Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский профессионально-педагогический колледж»
Педагогический проект
По формированию элементарных математических представлений у детей 2-3 лет
на тему: «Первые шаги в математику»
Разработчик: Лифанова Татьяна Андреевна Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Курс 4, группа 440-з Форма обучения: заочная Руководитель: Рубахина Е.А. |
Пермь, 2021
Содержание
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
3 |
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА |
5 |
1.3. ПАСПОРТ ПРОЕКТА |
10 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
11 |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
12 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Актуальность проекта: на всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одно из центральных мест, т. к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития - один из важнейших разделов в развитии малышей. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Формирование математических представлений – одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста. Теория и методика формирования математических представлений представлена исследованиями А. В. Белошистой, Л. В. Занкова, А. М. Пышкало, Д. Д. Рыбдаловой, И.Ф. Шарыгина, Е.И. Щербаковой и других известных специалистов в этой области. Т. И. Бабаевой, А. К. Бондаренко и др. разработана система занимательных задач, дидактических игр, игр развлечений детей дошкольного возраста, направленных на эффективное формирование у них математических представлений.
Цель: Повысить интерес у детей и родителей к формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Формировать умение ориентироваться в расположении частей своего тела.
- продолжать формировать первичные математические представления, об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира ; форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
Развивающие:
развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;
-совершенствовать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
-развивать умения различать понятия «много», «один», «ни одного»;
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, интерес к конечному результату деятельности.
Участники: дети 2-3 лет.
Срок проведения: декабрь 2020
Вид проекта: практико-ориентированный
Тип проекта:
По количеству детей – коллективный
По времени проведения – краткосрочный
База исследования: ясли-сад «Сокровища нации», г. Пермь
Предполагаемый результат: улучшение уровня знаний дошкольников в области математики.
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный
Педагоги: Выбор темы, формулировка цели и задач, определение продукта проекта, изучение и анализ спец. литературы по теме, разработка плана реализации проекта, разработать перспективное планирование по работе с детьми.
Дети: Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию.
Родители: Принятие цели и задач проекта, вхождение в проблему, стимулирование активности детей.
2 этап – основной. Реализация проекта
Педагоги: реализация и контроль за осуществлением проекта
Дети: Формирование специфических знаний, участие в мероприятиях проекта
Родители: Оказание практической помощи, совместное с детьми участие в мероприятиях проекта, ведение фото.
3. Заключительный этап проекта:
Педагоги: Подготовка и проведение презентации проекта
Дети и родители: Представление продукта деятельности.
Цель этапа : Поможет выявить знания и возможности детей на определенном этапе.
1 неделя
Учить называть форму предметов
Трудовые поручения: работаем в уголке книги (ремонт, сортировка)
Игра «Шарики и кубики»
Закреплять умение различать и называть шар и куб
Приобщение к социокультурным ценностям (Дыбина тема 15 «Радио» стр. 36): побуждать составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм, определять обобщающее слово для группы предметов.
Игра: «Чья башня выше?» учить сравнивать башни, обозначать результаты сравнения словами шире, больше.
Игра «Большой – маленький»
Учить определять предметы по величине, используя при этом слова большой, маленький
Д.и. «Отгадай предмет» упражнять в назывании основных признаков предметов (цвет, форма, величина, строение)
Настольно-печатные игры: собери фигуру
Развивать логическое мышление
Подвижная игра «Кто дальше бросит снежок»
Упражнять в метании на дальность правой и левой рукой, учить определять расстояние словами ближе, дальше
2 неделя
Д.и. «Длинное – короткое» учить различать величину
Игра «Разноцветные фонарики»
Закреплять умение различать количество предметов, обозначая словами один, много, мало
Аппликация из геометрических фигур «Домик и дерево»
Учить составлять фигуру в определенной последовательности
Учить правильно определять фигуры
Д.и. «Кто где спрятался?» учить правильно использовать в речи пространственные предлоги «под», «над», «за», «в»
Подвижная игра «Бегите ко мне» учить ориентироваться в пространстве
Рисование «Справа как слева» освоение умений ориентироваться на листе бумаги
Игра «Найдем игрушки»
Учить понимать слова много, один, ни одного
Рисование кругов, квадратов и треугольников палочками на снегу.
3 неделя
Д.и. «Найди предмет» учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами
С.р.и. «Медведь и пчелы»
Учить отвечать на вопрос «Сколько?» словами один, много, ни одного
ФЭМП Помораева стр. 28, Игровое упражнение «Путешествие в мир геометрических фигур»
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Физическая культура «Чья дорожка длиннее?»
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине
Упражнения: «Где же наши ручки?», «Где же наши ножки?»,
Задачи закрепить умение ориентироваться в расположении частей собственного тела
Игры со снегом: постройка снежной крепости « У кого выше?»
Закрепить понятия «высокий», «низкий»
Д.и. « Подбери фигуру» закрепить представления о геометрических формах, упражнять в их назывании
Игровое упражнение «Докатим до ворот шар»
Учить обследовать форму круга осязательно- двигательным путем
Подвижная игра «Снежинки и ветер» - учить ориентироваться на местности
Игры со снегом: строим высокую и низку арку – учить определять высоту, обозначать результат сравнения словами «высокий», «низкий»
4 неделя
Д.и. «Три квадрата» научить соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: большой, маленький, средний
Игра со строительным материалом «Построим магазин».
Задачи: развивать конструктивные умения детей; закреплять в речи название деталей; развивать моторику
Продуктивная деятельность (рисование) «Светит солнышко» Комарова, стр. 81
Задачи: учить передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиям.
Познавательный рассказ «Такие разные шишки» учить определять размер шишек.
П.и. «С кочки на кочку» упражнять в прыжках попеременно на левой и правой ноге
Д.и. «Какие бывают фигуры» познакомить с новыми формами овалом, прямоугольником
Д.и. «Соберем бусы» формировать умение группировать геометрические фигуры
Настольно-печатные игры: собираем мозаику
Развивать моторику рук, воображение
П.и. « Трамвай» закрепить умение ориентироваться в пространстве относительно себя.
Игровое упражнение «Сделай как я» закрепить умение ориентироваться в расположении частей собственного тела
5 неделя
Д.и. «Соберем бусы» формировать умение группировать по двум свойствам ( цвету и форме, форме и величине, величине и цвету)
Игровое упражнение «Длинный – короткий»
Учить сравнивать два предмета по длине
Лепка коллективная работа «Медаль для папы» закреплять умение лепить предметы круглой формы, крепить их на основу.
Физическая культура «Кто дальше бросит мяч» учить определять пространственные отношения
Игровое упражнение «Волшебные дорожки»
Совершенствовать умение различать и называть плоские фигуры
П.и. «Филин и пташки»
учить ориентироваться в пространстве
Развлечение , Математическая вечеринка» закрепить знания детей по ФЭМП
Игра «Ручка правая, ножка левая» учить различать правую и левые стороны
П.и. «Поймай комара» учить энергично подпрыгивать вверх, дотрагиваться до ориентира
Игровое упражнение «Какой фигуры не стало? Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры
База реализации проекта |
ясли-сад «Сокровища нации», г. Пермь |
Цель проекта |
Повысить интерес у детей и родителей к формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности. |
Задачи проекта |
Задачи: Обучающие: Формировать умение ориентироваться в расположении частей своего тела. Продолжать формировать первичные математические представления, об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира ; форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени; Развивающие: Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике; -Совершенствовать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; -Развивать умения различать понятия «много», «один», «ни одного»; Воспитательные: Воспитывать усидчивость, интерес к конечному результату деятельности. |
Адресная направленность проекта (участники проекта) |
Дети младшего дошкольного возраста и родители. |
Форма педагогического проектирования |
Практико-ориентированный, коллективный |
Зная, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра, я стала чаще использовать в своей работе разнообразные дидактические игры. Игра позволяет детям легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит их к началу обучения. Именно в процессе игры формируются навыки познавательной деятельности дошкольников, упражняется воля, раскрываются природные способности.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников немыслимо без использования занимательных игровых заданий, дидактических игр с математическим содержанием, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности.
В своей работе с детьми, я заметила, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении математических знаний, не у всех детей развито восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предмета, при проведении непосредственно- образовательной деятельности часто отвлекаются, не запоминают учебный материал. НОД по формированию элементарных математических представлений проводится 1 раз в неделю, что является недостаточным для закрепления полученных знаний.
Сформированы благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений. Дети проявляют познавательную активность, сравнивают, отражают результаты в речи. Имеют представление о количестве, форме, величине, цвете. При возникновении трудностей, с помощью взрослого, стараются преодолеть затруднительные ситуации
Также в группе было отмечено малое количеством пособий, игр и наглядно-дидактического материала математического содержания, что является недостаточным для закрепления знаний по математическому развитию детей группы.
Так же отмечу
что проект на тему "Первые шаги в математику" очень важен для
формирования математических представлений детей, и замечу что на достигнутом не стоит аостанавливаться а продолжать,
а в течении всего учебного года.
1. Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 336 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-192 с.
4. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей .- М.: Просвещение, 2002.-94с.
5. Касаткина Е.И., Иваненко С.С, Реуцкая Н.А, Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры - издательство Вологодского института развития образования, 2001.-46 с.
6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.
7. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» - СПб: Издательство «Союз», 2002. -336 с.
8. Красавина Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. -160 с.
9. Носова Е. А, Непомнящая Е. А. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие/ Авт. -сост. / (библиотека программы «Детство»). – СПб.: Акцидент, 1997. – 79с.
10. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. - Ростов н / Д: Феникс, 2005. -192с.
11. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. «ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!!» Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста, - М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
12.
Игры
и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста:
Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер
Приложение 1
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Содержание.
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет шавкой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Содержание.
Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.
После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.
Содержание. Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют, а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.
Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Содержание.
Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Содержание.
Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.
Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфе, говорит воспитатель
Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.
Содержание.
Кукла приносит фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.
Ход игры. Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки.
Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Содержание.
Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворениях, Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала
Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.
Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.
Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д. ), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.
Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку.кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец.
По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9 форм).
Цель: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.
Оборудование, «платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).
Ход игры. Воспитатель предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?»
После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает).
В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.
Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.
Оборудование. Разные игрушки.
Ход игры.
1-й вариант. Педагог сажает детей на стулья в ряд. Напротив, на полу на разном расстоянии от стульев лежат две игрушки. Двое детей ползут к игрушкам по сигналу педагога: один - к ближней, другой - к дальней. Остальные наблюдают. Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему один ребенок взял игрушку раньше и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая - близко. Игра повторяется с другой парой,
2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в разных направлениях: одна - прямо пред стулом, другая - напротив - по диагонали, третья - слева или справа Педагог, вызывая детей, обращает их внимание на то, где лежат игрушки. Задача каждого ребенка - определить направление, в котором надо ползти.
Цель: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.
Оборудование. Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др. ); подносики, наборное полотно.
Ход игры. Педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносики с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д. ) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.