ø  также за счёт благотворительных средств со стороны родителей, законных представителей, администрации школы-интерната.

 

 

 

 

Продукт проекта

 

Комплексная методическая разработка по занятости детей во внеурочное время – педагогический проект: «Мы помним Вас!», программа воспитания школьника; индивидуальные программы поддержки детей с особыми образовательными потребностями, Портфолио обучающихся, «Книга памяти» с фотодокументами, рассказами детей и их родителей о прабабушках, прадедушках, прапрабабушках, прапрадедушках, накопительная папка методических материалов классного руководителя и воспитателя, продукты предметно-практической деятельности обучающихся, наглядно-презентационный материал.

 

Критерии оценки эффективности реализации проекта

 

Ø  100% занятость несовершеннолетних дополнительным образованием.

Ø  Сформированность духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей в соответствии с особенностями развития детей с нарушениями слуха.

Ø   Повышение самооценки посредством результативного участия во внеурочной деятельности, в рамках празднования 70-летия Победы в ВОВ.

Ø  Развитие когнитивных способностей, активизация познавательной деятельности, расширение общего кругозора.

 

Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий

Таблица 2

№ п/п

Возможные негативные последствия

Пути преодоления негативных последствий

1.

Эмоциональные и физические перегрузки детей, малый интерес детей к данной теме

Индивидуальный подход к каждому ребёнку (учёт психофизиологических особенностей)

 

2.

Пассивность и созерцательность некоторых родителей, неактивное их участие к новой системе деятельности

Организация лекций, консультаций, бесед для родителей, законных представителей

3.

Инертность и бездействие сотрудников по отношению к изменению образа жизни ребёнка в условиях образовательной организации

Мотивация на активность, выступление на методическом совете, проведение круглых столов, акции «Открытые двери», «Мы рады видеть Вас!»

4.

 Слабое усвоение детьми речевого материала, относящегося к периоду военного времени Великой Отечественной войны

Анализ речевого материала на соответствие детскому пониманию, при необходимости адаптация речевого и языкового материала, предъявление наглядного материала

5.

Отсутствие возможности у некоторых родителей заниматься с детьми (проживают в отдалённых участках Томской области)

Привлечение к оказанию помощи со стороны педагога-психолога, социального педагога, библиотекаря, школьного врача-педиатра

 

 

Классификация проекта:

 

Ø    по содержанию – надпредметный;

Ø    по методу – практико-ориентированный;

Ø    по характеру контактов – внутренний;

Ø    по продолжительности – в течение года (10 месяцев);

Ø    по количеству участников – коллективный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию

Таблица 3

1 этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – погружение в проект (август-сентябрь 2014)

Мероприятия

Задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

Изучение литературы.

Составление анкет, тестов, бесед

Подборка, адаптирование, разработка дидактического материала.

Разработка уроков, внеурочных мероприятий,

в том числе физкультурно-оздоровительных,

работа по

социализации и коммуникации. Привлечение родителей.

Определение направлений в творческой, предметно-практической  деятельности

.

Сформировать у участников проекта психологическую готовность к продуктивной совместной деятельности.

Организовать  анкетирование, тестирование, беседы, с целью выявления знаний о понятии выражения «Родословная», историческом прошлом семьи, страны.

Обеспечить методическим материалом участников проекта Произвести отбор и апробацию методического материала

Знакомятся и намечают перспективу по внеурочной деятельности, осуществляют вживание в ситуацию, принимают тему проекта, получают дополнительную информацию, определяют свои возможности и потребности, настраиваются на сотрудничество с родителями

Утверждают разработанные мероприятия,

планы-конспекты мероприятий, проводят

консультации, рекомендации для родителей,

проводят установочное занятие с учащимися, на котором сообщают о целях и задачах данного проекта, обращают внимание учащихся на общую тему, информируют родителей о ходе, сроках и этапах работы над проектом, создают ситуацию успеха

 Принимают информацию, работают с анкетами, тестами, изучают литературу. Помогают детям в объяснении темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей к совместной деятельности, психологически готовятся к выполнению поставленных педагогом задач

 

2 этап КООРДИНАЦИОННЫЙ – реализация направлений, способов, задач (октябрь-ноябрь-декабрь 2014)

Мероприятия

Задачи

Деятельность

обучающихся

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

Активная работа с родителями (беседы, советы, консультации, круглый стол, «беседы по душам»)

Уроки с использованием  ИКТ

Внеурочная деятельность: экскурсия, рисунки, беседы, игры, анкетирование и т.д.

Знакомство с жизнью людей в военное время в рамках особенностей психофизического развития детей. Знакомство с символикой Победы ВОВ, орденами, медалями

 Погрузить участников в героическое прошлое русского народа – военное время ВОВ.

Оптимизировать речевую деятельность.

Создать систему просвещения родителей по сотрудничеству с детьми в рамках проекта.

Использовать инновационные технологии с целью воспитания уважения к ветеранам, формирования патриотических чувств, жизненных компетенций.

Погружаются в героическое прошлое родных и близких людей, русского народа, знакомятся с символикой через беседы, рисунки, игры, участвуют в анкетировании, работают с тестами

Обдумывают условия, необходимые для реализации проекта. Определяют поле деятельности. Составляют план работы, анализируют и группируют выдвинутые идеи. Разрабатывают методическую систему профилактических мероприятий

Создают условия для предметно-практической деятельности.

Активизируют познавательные процессы,

формируют жизненные компетенции

Оказывают помощь педагогам в организации предметно-развивающей среды, в подборе материалов для стенгазет, участвуют в беседах, принимают консультации, пользуются советами, знакомят детей с жизнью прадедов и прапрадедов своей семьи, организуют просмотр видеосюжетов военной тематики в домашних условиях

 

3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ – осуществление методической, предметно-практической деятельности (январь-февраль-март-апрель 2015)

Мероприятия

Задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

Знакомство с героическим прошлым русских людей, участников ВОВ через беседы, чтение, видео, аудиоматериалы

Закрепление символических элементов ВОВ.

Интегрированные занятия по физической культуре, спортивные и развлекательные мероприятия по речевому развитию, изобразительному искусству, трудовому обучению, музыкально-ритмическому направлению с использование инновационных технологий,

 

Закреплять знания с помощью информационных технологий в рамках проектной деятельности.

Решать проблемы слабой познавательной активности, через ознакомление  с жизнью и деятельностью детей, подростков во время ВОВ.

Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам военной поры, семейным реликвиям

Активно участвуют во всех намеченных мероприятиях, выполняют запланированные действия, самостоятельно, в группе или при помощи педагогов, родителей, собирают информацию, оформляют материалы под руководством педагогов, родителей, показывают результаты предметно-практической деятельности

Создают благоприятную атмосферу, способствующую развитию доверительных отношений взрослых и детей в процессе проектной деятельности. Сплачивают семью,

определяют что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

определяют качество и уровень усвоения

исторических материалов, накопление активного словаря

Продуктивно принимают участие во внеурочных мероприятиях, Наблюдают за деятельностью детей, оказывают им помощь, советуют.

Мотивируют детей к деятельности, создают ситуацию успеха.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4 этап РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ – завершение, обработка,  обсуждение полученных результатов и оформление результатов проекта (май-июнь 2015)

Мероприятия

Задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

Встреча с ветераном ВОВ Ф. Т. Бондаренко, тружениками тыла. Общешкольный праздник, посвящённый 70-летию Победы в ВОВ.  Анкетирование всех участников. Анализ внеурочной деятельности.

Работа над созданием презентаций по результатам всей проектной деятельности.

Отчётное выступление на методическом объединении слабослышащего отделения школы

Дать характеристику деятельности всех участников проекта.

Представить результаты предметно-практической деятельности через демонстрацию детского творческого труда: выставку рисунков, поделок, достижений и т.п.

Оптимизировать систему всех мероприятий на основе диагностических данных.

Осветить опыт проектной деятельности посредством презентационного материала на методическом объединении

Показывают свои знания на итоговом мероприятий.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают личную роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы, работают с анкетными документами

Изучают результаты детско-родительской деятельности.

Анализируют  активность детей и родителей в представлении материалов проекта.

Отрабатывают навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, составлении и оформлении «Книги Памяти».

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио. Оформляют выводы по результатам работы над проектом

Анализируют сотрудничество с детьми, активность детей в представлении материалов проекта, делают выводы. Анализируют результаты детской деятельности.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Помогают в оформлении выставки. Выступают в качестве эксперта

 

 

 

 

 

 

 


 

Конечный продукт проекта

 

Даже в самой лучшей школе невозможно научить абсолютно всему в процессе урочной деятельности, чтобы полученных знаний и опыта хватило на обучение в среднем и старшем звене. Поэтому колоссальное значение в воспитании и развитии ребёнка отводится внеурочной деятельности – дополнительному образованию.

Как активизировать интерес у детей с нарушениями слуха к учебным предметам? Как повысить обучение и воспитание детей с особенностями в развитии во внеурочное время? Как в собственной педагогической  деятельности применять инновационные технологии? Какими могут быть формы и методы педагогического руководства самостоятельной работой школьников с ограниченными возможностями здоровья?

На эти вопросы даёт ответ методическое пособие, созданное на основе обобщения работы авторов в процессе внеурочной деятельности – проект «Мы помним Вас!».  В данном пособии описаны практические способы решения актуальных задач в современных условиях обучения и нравственно-патриотического воспитания детей с особыми образовательными потребностями; внесены сценарии внеурочных мероприятий (см. Портфолио): беседы, предметно-практическая деятельность, физкультурно-оздоровительные занятия, игровые мероприятия, тесты и др.

Кроме того, создана база методических рекомендаций, которая поможет направить усилия педагогов общеобразовательных школ на развитие общего кругозора детей, что будет, безусловно, способствовать повышению эффективности процесса обучения и воспитания, компетентности обучающихся.

 

Практическая значимость результата проекта

Методическое пособие будет полезно педагогам общеобразовательных школ, где обучаются дети с ограниченными возможностями  здоровья, материалы вызовут интерес у педагогов дополнительного образования, классных руководителей, студентов педагогических вузов, колледжей.

Несомненно, для педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов  данные материалы будут плодотворны при организации школьных, внешкольных, районных, городских мероприятий на основе содержания своих дисциплин.

 

Способы коррекции

Ø    создание  оптимальных  условий   для активизации познавательного интереса к историческому прошлому страны в процессе внеурочной  деятельности;

Ø    вовлечение родителей в совместную творческую деятельность;

Ø    психолого-педагогическое просвещение родителей, законных представителей;

Ø    повышение профессиональной компетентности педагогов.

 

 

Заключение

Известно, что маленькие дети не догадываются о роли слухового анализатора в общении с окружающими. Лишь постепенно они осознают значение слуха для познания окружающей действительности, для общения. Из-за недоразвития речи и ограниченности общения с окружающими личный опыт слабослышащих значительно обеднён.

Что знали младшие школьники с нарушениями слуха о событиях, изменивших судьбы человечества всего мира, перевернувших новейшую историю. Что для них был праздник Победы? Скажем так – информация, проходящая параллельно, не приводящая их в волнение, не касающаяся их сознания, не затрагивающая эмоционально.

Пока человек помнит, ушедших от нас, жива связь поколений. Поэтому проект «Мы помним Вас!» в полной мере отвечает современным требованиям, закладывает основы понимания, что любовь к Родине, патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, истории семьи, семейной родословной и в первую очередь они черпают информацию у своих прадедов, прапрадедов.

Родители, заинтересованные участники проекта ориентированы на развитие у своих детей потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность. Педагоги выступали активными помощниками, организовывали, корректировали и направляли совместную деятельность детей и родителей по теме проекта «Мы помним Вас!».

Вследствие организованной внеурочной деятельности ребята были горды за свою семью, чувствовали себя частью своей Родины и страны. При использовании информационной  поддержки семей воспитанников собраны великолепные и уникальные документы участников Великой Отечественной войны, фотографии прадедушек и прабабушек, прапрадедушек и прапрабабушек наших детей, оформлен альбом «Пока память жива!» для школьного музея. Команда педагогов и родителей готова к обмену опытом с коллегами, его трансляции в другие общеобразовательные организации.

Эта память с корнями уходит все глубже и шумит на ветвях, зеленея, листва.

Её времени бег никогда не заглушит! Ведь душа молода, пока память жива!

(З. Чебаторёва)

Список используемой литературы

1.                 Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ»- Волгоград, «Учитель», 2007г.

2.                 Валеева Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики. Диссертация канд.пед.наук. Магнитогорск: 2006. – 180 с.

3.                 Вопросы идеологической работы. Сборник важнейших решений КПСС. (1954-1961 гг.). М.: Госполигиздат, 1961.

4.                 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа:http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

5.                 Директивы и постановления советского правительства о народном образовании. М. – Л., 1947. Научная библиотека диссертаций и авторефератов.

6.                 Иванова И.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Журнал «Начальная школа», №2, 2004.

7.                 Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. М. : 2008. – 24 с.

8.                 Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе // Журнал «Начальная школа», №8, 2008.

9.                 Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе!» – Москва, «Гном и Д», 2005 г.

10.            Карасёв А.В. Разработка истории Великой Отечественной войны // Советская историческая наука от XX к XXII съезду партии. М. :1962 г.

11.            Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» – М. : ТЦ «Сфера», 2004 г.

12.            Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М. : Юрайт, 2001. – 607 с.

13.            Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. -96. – (Программа развития).

14.            Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в школе. М. : «Линка-Пресс», 2003 г.

15.            Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых // Журнал «Начальная школа», №5, 2008 г.

16.            Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС Методическое пособие. А.В. Роготнева, С.М. Никульшин, Л.Н.Тарасова. – Томск, ТОИПКРО, – 2012 г.

17.            Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДКОУ». «Патриотическое воспитание» – М. : «Айрис-Пресс», 2007г.

18.            Стратегический план развития школы в условиях изменений. Рабочая тетрадь. – М. : НФПК, ООО «Миралл», 2005. – 8-.с. – С. 42-43; журнал «Дефектология» № 3, 2009 г.

19.            Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М. : Педагогика, 1974. Т. 2. – 525 с.

20.            Формирование универсальных учебных действий/А.В. Роготнева,  С.М. Никульшин, Л.Н. Тарасова. – Томск, 2012г.

21.            Чердынцева Е.В. / Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /- Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.

22.            Шевырёв А.П. История в школе: образ Отечества в новых учебниках // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М. : 1996 г.

 

Литература для детей

1.                 Песня Победы: Стихотворения/Вступ. Ст. и сост. В. Азарова; Рис. И оформл. В. Бродского. – Л.: изд-во «Детская литература». 1985. – 160 с.

2.                 Бондаренко Ф.Т. «Мы сражались за Ваше будущее». – Томск, ЗАО «Издательство «Красное Знамя», 2014 г. – 82 с.

3.                 Христенко И.М. Настуся. Повесть. Пер. с укр. В. Максимова. Рис. И. Година. М.: изд-во «Детская литература». 1994. – 128 с.

 

Интернет-источники

1.                 http://serpschool2.ru/viewpage.php?page_id=111

2.                 http://festival.1september.ru/articles/619860/

3.                 http://www.detsad72.ru/consult.php?id=211

4.                 http://bibliopskov.ru/waraktion.htm

5.                 http://karjalanmu.ru/i-konchilos-mirnoe-detstvo/

 

 

Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, формулирование выводов, написание отчёта

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость, именно в начальной школе закладываются основы нравственности и патриотизма. Результаты, полученные на основе анализа и обобщения внеурочной деятельности обучающихся с нарушениями слуха представляют собой комплекс теоретических и коррекционно-инновационных методов, сочетание которых дало возможность изучить исследуемую проблему.

 Проверка гипотезы основывалась на интегративном подходе – показать исторические факты в жизни советского народа в период Великой Отечественной войны; продемонстрировать силу воли, силу духа солдата, одержавшего Победу; стойкость и трудолюбие простого народа, стариков, женщин, детей в то тяжёлое военное время. Поэтому для проверки гипотезы, прежде всего, подобрали видеофильмы, разработали презентации, отражающие период военного времени,  создали уголок, посвященный героям войны – прадедам и прапрадедам обучающихся 2 «А» класса. Считаем – это важный аспект в патриотическом воспитании детей с особенностями в развитии. Оформили в классной комнате  стенд «Государственные символы России». Оснастили атрибутами государственной символики: портретом Президента России, государственным гербом России, государственным флагом России, текстом гимна России, гербами Томска и Томской области.

Встретились с ветеранами войны, ветеранами труда; организовали выставку художественных работ, посвященную памятным датам ВОВ.  Провели внеурочные мероприятия, в которых приняли активное участие родители, законные представители, педагоги, гости: классные часы, конкурс чтецов, родительские собрания. Мы уверены – это необходимо для более глубокого понимания нашими воспитанниками исторических фактов военного времени своей страны, своего государства, сохранения и преумножения нравственно-духовных и патриотических ценностей.


Скачано с www.znanio.ru

Департамент общего образования

Департамент общего образования

Содержание 1.

Содержание 1.

История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого»

История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого»

Актуальность проекта Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, это самая актуальная…

Актуальность проекта Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, это самая актуальная…

Степень разработанности проблемы

Степень разработанности проблемы

МБОУ «Нахабинской гимназии №4»

МБОУ «Нахабинской гимназии №4»

Цель проекта: создание условий для формирования патриотического сознания, развития чувств сопричастности к судьбе

Цель проекта: создание условий для формирования патриотического сознания, развития чувств сопричастности к судьбе

Тип проекта С самого начала предметный результат деятельности участников проекта чётко обозначен, в обязательном порядке ориентирован на интересы обучающихся, педагогов, родителей

Тип проекта С самого начала предметный результат деятельности участников проекта чётко обозначен, в обязательном порядке ориентирован на интересы обучающихся, педагогов, родителей

Информационные: Ø фонд и каталоги библиотеки,

Информационные: Ø фонд и каталоги библиотеки,

Продукт проекта Комплексная методическая разработка по занятости детей во внеурочное время – педагогический проект: «Мы помним

Продукт проекта Комплексная методическая разработка по занятости детей во внеурочное время – педагогический проект: «Мы помним

Слабое усвоение детьми речевого материала, относящегося к периоду военного времени

Слабое усвоение детьми речевого материала, относящегося к периоду военного времени

Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию

Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию

Сформировать у участников проекта психологическую готовность к продуктивной совместной деятельности

Сформировать у участников проекта психологическую готовность к продуктивной совместной деятельности

Погрузить участников в героическое прошлое русского народа – военное время

Погрузить участников в героическое прошлое русского народа – военное время

Закреплять знания с помощью информационных технологий в рамках проектной деятельности

Закреплять знания с помощью информационных технологий в рамках проектной деятельности

Встреча с ветераном ВОВ Ф. Т

Встреча с ветераном ВОВ Ф. Т

Конечный продукт проекта Даже в самой лучшей школе невозможно научить абсолютно всему в процессе урочной деятельности, чтобы полученных знаний и опыта хватило на обучение в…

Конечный продукт проекта Даже в самой лучшей школе невозможно научить абсолютно всему в процессе урочной деятельности, чтобы полученных знаний и опыта хватило на обучение в…

Заключение Известно, что маленькие дети не догадываются о роли слухового анализатора в общении с окружающими

Заключение Известно, что маленькие дети не догадываются о роли слухового анализатора в общении с окружающими

Директивы и постановления советского правительства о народном образовании

Директивы и постановления советского правительства о народном образовании

Христенко И.М. Настуся. Повесть

Христенко И.М. Настуся. Повесть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020