муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Суджанского района Курской области
Паспорт проекта
«Народы России и мира»
Составила:
старший воспитатель
МКДОУ «Детский сад №7»
Ильина Р.М.
Паспорт проекта «Народы России и мира»
Вид проекта: информационно – практический, коллективный
Продолжительность: средней продолжительности, со2 апреля по 28 апреля 2018 года
Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности детей 6 – 7 лет, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, тренер по ФИЗО.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность проекта
Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было только западным или только восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала, влияние и той и другой стороны. Историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. В обоих случаях находят какие-то общие черты.
Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей. Россия выступала перед лицом Запада представителем культуры Востока, а перед Востоком – представителем культуры Запада. В тоже время, по своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 160 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Двадцать два народа, насчитывающие более 1 млн. человек, 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек, на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны.
Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные, о численности народов России.
Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».
Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением.
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.
Цель проекта:воспитание у детей чувство уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, мира, чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
Задачи:
-углубить и уточнить представления о Родине — России;
-формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
-закрепить и расширить представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;
-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
-формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
-обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России;
-познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;
-воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; -приобщать к истокам русской народной культуры;
-формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
-развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
Предполагаемый результат:
-Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
-Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми и сверстниками других национальностей.
-Проявление внимания и уважения к людям разных национальностей.
-Пополнение знаний о народах России, о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
-Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
-Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Деятельность родителей (законных представителей) в реализации проекта:
-беседы с детьми;
-чтение произведений художественной литературы, народного фольклора;
-рассматривание иллюстраций;
-совместное детско – родительское творчество.
Деятельность воспитателя в реализации проекта:
-разработка конспектов образовательной деятельности;
-организации экскурсий, прогулок, наблюдений;
-проведение бесед, подбор произведений художественной литературы;
-оформление выставок детских работ, папок – передвижек;
-разработка рекомендаций для родителей (законных представителей).
Мотивационный этап:
-создание проблемной ситуации для постановки проблемы;
-стимулирование интереса детей к теме проекта
Проблемно – деятельностный этап:
Организованная деятельность в разных видах детской деятельности |
Организованная деятельность в режимных моментах |
Самостоятельная деятельность детей в условиях РППС |
Взаимодействие с родителями |
-организация и проведение образовательной деятельности разного вида; -беседы; -дидактические и подвижные игры; -чтение; -слушание музыки
|
-прогулки; -наблюдения; -экскурсии; -рассматривание |
-рассматривание иллюстраций; -дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры; -продуктивная деятельность
|
-анкетирование; -консультации; -рекомендации; -совместные выставки |
Творческий этап:
-оформление материалов проекта;
-создание альбома «Национальные деревья»;
-подготовка презентации проекта.
Планирование совместной деятельности
детей и взрослых по реализации проекта
Формы организации |
Содержание |
Образовательная деятельность |
-«Познавательное развитие» - ознакомление с окружающим миром: -«Путешествие по России»; -«Москва – столица нашей Родины»; -«Знакомство с храмами России»; -«Русский национальный костюм»; -«Суджа – моя малая Родина; -«Художественно – эстетическое развитие» - рисование: -«Дерево - символ России»; -«Дорога к храму»; -«Русский сарафан»; -«Национальный дом» -«Художественно – эстетическое развитие» - аппликация: -«Пасхальные куличи»; -«Художественно – эстетическое развитие» -лепка: -«Суджанская глиняная игрушка – свистулька»; -«Речевое развитие» - художественная литература: -«Чтение произведений малых форм народного фольклора»; -«Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасна»; -«Чтение сказки народов Кавказа «Голубой ковер»; -«Чтение сказки народов Севера «Тала – медведь и великий колдун» |
Целевые прогулки, наблюдения, экскурсии |
-экскурсия в музей города; -целевая прогулка в парк; -наблюдения за деревьями; -экскурсия по городу |
Беседы |
-«Символика России»; -«Государственные праздники России»; -«Русская изба»; -«Народные и православные праздники»; -«Национальные костюмы»; -«Национальные жилища»; -«Мудрости народов мира»; -«Что общего в играх разных народов?» |
Дидактические игры и упражнения |
-«Угадай сказку»; -«Найди символику России»; -«Найди костюм народа»; -«Найди жилище» |
Сюжетно – ролевые игры |
-«Русская семья»; -«Дочки – матери» |
Подвижные игры |
русские народные игры: -«Салки»; -«Горелки»; -«Краски»; -«Прокати яйцо», «Донеси яйцо»; -«Догонялки»; -«Гори ясно»; -«Ворон»; -«Сова»; игры народов Кавказа: -«Захватить рукой» (Давлаоба); -«Ходьба по ухабам» (Хурхеваоба). игры народов Севера и Сибири: -«Волк и зайцы»; -«Деревянные рога» |
Чтение |
-знакомство с малыми фольклорными жанрами русского народа; Русские народные сказки: - «Семь Семионов – семь работников»; - «Маша и медведь»; - «Иван крестьянский сын и Чудо Юдо»; -«Царевна – лягушка»; -«Морозко»; -«Морской царь и Василиса премудрая»; -«Снегурочка»; -«Волшебное колечко»; художественная литература народов Кавказа: -сказка «Старик – гость». художественная литература народов Севера и Сибири: -ненецкая сказка «Кукушка»; |
Рассматривание |
-просмотр презентации «Светлая Пасха»; -иллюстраций к сказкам; -репродукций к сказкам Васнецова В.М. |
Другие формы работы с детьми |
-проведение тематического утренника «Пасха»; -слушание народной музыки народов Кавказа; -слушание музыки народов Севера России; -просмотр мультипликационных фильмов по сказкам разных народов: -кукольный театр по сказкам |
Работа с родителями |
-анкетирование родителей по теме проекта; -памятки для родителей: «Что читать детям дома», «Расскажите о семье»; -выставка совместных рисунков детей и родителей:-«Русские народные сказки»; -«Костюмы народов мира»; -консультации: -«Влияние народного творчества на развитие личности детей»; -«Мы такие разные»; |
Список использованной литературы:
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.;
Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.;ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с.;
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.