Педагогический проект
у школьников с интеллектуальными нарушениями».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №17
городского округа – город Камышин
403877 ул. Текстильная д.2,
г. Камышин,
Волгоградская область.
Тел. 8 84457 28196
e-mail: skola17@bk.ru
Проект представляют
Дубровина Любовь Анатольевна, учитель музыки (89275150416).
Кравченко Виктория Евгеньевна, учитель – логопед (89275034380).
Содержание.
1. Обоснование необходимости проекта. …………………………..с. 3
2. Цель, задачи проекта. ……………………………………………..с. 4
3. Планирование реализации содержания проекта. ……. ………...с. 5
4. Основные формы и направления педагогической работы………с. 6 - 7
5. Описание содержания проекта. ………………………………….. с. 8 - 19
6. Участие родителей и других педагогов в реализации проекта….с 19
7. Эффективность предложенного проекта. ……………………….. с. 20
8. Дополнительные информационные источники. …………………с. 21
Приложения
№1. Анкета для обучающихся.
№2. Паспорт детского проекта «Игры наших бабушек и дедушек».
№3. Сценарий праздника «Нам года - не беда».
№4. Методическая разработка открытого интегрированного урока музыки и логопедического занятия «Игры бабушек, дедушек и наши» №5. Анкета для родителей.
№6. Мастер - класс «Подвижные русские народные игры» как средство социальной адаптации школьников с умственной отсталостью.
№7. Альбом «Игры наших бабушек и дедушек».
№8. Буклет «Игры наших бабушек и дедушек». №9. Трансляция опыта.(папка)
Обоснование необходимости проекта.
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.Сегодня главной целью специального коррекционного образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации детей с нарушением интеллекта.
Интеграция детей с легкой умственной отсталостью в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой как источниками развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.
Согласно требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в процессе социализации умственно отсталых школьников. Это умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; - говорить самому.
Социально-коммуникативное развитие учащихся происходит через игрукак ведущую детскую деятельность. Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в познавательную, творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Народные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.
В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Цель, задачи проекта. Цель проекта: создание условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством народных игр.
Задачи проекта:
• проведение анализа игровой деятельности умственно отсталых школьников, возможностей использования ими народных игр;
• изучение литературы по теме проекта, информации в сети Интернет;
• поиск оптимальных путей внедрения народных игр в условиях школы;
• определение приоритетных направлений работы по теме;
• создание материально-технической базы для реализации проекта; • повышение уровня компетентности родителей в области фольклорной игры;
• отработка механизмов оценки результатов проекта;
• обобщение и распространение материалов проекта.
Ключом к успешной деятельности, ресурсом благополучия будущей жизни ребенка является коммуникативная компетенция, ее формированию в проекте уделяется особое внимание.
Планирование реализации содержания проекта.
На подготовительном этапе реализации проекта, определив тему, проблему, цель и задачи проекта, намечаем основные направления работы в рамках проекта.
I этап – II полугодие 2014 – 2015уч.г. – поисково-ориентировочный:
ü анализ игровой деятельности детей с умственной отсталостью
(анкетирование);
ü анализ компетенции родителей в области народных игр(анкетирование);
ü поиск информации по направлениям народных игр;
ü поиск оптимальной модели внедрения игр в условиях школы;
ü определение приоритетных направлений работы по теме. II этап –2015-2016 уч.г.,2016-2017уч.г.,– основной:
ü разработка и осуществление сценариев народных праздников для детей с интеллектуальными нарушениями;
ü создание материально-технической базы для реализации проекта; ü реализация детского проекта «Игры наших бабушек и дедушек», проведение урока-защиты;
ü представление проекта в реабилитационном центре;
ü представление детского проекта на конкурсе «Радуга» в рамках V межрегиональной с международным участием научно-методической конференции «Исследовательская работа и креативный потенциал учительско - ученических групп» в г. Котово и на III региональной научнопрактической конференции «Я-исследователь» обучающихся 1-4 классов образовательных организаций Волгоградской области; ü разработка и реализация программы кружка «Задоринка»;
ü повышение уровня компетентности родителей в области фольклорной игры (семинар – практикум для родителей, консультации, совместные праздники, привлечение родителей для изготовления костюмов, атрибутов, декораций).
III этап – Март-апрель 2016 – 2017 уч.г. – аналитический (обобщающий):
ü отработка механизмов оценки результатов проекта;
ü обобщение и распространение материалов осуществления проекта (организация и проведение мастер классов для педагогов, участие в конференциях (на уровне школы, на муниципальном, региональном уровнях)).
Основные формы и направления педагогической работы.
Основными направлениями, по которым проводится работа по реализации проекта, являются нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Работа по нравственному воспитанию нацелена на формирование морально-этических установок, психологию общения, приобщения к общечеловеческим ценностям (дети активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в игровых ситуациях и условиях).
Эстетическое воспитание направлено на эмоциональное развитие младших школьников, развитие способности воспринимать достижения человеческой культуры, их традиции (развивается художественный вкус через песни, элементы ряженья, знакомство с народными промыслами).
Физическое воспитание призвано решать задачи поддержания физического и психического здоровья детей в условиях малоподвижного образа жизни. (играют важную роль в увеличении двигательной активностинародные игры, развивают основные физические качества: ловкость, равновесие, быстроту, основные движения: бег, прыжки и др.) Воспитательная работа со школьниками организуется в групповых и индивидуальных формах.
Групповые и массовые формы работы (занятия, конкурсы, вечера (посиделки), зрелищные мероприятия (праздники), работа кружка «Задоринка») направлены на обучение школьников общению и взаимопомощи.
Индивидуальная работа ведется с учетом особенностей личности каждого школьника, с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни. Она проводится на основе изучения личности каждого (учёт индивидуальных особенностей при распределении ролей в игре, подготовке к праздникам, степень участия в проекте «Игры наших бабушек и дедушек»). Индивидуальная работа предполагает:
• изучение индивидуальных особенностей и социально-психологической направленности личности ребёнка;
• выбор и использование средств психолого-педагогического воздействия;
• проведение бесед;
• дачу личных поручений с учетом интересов и склонностей школьника и педагогической целесообразности;
• осуществление личного контроля за поведением, выполнением поручений.
В своей работе мы используем следующие методы:
- словесный; - наглядный;
- практический.
Словесный метод:
- рассказы об игре, её правилах;
- объяснение значений старинных слов;
- беседы с элементами диалога;
- вопросы - ответы;
- заучивание текста народных игр.
Наглядный метод:
- рассматривание иллюстраций к играм;
- рассматривание предметов старинной утвари, мебели; - рассматривание костюмов; - показ презентаций. Практический метод:
- проведение игр;
- изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;
- проведение праздников и развлечений; - консультации для родителей;
- консультации для педагогов.
Содержание проекта.
Целевая аудитория. Проект «Народные игры – эффективное средство формирования коммуникативных навыков школьников с интеллектуальными нарушениями» ориентирован на обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данный проект является модулем педагогического проекта «Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью на основе ознакомления с традициями русского народа», который реализуется с 2013-2014 учебного года.
В рамках проекта проводились народные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Рябинник», «Кузьминки», «Жаворонки».
Ну, какие же праздники без игр? Это такие игры как «Плетень», «Карусели», «Горелки», «Ручеёк», «Золотые ворота» и многие другие.
Дети заметили, что многие из них повторяются из праздника в праздник, но есть и такие, которые проводятся только на Масленицу, Рождество и т.д.
С целью формирования представлений детей о народных играх и игрушках было организовано посещение музея «Игрушки наших бабушек».
ФОТО
После посещения музея дети получили задание: узнать, в какие игры играли их бабушки и дедушки.Ученики с дозированной помощью учителя провели сравнительный анализ результатов анкетирования своих их бабушек и дедушек.Опрос показал, что любимыми их играми были подвижные: горелки, салочки, лапта.
Анкетирование школьников. (Приложение 1.)
Результаты анкеты
показали, что в основном дети знакомы только с подвижными играми.
Так возникла идея проекта «Игры наших бабушек и дедушек». (Приложение 2.)
Дети нашли необходимую информацию по да нной теме в сети Интернет. Для реализации проекта разбились на 4 группы. Образовались следующие направления исследования: считалки, потешки, хороводные игры, подвижные игры и игры малой
подвижности. Дети решили вернуть своих их бабушек и дедушек в детство, пусть они поиграют в свои любимые игры. Проведённый в школе праздник ко дню пожилого человека «Нам года не беда» вызвал массу положительных эмоций у детей, их бабушек и дедушек. (Приложение 3.)
Заключительным этапом работы над детским проектом стал урок-защита.(Приложение 4.)
В рамках детского проекта проведеныосенние посиделки «Кузьминки», которые также сопровождались играми: хороводными, играми малой подвижности.
Дети подобрали материал для формирования каталога с описанием народных подвижных игр, а также для создания мини-книжек «Считалочки».
Проведен конкурс рисунков «Моя любимая народная подвижная игра».
Детский проект представлен на:
• семинаре-практикуме для родителей;
• конкурсе «Радуга» в рамках V межрегиональной с международным участием научно-методической конференции «Исследовательская работа и креативный потенциал учительско - ученических групп» в г. Котово;
• III региональной научно-практической конференции «Яисследователь» обучающихся 1-4 классов образовательных организаций Волгоградской области занял 3 место.
• В камышинском реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Во втором полугодии 2015 – 2016 учебного года было проведено анкетирование родителей. Анализ экспресс-опроса (Приложение 5.) родителей показал, что они не всегда готовы поддержать ребенка в фольклорной игре, так как не имеют представления и умения играть в данные виды игр.
Таким образом, встал вопрос о повышении уровня компетентности родителей в области фольклорной игры. Чтобы родители стали непосредственными участниками педагогического процесса, активно участвующих в жизни школы и в жизни своего ребенка, был разработан план пропаганды знаний о народных играх среди родителей:
• семинар– практикум для родителей«Играем в народные игры дома»,
• консультация для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»,
• совместные праздники,
• привлечение родителей для изготовления костюмов, атрибутов, декораций. Родительский коллектив стал главным заинтересованным лицом и помощником по приобщению детей к русской народной культуре способствующей развитию личностных качеств ребенка, раскрытию его творческого потенциала средствами фольклорной игры. Следующим этапом педагогического проекта «Народные игры – эффективное средство социализации школьников с интеллектуальными нарушениями» стала разработка программы кружка «Задоринка», работа которого проводится в режиме ГПД и позволяет постоянно закреплять и обновлять знания детей о народных играх.
В рамках проекта имеет место практика совместных игр старших школьников с младшими (на переменах, в режиме работы ГПД).
Проект «Народные игры – эффективное средство формирования коммуникативных навыков у школьников с интеллектуальными нарушениями» в рамках трансляции опыта был представлен:
• на методическом объединении учителей начальных классов (мастеркласс);
• на Региональном этапе международной ярмарки социальнопедагогических инноваций в г. Волгограде. (мастер-класс)
(Приложение 6.)
на фестивале методических служб образовательных учреждений образовательного кластера Волгоградского региона. (Камышинский научно-методический округ);
• на IV и V Международном научно-методическом семинаре
«Специальное и интегрированное образование: Организация. Содержание. Технологии» 5.11.2014г., 29 – 30.10.2015г. (Публикация в сборнике материалов V Международного научно-методического семинара.г. Волгоград. Издательство Волгоградского государственного университета. 2015г.);
• в XV-х Международных педагогических чтениях «Личностное развитие учащихся на уроках и во внеурочной деятельности: от теоретических моделей к эффективным практикам» г. Волгоград.
в международной научно-практической конференции «Идеи и опыт отечественной педагогики как фактор развития современного образования в России»06 апреля 2016 года, г. Волгоград.
• на семинаре «Внеурочная деятельность как одно из средств достижения планируемых результатов ФГОС» г. Камышин МБОУ СШ №8
• на расширенном педсовете «Педагогическое наследиеД.С. Лихачёвакак компас нравственныхориентиров воспитания детей с ОВЗ» 24.03.2016 г. В ГКСС УСО «Петроввальском доме-интернате для умственно отсталых детей»
на открытой научно-практической конференции
«ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ – ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ»
в секции «Истоки духовной культуры». Центр развития творчества детей и юношества «Спектр» городского округа-город Камышин
18.04.2017.
• на областном семинаре – практикуме в г.Фролово.
• на различных сайтах в сети Интернет.
Продукты проекта.
• Электронное пособие. «Народные игры – эффективное средство формирования коммуникативных навыков у школьников с интеллектуальными нарушениями».
• Альбом «Игры наших бабушек и дедушек».
• Буклет «Игры наших бабушек и дедушек».
• Мини–книжки «Считалочки».
Социальный эффект.
Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, приобретению в игре необходимых социальных навыков:
- сотрудничества;
- умения слушать и слышать;
- умения воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, говорить самому.
Участие родителей и других педагогов в реализации проекта.
Школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству. Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Это особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.
Такое взаимодействие реализует и представленный проект. Он предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках проекта (семинар – практикум для родителей, консультации для родителей,совместные праздники,привлечение родителей для изготовления костюмов, атрибутов, декораций.), а также, с другой стороны, участие педагогических работников (учителей, выполняющих функции классного руководителя, психологом и др.). Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.
Эффективность предложенного проекта.
Анализируя показатели уровня сформированностикоммуникативных УУД учащихся 1-4-х классов с интеллектуальными нарушениямиметодом наблюдения, мы видим устойчивую положительную динамику: итоговая диагностика показывает, что у 30 % учащихся коммуникативные УУД сформированы, систематически проявляются в практической деятельности, у 40% учащихся - сформированы, но проявляются в деятельности частично и лишь у 20 % учащихся показатели остались на прежнем уровне.
В результате диагностики с помощью теста Л. Михельсона (проведена психологом) было выявлено, что в группе стало больше на 20% учащихся, у которых преобладает компетентный тип поведения (40%), уменьшилось количество младших школьников с агрессивным типом на 10% и меньше на 10% - с зависимым типом коммуникативного поведения.
Следовательно, у большинства школьников (40%) с компетентным типом поведения можно отметить развитые коммуникативные УУД. Это значит, что у них стало меньше проблем в сфере общения, они умеют оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника, умеют обратиться к сверстнику с просьбой, оказать сочувствие, поддержку, умеют принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников, им стало легче вступить в контакт с одноклассниками.
Следовательно, реализация проекта по развитию коммуникативных УУД у подростков с ОВЗ является эффективной.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его методические и дидактические разработки могут использоваться в работе с детьми с ОВЗ для формирования УУД, прежде всего коммуникативных.
Проект имеет перспективу развития (масштабируемость, дополняемость). На основе этого проекта предполагается публикации, распространение опыта, в том числе и развитие виртуальной составляющей проекта с целью привлечения большего числа участников: воспитанников МБДОУ Дс №15.
Литература.
1. Зимина А.Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.
2. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.
4.Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.
5.Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное музыкальное творчество. М., Советский композитор. 1988.- 190с. http://tutmama.ru/igry/russkie-narodnye-dlya-detej.html http://5fan.ru/wievjob.php?id=8237
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.