МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Педагогический проект
по теме самообразования:
«Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»
Автор проекта: Темлякова О. С , воспитатель
участники: воспитанники младшей группы № 10
г. Югорск 2018 год
Паспорт проекта
Название проекта |
«Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника»
|
Автор проекта |
Темлякова Оксана Сергеевна, воспитатель
|
Вид проекта
|
Информационно – практико – ориентированный, долгосрочный, групповой.
|
Тип проекта по содержанию |
Педагогический проект по самообразованию
|
Целевая установка |
Основные целевые группы: 1. Дети младшей группы 2. Родители воспитанников 3. Педагоги |
Сроки реализации проекта |
Продолжительность проекта: 2 года. 2017 – 2018 учебный год, 2018 – 2019 учебный год. |
Актуальность |
Сказкотерапия – это уникальное средство развития ребёнка. Значение метода сказкотерапии в качестве средства развития речи детей неоценимо. Во-первых, дети любят сказки, легко запоминают их и с большим удовольствием пересказывают. Во-вторых, в возрасте 3 – 4 лет у большинства детей наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. |
Цель проекта |
Изучить и применить в работе с детьми приём сказкотерапии, позволяющий развивать речевые способности детей, пополнять их словарный запас, развивать выразительность и образность речи. |
Задачи проекта |
1) Повысить собственный уровень знаний путём знакомства с литературой по обозначенной теме, а также путём посещения других детских садов, где наработан опыт по теме самообразования; 2) Разработать перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами и специалистами; 3) Подобрать и провести диагностику с детьми на начало и конец учебного года с целью контроля за уровнем развития связной речи детей; 4) Организовать развивающую предметно – пространственную среду: а) оформить в группе «Книжный уголок», в котором будет содержаться информация о сказках, а также детские рисунки к сказкам; б) с целью стимуляции сюжетно-ролевой игры и развитием речи детей в процессе проведения такой игры оформить «Уголок ряжения»; 5) Разработать конспекты занятий по использованию сказкотерапии для развития речи детей; 6) Подготовить и провести консультацию и мастер-класс для педагогов МО, собрание для родителей по данной теме самообразования; 7) В целях распространения педагогического опыта разработать статью-отчёт по теме самообразования. |
Гипотеза |
Считаю, что в настоящее время, когда сказка совершенно незаслуженно отодвинута всеми на второе место после мультфильмов и компьютерных игр, использование метода сказкотерапии будет способствовать не только развитию связной речи детей-дошкольников, но и становлению ребёнка как личности. |
Методы реализации проекта |
В процессе реализации проекта использовались следующие методы: § Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по проблеме исследования; § Поиск информации в Интернете; § Наблюдение и сравнительно-сопоставительный анализ; § Обобщение. |
Ожидаемый результат |
При успешной реализации проекта будут решены следующие задачи: Дети будут более активными и внимательными. У детей будет богатое воображение и фантазия. Они научатся доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей будет более сплоченной, дети овладеют умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон. Разные формы рассказывания сказок позволят научить детей слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей товарищей и пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования. Обогатится лексический словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. При рассказывании сказок другим детям у дошкольников появится раскрепощеность, уверенность в себе, отсутствие страха. Накопится опыт общения со взрослыми и сверстниками. Дети овладеют умением анализировать положительные и отрицательные поступков. При реализации музыкотерапевтического направления в занятиях с элементами сказкотерапии, дети научатся определять эмоциональное содержание сказки, её настроение. Использование направления в занятиях с элементами сказкотерапии позволят научить детей решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Они научат детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить. Дети овладеют умением выражать свои мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные и отрицательные поступки героев. Научатся перевоплощаться в различные, эмоциональные образы и соотносить их с жизнью, будут более свободными и уверенными в себе. |
Актуальность проекта
Дошкольное детство – уникальный период в жизни ребенка, период, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям. Именно поэтому важно, чтобы этот процесс был хорошо продуман, чётко спланирован для обеспечения стабильного функционирования и развития.
Желая видеть своих детей личностью, высокообразованными и высокоразвитыми людьми, и родители, и педагоги в современное время больше внимания уделяют их интеллектуальному развитию. Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Речь ребёнка – это показатель уровня развития его мышления. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и др. Речевое развитие заключается не только в расширении словаря и усложнении грамматических конструкций, но прежде всего в развитии значений самих слов. Овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением, думать, фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия. Ребенок познает знаковую систему, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и, прежде всего, общения. От того, насколько будет развита речь ребёнка на выходе из дошкольного учреждения, напрямую будет зависеть успешность его школьной учёбы.
В настоящее время проблема развития речи становится всё более актуальной в нашем обществе. Неуклонно снижается уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение получает бульварная литература, всё это усугубляется агрессивно-примитивной речью телевизионной рекламы, зарубежных мультфильмов. Дети, да и их родители, почти не употребляют в своей речи пословицы и поговорки. Всё это грозит обществу языковой катастрофой. В такой атмосфере живут и воспитываются наши дети. Именно поэтому на педагогов детского сада ложится большая ответственность за развитие образности речи, постоянное пополнение словарного запаса каждого ребёнка.
Есть много средств и методов развития речи дошкольника. Это и живое общение с ребёнком, и театрализованная деятельность, и создание культурной языковой среды. Одним из современных средств развития речи ребёнка является метод сказкотерапии.
Сказкотерапия – это уникальное средство развития ребёнка. Об огромной роли сказки в жизни детей говорил ещё В. Сухомлинский: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».
В педагогике сказкотерапия определяется как процесс поиска смысла жизни, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Ориентируясь на сказку, ребёнок раскрывает для себя как внешний, так и свой внутренний мир, учится осмыслять прошлое, моделировать будущее. Ориентируясь на сказку, ребёнок учится быть человеком: добрым, честным, справедливым, понимающим чужую беду.
Значение метода сказкотерапии в качестве средства развития речи детей неоценимо. Во-первых, дети любят сказки, легко запоминают их и с большим удовольствием пересказывают. Во-вторых, в возрасте 3 – 4 лет у большинства детей наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Сказкотерапия помогает отрабатывать произношение звуков в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз.
Развитие речи сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская, словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки. Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью музыки и речевые игры.
Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой знаний о мире формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник приобретает жизненный опыт, учится понимать окружающих, создает метафоры.
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопление их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что, в свою очередь, стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.
Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.
Настоящий проект «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника» направлен на решение проблемы развития речи дошкольников, а, учитывая то, что хорошая и правильная речь ребёнка – это залог развития его личности, то и на гармоничное развитие каждого ребёнка. Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.
Новизна данного проекта, по сравнению с уже имеющимся опытом использования сказкотерапии в развитии речи детей, заключается в том, что качественная речь ребёнка-дошкольника расценивается как показатель гармонического развития личности каждого ребёнка.
Цель проекта по самообразованию: изучить и применить в работе с детьми приём сказкотерапии, позволяющий развивать речевые способности детей, пополнять их словарный запас, развивать выразительность и образность речи.
Задачи проекта по самообразованию:
1) Повысить собственный уровень знаний путём знакомства с литературой по обозначенной теме, а также путём посещения других детских садов, где наработан опыт по теме самообразования;
2) Разработать перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами и специалистами;
3) Подобрать и провести диагностику с детьми на начало и конец учебного года с целью контроля за уровнем развития связной речи детей;
4) Организовать развивающую предметно – пространственную среду: а) оформить в группе «Книжный уголок», в котором будет содержаться информация о сказках, а также детские рисунки к сказкам; б) с целью стимуляции сюжетно-ролевой игры и развитием речи детей в процессе проведения такой игры оформить «Уголок ряжения»;
5) Разработать конспекты занятий по использованию сказкотерапии для развития речи детей;
6) Подготовить и провести консультацию и мастер-класс для педагогов МО, собрание для родителей по данной теме самообразования;
7) В целях распространения педагогического опыта разработать статью-отчёт по теме самообразования.
Задачи проекта, направленные на работу с детьми:
1) Развивать речь детей, используя сказку в качестве основного средства (пересказывание сказок, рассказывание сказок от третьего лица, групповое рассказывание сказок, рассказывание сказок по кругу, сочинение сказок и т.д);
2) Развивая речь детей методом взаимодействия со сказкой, выявлять и поддерживать творческие способности воспитанников;
3) Развивать способности детей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
4) Формировать навыки конструктивного выражения эмоций;
5) Корректировать с помощью метода сказкотерапии эмоционально-волевую сферу детей с речевой патологией;
6) Воспитывать веру детей в себя и свои способности и возможности;
7) Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог».
Гипотеза.
Считаю, что в настоящее время, когда сказка совершенно незаслуженно отодвинута всеми на второе место после мультфильмов и компьютерных игр, использование метода сказкотерапии будет способствовать не только развитию связной речи детей-дошкольников, но и становлению ребёнка как личности.
Основные принципы реализации проекта:
1. Принцип научности (предполагает подкрепление всех средств познания и воспитания научно-обоснованными и практически апробированными методиками);
2. Принцип целостности (предусматривает решение задач проекта в совместной деятельности педагогов, детей и родителей;
3. Принцип систематичности и последовательности (обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений);
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка);
5. Принцип доступности (предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми);
6. Принцип активного обучения (предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач);
7. Принцип креативности (предусматривает развитие у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности);
8. Принцип результативности (предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей).
Участники проекта:
§ Дети младшей группы;
§ Педагоги – воспитатели;
§ Родители воспитанников.
Формы взаимодействия:
С детьми:
§ непосредственная образовательная деятельность (НОД);
§ театрализованная деятельность;
§ фантазирование;
§ импровизация;
§ речевые игры;
§ игровая деятельность.
С родителями:
§ родительские собрания, консультации;
§ показы итоговых занятий и результатов труда;
§ помощь со стороны родителей.
С педагогами:
§ педагогические семинары;
§ открытые занятия;
§ консультации.
Сроки и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта
Продолжительность проекта: 2 года.
2017 – 2018 учебный год,
2018 – 2019 учебный год.
Основные этапы реализации проекта по самообразованию
Этап / Сроки |
Изучаемая проблема, вопрос
|
Предполагаемый результат |
1 этап – диагностический (Октябрь 2017 года) |
- Анализ затруднений, постановка проблемы; - Выбор темы работы, осмысление последовательности своих действий
|
Тема выбрана и сформулирована, намечен первоначальный план работы |
2 этап – прогностический (Ноябрь 2017 года) |
- Определение целей и задач работы над темой; - Разработка системы мер, направленных на решение проблемы; - Прогнозирование результатов
|
Составлен и утверждён план работы, продумана система работы с детьми, с родителями, с коллегами, спрогнозирован результат |
3 этап – практический (Декабрь 2017 года –апрель 2019 года) |
- Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы (выполнение намеченного плана работы); - Формирование методического комплекса; - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов; - Корректировка работы.
|
План работы выполнен, проведена вторичная диагностика, проанализированы результаты, дальнейшая работа по теме скорректирована |
4 этап – обобщающий (май 2019 года) |
- Подведение итогов. - Оформление результатов работы по теме самообразования. - Представление материалов.
|
Подведены итоги работы по теме. |
5 этап – внедренческий (Дальнейшая педагогическая деятельность) |
- Использование опыта в процессе дальнейшей работы; - Распространение накопленного опыта.
|
Сложившаяся система работы по теме самообразования используется постоянно в дальнейшей работе |
План реализации проекта
Месяц, год |
Формы работы |
|||
С детьми группы |
С педагогами |
Самообразование |
С родителями воспитанников |
|
План работы на 2017 – 2018 учебный год
|
||||
Октябрь 2017 г. |
Диагностика ЗУН детей (первичная) |
Беседа с педагогами и специалистами (психологом, логопедом) по проблеме развития связной речи детей-дошкольников |
Изучение педагогической и психологической литературы. Составление и утверждение плана работы. Разработка рабочей программы кружка «Страна Фантазия».
|
Консультация на тему «Перспектива использования сказкотерапии как средства развития связной речи детей. Роль родителей в инновации».
|
Ноябрь 2017 г. |
НОД «Волшебное превращение»;
|
|
||
Декабрь 2017 г. |
Занятие «Новое название сказке, новую одежду героям» Занятие в соответствии с планом кружка Занятие по развитию речи «Письмо Деду Морозу».
|
|
Оформление папки-передвижки по теме «Читаем сказку – развиваем речь» |
|
Январь 2018 г. |
Ритмические игры по мотивам сказки «Курочка Ряба»
|
Консультация для педагогов «Речевое развитие детей» |
Оформление «Книжного» уголка |
|
Февраль 2018 г. |
НОД «На лесной опушке»; Развлечение «Путешествие в зимнюю сказку»;
|
Оформление папки-передвижки «Развитие связной речи посредством сказкотерапии» |
Оформление «Уголка ряжения» |
Консультация для родителей «Какие сказки нужно читать детям?» |
Март 2018 г. |
Драматизация сказки «Теремок»
|
|
Изучение педагогической и психологической литературы.
|
|
Апрель 2018 г. |
Подготовить и провести мастер-класс «Театрализованная игра по сказкам как средство развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста». |
Обобщение опыта по теме «Театрализованная игра как средство развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста».
|
Консультация для родителей «Значение театрализованной игры в развитии речи детей-дошкольников" |
|
Май 2018 г. |
Развлечение «В гостях у сказки»;
|
|
|
Оформление памятки для родителей «Как и для чего читать детям сказки?»
|
План работы на 2018 – 2019 учебный год
|
||||
Сентябрь 2018 г. |
НОД «Прослушивание музыкальных этюдов, обсуждение испытываемых чувств», музыкально-ритмические игры по сказке «Три медведя»
|
|
Изучение педагогической и психологической литературы. |
|
Октябрь 2018 г. |
Дидактическая игра «Сказка по-другому».
|
Переоформление «Уголка ряжения» как уголка сказочных героев |
|
|
Ноябрь 2018 г. |
Литературный досуг «В гостях у сказки»
|
|
|
|
Декабрь 2018 г. |
Игра-драматизация по сказке «Гуси-лебеди» Занятие по развитию речи «Письмо Деду Морозу».
|
|
Привлечь родителей для изготовления атрибутов и оборудования по русским народным сказкам.
|
|
Январь 2019 г. |
Инсценирование эпизодов сказки «сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
|
Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по введению сказкотерапии в педагогический процесс.
|
|
|
Февраль 2019 г.
|
Обобщение опыта по теме «Сказкотерапия как средство развития образной речи детей младшего дошкольного возраста».
|
|
||
Март 2019 г. |
|
|
||
Апрель 2019 г. |
Оформление отчёта о проделанной работе по теме самообразования, выступление с ним на педсовете |
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
||
Май 2019 г. |
Диагностика ЗУН детей (вторичная)
|
|
Сделать анализ результатов диагностирования, оформить их
|
|
Ожидаемые результаты проекта:
При успешной реализации проекта будут решены следующие задачи:
1) Дети будут более активными и внимательными. У детей будет богатое воображение и фантазия. Они научатся доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей будет более сплоченной, дети овладеют умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон.
2) Разные формы рассказывания сказок позволят научить детей слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей товарищей и пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
3) Обогатится лексический словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. При рассказывании сказок другим детяму дошкольников появится раскрепощеность, уверенность в себе, отсутствие страха. Накопится опыт общения со взрослыми и сверстниками. Дети овладеют умением анализировать положительные и отрицательные поступков.
4) При реализации музыкотерапевтического направления в занятиях с элементами сказкотерапии, дети научатся определять эмоциональное содержание сказки, её настроение.
5) Использование направления в занятиях с элементами сказкотерапии позволят научить детей решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Они научат детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить.
6) Дети овладеют умением выражать свои мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные и отрицательные поступки героев. Научатся перевоплощаться в различные, эмоциональные образы и соотносить их сжизнью, будут более свободными и уверенными в себе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема, выбранная мною в качестве определяющей в работе над самообразованием - «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника» на сегодняшний день очень актуальна. Уровень развития связной речи ребёнка, богатство его словарного запаса, умение быстро и правильно выражать словами свои мысли и чувства – один из основных показателей умственных способностей ребёнка. И я, как педагог, наряду с родителями, специалистами в области логопедии, должна помочь детям развить в себе эти способности.Работа по теме спланирована на два учебных года: 2017 – 2018 и 2018 – 2019. При планировании работы по данной теме самообразования учитывались те цели и задачи, которые наш детский сад ставил перед всем педагогическим коллективом, а также те задачи, которые ставит перед современным дошкольным учреждением ФГОС. При планировании работы по самообразованию непосредственное участие принимал старший воспитатель ДОУ.
В моей работе по теме предусмотрена частичная исследовательская работа, с этой целью в начале и в конце учебного года будет проведена диагностика уровня развития детей (в сентябре 2017 года – первичная, в апреле - мае 2019 года – повторная). Диагностика будет проведена по методике, предложенной Е.А. Стребелевой. Результаты двух диагностик дадут возможность сравнить результаты уровня развития речи и других показателей развития детей.
В процессе работы над темой самообразования «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника» планируется изучать педагогическую и психологическую литературу, а также регулярно просматривать и прочитывать статьи журнала «Дошкольное образование», касающиеся данного вопроса.
В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.
Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.
Использование сказкотерапии позволит воспитать культуру речевого общения дошкольников. По тому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.
Список литературы для работы над темой самообразования
1) Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2) Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСЬВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
3) Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
4) Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.
5) Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.
6) Зимина И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание. 2005. №5.
7) Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.
8) Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.
9) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
10) Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.
11) Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с.
12) Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
13) Колодяжная Т.П., Маркарян И. А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – М.: Перспектива, 2009. – 144 c.
14) Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников.М.: Центр педагогического образования, 2009. 112 с.
15) Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
16) Рыжова Л.В. методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-160 с.
17) Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
18) Сохина. Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2015. 200 с.
19) Страунинг А.М. “Росток” Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. 2т. – Обнинск, 1996. – 420 с.
20) Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
21) Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008. 240с.
22) Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. 2001. №9. С. 71-78.
23) Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.
№ п/п |
Форма работы с родителями |
Сроки |
1. |
Консультация на тему «Перспектива использования сказкотерапии как средства развития связной речи детей. Роль родителей в инновации». |
Октябрь 2017 года |
2 |
Родительское собрание: Тема: «Что такое сказкотерапия?» Анкетирование родителей по данной проблеме
|
Ноябрь 2017 года |
3. |
Оформление папки-передвижки по теме «Читаем сказку – развиваем речь» |
Январь 2018 года |
4. |
Консультация для родителей «Какие сказки нужно читать детям?» |
Февраль 2018 года |
5. |
Консультация для родителей «Значение театрализованной игры в развитии речи детей-дошкольников» |
Апрель 2018 года |
6. |
Оформление памятки для родителей «Как и для чего читать детям сказки?» |
Май 2018 года |
7. |
Изготовление атрибутов и оборудования по русским народным сказкам. С участием родителей
|
Сентябрь 2018 года |
8. |
Родительское собрание «А какие сказки читаете вы своим детям?» |
Ноябрь 2018 года |
9. |
Круглый стол для родителей Тема: «Изготовление пальчикового театра» |
Декабрь 2018 года |
10. |
Оформление папки-передвижки для родителей «Мои любимые сказки» |
Февраль 2019 года |
11. |
Открытое занятие для родителей Тема «Драматизация сказки» |
Апрель 2019 года |
12. |
Родительское собрание «Отчёт о проделанной работе» |
Май 2019 года |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.