Педагогический проект «Народные игры – эффективное средство формирования коммуникативных навыков у школьников с интеллектуальными нарушениями». Проект представили Дубровина Л.А., Кравченко В.Е.

  • pdf
  • 28.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала пед проект Народные игры.pdf

 

 

 

 

 

Педагогический проект

  «Народные игры – эффективное средство формирования  коммуникативных навыков  

у школьников с интеллектуальными нарушениями».

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  средняя школа №17

городского  округа –  город Камышин

 

403877  ул. Текстильная д.2,  

                      г. Камышин,

           Волгоградская область.

       Тел.    8 84457 28196    

e-mail: skola17@bk.ru

 

 

Проект представляют

 

Дубровина Любовь Анатольевна, учитель музыки  (89275150416).

 

Кравченко Виктория Евгеньевна, учитель – логопед (89275034380).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1.          Обоснование необходимости проекта.  …………………………..с.  3        

2.          Цель, задачи проекта.  ……………………………………………..с.  4

3.          Планирование реализации содержания проекта.  ……. ………...с.   5

4.          Основные формы и направления педагогической работы………с.  6 - 7

5.          Описание содержания проекта. ………………………………….. с.  8 - 19

6.          Участие родителей и других педагогов в реализации проекта….с   19 

7.          Эффективность предложенного проекта. ……………………….. с.  20

8.          Дополнительные информационные источники. …………………с.  21

Приложения

№1.   Анкета для обучающихся.

№2.   Паспорт детского проекта «Игры наших бабушек и дедушек».

№3.   Сценарий праздника «Нам года - не беда».

№4.    Методическая разработка открытого интегрированного урока музыки и    логопедического занятия «Игры бабушек, дедушек и наши» №5.   Анкета для родителей.

№6.  Мастер - класс «Подвижные русские народные игры» как средство социальной адаптации школьников с умственной отсталостью.

№7.   Альбом «Игры наших бабушек и дедушек». 

№8.   Буклет «Игры наших бабушек и дедушек». №9.   Трансляция опыта.(папка)

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование необходимости проекта.

 Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.Сегодня главной целью специального коррекционного образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации детей с нарушением интеллекта.

 Интеграция детей с легкой умственной отсталостью  в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой как источниками развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.

 Согласно   требованиям ФГОС одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.

 Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

 Овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в процессе социализации умственно отсталых школьников. Это умения:

-   сотрудничать;

-   слушать и слышать;

-   воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; - говорить самому.

 Социально-коммуникативное развитие учащихся происходит через игрукак ведущую детскую деятельность.   Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в познавательную, творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

 Народные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.

 В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

 

Цель, задачи проекта.        Цель проекта: создание условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством народных игр.  

Задачи проекта:

      проведение анализа игровой деятельности умственно отсталых школьников, возможностей использования ими народных игр;

      изучение  литературы по теме проекта, информации в сети Интернет;  

      поиск оптимальных путей внедрения народных игр в условиях школы;

      определение приоритетных направлений работы по теме;

      создание материально-технической базы для реализации проекта; повышение уровня компетентности родителей в области фольклорной игры;

      отработка механизмов оценки результатов проекта;

      обобщение и распространение материалов проекта.

 

Ключом к успешной деятельности, ресурсом  благополучия будущей жизни ребенка является коммуникативная компетенция, ее формированию в проекте уделяется особое внимание.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование реализации содержания проекта.

 

 На подготовительном этапе реализации проекта, определив тему, проблему, цель и задачи проекта, намечаем основные направления работы в рамках проекта.  

I этап – II полугодие 2014 – 2015уч.г. – поисково-ориентировочный:

ü    анализ     игровой      деятельности       детей          с        умственной        отсталостью

(анкетирование);

ü    анализ компетенции родителей в области народных игр(анкетирование);

ü    поиск информации по направлениям народных игр;

ü    поиск оптимальной модели внедрения игр в условиях школы;

ü    определение приоритетных направлений работы по теме. II этап –2015-2016 уч.г.,2016-2017уч.г.,– основной:

ü    разработка и осуществление сценариев народных праздников для детей с интеллектуальными нарушениями;

ü    создание материально-технической базы для реализации проекта; ü реализация детского проекта «Игры наших бабушек и дедушек», проведение урока-защиты;

ü    представление проекта в реабилитационном центре;

ü    представление детского проекта на конкурсе «Радуга» в рамках V межрегиональной с международным участием научно-методической конференции «Исследовательская работа  и креативный потенциал учительско - ученических групп» в г. Котово и на III региональной научнопрактической конференции «Я-исследователь» обучающихся 1-4 классов образовательных организаций Волгоградской области; ü разработка и реализация программы кружка «Задоринка»;

ü    повышение уровня компетентности родителей в области фольклорной игры (семинар – практикум для родителей, консультации, совместные праздники, привлечение родителей для изготовления костюмов, атрибутов, декораций).

III этап – Март-апрель 2016 – 2017 уч.г. – аналитический (обобщающий): 

ü отработка механизмов оценки результатов проекта;

ü обобщение и распространение материалов осуществления проекта (организация и проведение мастер классов для педагогов, участие в конференциях (на уровне школы, на муниципальном, региональном уровнях)).

 

 

 

 

 

 

 

Основные формы и направления педагогической работы.

 Основными направлениями, по которым проводится работа по реализации проекта, являются нравственное, эстетическое и физическое воспитание.  

 Работа по нравственному воспитанию нацелена на формирование морально-этических установок, психологию общения, приобщения к общечеловеческим ценностям (дети активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявляют положительные качества личности и управляют своими эмоциями в игровых ситуациях и условиях).

 Эстетическое воспитание направлено на эмоциональное развитие младших школьников, развитие способности воспринимать достижения человеческой культуры, их традиции (развивается художественный вкус через песни, элементы ряженья, знакомство с народными промыслами).

 Физическое воспитание призвано решать задачи поддержания физического и психического здоровья детей в условиях малоподвижного образа жизни. (играют важную роль в увеличении двигательной активностинародные игры, развивают основные физические качества: ловкость, равновесие, быстроту, основные движения: бег, прыжки и др.)  Воспитательная работа со школьниками организуется в групповых и индивидуальных     формах.

 Групповые и массовые формы работы (занятия, конкурсы, вечера (посиделки), зрелищные мероприятия (праздники), работа кружка «Задоринка») направлены на обучение школьников общению и взаимопомощи.  

 Индивидуальная работа ведется с учетом особенностей личности каждого школьника, с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни. Она проводится на основе изучения личности каждого (учёт индивидуальных особенностей при распределении ролей в игре, подготовке к праздникам, степень участия в проекте «Игры наших бабушек и дедушек»).  Индивидуальная работа предполагает:   

      изучение индивидуальных особенностей и социально-психологической направленности личности ребёнка;  

      выбор      и       использование     средств       психолого-педагогического воздействия;  

      проведение бесед;   

      дачу личных поручений с учетом интересов и склонностей школьника и педагогической целесообразности;   

      осуществление личного контроля за поведением,   выполнением поручений.

 

 

В своей работе мы используем следующие методы:

-   словесный;     - наглядный;

-   практический.

 

Словесный метод:

-   рассказы об игре, её правилах;

-   объяснение значений старинных слов;

-   беседы с элементами диалога;

-   вопросы - ответы;

-   заучивание текста народных игр.

 

Наглядный метод:

-   рассматривание иллюстраций к играм;

-   рассматривание предметов старинной утвари, мебели;     - рассматривание костюмов;     - показ презентаций. Практический метод:

-   проведение игр;

-   изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм;

-   проведение праздников и развлечений;     - консультации для родителей;

-   консультации для педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание проекта.

       

Целевая аудитория. Проект «Народные игры – эффективное средство формирования коммуникативных навыков школьников с интеллектуальными нарушениями» ориентирован на обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Данный проект является модулем педагогического проекта «Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся с умственной отсталостью на основе ознакомления с традициями русского народа», который реализуется с 2013-2014 учебного года.

 В рамках проекта проводились народные праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Рябинник», «Кузьминки», «Жаворонки».

 Ну, какие же праздники без игр? Это такие игры как «Плетень», «Карусели», «Горелки», «Ручеёк», «Золотые ворота» и многие другие.

 Дети заметили, что многие из них повторяются из праздника в праздник, но есть и такие, которые проводятся только на Масленицу, Рождество и т.д.

 С целью формирования представлений детей о народных играх и  игрушках было организовано посещение музея «Игрушки наших бабушек».

ФОТО

 После посещения музея дети получили задание: узнать, в какие игры играли их бабушки и дедушки.Ученики с дозированной помощью учителя провели сравнительный анализ результатов анкетирования своих их бабушек и дедушек.Опрос показал, что любимыми их играми были подвижные: горелки, салочки, лапта.

                     Анкетирование школьников. (Приложение 1.)

Результаты анкеты показали, что в основном дети знакомы только с подвижными играми.  

       Так возникла идея проекта «Игры наших         бабушек     и дедушек». (Приложение 2.) 

Дети        нашли необходимую информацию по да нной теме в сети Интернет. Для реализации  проекта разбились на         4        группы.      Образовались следующие        направления исследования:   считалки, потешки,       хороводные         игры, подвижные игры и игры малой

подвижности. Дети решили вернуть своих их бабушек и дедушек в детство, пусть они поиграют в свои любимые игры. Проведённый в школе праздник ко дню пожилого человека «Нам года не беда» вызвал массу положительных эмоций у детей, их бабушек и дедушек. (Приложение 3.)

Заключительным этапом работы над детским проектом стал урок-защита.(Приложение 4.)

 В рамках детского проекта проведеныосенние посиделки «Кузьминки», которые также сопровождались играми: хороводными, играми малой подвижности.

Дети подобрали материал для формирования каталога с описанием народных подвижных игр, а также для создания мини-книжек «Считалочки».

 

 

 

Проведен конкурс рисунков «Моя любимая народная подвижная игра».

 

 

Детский проект представлен на:

      семинаре-практикуме для родителей;

 

 

      конкурсе «Радуга» в рамках V межрегиональной с международным участием научно-методической конференции «Исследовательская работа  и креативный потенциал учительско - ученических групп» в г. Котово;

 

 

 

 

      III региональной научно-практической конференции «Яисследователь» обучающихся 1-4 классов образовательных организаций Волгоградской области занял  3 место.

 

      В камышинском реабилитационном центре для несовершеннолетних.

 

 

Во втором полугодии 2015 – 2016 учебного года было проведено анкетирование родителей. Анализ экспресс-опроса (Приложение 5.) родителей показал, что они не всегда готовы поддержать ребенка в фольклорной игре, так как не имеют представления и умения играть в данные виды игр.

 Таким образом, встал вопрос о повышении уровня компетентности родителей в области фольклорной игры. Чтобы родители стали непосредственными участниками педагогического процесса, активно участвующих в жизни школы и в жизни своего ребенка, был разработан план пропаганды знаний о народных  играх среди родителей:

      семинар– практикум для родителей«Играем в народные игры дома»,

      консультация для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»,

      совместные праздники,

      привлечение родителей для изготовления костюмов, атрибутов, декораций. Родительский коллектив стал главным заинтересованным лицом и помощником по приобщению детей к русской народной культуре способствующей развитию личностных качеств ребенка, раскрытию его творческого потенциала средствами фольклорной игры.  Следующим этапом педагогического проекта «Народные игры – эффективное средство социализации школьников с интеллектуальными нарушениями» стала разработка программы кружка «Задоринка», работа которого проводится в режиме ГПД и позволяет постоянно закреплять и обновлять знания  детей о народных играх.

В рамках проекта имеет место практика совместных игр старших школьников с младшими (на переменах, в режиме работы ГПД).

 

 

 

       

Проект «Народные игры – эффективное средство формирования коммуникативных навыков у  школьников с интеллектуальными нарушениями» в рамках трансляции опыта был представлен:

      на методическом объединении учителей начальных классов (мастеркласс);

 

      на Региональном этапе международной ярмарки социальнопедагогических инноваций в г. Волгограде. (мастер-класс)

(Приложение 6.)

 


на фестивале методических служб образовательных учреждений образовательного кластера Волгоградского региона. (Камышинский научно-методический округ);

 

 

      на IV  и V Международном научно-методическом семинаре

«Специальное и интегрированное образование: Организация. Содержание. Технологии»  5.11.2014г., 29 – 30.10.2015г. (Публикация в сборнике материалов V Международного научно-методического семинара.г. Волгоград. Издательство Волгоградского государственного университета. 2015г.);

 

      в XV-х Международных педагогических чтениях «Личностное развитие учащихся на уроках и во внеурочной деятельности: от теоретических моделей к эффективным практикам» г. Волгоград.

 

в международной научно-практической конференции «Идеи и опыт отечественной педагогики как фактор развития современного образования в России»06 апреля 2016 года, г. Волгоград.

 

      на семинаре «Внеурочная деятельность как одно из средств достижения планируемых результатов ФГОС»   г. Камышин МБОУ СШ №8

 

 

      на расширенном педсовете «Педагогическое наследиеД.С. Лихачёвакак компас нравственныхориентиров воспитания детей с ОВЗ» 24.03.2016 г. В ГКСС УСО «Петроввальском доме-интернате для умственно отсталых детей»

на открытой научно-практической конференции

«ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ – ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ»

в секции «Истоки духовной культуры». Центр развития творчества детей и юношества «Спектр» городского округа-город Камышин

18.04.2017.

 

      на областном семинаре – практикуме в г.Фролово.

 

 

      на различных сайтах в сети Интернет.      

          

Продукты проекта.

      Электронное пособие. «Народные игры – эффективное средство формирования  коммуникативных навыков у школьников с интеллектуальными нарушениями».

      Альбом «Игры наших бабушек и дедушек».

      Буклет «Игры наших бабушек и дедушек».

      Мини–книжки «Считалочки».

 

Социальный эффект.

 Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, приобретению в игре необходимых социальных навыков:


-   сотрудничества;

-   умения слушать и слышать;

-   умения воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, говорить самому.

 

Участие родителей и других педагогов в реализации проекта.

 Школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.  Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях,  а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Это особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.

 Такое взаимодействие реализует и представленный проект.  Он предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках проекта (семинар – практикум для родителей, консультации для родителей,совместные праздники,привлечение родителей для изготовления костюмов, атрибутов, декораций.), а также, с другой стороны, участие педагогических работников (учителей, выполняющих функции классного руководителя, психологом и др.). Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.

Эффективность предложенного проекта.

Анализируя показатели уровня сформированностикоммуникативных УУД учащихся 1-4-х классов с интеллектуальными нарушениямиметодом наблюдения, мы видим устойчивую положительную динамику:  итоговая диагностика показывает, что у 30 % учащихся коммуникативные УУД сформированы, систематически проявляются в практической деятельности, у 40% учащихся  - сформированы, но проявляются в деятельности частично и лишь у 20  % учащихся показатели остались на прежнем уровне.

В результате диагностики с помощью теста Л. Михельсона (проведена психологом) было выявлено, что в группе стало больше на 20% учащихся, у которых преобладает компетентный тип поведения (40%), уменьшилось количество младших школьников  с агрессивным типом на 10% и меньше на 10% - с зависимым типом коммуникативного поведения.  

Следовательно, у большинства школьников (40%) с компетентным типом поведения можно отметить развитые коммуникативные УУД. Это значит, что у них стало меньше проблем в сфере общения, они умеют оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника, умеют обратиться к сверстнику с просьбой, оказать сочувствие, поддержку, умеют принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников, им стало легче вступить в контакт с одноклассниками.

Следовательно, реализация проекта  по развитию коммуникативных УУД  у подростков с  ОВЗ является эффективной.   

Практическая значимость проекта заключается в том, что его методические и дидактические разработки могут использоваться в работе с детьми с ОВЗ для формирования УУД, прежде всего коммуникативных.

 

Проект имеет перспективу развития (масштабируемость, дополняемость). На основе этого проекта предполагается публикации, распространение опыта, в том числе и развитие виртуальной составляющей проекта с целью привлечения большего числа участников: воспитанников МБДОУ Дс №15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.   Зимина А.Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.

2.   Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.

3.   Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.

4.Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.

5.Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное музыкальное творчество. М., Советский композитор. 1988.- 190с. http://tutmama.ru/igry/russkie-narodnye-dlya-detej.html http://5fan.ru/wievjob.php?id=8237