Педагогический проект "Путешествие по временам года"
Оценка 4.8

Педагогический проект "Путешествие по временам года"

Оценка 4.8
docx
29.07.2024
Педагогический проект "Путешествие по временам года"
Проект Путешествие по временам года.docx

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 111»

 

 

 

 

 

Проект                                                                                          по познавательному развитию  

для детей среднего дошкольного возраста

(средняя группа)

«Путешествие по временам года»

 

 

 

 

 

Авторы: Чиркова Ирина Геннадьевна, воспитатель,

Колесникова Елена Григорьевна, воспитатель.

 

 

 

 

 

2023 – 2024г.                                                                                                                                                                              г. Ростов-на-Дону

 

 

 

«Мы хозяева нашей природы, и

она для нас кладовая солнца

с великими сокровищами жизни.

Мало того, чтобы сокровища эти охранять,-

их надо открывать и показывать»

М. Пришвин

 

Актуальность проекта:

В последние годы, с внедрением ФГОС произошли существенные изменения, связанные с воспитанием детей. Значительному переосмыслению подверглось экологическое воспитания, его роль и значимость в общественной жизни. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания – это начальная ступень непрерывного и всеобщего экологического образования. Результат этой деятельности обеспечивает хорошую базу для последующих ступеней системы экологического воспитания.

Экологическое воспитание в современных реалиях потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. В его основе – воспитание любви к Родине через любовь к окружающему миру.                             Именно в дошкольном возрасте формируется любовь к Родине, родному краю, родной природе. Поэтому важно не упустить это время и своевременно развивать экологическое сознание ребенка. Ведь в этот период происходит:

·         активный рост и интенсивное развитие ребенка;

·         совершенствование физических и психических характеристик, начало становления личности;

·         формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Значимая роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста отводится практической, исследовательской деятельность в условиях природы. Важная задача педагога и родителей - научить ребенка жить в гармонии с природой, оберегать и защищать мир природы. Общение с природой, познание мира растений и животных развивают такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие, любознательность и др. Заложенные в детском возрасте они станут основой характера человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Название

«Путешествие по временам года»

Вид проекта:

 

Долгосрочный, групповой, творческо-поисковый.

 

 

Участники проекта:

 

 

·         Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

·         Дети среденей  группы

·         Родители воспитанников

Цель

Продолжать развивать познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление явлениями в окружающей природе в различное время года.

Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.

Определить уровень развития речевого умения детей. 

Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию познавательного, речевого и творчества детей.  Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

 

Продолжительность

Сентябрь 2023 – август 2024гг.

 

Гипотеза

Планируется  повысить уровень знаний детей о временах года, явлениях и событиях происходящих в различные периоды. Дети получают знания, связанные с окружающей действительностью.

Экологическое воспитание в  среднем  дошкольном возрасте будет эффективным только при условии:

•          Формирования представлений и наблюдений за объектами живой и неживой природы в ДОУ и в семье.

•          Построения экологического образования на близких, понятных и эмоционально значимых для ребенка материалах, с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

•          Сотрудничества педагогов и семьи.

•          Систематичного и планомерного формирования экологического воспитания.

 

Основные направления

Ознакомление детей с природой и экологией становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его познавательного развития.

Особенность ознакомления детей с экологией  состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

1. Формировать у детей умение наблюдать, рассматривать, слушать, восхищаться, сопереживать, анализировать увиденное в природе.

2.Активизировать словарь через диалоговую и монологическую речь.

 

 

 

 

Объект и предмет:

Объект работы – организационно-педагогические условия познавательного воспитания детей среднего возраста.

Предмет воспитательно – образовательный процесс, направленный на формирование познавательных качеств  воспитанников.

 

Цель: Оптимизация условий для развития познавательных способностей ребенка, посредством ознакомления воспитанников с окружающим миром и природой.

Задачи:

1.      Обогатить представления детей о мире природы.

2.      Сформировать позитивные установки к различным видам труда.

3.      Развить умение замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания.

4.      Развить собственный познавательный опыт.

5.      Развить коммуникативную активность и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

6.      Развить связную речь, обогатить словарный запас.

7.      Расширить перспективы развития исследовательской деятельности детей.

8.      Поддержать детскую инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

Ресурсное обеспечение:

·         Иллюстрации и книги по тематике «Времена года»

·         Интерактивные игры по событиям в различные времена гоа.

·         Слайды, презентации по месяцам года.

·         Художественные произведения и литературные материалы.

·         Иллюстрации  художников.

·         Дидактические игры.

·         Картотека подвижных и дидактических народных игр.

 

Ожидаемые результаты:

1. Сформированы начальные представления о природном мире.

2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.

3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.

4. Овладение связной речью, как средством общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Этапы проекта.

 

1.           Подготовительный (сентябрь):

• создание развивающей среды,

• анкетирование родителей,

• подбор дидактических игр, наглядного материала, художественной литературы, картотеки пальчиковых и подвижных игр, материалов для экспериментирования.

2.           Практический (октябрь – май) - организация деятельности детей.

3.           Заключительный (май) - определение результата практической деятельности с детьми.

4.           Пост проектная деятельность (июнь – август) - организация деятельности детей в

             летний период


 


 

КАЛЕНДАРНО-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ  по ПРОЕКТУ для детей среднего  дошкольного возраста

 «Путешествие по временам года» на 2023-2024

Дата и время проведения

Форма работы и название

Участники

 

Блок 1 «Разноцветная осень»: сентябрь – ноябрь

 

Коммуникативная

Беседы: «Осень в гости к нам пришла». «Как животные готовятся к зиме»

Д/игры: «Что нам осень принесла», «Что растет в саду?»

 «Во саду ли во городе», «Узнай и назови», « Большая и маленькая», « Когда это бывает?», « Назови правильно», « Найди, что назову», « Чудесный мешочек», « Два зайца».

Пальчиковые игры: «Вышел дождик на прогулку», « Зайчик», « Солнышко, солнышко, посвети», « Засолка капусты»,« Варим щи», « Мы делили апельсин», « Компот».

Рассматривание картин зайчиха с зайчатами.

Разучивание стихотворений об осени. Сбор гербария.

Чтение рассказов об осени.

Консультация «Витамины с грядки». Стенгазета «Золотая осень».

Родительское собрание: «Природа как средство эстетического воспитания»

Папка-передвижка: «Учим детей замечать изменения в природе».

 

Игровая

Сюжетно-ролевые игры с муляжами овощей, фруктов: «Репка», « Овощной магазин», «Варим компот для мишки»,  «Кукла Маша готовит салат», «Зайкин огород», « Мы печем куличи», «Кукла идет гулять», « Мы грибники».

Муз.дид.игры « Репка»,« Дождик».

Познавательно-исследовательская

Дидактические игры с шишками, листьями, водой:«Мокрый - сухой», "Опиши мы угадаем", «Переливание воды», «Сколько листочков?»,«Найди домик листочку», «Сложи картинку», " Угадай, чей голос?", «Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзиночкам».                                                Настольные игры: "Разрезные картинки", Лото «Осень», «Овощи - фрукты», «Грибы – ягоды».

Чтение художественной литературы

И. Бунин «Листопад»,З. Александрова «Дождик»,Плещеев «Листопад»,Е. Бехлерова « Капустный лист»,И. Соколова " Зимовье"Е.А.Ульева « Семена цветов», М. Пляцковский " Воробьиный дневник"« Чудесный листопад», « Букет из листьев», « Урожай овощей», « Запасы хомячка», « Зернышки для воробья», « Ягоды рябины»,

Беседа по прочитанному рассказу: « Медвежья постель».

Наблюдения на прогулке : за живой природой и неживой природой:

Наблюдение за осенними изменениями в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Наблюдение за осенними цветами, деревьями, листопадом, птицами, насекомыми, одеждой людей, солнцем, небом, дождем, ветром, лужами, почвой, тучами, дождем с мокрым снегом.

Беседа: « Фруктовый урожай». Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Продуктивная деятельность

Раскрашивание «Морковка для зайчика», «Дождик».  «Листопад»                                                               Лепка «Осеннее дерево».   «Грибочки».                                                                                  Аппликация «Дождик, дождик – кап, кап, кап», «Яблоки», «Мухомор»

Трудовая деятельность

Сбор листьев для гербария.

Уборка территории от веток, упавших листьев и отцветших растений. Сбор песка в песочницу.

Двигательная активность

П/игра «Солнышко и дождик». «Листья». «Зайка беленький…», «Листопад», «У медведя во бору»,  « Ветер и листочки»

Итоговые мероприятия: Выставка рисунков «Осень золотая», осеннее развлечение.

 

Воспитатели, воспитанники средней  группы .

 

 

Блок 2 «В гости к зиме» декабрь – февраль

 

Коммуникативная

 

Беседы на тему: «Пришел мороз-береги уши и нос», «Зимние забавы». «Зимние слова»

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».

Беседа - рассказывание с использованием сюжетных картинок: «Зима в лесу».                                                                                                                         

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».

9 января – День Снегиря. Беседа и викторина с просмотром презентации: «Кто такие снегири?».

2 февраля – День Ежа. Беседа, дидактические игры – моторика, рисование: «Ёжик - Колючий бок».                                                                                                                      

Дидактические и настольные игры:

«Найди картинку», «Что зимой бывает?», «Кто спрятался в снегу», «Времена года», «Зима», «Ручки греем», «Зима», «Зимние забавы», «Зимние слова», «Кто что делает?»,«Чудесный мешочек».

Д/игра « Одеваем Филю», « Да и нет» с мячом), « Где наш зайчик?»

Работа на конкурс - «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками»

Детско-родительский рисунок на тему: «Волшебница- зима»

Совместное кормление птиц дома, в кормушке.

Консультация: «Что мы знаем о зиме».

Изготовление и участие в оформлении выставок  зимнего творчества в группе и ДОУ

Папка-передвижка: «Помощь птицам зимой».

Мастер-класс «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»

Совместно творчество на зимнюю тематику в домашних условиях.

 

Игровая

Игры- манипуляции Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры

с фигурками диких животных «Рукавичка», «Кукла заболела», «Кукла идет гулять», Настольный театр: «Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят».

Досуг-дефиле: «Шапки разные нужны, шапки всякие важны» (демонстрация различных видов головных уборов: сезонных, сказочных»

Вечерний досуг совместно с родителями:  «Зимние сапожки для нашей кошки».

Познавательно-исследовательская

 

Игры с водой, дидактические игры: «Заморозим», «Разогреем», «Цветные льдинки», «Сложи картинку», «Сколько снежинок?»

«Большие- маленькие снежинки», «Какой снежок?», «Собери снеговика», «Что бывает белым?»

Эксперимент с водой:«Что будет с водой, если вынести на мороз?»

Игра-опыт: «Цветной снег».

 

Чтение художественной литературы:

 

М. Познанская «Снег идет»,О. Высотская «Холодно»,В. Хорол «Зайчик»,

О. Высотская «Покатились санки вниз»,Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима»,М.Г. Борисенко « Елочка»,М.Клочкова « Снежинки».

Е.А.Ульева « Зимние дни»,« Зимой в лесу», « Злая вьюга», «Зеленая сосна», « Белый медведь», « Полярная сова», « Полярный волк», « Зимний сон ежика», « Рыбы подо льдом», « Морковка для кролика», « Зернышки для петушка», « Снежная крепость», « Ледяная горка».

 

Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой

 

Наблюдение за: птицами, деревьями, прохожими, трудом дворника, погодой, снежинками, снегопадом, снегом, небом, гололедом, ветром, солнцем, капелью.

Продуктивная деятельность

 

Рисование: «Падает, падает снег» «Новогодняя елочка» «Ветка рябины для снегирей», « Белый снег пушистый…» «Зима в городе»

Аппликация «Снежинки падают» Украсим новогоднюю игрушку», «Зимняя береза»

Лепка «Угостим птиц» (с элементами конструирования) « Снегопад», «Снеговик», «Разноцветные гирлянды».

 

Трудовая деятельность

 

Расчистка дорожек от снега, перенос снега для сооружения снежных построек, сооружение снежных построек, подкормка птиц.

 

Двигательная активность

 

П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Два Мороза»,

«Мороз красный нос», « Снежинки и ветер», « Мишки на Севере»

Итоговые мероприятия: выставка рисунков «Волшебница- зима», новогодний утренник.

 

Воспитатели, воспитанники средней группы

Родители воспитанников.

 

Блок 3 «Пришла весна» март – апрель – май

 

 

 

Коммуникативная

 

1 марта  – Международный день кошек. Беседа, дидактические игры – моторика, рисование: «Котенок греется на весеннем солнышке».

Беседы и изотворчество: «Белый хозяин холодных стран».                                           Беседа: «Экологическое кафе  «Медуница» Цель:: Уточнить знания детей о разнообразии природы весной: звери, птицы, деревья, кустарники, травянистые растения, грибы.                                                                                       

1  апреля – День птиц. Беседа и творчество - пластилинография: «Воробьи», «Птицы».

Беседа и творчество- рисование: «Весенняя береза – русское деревце».                             Оформление творческой выставки работ детей: «Птицы родного края ».                 13 мая – День Одуванчика.  Беседа, рисование: «Солнышки в траве».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Словесно-речевые игра «Что весной бывает». «Вот пришла весна», «Какие сосульки?»

Пальчиковая игра «Возвращение птиц».

Д/игра «Перелетные птицы», « Доскажи», « Найди такую же картинку», « Найди свой кораблик»,

Речевая подвижные игра: «В гости к нам весна пришла»

Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лед»

Изготовление скворечника с ребенком дома.

Папка-передвижка: «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»

Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»

Игровая

Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры: «Заюшкина избушка» «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела»

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры с песком Игры с водой Д/игры: «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек», «Тонет- плавает», «Теплый- холодный», «Как тают сосульки», «Большие- маленькие сосульки».

Чтение художественной литературы:

А. Плещеев «Сельская песенка», « Поет зяблик» пер. с болг. И. Токмакова, М. Полянская «Одуванчик», закличка «Солнышко-ведрышко», сказка «Заюшкина избушка», Чтение В.Берестов «Март», Г.Новицкая « Дзинь-дзинь-дзинь», И.Емельянов « Воробей», В.Орлов « Весенние певцы», М. Садовский « В апреле», Г.Ладонщиков « Ласточка», М. Зощенко « Умная птичка», Е.А. Ульева « Последний снежок», « Лужи», « Ледоход», « Первый дождик», « Подснежники», « Посадка деревьев», « Жаворонок», « Новые гнезда», « Хитрая кукушка», «Нора крота», « Почки на деревьях», « Зеленый наряд», « Красивый дуб».

Наблюдения на прогулке : за живой природой и неживой природой.

Наблюдение за воробьями, набухшими почками, за трудом взрослых, цветами, насекомыми, погодой, солнцем, снегом, снежными постройками, таянием снега, ветром, дождем, небом, ручейками, лужами, облаками.

Продуктивная деятельность

Рисование «Желтый одуванчик», «Весна пришла», «Травка зеленеет».   Аппликация «Зонтик из цветов», «Мир шестиногих друзей».

Лепка «Большие и маленькие сосульки», «Подснежник», «Солнышко»

 Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу

Двигательная активность

П/игры: «Веселый воробей», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!»,

Итоговые мероприятия: утренник , посвящённый 8 марта, праздник «Времена года».

 

Воспитатели, воспитанники средней  группы

Родители воспитанников.

 

Блок 4. «Ах, лето»

июнь –июль -  август

 

 

 

Коммуникативная

Летнее развлечение: «Здравствуй, лето!»

Беседы: «Вот и лето наступило», «Цветы – краса земли».

«О том, что в солнечную погоду нужно носить панаму»

5 июня - День Эколога. Беседы и творчество: «Я в экологи пойду, пусть меня научат».

Тематический день: «Удивительный мир насекомых». Беседа, интерактивные игры и викторина, рассматривание, творчество.

Дидактические игры: «Что бывает летом?», «Ковер из цветов», «Сложи цветок», «Кто летает, а кто ползает».

Тематический день: «Зеленая аптека». Беседа: «Подорожник и другие врачи природы», интерактивные игры и викторина, рассматривание, творчество.

Словесно-речевые игры: «Лето к нам пришло», «Летние забавы»

«Кто машет крылышками?»

Экскурсия в летний лес.

Уход за огородом и цветником с детьми дома.

Рассматривание насекомых. Папки для наблюдений с детьми.

Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».

Консультация «О летнем отдыхе детей», «Если ребенка ужалила пчела».

 

Игровая

 

Сюжетно-ролевые игры: «Постираем кукле белье»,

Игры с водой и песком: «Кораблики», «Мыльные пузыри», «Печем куличики», «Рисуем пальчиками по песку».

Игровые упражнения: «Вымоем посуду», «Дружи с водой».

 

Познавательно-исследовательская

 

Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома);

Эксперименты:

-опыты с водой (соленая, цветная и т. д.),

-опыты с песком (сырой, сыпучий, сухой),

-опыты с вертушкой (крутится, не крутится).

Чтение художественной литературы:    Стихи , загадки о временах года.

 

Наблюдения на прогулке: За живой природой  и неживой природой.

Наблюдения на прогулке за: одуванчиками, деревьями, насекомыми, птицами, цветами, растениями, трудом взрослых, солнцем, небом, водой, ветром, почвой, дождем, песком.

 

Продуктивная деятельность:

Рисование: «Мы рисуем лето», на асфальте: «Цветы», «Божья коровка»

Аппликация: «Солнышко лучистое», «Цветные дорожки», «Украсим бабочке крылышки"

Лепка «Лучики для солнышка»,   «Гусеничка».

 

Трудовая деятельность

 

Собираем веточки, подметаем дорожки, сгребаем песок в песочницу, полив растений.

 

Двигательная активность

Подвижные игры:

«Пчелки и медведи».«Солнышко и дождик» «Мы веселые ребята»

«Солнечные зайчики»

Итоговые мероприятия: Выставка детских рисунков, стенгазета    на тему:                   «Как мы провели лето»

 

Воспитатели, воспитанники средней группы

 

Родители воспитанников.


 

Результаты работы

Планируемые результаты:

Дети:

•          Сформированы первоначальные представления о временах года.

•          Сформировано представление о труде взрослых в разное время года.

•          Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами

            природы.

•          Развит познавательный интерес за объектами и явлениями природы.

Родители:

•          Активно взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания.

•          Повысился уровень экологических знаний родителей.

•          Проводят с детьми наблюдения в природе, исключая попытки жестокого обращения с

            объектами природы.

•          Привлекают детей к совместному труду в природе.

Педагоги:

•          Ведут активную работу по экологическому воспитанию с детьми  средней группы.

•          Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей,

           современные педагогические технологии.

•          Распространяют и обобщают опыт.

•          Включаются в исследовательскую деятельность, в ее мыслительные, моделирующие и  

            преобразующие действия.

•          Привлекают детей к совместному труду в природе.


 

Ростова-на-Дону «Детский сад № 111»

Ростова-на-Дону «Детский сад № 111»

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни

Паспорт проекта Название «Путешествие по временам года»

Паспорт проекта Название «Путешествие по временам года»

Гипотеза Планируется повысить уровень знаний детей о временах года, явлениях и событиях происходящих в различные периоды

Гипотеза Планируется повысить уровень знаний детей о временах года, явлениях и событиях происходящих в различные периоды

Задачи: 1. Обогатить представления детей о мире природы

Задачи: 1. Обогатить представления детей о мире природы

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: Этапы проекта

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: Этапы проекта

Педагогический проект "Путешествие по временам года"

Педагогический проект "Путешествие по временам года"

КАЛЕНДАРНО-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Игровая Сюжетно-ролевые игры с муляжами овощей, фруктов: «Репка», «

Игровая Сюжетно-ролевые игры с муляжами овощей, фруктов: «Репка», «

Беседа: « Фруктовый урожай». Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты

Беседа: « Фруктовый урожай». Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты

День Ежа. Беседа, дидактические игры – моторика, рисование: «Ёжик -

День Ежа. Беседа, дидактические игры – моторика, рисование: «Ёжик -

Блок 3 «Пришла весна» март – апрель – май

Блок 3 «Пришла весна» март – апрель – май

Игровая Театрализованные игры

Игровая Театрализованные игры

Лепка «Большие и маленькие сосульки», «Подснежник», «Солнышко»

Лепка «Большие и маленькие сосульки», «Подснежник», «Солнышко»

Консультация «О летнем отдыхе детей», «Если ребенка ужалила пчела»

Консультация «О летнем отдыхе детей», «Если ребенка ужалила пчела»

Блок 4. «Ах, лето» июнь –июль - август

Блок 4. «Ах, лето» июнь –июль - август

Результаты работы Планируемые результаты:

Результаты работы Планируемые результаты:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2024