Педагогический проект "Народы России и мира" для детей старшего дошкольного возраста
Оценка 5

Педагогический проект "Народы России и мира" для детей старшего дошкольного возраста

Оценка 5
docx
10.02.2020
Педагогический проект "Народы России и мира" для детей старшего дошкольного возраста
ПРОЕКТ-Народы России и мира.docx

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Суджанского района Курской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

«Народы России и мира»

 

 

 

Составила:

старший воспитатель

МКДОУ «Детский сад №7»

Ильина Р.М.

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта «Народы России и мира»

Вид проекта: информационно – практический, коллективный

Продолжительность: средней продолжительности, со2 апреля по 28 апреля 2018 года

Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности детей 6 – 7 лет, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, тренер по ФИЗО.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Актуальность проекта

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было только западным или только восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала, влияние и той и другой стороны. Историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. В обоих случаях находят какие-то общие черты.

Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей. Россия выступала перед лицом Запада представителем культуры Востока, а перед Востоком – представителем культуры Запада. В тоже время, по своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше 160 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Двадцать два народа, насчитывающие более 1 млн. человек, 30 народов численностью от 100 тыс. до 1 млн. человек, на долю остальных нескольких десятков народов приходится только 0,4% населения страны.

Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные, о численности народов России.

 Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».

Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением.

Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте.

Цель проекта:воспитание у детей чувство уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, мира, чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Задачи:

-углубить и уточнить представления о Родине — России;

-формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);

-закрепить и расширить представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;

-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;

-формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;

-обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России;

-познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека;

-воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; -приобщать к истокам русской народной культуры;

-формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

-развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.

Предполагаемый результат:

-Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

-Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми и сверстниками других национальностей.

-Проявление внимания и уважения к людям разных национальностей.

-Пополнение знаний о народах России, о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.

-Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.

-Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

Деятельность родителей (законных представителей) в реализации проекта:

-беседы с детьми;

-чтение произведений художественной литературы, народного фольклора;

-рассматривание иллюстраций;

-совместное детско – родительское творчество.

Деятельность воспитателя в реализации проекта:

-разработка конспектов образовательной деятельности;

-организации экскурсий, прогулок, наблюдений;

-проведение бесед, подбор произведений художественной литературы;

-оформление выставок детских работ, папок – передвижек;

-разработка рекомендаций для родителей (законных представителей).

Мотивационный этап:

-создание проблемной ситуации для постановки проблемы;

-стимулирование интереса детей к теме проекта

Проблемно – деятельностный этап:

Организованная деятельность в разных видах детской деятельности

Организованная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей в условиях РППС

Взаимодействие с родителями

-организация и проведение образовательной деятельности разного вида;

-беседы;

-дидактические и подвижные игры;

-чтение;

-слушание музыки

 

-прогулки;

-наблюдения;

-экскурсии;

-рассматривание

-рассматривание иллюстраций;

-дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;

-продуктивная деятельность

 

-анкетирование;

-консультации;

-рекомендации;

-совместные выставки

Творческий этап:

-оформление материалов проекта;

-создание альбома «Национальные деревья»;

-подготовка презентации проекта.

Планирование совместной деятельности

детей и взрослых по реализации проекта

Формы организации

Содержание

Образовательная деятельность

-«Познавательное развитие» - ознакомление с окружающим миром:

-«Путешествие по России»;

-«Москва – столица нашей Родины»;

-«Знакомство с храмами России»;

-«Русский национальный костюм»;

-«Суджа – моя малая Родина;

-«Художественно – эстетическое развитие» - рисование:               -«Дерево - символ России»;

-«Дорога к храму»;

-«Русский сарафан»;

-«Национальный дом»

-«Художественно – эстетическое развитие» - аппликация:

-«Пасхальные куличи»;

-«Художественно – эстетическое развитие» -лепка:

-«Суджанская глиняная игрушка – свистулька»;

-«Речевое развитие» - художественная литература:

-«Чтение произведений малых форм народного фольклора»;

-«Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасна»;

-«Чтение сказки народов Кавказа «Голубой ковер»;

 -«Чтение сказки народов Севера «Тала – медведь и великий колдун»

Целевые прогулки, наблюдения, экскурсии

 -экскурсия в музей города;

-целевая прогулка в парк;

-наблюдения за деревьями;

-экскурсия по городу

Беседы

-«Символика России»;

-«Государственные праздники России»;

-«Русская изба»;

-«Народные и православные праздники»;

-«Национальные костюмы»;

-«Национальные жилища»;

-«Мудрости народов мира»;

-«Что общего в играх разных народов?»

Дидактические игры и упражнения

-«Угадай сказку»;

-«Найди символику России»;

-«Найди костюм народа»;

-«Найди жилище»

Сюжетно – ролевые игры

-«Русская семья»;

-«Дочки – матери»

Подвижные игры

русские народные игры:

-«Салки»;

-«Горелки»;

-«Краски»;

-«Прокати яйцо», «Донеси яйцо»;

-«Догонялки»;

-«Гори ясно»;

-«Ворон»;

-«Сова»;

игры народов Кавказа:

-«Захватить рукой» (Давлаоба);

-«Ходьба по ухабам» (Хурхеваоба).

игры народов Севера и Сибири:

-«Волк и зайцы»;

-«Деревянные рога»

Чтение

-знакомство с малыми фольклорными жанрами русского народа;

Русские народные сказки:

- «Семь Семионов – семь работников»;

- «Маша и медведь»;

- «Иван крестьянский сын и Чудо Юдо»;

-«Царевна – лягушка»;

-«Морозко»;

-«Морской царь и Василиса премудрая»;

-«Снегурочка»;

-«Волшебное колечко»;

художественная литература народов Кавказа:

-сказка «Старик – гость».

художественная литература народов Севера и Сибири:

-ненецкая сказка «Кукушка»;

Рассматривание

-просмотр презентации «Светлая Пасха»;

-иллюстраций к сказкам;

-репродукций к сказкам Васнецова В.М.

Другие формы работы с детьми

-проведение тематического утренника «Пасха»;

-слушание народной музыки народов Кавказа;

-слушание музыки народов Севера России;

-просмотр мультипликационных фильмов по сказкам разных народов:

-кукольный театр по сказкам

Работа с родителями

-анкетирование родителей по теме проекта;

-памятки для родителей: «Что читать детям дома», «Расскажите о семье»;

-выставка совместных рисунков детей и родителей:-«Русские народные сказки»;

-«Костюмы народов мира»;

-консультации:

-«Влияние народного творчества на развитие личности детей»;

-«Мы такие разные»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.;

Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.;ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с.;

Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).

Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.

Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.

С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)

Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.

 


 

Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Детский сад общеразвивающего вида №7» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Паспорт проекта «Народы России и мира»

Паспорт проекта «Народы России и мира»

Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные, о численности народов

Этнический состав населения страны непрерывно меняется, о чем свидетельствуют данные, о численности народов

Федерации, мира, чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей

Федерации, мира, чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей

Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы

Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы

Планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта

Планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта

Дидактические игры и упражнения -«Угадай сказку»; -«Найди символику

Дидактические игры и упражнения -«Угадай сказку»; -«Найди символику

Другие формы работы с детьми -проведение тематического утренника «Пасха»; -слушание народной музыки народов

Другие формы работы с детьми -проведение тематического утренника «Пасха»; -слушание народной музыки народов

Список использованной литературы:

Список использованной литературы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020