Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96»
МАДОУ «Детский сад № 96»
Россия , 456234, Челябинская область, г.Златоуст, ул. Строителей, д. 15
ИНН 7404026173 КПП 740401001 ОГРН 1027400582120
телефон/факс +7(3513) 79-13-35 E-mail: mdou.ds96@yandex.ru
сайт: zlatds96.educhel.ru
Педагогический проект на тему:
«Златоуст – город трудовой доблести»
Златоуст

Выполнили:
Пухлякова Татьяна Евгеньевна,
учитель – логопед;
2025год
Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на воспитателя, логопеда, воспитанников и их родителей.
Использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Проект будет реализовываться через обучение педагогами, просветительскую работу с родителями, создание предметно- пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Всего в проект будет включено: 2 педагога, 1 группа детей старшего дошкольного возраста, и члены их семей.
«Мой Златоуст, город труда,
льётся из уст
песня моя!
Актуальность:
В.В. Путин высказал своё мнение о патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России- зрелого, ответственного человека, в котором сочетаются любовь к большой и малой родине, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитание патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагога это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребёнка , так как его образы очень ярки и сильны. И поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Продолжили знакомство с городом Златоустом с представления промышленных предприятий, выпускаемой продукции, ее применении и значении в масштабах страны, значении труда близких людей, восхищения их мастерством, отдельно - с промышленностью в военные годы, значением для Победы быстрого реагирования и перестройки на военные рельсы предприятий.
Таким образом, тема проекта «Город трудовой доблести» является актуальной, как для познавательного развития, так и для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Цель проекта: расширение и обобщение представлений детей о промышленных предприятиях г. Златоуста, выпускаемой продукции, ее применении и значении в масштабах страны.
Задачи проекта:
Познакомить дошкольников с основополагающими, градостроительными промышленными предприятиями г.Златоуста, продукцией и ее применении в масштабах страны.
Расширить представления о профессиях предприятий и их значении, значении труда родных людей в масштабе страны, в военные и мирные годы.
Обогатить предметно - пространственную среду в контексте познавательного курса «Я- златоустовец.
Повысить педагогическую культуру родителей, через установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения в образовательный процесс.
Развивать любознательность, поисковое поведение, познавательные процессы, аналитические способности у дошкольников
Воспитывать чувства уважения и благодарности к людям, работающим на предприятиях города, к результатам их труда.
Проблема
Владимир Путин присвоил Златоусту почетное звание «Город трудовой доблести» за значительный вклад жителей в достижение Победы в Великой Отечественной войне, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.
Чем же заслужил город такого почётного звания, что производили предприятия нашего в годы Великой Отечественной Войны, а что производят сейчас, и чем помогают нашей стране в Специальной военной операции на Украине. Такой вопрос встал перед воспитанниками нашей группы.
Среди родителей тоже был поведён опрос, Чем же, и родители тоже не смогли на него ответить, только 22% родителей дали развёрнутый ответ.
Педагоги совместно с родителями и детьми приняли проблему и занялись краеведческим исследованием, в ходе которого дети много узнали о трудовой доблести Златоуста.
Ожидаемые результаты:
Дошкольники имеют представления о промышленности г.Златоуста, продукции и ее применении в масштабах страны, профессиях и их значении, значении труда родных людей, проявляют любознательность и интерес к теме, охотно делятся впечатлениями и знаниями, задают вопросы, вступают в диалог, проявляют настойчивость в поиске ответов.
Проявляют самостоятельность, творческие способности, коммуникативные навыки при взаимодействии со сверстниками в проектной деятельности.
Проявляют уважительное отношение к людям труда, прославившим родной край.
Родители демонстрируют повышение педагогической культуры в данном направлении, установлено сотрудничество и партнерские отношения с семьями воспитанников.
Итоговые мероприятия: Создание книги мини «Златоуст – город трудовой доблести»
Предварительная работа:
Анализ уровня сформированности гражданственности и патриотизма дошкольников (ознакомление с родным краем)
Проведение анкетирования и интервьюирования родителей (законных представителей) с целью выявления уровня теоретических знаний и практического опыта по теме проекта
Выявление проблем, определение задач по теме проекта, изучение и подбор методической литературы; обогащение развивающей предметно-пространственной среды; разработка перспективного планирования
План реализации проекта:
1-й этап: целеполагание, постановка задач, определение методов реализации, подготовительная работа с родителями, дошкольниками, беседы с родителями.
- Формулировка проблемы, введение в игровую ситуацию: Зачитывание указа президента Российской Федерации о присвоении городу Златоусту звания «Города – трудовой доблести», возникли вопросы: За что? Почему?
2- й этап: практический. Выполнение основных мероприятий проекта.
- Планирование деятельности всех участников образовательных отношений
- Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности
- Составление плана деятельности по изучению роли промышленных предприятий г.Златоуста в годы Великой Отечественной войны, профессий, героических людях труда, работы этих предприятий в мирное время, значении труда близких людей воспитанников в масштабе страны.
- Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при распределении зон ответственности при организации деятельности.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Проведение мониторинговых исследований: «за какие заслуги город удостоен почётного звания «Город трудовой доблести»
Создание условий: помощь в изготовлении атрибутов к играм, проведении экскурсий на предприятия, выступления перед детьми (Рассказ о своей профессии), организации выставки изделий г. Златоуста,
Просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры
Расширение информационного поля родителей: Газета «Город трудовой доблести и славы», буклеты «Рекомендуем рассказать ребенку о родном городе: промышленность вчера, сегодня, завтра»
3- й этап: заключительный. Обобщение результатов проведения работы. Их анализ, формулировка выводов. Открытие музея «Сделано в Златоусте», создание книги – доблести «Златоуст – город трудовой доблести»
4 Этап
Цель: Презентация итогового продукта
Задачи:
Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе
Развитие интонационной выразительности речи
Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров
Организация презентации итогового продукта проекта.
Представление продуктов деятельности: Открытие музея «Сделано в Златоусте», создание книги – доблести «Златоуст – город трудовой доблести»
Мероприятия с детьми:
|
Образовательные области |
Название мероприятия |
Средства реализации |
|
Познание |
НОД: «Экскурсия по г. Златоусту» «Героические страницы прошлого» «Памятники нашего города»«Профессии родного края» «Промышленность будущего» Беседы: « Златоустовский металлургический комбинат» в годы войны и современности «Златоустовский машиностроительный завод» в годы войны и современности «Златоустовский часовой завод» в годы войны и современности « Предприятия Златоуста военной поры…»
Дидактические игры: - «Путешествие по г. Златоусту» - Дидактическая игра «Угадай – ка» - Дидактическая игра «Узнай по силуэту» - Дидактическая игра «Собери из частей целое» - Дидактическая игра «Заводы нашего города» -Профессии нашего города» - НОД «История Златоустовского часового завода» - Разгадывание кроссворда «Продукция предприятий нашего города» Совместная образовательная деятельность по финансовой грамотности: «Предприятия и товары производства города Златоуста» старший дошкольный возраст (6-7 лет) (Конспект по ссылке https://zlatds96.educhel.ru/collective/method_work/post/1641125) |
Электронные ресурсы: - Видеоролик : «Юничел» - Обзор электрических плит» «Часы г. Златоуста» Статьи в городской газете Архивные материалы, Энциклопедии, иллюстрации и фотографии с изображением предприятий города в военное и мирное время, иллюстрации с изображением продукции предприятий в военное и мирное время, презентации |
|
|
||
|
Развитие речи |
- Дидактические игры: «Планшет» - «Четвёртый лишний» - «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных) - Составь предложение по картинке» -Составление индивидуальных рассказов «Профессии моих родителей» - Заучивание пословиц о труде, о героизме», - сказки, загадки о труде - Конкурс чтецов на тему «Мой любимый город»
|
Дидактический игры, электронные ресурсы, книги |
|
Социально - коммуникативное развитие |
Экскурсии: - в«Краеведческий музей г.Златоуста» - к «Мемориалу боевой славы» - к памятнику героям фронта и тыла завода имени В. И. Ленина Памятник работникам Златоустовского машиностроительного завода, погибшим в Великой Отечественной войне - На часовой завод» - … Решение проблемных ситуаций: «Где узнать, кто может рассказать о промышленных предприятиях города в годы войны? Режиссерская игра «Журналистика» Тема: «Промышленный центр будущего»
|
Экскурсии |
|
Художественно – эстетическое развитие |
Чтение и обсуждение произведений художественной литературы: «Кем быть? В. Маяковский, «Чем пахнут ремёсла? Дж. РОдари, Рисование: «Златоустовская гравюра» |
Художественная литература, презентации, выставки |
|
Физическое развитие |
|
|
Приложение
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96»
МАДОУ «Детский сад № 96»
Россия , 456234, Челябинская область, г.Златоуст, ул. Строителей, д. 15
ИНН 7404026173 КПП 740401001 ОГРН 1027400582120
телефон/факс +7(3513) 79-13-35 E-mail: mdou.ds96@yandex.ru
сайт: zlatds96.educhel.ru
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
с применением технологии «Посткроссинг»
«Достопримечательности г. Златоуста»
Выполнил
учитель – логопед:
Пухлякова Т.Е.
2023 год
Цель: актуализация знаний воспитанников о достопримечательностях родного города Златоуста
Задачи для педагога
Образовательные:
· уточнить и закрепить знания детей о достопримечательностях родного города – Златоуста;
· учить узнавать их на фотографиях.
Развивающие:
· развивать память, процессы анализа и синтеза, сравнения, выявления причинно-следственной зависимости, речи, воображения, развивать умение работать по инструкции.
Воспитательные:
· прививать желание больше узнать о своём родном городе;
· формировать любовь и интерес к малой Родине.
Задачи для детей:
· находить Россию на глобусе;
· освоить понятия «Малая Родина и Большая Родина;
· уметь узнавать достопримечательности города по фотографиям и давать им характеристику;
· расширять словарный запас по теме.
Словарная работа:
· малая Родина.
· большая Родина.
· достопримечательности.
· Златоустовцы
Материалы и оборудование к занятию:
· Глобус
· Карта России
· открытки с видами г. Златоуста;
· Песня «Мой Златоуст,
· мяч;
· бумага (альбомный лист),
· карандаши, фломастеры.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие
Методические приёмы:
1. Наглядные (использование наглядного материала).
2. Словесные
3. Игровые (игра, сюрпризный момент).
4. Поощрение.
5. Практическая деятельность.
6. Индивидуальный подход.
8. Анализ занятия.
Предварительная работа:
· чтение стихов о родном городе;
· рассматривание фотографий, буклетов
Ход НОД
|
Вводная часть Мотивационно – побудительный этап
Литературный ряд
Вопросы детям
Литературный ряд
Зрительный ряд
Игра с мячом
Зрительный ряд
Пальчиковая игра
Проблемная ситуация
Дидактическая игра Зрительный ряд
Рассказы детей
Литературный ряд
Игра «можно-нельзя»
Литературный ряд
Пальчиковая игра
Художественное творчество
Заключительная часть
|
Воспитатель: Здравствуйте, дети. (Дети здороваются) Чтение стихотворения -Здравствуйте, друзья! В этом круге все-друзья: Мы, и вы, и ты и я. Улыбнись тому, кто справа, Улыбнись тому, кто слева – Мы одна семья. Воспитатель: Послушайте загадку: Загадка: Мой милый
городок, Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нашем любимом городе. - Дети, а в каком городе вы все живете? Дети: Златоуст - А как называемся мы все с вами – жители Златоуста? Дети: Златоустовцы. - А как называются корены жители нашего города? Дети: Кузюки Воспитатель: - Златоуст - это наша малая Родина. Показать на карте - Что мы называем Родиной? Дети: Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живет наши папы и мамы, друзья. Воспитатель: Правильно. Сейчас нам В. Расскажет стихотворение «Что мы Родиной зовём? В. Степанов Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем. И березки у дороги, По которой мы идем. Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем, И рубиновые звезды - Звезды мира над Кремлем. (В. Степанов) Воспитатель: - Дети, а в какой стране вы живете? Дети: Россия Воспитатель: Кто покажет на глобусе Россию (Дети показывают Россию на глобусе) Воспитатель: Россия - это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину. Игра с мячом «Семейка слов» Воспитатель: Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина. · Каким словом можно назвать папу и маму? Дети: Родители. (Иллюстрации мамы и папы) Воспитатель: · А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? Дети: (Родственники.) (Иллюстрации родственников) Воспитатель: · Какой брат у тебя есть? Дети:(Родной.) · А кто живет в нашей стране? Дети: Русский народ, Россияне Воспитатель: · Назовите столицу России Дети: Москва (Иллюстрации Москвы) Воспитатель: Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.) - Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина - это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина - родная земля Пальчиковая игра «В нашем городе» (Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку.) Собранье улиц, площадей, - 5 Машин, автобусов, людей, - 4 Многоэтажные дома - 3 Стоят как книжные тома. - 2 Но всё же, любим город мы - 1 (смена рук) За то, что с лета до зимы - 1 Встречаем радостных друзей, - 2 А с ними можно и в музей, - 3 И в цирк пойти, и на каток - 4 И погулять в любой денёк! – 5 Воспитатель: Дети, вчера к нам пришло письмо от наших друзей из г. Казань. Кто помнит, о чём просили они нас рассказать? Дети: Они очень хотят познакомиться с нашим городом, с интересными достопримечательностями Златоуста. Надо им помочь. Воспитатель: - Вы знаете, что такое достопримечательность? Дети: (Это красивые, памятные места, которые украшают наш город.) Воспитатель: - Есть ли в нашем городе места, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов? - Дети, а с какими достопримечательностями вы хотели бы познакомить наших друзей? Дети: ( Краеведческий музей, Дворец культуры Металлург, Театр «Омнибус», Памятник П.П.Аносову, Мемориал боевой славы ….) Воспитатель: - Да, дети, в нашем городе, действительно, очень много достопримечательных мест, где можно хорошо отдохнуть, узнать много нового и интересного. Дидактическая игра «Узнай на фото» (Воспитатель предлагает детям поочередно рассказать немного о каждой достопримечательности, дети рассматривают открытки с видами Златоуста и рассказывают об этом объекте) Воспитатель: Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите. И я предлагаю рассказать стихи о нашем любимом городе Дети читают стихи о городе Златоуст Любимый город Златоуст- Нет края краше! Здесь горы и леса, Раздолье и уют, Здесь люди добрые живут И красоту ту берегут!
Мой любимый город, Я с тобой расту! Ты мне очень дорог, Я тебя люблю! Воспитатель: Посмотрите, сколько хороших, добрых и ласковых слов вы сказали своему любимому городу. Вы, действительно, его любите и бережете. Ведь будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Игра «Можно - нельзя». Дети встают в круг. Воспитатель: - Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, используя знак. Указательный палец верх - правильно, вниз - нет. · Переходить улицу на красный свет. · Рвать цветы на клумбе. · Любоваться цветущей клумбой. · Сажать деревья и цветы. · Бросать фантики от конфет. · Переходить дорогу на зеленый свет светофора. · Кричать, шуметь в общественных местах. · Разговаривать в спокойном вежливом тоне. Воспитатель: Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом. Чтение стихотворения Дома бывают разные: Высокие и низкие, Зеленые и красные Далекие и близкие. Панельные, кирпичные Вроде бы обычные. Полезные, прекрасные - Дома бывают разные. Пальчиковая игра «Порисуем» Чтоб красиво рисовать Надо с пальцами играть Вот- большой ,вот этот –средний, Безымянный и последний Наш мизинчик-малышок. У-у-у указательный забыли Мы рога козы покажем И рога оленя даже, Ушки зайки не забудем, Пальчиком водить мы будем. Чтоб красиво рисовать, Надо с пальцами играть Рисование: «Мой город» Какие разные у всех нас получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной город. Воспитатель: А теперь предлагаю собрать посылку для наших друзей в г. Казань. (Дети складывают свои рисунки, фото г.Златоуста и конфеты, изготовленные на местной кондитерской фабрике. Воспитатель благодарит детей за интересную беседу и вместе с ребятами идут на почту, чтобы отправить посылку в г. Казань. |
Приложение1
Родители

Семья

Москва
приложение II







Список использованной литературы:
Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью .Старшая и подготовительная группы»
УЦ «Перспектива» 2012 год
Величко О.М. «Пальчиковые игры на занятиях по рисованию с дошкольниками» (nsport.ru)
Иванова Л. «Златоуст. Комплект из 12 цветных открыток»
Издательство ООО «ФотоМир» 2012 год
Золотухина Г.»Мой Златоуст»
Козлов А.В.«Златоуст- горд крылатого коня» ООО «ФотоМир» 2004г.
Ранева Е. стихотворение «Мой Златоуст»
Степанов В. Что мы Родиной зовём?»
Сайт http://uraloved.ru/
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96»
МАДОУ «Детский сад № 96»
Россия , 456234, Челябинская область, г.Златоуст, ул. Строителей, д. 15
ИНН 7404026173 КПП 740401001 ОГРН 1027400582120
телефон/факс +7(3513) 79-13-35 E-mail: mdou.ds96@yandex.ru
сайт: zlatds96.educhel.ru
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Героические страницы прошлого г. Златоуста»
Выполнили
учитель – логопед:
Пухлякова Т.Е;
Воспитатель: Ковыляева С.А.
Златоуст – 2023
Тема: «Героические страницы прошлого г.Златоуста».
Цель: Расширить представление о событиях 1941-1945 годов, о тружениках тыла, об их жизни и работе во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
Обучающие:
- систематизировать и расширить знания о военных годах;
- формирование умения работать в группах;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности.
Развивающие:
- развитие интереса к истории родного города;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей;
- развитие речи, умение анализировать и сравнивать.
Воспитательные:
- воспитание чувства личного сопереживания, чувство гордости за свою страну;
- воспитание уважения к родному городу, старшему поколению;
- воспитание патриотизма.
Ход НОД
|
Вводная часть Мотивационно – побудительный этап Литературный ряд Актуализация знаний Вопросы детям
Объявление темы
Изучение нового материала
Составление из пазлов продукцию Города Златоуста в военное время (Пулемет, автомат, часы для танков и самолетов)
Рассказ педагога + Зрительный ряд
Рассказы детей
Ответы на вопросы
Рассказы детей
Физ.минутка
Рассказы детей
Дидактическая игра
Заключительная часть
Литературный ряд
Список литературы:
|
(Педагог читает стихотворение) - В тот страшный день земля рванула в небо. - О чём я сейчас вам прочитала стихотворение? (- О войне). - О какой именно войне идёт речь в стихотворении? (- О Великой Отечественно Войне.) - В тот страшный день земля рванула в небо… – О каком дне рассказывает нам автор? (- О первом дне войны.) - Кто сможет назвать дату начала Великой Отечественной Войны? (22 июня 1941 года.) - Сегодня мы с вами отправимся в прошлое, о котором мы никогда не должны забывать! - Наша группа – это военное подразделение, в котором 3 группы солдат. У нас приказ: совершить большое путешествие для того, чтобы узнать о том, какое значение имел наш город Златоуст в военные годы. В путешествие мы отправимся на военной машине. (Воспитанники разделены на три группы). - Тема нашего путешествия «Героические страницы прошлого г. Златоуста». Во время поездки на военной машине, мы с вами будем останавливаться на станциях. - 1 станция «Бесценная помощь» 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны совершила нападение на Советский союз (так раньше называлась наша страна). Фашисты планировали нанести удары самолётами по промышленным центрам, одним из городов и был наш город Златоуст. Потому что именно Златоуст был одним из крупных центров оборонной промышленности страны. В это время в городе действовало 17 промышленных предприятий. - Первое ваше задание – составить разрезанные карточки, чтобы узнать какую продукцию заводы города поставляли на фронт. Каждая подгруппа составляет одну картинку Воспитатель: Фронтовая продукция города: пулеметы и автоматы, авиационные пушки и противотанковые ружья, снаряды и мины, артиллерийские приборы, часы для танков и самолетов, холодное оружие, обмундирование и нательное белье, продукты питания.
- Завод им. В.И. Ленина был крупнейшим в стране заводом, где изготавливалось стрелковое оружие. - За большой вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков машиностроительный завод в 1945 г. был награжден орденом Ленина, металлургический завод в 1985 г. - орденом Отечественной войны. В 1941 году был создан Совет по эвакуации. В Златоуст были эвакуированы (перевезены) 14,5 млн. человек и 2593 предприятия с Украины, Москвы, Ленинграда.
- Главная проблема – это расселение народа. Жители нашего города размещали эвакуированных у себя в домах, но жилья не хватало, поэтому многих расселяли в школах.
- Первая группа ребят подготовила рассказ о трудовых буднях людей нашего города в военное время. Послушаем. -В первый день начала Великой Отечественной Войны, всех златоустовцев призвали честно и самоотверженно трудиться на своих рабочих местах. Увеличился рабочий день на 3 часа и стал продолжительностью 12 часов люди работали без отпусков и отдыха! Всё больше златоустовцев уходило на фронт. Нужно было заменять тех, кто еще вчера стоял у станка, а сегодня сражается с фашистами. Женщины заменили мужчин у станков, сели за руль машины, управляли паровозами, и даже были лесорубами! Мальчики и девочки вместо того, чтобы бегать на улице трудились, выполняя фронтовые задания. Люди трудились из последних сил под девизом: «Все для фронта, всё для победы!» - На станции «Бесценная помощь» мы узнали много нового, а теперь едем дальше.
- А мы с вами приехали на следующую станцию «Госпитали Златоуста». - Напомните мне, пожалуйста, что такое госпиталь? - Госпиталь – это больница для военных, солдат. Вторая группа ребят расскажет нам про госпитали Златоуста Медики Златоуста вернули к жизни сотни тысяч бойцов и командиров. Солдат доставляли в наш город санитарными поездами. В 1941 году было решено отдать здания школ, учительского института, механического техникума, корпуса больницы. В годы войны в нашем городе было действовало 9 госпиталей. Всего в них лечились около 8 тыс. раненых. Военно - санитарные поезда прибывали в Златоуст круглосуточно, и днём и ночью. Медсёстры выносили на носилках тяжелораненых, вели под руки остальных.
Выполняются движения под музыкальное сопровождение «Бравые солдаты».
- Следующая станция «Никто не забыт, ничто не забыто!» Об этом нам расскажут дети из третей подгруппы: Из нашего города на фронт ушло 28 тысяч 541 человек, чтобы вам представить эту цифру приведу пример. В нашем детском саду 200 детей так вот, 28541 человек – это как по 200 детей почти 143 детских сада!!!
Именно столько мужчин и женщин забрали на войну из нашего города, а ведь все эти люди были чьи – то дети, папы, мамы, бабушки и дедушки! Не вернулись с полей сражения 6984 человека, получается, каждый четвёртый человек не вернулся в свою семью! Молодцы Воспитатель: - Теперь предлагаю поиграть в игру: « Назови памятник, скажи, кому поставлен, и в каком районе» (Дети из каждой подгруппы по очереди берут памятник, прикрепляют на карте г. Златоуста и говорят, кому посвящен) (Памятники: «Труженикам тыла и героям фронта», «Мемориал боевой Славы», Памятник работникам Златоустовского машиностроительного завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны) Закрепление изученного материала - Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. - Когда мы с вами празднуем День Победы? ( - 9мая.) Победа нашего народа над фашизмом - это самая героическая страница истории России. Златоуст внёс в Великую Победу достойный вклад. - Ребята, расскажите, что вас особенно удивило во время нашего путешествия? - Закончим наше занятие стихотворением, посвященным воинам ВОВ. Встаньте, пожалуйста. (Рассказывает подготовленный ребёнок, ребята стоя слушают стихотворение). Поклонимся великим тем годам, Тем славным командирам и бойцам, И маршалам страны и рядовым, Поклонимся и мёртвым и живым, - Всем тем, которых забывать нельзя, Поклонимся, поклонимся, друзья! Всем миром, всем народом, всей землёй – Поклонимся за тот великий бой! 1. https://otmetim.info/stixi-o-vojne/ 2. https://zlatblog.ru/zlatoust-frontu-v-velikuyu-otechestvennuyu-vojnu/14693-gospitali-zlatousta 3. Златоуст – фронту. Издание 2-е, исправленное и дополненное / Составители А.В. Козлов и Ф. Н. Яблонский. – Златоуст: ООО «ФотоМир», 2010. – 368с. 4. На службе Отчеству. По страницам военной истории Златоуста. Под общей редакцией М.А. Тарынина и А.В. Козлова. Златоуст, 1998. – 55 с. 5. Златоуст – фронту 1941-1945. Состовители: Составители А.В. Козлов и Ф. Н. Яблонский. Под редакцией М.А. Тарынина. Златоуст, 2000. – 142 с. 6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/11/09/geroicheskie-stranitsy-proshlogo-zlatoust-v
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96»
МАДОУ «Детский сад № 96»
Россия , 456234, Челябинская область, г.Златоуст, ул. Строителей, д. 15
ИНН 7404026173 КПП 740401001 ОГРН 1027400582120
телефон/факс +7(3513) 79-13-35 E-mail: mdou.ds96@yandex.ru
сайт: zlatds96.educhel.ru
Беседа
«Современный город Златоуст!»
Цель:
Формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Задачи.
1. Развивать интерес у детей к родному городу, его историческому прошлому.
2. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за происходящее.
3. Развивать бережное отношение к природе, достопримечательностям города.
4. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.
Ход беседы.
- Мы с вами живём в городе Златоусте. Который основан в 1754 году.
Сегодня мы с вами поговорим о нашем городе, в начале, предлагаю игру, я показываю вам фотографии, на которых изображен город Златоуст. Если вы знаете это место, то показываете зеленую фишку, если место вам незнакомо то – красную, и я расскажу вам о нем поподробнее.
Игра «Знаем - не знаем».
Г. Златоуст находится в Челябинской области
Площадь Города занимает около 1894,7 кв. км
Златоуст — единственный город в мире, получивший имя в честь святителя Иоанна Златоуста. Родина русского булата и уникальной гравюры на стали, первых стальных пушек и первых ракет морского базирования, город качественной металлургии, важная составляющая военно-промышленного комплекса страны — вот далеко не полный перечень «титулов» нашего города.
В городе основными реками являются Тесьма, Грамотуха, Ай, Киалимка и др.
Горы г.Златоуста: Косотур, Таганай, Александровская сопка, Уреньга, Сорочья
Население района составляет 161 774 человек
Достопримечательностями Златоуста являются:
- В Златоусте много фабрик и заводов. Какие вам известны?
(ответы)
- Хорошо. Я расскажу вам о некоторых.
- Одним из старых, первых предприятий нашего города является
Златоустовский металлургический комбинат.
11 ноября
1751 года тульскими промышленниками И. П. Мосоловым и
В. М. Мосоловым в Оренбургской губернской канцелярии заключен
контракт на строительство железоделательного завода на речках Сатка и Куваш.
Тщательнее изучив предполагаемое место строительства,
Мосоловы решили строить новый завод несколько восточнее - на реке Ай, в устье
реки Тесьмы. Разрешение на это было дано указом Берг-коллегии от 31.08.1754.
В строй действующих Златоустовский завод вступил
14.08.1761, когда была задута первая домна. Зарождению златоустовской
качественной металлургии способствовала исключительная чистота местных руд.
В 1769 году завод перешел в руки нового
владельца - крупного российского купца и промышленника Л. И. Лугинина.
В 1817 - 1847
гг. в Златоусте жил работал великий русский металлург Павел Петрович Аносов.
Более полутора десятилетий он был горным начальником Златоустовских
заводов, многое сделав для усовершенствования производства.
Вершина творчества Аносова-металлурга -
получение русского булата, особого сорта высококачественной, необыкновенно
прочной стали, обладающей уникальными режущими свойствами.
Предприятие производит стали и сплавы с ассортиментом свыше 1000 марок производящее различные профили из нержавеющей стали, горячий и холодный прокат металла, легированную сталь и жаропрочные сплавы.
Златоустовский Часовой завод
В 1941 году, когда началась ВОВ из Москвы в Златоуст эвакуировали часовой завод им. Кирова. Цеха завода расположились в здании школы, Разместились цеха завода в районе старого города на пл. 3 Интернационала в здании школы, Краеведческого музея и в здании Драм. театра. Так началась история нашего завода.
Так как во время войны все работали на оборону страны, то и на заводе стали выпускать:
- детали для боеприпасов-взрыватели;
-хронометры для самолётов и военно-морского флота;(часы с особо точным ходом)
-бортовые авиационные и танковые часы.
(В\ль приглашает детей выбрать ту продукцию, которую выпускали во время ВОВ
-Как вы думаете, когда закончилась В. О. В., завод продолжал выпуск этой продукции?
-А почему?
Наступило мирное время, и изделия стали выпускать, которые нужны для мирной жизни:
-наградные карманные и наручные часы марки «Победа»
-настольные часы.
-часы для слепых (много людей было ранены и лишены зрения)
- автомобильные часы.
-курвиметры (для измерения кривых линий на карте-использовались при строительстве дорог, мостов).
-реле времени для стиральных машин.
-секундомеры.
А теперь я вам предлагаю посмотреть какие изделия сейчас выпускает наш завод:
(показ иллюстраций)
-новые модели настольных часов марки «Агат»
-подарочные часы (песочные, каминные, настенные, настольные)
-наручные часы
-водолазные часы
-процедурные часы
-электронные и механические секундомеры с противоударным устройством
-таймеры (точный измерительный прибор, который выдерживает определённый интервал времени-будильник)
-переключатели для электроплит
-счётчики частоты дыхания и пульса (в медицине)
Открытое акционерное общество «Златоустовский машиностроительный завод» (ОАО «Златмаш»,
) -- одно из ведущих предприятий по изготовлению ракетных комплексов стратегического назначения Военно-морского флота Российской Федерации. Предприятие изготавливает комплектующие баллистических ракет перспективной разработки отечественной промышленности -- высокоточного комплекса «Синева». Наряду с выполнением государственного оборонного заказа, на предприятии успешно развивается выпуск гражданской продукции.
Основан в 1939 году как завод по производству стрелкового оружия.
Первое Правительственное решение по строительству завода было принято еще в мае 1938 года. После тщательного анализа одиннадцати намеченных мест будущего строительства остановились на Уржумской площадке в 12 километров от Златоуста. 28 июня 1939 года в Москве были окончательно утверждены проектные задания и генеральный план завода с приказами о немедленном начале строительных работ, а 29 июня директором новостройки был назначен Николай Павлович Полетаев.
В ноябре 1941 года на предприятие было эвакуировано оборудование и специалисты с Тульского оружейного и Подольского механического заводов. С их прибытием был начат выпуск пулемёта Максима и авиационной пушки Волкова-Ярцева. Далее завод выпускал самозарядную винтовку Токарева, пулемёт Березина, пистолет-пулемёт Шпагина, противотанковое ружье Дегтярева.
- В городе есть краеведческий музей.
Златоустовский краеведческий музей - один из старейших в России основан в 1825 году как музей Златоустовского горного округа. В городском музее экспонируется уникальное украшенное холодное оружие златоустовских мастеров I-й половины XIX века. ... Миссия музея- сохранять культурно-историческое наследие Златоуста, помогая осмыслению и оценке прошлого, ради настоящего и будущего.
Ещё много интересного есть в нашем городе. Предлагаю вам дома подумать и составить рассказ об одном из уникальных объектов нашего города.
А в заключении предлагаю поиграть в игру «Путешествие по г.Златоусту». Дети берут любой объект нашего города, называет его и прикрепляет к месту на карте, в каком районе он находится.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96»
МАДОУ «Детский сад № 96»
Россия , 456234, Челябинская область, г.Златоуст, ул. Строителей, д. 15
ИНН 7404026173 КПП 740401001 ОГРН 1027400582120
телефон/факс 8(3513) 79-13-35 E-mail: mdou.ds96@yandex.ru сайт: https://zlatds96.educhel.ru/contacts
Совместная образовательная деятельность
по финансовой грамотности:
«Предприятия и товары производства города Златоуста»
старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Подготовила
Ковыляева С.А.
Воспитатель
2023
Цель: формирование основ финансовой культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить активный и пассивный словарь детей базовыми финансово – экономическими понятиями: «труд», «работа», «профессия», «продукт труда», «заработная плата», «деньги - как мера труда», «товар», прибыль, «реклама»;
- Закрепить представление о производстве полезных товаров предприятиями нашего города;
- Раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации с целью его продажи.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования;
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников связанные с экономической культурой: уважение к результату труда взрослых;
- Воспитывать умение правильно воспринимать рекламу, разумные потребности.
Словарная работа: труд, деньги, товар, реклама, заработная плата, товары производства, товары потребления, прибыль.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о предприятиях нашего города;
- беседа о профессиях людей предприятий нашего города;
- д/и «Предприятия и товары производства»;
- с/р игра «Обувной магазин»;
- словесная игра «Придумай рекламу и расскажи ее»;
- НОД «Почему взрослые работают»;
- НОД «Путешествие в страну денег»;
- игра на развитие логических задач «Как мужик на базаре корову продавал»;
- НОД «Юные Финансисты».
Методы и приемы:
Словесные: отгадывание ребусов, беседа, название предприятий, товаров производства, профессий, придумывание рекламы товаров производства предприятий города Златоуста.
Наглядные: просмотр презентации, отрывка из мультфильма «Уроки тетушки Совы», иллюстрации заводов и фабрики (часовой, обувная, машиностроительный), просмотр отрывка – рекламы Златоустовских часов, обувного магазина «Юничел».
Практические: Д/игра «Разложи продукцию товаров», создание листовок – рекламы Златоустовских предприятий.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, отрывок мультфильма «Уроки Тетушки Совы», фотографии предприятий Златоуста: Часовой завод, Обувная фабрика «Юничел», Машиностроительный завод, фотографии товаров производства заводов и фабрики, видео отрывок рекламы продукции обувной фабрики «Юничел», клеенки, клей, готовые иллюстрации товаров производства предприятий Златоуста, надписи предприятий, листы бумаги.
Ход:
|
Этапы |
Действие воспитателя |
Действие детей. |
|
Организационный момент
Круг приветствия, настрой на занятие.
Мотивация.
Работа с ребусами.
Обобщение.
Основная часть. Логическая цепочка
Мотивация.
Обобщение.
Познавательно- речевой диалог.
Обобщение.
Физкультминутка.
Дидактическая игра «Разложи продукцию»
Поощрение
Речевой диалог
Заключительная часть
Мотивация
Итог |
Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал, предлагает поздороваться с гостями (педагогами ДОУ) и встать в круг.
Доброе утро! Здравствуй, правая рука, Здравствуй, левая рука, Здравствуй круг, здравствуй круг! Здравствуй, здравствуй дружный круг! Давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Настроение хорошее?
Дети, сегодня у нас будет необычное путешествие, а, вот какое, куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете ребусы. Вы умеете отгадывать ребусы?
Приступим?
Повернитесь к экрану.
Первое задание. Посмотрите на экран, изображен ребус. Подумайте и расшифруйте его. (Слайд 2) Молодцы! Ответ на экране (Слайд 3) Посмотрите на следующий слайд. (Слайд 4). Хорошо! Ответ на экране (Слайд 5) Внимание, следующий ребус. (Слайд 6) Молодцы! Отлично! Ответ на экране (Слайд 7) Посмотрите, дети, задания с ребусами продолжаются. (Слайд 8). Молодцы. Ответ на экране (Слайд 9) С заданием справились отлично, можно сесть. С помощью ребусов мы нашли слова, назовите их. Они для вас знакомы? Вот, сегодня, мы с вами и отправимся в необычное путешествие: в мир финансов, финансовой грамотности, разберем финансово - экономическую цепочку на примере отдельных предприятий нашего города. Дети, скажите, вы знаете, почему взрослые ходят на работу, трудятся? А, что они получают за свой труд? Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Уроки тетушки Совы» и мы узнаем, правильно ли вы ответили. Все взрослые, в том числе и ваши родители, ходят на работу, трудятся и за свой труд, получают деньги, заработную плату. Деньги являются мерой труда. Чем являются деньги? Скажите еще раз!
(Слайд 10- на экране здание часового завода) Посмотрите на экран, назовите предприятие, а так же район города, где оно находится.
Какую продукцию, товары потребления для людей выпускает часовой завод?
Дети, давайте проверим ваши ответы (Слайд 11 - 17)
Какие профессии людей вы знаете, которые трудятся на часовом заводе?
Посмотрите на экран ( Слайд 18- 19)
Смотрим следующий слайд, это, что за предприятие? (Слайд 20 - на экране здание обувной фабрики ЗАО «Юничел – Злато»). А, кто знает название нашей фабрики? В каком районе города находится обувная фабрика «Юничел – Злато»? Какую продукцию, товары потребления для людей изготавливает обувная фабрика «Юничел – Злато»? Посмотрите на экран. (Слайд 21-23) Какие профессии людей вы знаете, которые трудятся на обувной фабрике? (Слайд 24-25)
(Слайд 26 - на экране машиностроительный завод). Назовите предприятие, которое вы видите на слайде, а так же район города, где оно находится. Кто трудится на машзаводе, какие профессии вы знаете? (Слайд 27-28) Какую продукцию производят на машиностроительном заводе? Посмотрите на экран (Слайд 29-34) Перечислите товары производства именно для людей, которые выпускает машиностроительный завод. Молодцы! Мы с вами назвали некоторые предприятия нашего города, их продукцию, профессии людей.
Давайте сделаем общий вывод нашей финансово-экономической цепочки:(Слайд 35) Где трудятся взрослые? Какую продукцию они выпускают для людей, как по - другому можно сказать? Правильно, производят товары потребления для нас с вами и за свою работу, за свой труд получают заработную плату, деньги. Скажите: «За что взрослые получают заработную плату?» Дети, что будет, если взрослые перестанут трудиться?
А, теперь немножко отдохнем, проведем физкультминутку «Покупка» Мы бежали по дорожке Вдруг, порвались босоножки!
Что же делать? Как нам быть?
Где же обувь нам добыть?
Будем туфли покупать!
Станем денежки считать! Один (рубль, два, три, четыре)
Вот мы туфельки купили!
Отдохнули, продолжим дальше? Предлагаю поиграть в игру «Разложи продукцию» Задание: посмотрите, на одном столе карточки – иллюстрации товаров производства предприятий Златоуста. Три стола - пустые, только обозначено предприятие (иллюстрация здания). Ваша задача: взять любую карточку, назвать продукцию (товар), сказать какое предприятие выпускает и отнести к обозначенному столу (предприятию). Говорить надо четко, громко, полным предложением Молодцы! Замечательно справились с заданием. Дети, мы с вами выяснили, что заводы и фабрики производят нужную продукцию для людей. Что дальше с этой продукцией делать? Будет храниться на складах предприятий? (Слайд 36) А, магазин что делает с этой продукцией? Чтобы лучше продать товар, магазин рекламирует товар. Как вы понимаете, что такое «Реклама» товара? Правильно, реклама – это привлекательная информация о товаре с целью его продажи. Реклама бывает разной: различные баннеры, листовки, телевизионные ролики. Когда успешнее идет торговля, магазин получает «прибыль». С помощью чего магазин получает прибыль? Как вы думаете, а продавцы, которые продают товар, что получат за свой труд?
Сейчас мы с вами посмотрим на экран и увидим как магазины с помощью телевизионных роликов рекламируют свой товар. Дети, а мы с вами можем создать рекламу, чтобы помочь магазинам успешнее продать продукцию наших предприятий? Делимся на группы по 4-5 человек.
На столе у вас лежит лист бумаги, готовые фотографии продукции и надписи предприятия, вы попробуйте создать рекламу товара и подобрать слова к ней. Вместе с вами и я буду делать рекламу (Воспитатель работает вместе с детьми) Дети, кто из вас сможет прорекламировать товар словами? Но, одно условие: реклама должна быть достоверной и полезной для покупателей! Давайте, прорекламируем товар нашим гостям. Я начну: «Эти часы подойдут тем, кто ценит изящество, красоту и точность. Златоустовские часы вы можете приобрести в ТЦ «Агат», который расположен на ул.Ленина, 2 , отдел «Подарки»». 3-4 ребенка представляют рекламу своему товару. Дети, скажите, что за путешествие у нас было, какой мир мы познаем?
Какие сегодня полезные знания вы получили? Что для вас было интересно? Кто самую привлекательную рекламу составил, как вы считаете? Вы сегодня – МОЛОДЦЫ! «Пожалуйста, встаньте в круг, А, теперь мы улыбнемся, Дружно за руки возьмемся. И друг другу на прощанье Мы подарим пожелание – «Знания ищи всегда Умным станешь ты тогда!» |
Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями, образуют круг.
Дети повторяют слова и выполняют движения вместе с воспитателем.
Да!
Да, мы умеем отгадывать ребусы. Да.
Дети поворачиваются к экрану, образуя полукруг. Дети смотрят на экран, где изображен ребус № 1.
Работают с ребусом, получают ответ «ТРУД»
Дети работают с ребусом № 2, получают слово «ДЕНЬГИ»
Дети думают, логически рассуждают, в ребусе № 3, получают слово «ТОВАР» Дети смотрят на экран, работают с ребусом № 4. Обсуждают, рассуждают, и получают слово «РЕКЛАМА» Дети присаживаются на стульчики.
Ответы детей: ТРУД, ДЕНЬГИ, ТОВАР,РЕКЛАМА. Знакомы.
Предполагаемые ответы детей
Дети смотрят отрывок из мультфильма.
Деньги являются мерой труда.
Дети смотрят на экран, участвуют в познавательно – речевом диалоге, называют предприятие и район города. «Часовой завод» - центр города.
Дети уточняют выпускаемую продукцию, называют товары потребления. Выпускает различные часы, секундомеры, таймеры, наручные часы, настольные, настенные по заказу.
Дети смотрят на экран с продукцией товаров часового завода.
Здесь работают инженеры- технологи, инженеры-конструкторы, часовщики, сборщики, разметчики, контролеры, упаковщики. Дети смотрят на экран
Ответы детей - «Обувная фабрика».
Наша фабрика называется «Юничел – Злато». Проспект Гагарина,
Здесь изготавливают обувь: мужскую, женскую, детскую.
Инженер-технолог, формовщик, раскройщик обуви, швеи, контролер, упаковщик…
«Машиностроительный завод» - район машзавода.
Инженер – технолог, инженер – конструктор, электрик, контролер.
Выпускают электрические и газовые плиты, кровати для больниц.
На заводах, фабриках. Нужную продукцию для людей. Они производят товары потребления для людей.
Ответы детей.
Заработную плату взрослые получают, потому что хорошо трудятся, производят нужную продукцию,товары для людей.
Ответы детей:
Не будет магазинов, все люди останутся без одежды, продуктов питания, жилья.
(бег на месте) (один громкий хлопок в ладоши) (разводим поочередно руки в стороны) (обнять щечки ладошками и покачать головой) (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз) (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно) (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью о левую и наоборот, 4 хлопка) (указываем руками на обувь, выставляя на пяточек то правую, то левую ножку).
Выходят дети по три человека, самостоятельно выбирают нужную карточку, называют продукцию (товар) и относят к нужному предприятию (столу с эмблемой): - Часовой завод - Обувная фабрика; - Машиностроительный завод.
Фабрики и заводы отгружают свою продукцию в магазины для продажи. Магазин продает её.
Ответы детей
С помощью рекламы.
Получат заработную плату.
Дети смотрят на экран.
Да, сможем.
Дети делятся на группы.
Выполняют работу.
Дети пробуют составить текст рекламы часов, обуви, газовых плит.
Необычное! Мы познаем мир финансовой культуры и грамотности.
Мы сегодня узнали, зачем работают взрослые. Ответы детей.
Хором |
Информация для родителей
Златоуст - фронту
Предприятия Златоуста военной поры… Наряду со старыми в те годы появлялись новые, созданные на базе эвакуированных заводов, другие прибывшие заводы и оборудование сливались с местными предприятиями.
Можно составить список тех предприятий, которые работали в городе в годы войны. Вот он, с подчинением Наркоматам:
Наркомат чёрной металлургии: металлургический завод, управление «Стальконструкция».
Наркомат боеприпасов: завод № 259 (завод им. В. И. Ленина).
Наркомат вооружения: завод № 66 (машиностроительный завод), завод № 385 (станкостроительный завод), строительный трест № 24, управление военного строительства УВС-32.
Наркомат миномётного вооружения: завод № 384 (часовой завод).
Наркомат по строительству: завод металлоконструкций, тресты «Союзтеплострой» и «Южтяжстрой».
Наркомат станкостроения: абразивный завод.
Наркомат путей сообщения: ж.-д. ст. Златоуст, паровозное депо, вагонный участок, дистанция пути, дистанция сигнализации и связи, Златоустовское отделение движения.
Наркомат легкой промышленности: швейная фабрика, обувная фабрика.
Наркомат местной промышленности: мебельная фабрика, горпромкомбинат.
Наркомат пищевой промышленности: хлебозавод, ликероводочный завод, горпищекомбинат.
Наркомат мясомолочной промышленности: мясокомбинат, молокозавод.
Артели «Обувь», «Одежда», «Новый быт», «Уралторгин».
Вклад всех предприятий в дело разгрома немецких захватчиков большой. Одни непосредственно изготовляли оружие, корпуса снарядов и мин, и изготовляли их из стали Златоустовского металлургического завода и завода имени В. И. Ленина. И те и другие не могли обойтись без златоустовских абразивов. А на скольких тысячах самолётов и танков стояли часы Златоустовского часового завода, а сколько солдат и офицеров ходили в обмундировании, сшитом на швейной фабрике. Всё не перечислишь. Пусть об этом расскажут сухие цифры статистики о выпуске фронтовой продукции предприятиями нашего города.
|
Наименование |
Ед. |
Выпуск по годам |
|||||
|
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
||
|
Сталь |
тонн |
285338 |
317960 |
270032 |
273476 |
338164 |
380805 |
|
Прокат |
тонн |
261405 |
302430 |
290316 |
260382 |
258937 |
295881 |
|
Калиброванная сталь |
тонн |
960 |
777 |
4386 |
9645 |
9332 |
8714 |
|
Корпуса снарядов и мин (всего) |
шт. |
758515 |
2489759 |
4563361 |
3588200 |
2034920 |
1119368 |
|
в том числе |
|||||||
|
45-мм бронебойный |
шт. |
280163 |
1229400 |
2104559 |
401500 |
197840 |
|
|
45-мм подкалиберный |
шт. |
993700 |
1155800 |
||||
|
57-мм |
шт. |
84600 |
65450 |
||||
|
76-мм |
шт. |
19500 |
584400 |
346600 |
104300 |
||
|
100-мм |
шт. |
33895 |
153413 |
198600 |
168470 |
12130 |
|
|
122-мм |
шт. |
144390 |
344800 |
574048 |
1196800 |
1256320 |
993100 |
|
Станковый пулемёт «Максим» |
шт. |
27971 |
29332 |
22544 |
|||
|
23-мм авиационная пушка ВЯ-23 |
шт. |
12106 |
11050 |
11330 |
6775 |
||
|
12,7-мм универсальный пулемёт Березина УБ-12,7 |
шт. |
998 |
3005 |
||||
|
7,62-мм станковый пулемёт Горюнова СГ-43 |
шт. |
3755 |
9848 |
||||
|
14,5-мм противотанковое ружье Дегтярева ПТРД |
шт. |
5719 |
6834 |
||||
|
7,62-мм пистолет-пулемёт Шпагина ППШ-41 |
шт. |
18603 |
|||||
|
Часы, секундомеры, приборы для танковой и авиационной промышленности и Военно-Морского Флота |
шт. |
89584 |
94983 |
54061 |
53641 |
||
|
Детали к боеприпасам, изготовленные часовым заводом |
шт. |
14557282 |
6133840 |
603500 |
603600 |
||
|
Обмундирование, пилотки, нательное белье, чехлы, погоны и т. п. (всего) |
шт. |
765641 |
946400 |
676600 |
552100 |
||
|
в том числе: гимнастерки |
шт. |
320069 |
308100 |
307800 |
154100 |
||
|
шаровары |
шт. |
324675 |
246600 |
349400 |
371300 |
||
|
Металлоконструкции |
тонн |
5833 |
9480 |
7570 |
6216 |
4282 |
5551 |
|
Абразивные изделия |
тонн |
4409,0 |
6083,4 |
6407,7 |
5575,0 |
6466,0 |
7566,0 |
|
Бронепоезд «Большевик Урала» |
изготовлен в декабре 1941 года паровозным депо ст. Златоуст |
||||||
|
Банно-дезинфекционный поезд № 28 |
изготовлен в феврале 1942 года вагоноремонтным участком ст. Златоуст (ныне вагонное депо) |
||||||
Война… Она требовала много металла. И не просто металла, а стали, и притом — высококачественной стали для авиационной и танковой промышленности, для производства орудий и стрелкового оружия, снарядов. Эта задача в годы войны легла на плечи Магнитогорского, Кузнецкого металлургических комбинатов, Сталинградского завода «Красный Октябрь», Златоустовского металлургического завода. О месте Златоустовского завода: в 1942—1945 годах он по производству стали и проката занимал 4 место в стране. Среди заводов объединения «Спецсталь» производству стали — 2, а проката — 1 место. За годы войны произведено 1.580.437 тонн стали и 1.407.946 тонн проката, выплавка стали выросла на 33,4%, а производство проката — на 13,2%.
С первых дней войны резко меняется сортамент выплавляемых сталей. Уже во второй половине 1941 года металлурги освоили 51 новую марку стали, а всего с 1 июля 1941 по 31 декабря 1945 года металлурги освоили 154 новые марки стали, причем 36,6% из них были освоены в первые полгода войны и 42% — в 1942 году. Новые марки стали, легированные никелем, молибденом, кремнием, ванадием, очень нужны были оборонной промышленности, а электросталеплавильный цех не мог справиться с большим объемом их выпуска. И тогда металлурги переводят производство новых марок стали из ЭСПЦ в мартеновский цех. Уже во второй половине 1941 года мартеновский цех освоил 17 новых марок стали. Многие из вновь освоенных марок стали ранее выпускались заводами «Электросталь» и «Днепроспецсталь».
Новые марки стали… Труден процесс их освоения, но война многое изменила. «Освоение на нашем заводе производилось без лабораторных опытов, — читаем в документе, хранящемся в архиве, — экспериментирование было перенесено в цех. Инженеры исследователи, начальники цехов, станов сутками стояли у печей и станов и делали соответствующие опыты. Один вариант технологии давал плохие результаты, немедленно переходили на другой и, в конце концов, добивались успеха. На 8-й и 10-й день после начала освоения уже составлялась какая-то временная инструкция, и завод давал сталь оборонным заводам».
Опыт златоустовцев был подхвачен металлургами страны. За разработку и внедрение в производство новой технологии выплавки стали для военной промышленности Совет Народных Комиссаров СССР в марте 1943 года присудил большой группе металлургов страны Сталинскую премию I-й степени, в т.ч. И. И. Мурзину — главному инженеру Златоустовского завода, И. Н. Голикову — заместителю начальника ЦЗЛ, С. И. Малышеву — начальнику мартеновского цеха, А. А. Осминкину — руководителю мартеновской группы ЦЗЛ. Это были первые лауреаты Сталинской премии в нашем городе.
Но златоустовцы не остановились на достигнутом. Они и в последующие годы продолжали начатую в дни войны работу по увеличению стойкости мартеновских печей. И в 1950 году И. А. Лубенец и А. П. Черепанов за разработку и внедрение в производство термостойких хромомагнезитовых сводов были удостоены Сталинской премии.
Оборонная промышленность постоянно требовала больше высококачественной стали и проката. По решению ГКО и советского правительства на заводе расширяются старые производственные мощности, создаются новые. В третьем квартале 1942 года металлурги получили 4 электропечи. Это дало возможность увеличить производство высококачественной стали и обеспечить прокатные станы собственным металлом, а не вывозить его с других заводов.
Расширение завода, совершенствование технологии, освоение новых марок стали позволили металлургам Златоуста значительно увеличить выпуск стали и проката, столь необходимых для производства военной техники, вооружения и беприпасов. Да, металлургический завод всю войну снабжал и наши заводы: № 66, № 385, завод имени В. И. Ленина снарядной и ствольной сталью.
Довольно сложно сложилась военная судьба завода имени В. И. Ленина — самого крупного завода Златоуста в те годы. К началу войны завод имел металлургическое и прокатное производство, три инструментальных цеха (один из них — калибровый), прессовый цех, машиностроительный цех, цех выпуска топоров, киркомотыг и т. д. На оборону уже работали пять цехов: четыре снарядных цеха и цех выпуска холодного оружия. Цикл производства снарядных корпусов был законченным — от прессовых операций до погрузки и отправления на заряжание. До войны завод производил снаряды калибром 122 мм, 107-мм пехотную мину и 45-мм бронебойный снаряд. Так что на заводе уже сложились свои традиции, свое отношение к производству снарядов, свои рабочие и инженерно-технические кадры.
Больше всего в годы войны (1941—1945) завод изготовил 45-мм бронебойных снарядов — 6.082.799 штук, в т. ч. 2.149.500 — подкалиберных; 57-мм снарядов — 150.050 штук; 76-мм — 1.054.800; 100-мм — 556.508; 122-мм —4.365.068. Надо отметить, что производство снарядов является очень металлоёмким. Только на изготовление вышеназванных типов снарядов было израсходовано 133,3 тыс. тонн металла.
О больших возможностях завода говорит и тот факт, что если в первую половину 1941 года было изготовлено всего 513.890 снарядов, то во вторую половину — 1971615, т. е. в 3,8 раза больше, а выпуск снарядов для сухопутной артиллерии в стране во второй половине 1941 года вырос в 2,5 раза.
Для увеличения выпуска оборонной продукции на заводе в 1941—1942 годах был расширен термический цех, создан новый снарядный цех, укомплектованный оборудованием эвакуированного из Днепропетровска завода, сдана в эксплуатацию первая очередь штамповочного цеха, в мартеновском цехе начала работать новая электропечь системы Грамолина. В апреле 1943 года вступил в строй новый прессовый цех. Через месяц он достиг максимальной производительности. Ввод нового прессового цеха позволил заводу увеличить выпуск 122-мм снаряда в два раза.
Планы выпуска снарядов были очень жесткими и иногда даже завышенными. Особенно тяжёлым и для страны и для завода был 1942 год. В тот год выпуск снарядов калибра 122-мм и 120-мм стальной мины помесячно планировался Государственным Комитетом Обороны. И не случайно, в этот тяжёлый год больше всего было изготовлено корпусов снарядов и мин — более 4,5 млн. штук.
Но выпуском снарядов не ограничивалась деятельность завода. В 1942 году завод осваивает выпуск армейских ножей («черных ножей»), в тот год их было изготовлено 261 тысяча штук, а в 1943 году — 388885.
На заводе был мартеновский цех, имевший две мартеновских печи мощностью 20 тонн и три электропечи мощностью в одну тонну. Завод выпускал сталь, прокат, калибровую сталь. Потребители — сам завод, заводы Наркомата авиационной промышленности, заводы Златоуста. В городском архиве хранится интересная телеграмма в адрес завода от 27 июля 1942 года: «…[для] выполнения особого задания [по выпуску автомата] ППШ прокатайте и отгрузите конструкционной углеродистой стали … заводу 385 июльскую норму 17 тн». Подписали: Берия, Тевосян. Да, завод № 385 в 1942 году действительно изготовлял пистолет пулемёт Шпагина (ППШ-41). Кроме того, по заказу Наркомата миномётного вооружения в 1943 году для часовых заводов было выплавлено две плавки стали «Элинвар» с последующей обработкой до изготовления волосков. Сталь «Элинвар» ранее в Советском Союзе не изготовлялась, её ввозили из-за границы. Кроме данной марки стали для часовщиков металлурги освоили выплавку и прокат легированной марки стали У7ВА. И последнее, говоря о фронтовой продукции завода надо отметить, что он отправлял в армию большое количество шанцевого инструмента, особенно нужного в инженерных войсках.
Несколько иначе сложилась военная история новых заводов города: завода № 54, а с прибытием эвакуированного из Тулы завода — № 66 (машиностроительного завода) и завода № 385 (станкостроительного завода). Оба завода находились в ведении Наркомата вооружения СССР.
Оборудование завода № 66, прибывшего из Тулы, разместили в механосборочном корпусе, всю осень в нем не было тепла, и только с пуском 1 октября 1941 года котельной для работы были созданы необходимые условия. В первой половине октября заканчиваются все строительно-монтажные работы в механосборочном корпусе, строительство которого продолжалось около трех лет. Из привезенных из Тулы деталей начали сборку пулемёта «Максим», авиационной пушки, и в конце года — крупнокалиберного пулемёта.
Осенью 1941 года директором завода стал Б. М. Пастухов, в мае 1942 года его сменил А. А. Томилин. И именно под его руководством в 1942—1943 годах была проделана большая работа по увеличению выпуска пулемёта «Максим» и авиационной пушки — главной и неизменной продукции завода в дни войны. В военную пору — декабрь 1941—1945 год — завод выпустил 89806 пулемётов «Максим» (с 1945 года они были сняты с производства) и 41859 авиационных пушек. О том, как нужна была продукция завода фронту, рассказывает в своих воспоминаниях конструктор-технолог завода № 66 Василий Федорович Миронов, в последствие главный конструктор завода № 385: «Я очень хорошо помню фронтовые вахты конца 1941—начала 1942 года. Обычно эти вахты у нас попадали к тому моменту, когда на замерзший городской пруд совершал посадку военный самолёт, прибывший с фронта за авиационными пушками. На самолёт обычно грузили 18 штук. И вот здесь вступал в действие патриотический долг — собрать эти 18 пушек сверх программы. И собирали».
За годы войны завод № 66 выпустил 41.859 пушек, иными словами половина штурмовиков были вооружены златоустовскими пушками.
Если завод № 66 знаменит своими пулемётами и авиационными пушками, то его сосед, завод № 385, — автоматами Шпагина, крупно-калиберными пулемётами, противотанковыми ружьями, пулемётами Горюнова. У этого завода не было постоянной продукции. С первых дней 1942 года он приступил к выпуску самозарядной винтовки Токарева, но её выпуск был вскоре прекращен и заводу поручили изготовление пистолета-пулемёта Шпагина (ППШ-41). В течение 1942 года было выпущено 18.603 автомата. Отработали технологию, сделали оснастку, и производство автомата передали на другой завод. А заводу поручили освоить выпуск противотанкового ружья системы Дегтярева. Выпускали ПТРД в 1943—1944 годах, изготовили 12.553 ружья. И опять производство прекратили. А в 1944 году заводу поручили изготовление нового пулемёта системы Горюнова, пришедшего на смену старому «Максиму». Его производство освоили в 1944 году. В тот год изготовили 3.755 штук, а в 1945 — уже 9.848, т. е. в 2,6 раза больше.
Заводы № 66 и № 385, так или иначе, в 1941—1942 годах получали новые здания, а вот часовой завод, выпускающий оборонную продукцию: танковые и авиационные часы, детали к снарядам, оказался в очень тяжелом положении.
Несмотря на тяжёлые производственные условия и молодые кадры, завод за годы войны выпустил для танковой и авиационной промышленности, Военно-Морского Флота 303.263 часовых механизма, а ещё 14.494.940 деталей для боеприпасов.
Было в городе и ещё одно оборонное предприятие — швейная фабрика. Небольшое предприятие: в 1941 году здесь работало всего 215 человек, в 1945 — 575. Выпускала фабрика очень нужную оборонную продукцию: обмундирование для солдат и офицеров, для госпиталей — нательное и постельное белье, пилотки, погоны. Да, погоны, и начали их шить ещё в декабре 1942 года, т. е. за месяц до введения новых знаков различия — погон — для личного состава Красной Армии. Более миллиона солдат и офицеров в дни войны надели обмундирование, сшитое на Златоустовской швейной фабрике.
10 июля 1941 года газета «Правда» писала: «У нас не может быть теперь «мирных предприятий». Каждый завод, каждая фабрика должны работать для военных нужд». И все предприятия Златоуста в годы войны стали военными предприятиями.
Железнодорожники Златоуста… Они не только перевозили военные грузы, но и сами изготовляли боевую технику. Так, рабочие паровозного депо станции Златоуст при поддержке предприятий города приступили к строительству бронепоезда. 17 декабря 1941 года бюро Златоустовского горкома ВКП(б), рассмотрев ход строительства, обязало коммунистов и руководителей депо закончить изготовление первого бронепоезда к 20 декабря. Бронепоезд был построен, ему присвоили имя «Большевик Урала». Он отбыл на Северо-Западный фронт. А коллектив вагонного участка в 1942 году изготовил банно-дезинфекционный поезд. Все эти работы были для железнодорожников сверхплановыми, и проводились в условиях резкого увеличения грузопотока.
Пословицы и поговорки о труде:
Человек
рожден для труда
Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда
Что
потрудился, то и поел
Воля
и труд дивные всходы дают
Не
потрудиться, так и хлеба не добиться
Кто
хорошо трудится, тому есть чем хвалиться
Труд
человека кормит, а лень портит
Наше
счастье в общем труде
Кто
трудиться, тот и пользуется
Без
труда нет добра
Без
труда меду не едят
Трудовая
денежка — мозольная
Труд
кормит и одевает
Не
замочив рук, не умоешься
Вразумись
здраво, начни рано, исполни прилежно
Не
разгрызть ореха — не съесть и ядра
Встанешь
пораньше — шагнешь подальше
Без
хорошего труда нет плода
Не
разбивши яиц, не сделаешь яичницы
Елена Панова -Синченко
Тащил мальчишка ящик со снарядами,
В семье за главного - ведь папка на войне,
Кусочком хлеба мамку он порадует,
Сам кашу ел - достаточно вполне.
В столовой заводской паек, как взрослому -
Не сытно, но не будет голодать.
Как горько сознавать, что дети посланы
На ящики, чтоб у станков стоять -
Без ящиков к станкам не дотянуться...
Спина болит, и пальцы уж не гнутся.
Война пришла, трудились дети истово,
Для фронта, для Победы, наравне
Со взрослыми. Но каждый всё же выстоял,
И радовался памятной весне.
Пусть много лет прошло, но очень дорого,
Для сердца то, что в памяти живет.
И званье "Трудовая доблесть города"
Пусть с гордостью мальчишка тот несет.
И пусть его прекрасные потомки,
Кричат: "Ура!" по Златоусту громко.
Песня о Златоусте.
Я люблю тебя, милый мой город,
В этот ясный, безоблачный день.
Слышу шумный и радостный говор
Дорогих и хороших людей.
Мой Златоуст, город труда,
Льeтся из уст песня моя.
Сталевары идут на работу,
Им подвластна кипящая сталь.
А в глазах их тепло и забота,
И зовущая синяя даль.
Мой Златоуст, город труда,
Льeтся из уст песня моя.
Небо ясное над Таганаем,
И зеркальна поверхность пруда.
Мест прекрасных немало мы знаем,
Но всe время влечeт нас сюда.
Мой Златоуст, город труда,
Льeтся из уст песня моя.
Всe мне дорого здесь и знакомо:
Дым заводов и шум площадей.
Так расти и цвети ты спокойно,
Город славных, хороших людей.
Мой Златоуст, город труда,
Льeтся из уст песня моя.
сл. В. Дербенeв
муз. Ю. Филиппова
Дидактические игры:
Дидактическая игра «Предприятия г.Златоуста»
Цель:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о роли и значимости родного города в экономическом развитии страны, о его промышленных предприятиях, их районной принадлежности, их взаимосвязями и значением для жизни города;
- расширение знаний о предприятиях города и их назначении;
- расширение знаний о профессиях предприятий, для чего нужны эти профессии;
- закреплять умение находить изображение по описанию, отвечать на вопросы;
- расширять ориентировку в окружающем.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, память, умение соотносить текст с изображением;
- развивать речевую активность детей, умение рассказать о продуктах производства предприятия, о профессиях.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости, сопричастности, уважения и любви к родному городу, к своей стране.
У этой игры несколько вариантов ответов:
1-ый вариант
Играют 3-6 игроков. У каждого игрока карточка с изображением одного из предприятий города. Игроку предлагается ответить на вопрос: "В каком районе города находится это предприятие". Ведущий достает из конверта по одной карточке с изображением продукции предприятия. Игрок закрывает пустой квадрат, если продукция производится этим предприятием. Ребенок, закрывший все пустые квадраты, рассказывает о значении этого предприятия в жизни города и страны.
2-ой вариант
Ведущий рассказывает о предприятии, не называя его. Выигрывает тот, кто первым догадался, о каком предприятии идет речь, и называет район города в котором он находится.
3-ий вариант
Ведущий называет предприятие, игроки рассказывают о нем: в каком районе расположено предприятие, его историю, продукты труда, профессии данного производства, о значении продукции в жизни города.
4-ый вариант
Ведущий выкладывает карточки с изображением продукции предприятия, дети рассказывают, на каком предприятии выпускается эта продукция, в каком районе оно расположено, о значении продукции в жизни города и страны, о профессиях данного производства.
![]()
Дидактическая игра «Угадай – ка»
Дидактические задачи:
- Закреплять знания о предприятиях г. Златоуста
- Развивать память, речь, внимание, мышление
- Воспитывать любовь к родному городу
Материал: карточки с изображением предприятий г. Златоуста; папка с прорезанными отверстиями для открытия части картинки; фишки.
Игровые правила: игроки должны угадать предприятие по фрагментам его изображения. За правильные ответы получают фишки с гербом города.
Ход игры: принимают участие от 2- х и более детей. Ведущий помещает карточку с изображением предприятия в специальную папку. Частично открывает изображение. Тот, кто первый угадает, как называется предприятие, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Усложнение: можно получить дополнительные фишки, если назвать в каком районе находится данное предприятие.
Выигрывает
тот участник, у кого по окончании игры больше фишек.
Возраст детей: 5-7 лет
Дидактическая игра:«Узнай по силуэту»
Дидактические задачи:
-Закреплять представления о внешнем облике скульптурного убранства г. Златоуста
-Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, воображение, внимание, наблюдательность.
-Воспитывать любовь к родному городу
Материал: Иллюстрации с цветным изображением памятников г. Златоуста, карточки с изображением силуэтов памятников.
Игровые правила: игроки должны подобрать силуэт памятника. Соответствующий цветному изображению.
Ход игры: Принимаю участие от 1 и более детей.
Предлагается рассмотреть и назвать цветное изображение памятника. Выбрать из предложенных вариантов силуэт, соответствующий цветному изображению
Усложнение:
Составить небольшой рассказ о памятнике или скульптуре.
Вариант игры: угадать памятник по силуэту и назвать, в честь кого он установлен.
Возраст детей: 5-7 лет.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Дидактические задачи:
- Формировать представления о родном городе;
- Закреплять знания о памятниках города;
-Развивать у детей ориентироваться на карте – схеме;
- Воспитывать у детей интерес к родному городу.
Материалы: Карта- схема города, кубик, фишка.
Игровые правила: игроки должны правильно назвать предприятие или памятник и место его расположения в городе.
Ход
игры: Принимают участие от 2- х и более детей. Игроки по
очереди кидают кубик и двигаются на столько шагов, сколько выпало на кубике.
Встав на кружок красного цвета необходимо назвать памятник или предприятие , и
в каком районе он находится.
Усложнение: назвать в честь кого установлен данный памятник. Возраст детей: 5 – 7 лет.
Дидактическая игра
«Собери из частей целое»
Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о памятниках, воспитывать любовь к малой Родине.
1.Вариант
Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.
Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.
Ход игры.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12)
2.Вариант
«Что напутал художник?»
Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку, найти неправильный фрагмент.
Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.
Ход игры.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети составляют картинку и находят неправильный фрагмент. Кто первым сложил картинку и нашел ошибку получает фишку. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12)
3.Вариант
«Знатоки Златоуста».
Игровые правила. По фрагменту открытки узнать достопримечательность.
Ход игры.
Дети делятся на две команды .Воспитатель предлагает по фрагменту открытки узнать достопримечательность и рассказать о ней.
Справившаяся команда получает фишку.
Фотоприложение:
Дидактические игры:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Работа с макетами:
![]()

Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.