Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Целинная средняя общеобразовательная школа»
Троицкого района, пос. Целинный
------------------------------------------------------------------------------------------------
Педагогический проект
Тема: «Развитие ключевых компетентностей обучающихся через кейс-технологии как условие успешности выпускников начальных классов».
Автор проекта:
учитель начальных классов
Койнова Наталья Александровна
2021 г.
Содержание
Пояснительная записка
1. Введение………………….…………......................................................4
2. Изучение научно-методической литературы по теме: «Развитие
ключевых компетентностей обучающихся через кейс-технологии как
условие успешности выпускников начальных классов»……………..6
2.1. Цели и задачи проекта..…………………………………………….......6
2.2.Целевая аудитория………………………………………………………6
2.3. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения
поставленных целей.…………………………………………………..7
3. Практическая часть……………………………………………………..11
3.1. Практическая значимость проекта…………………………………....11
3.2. Рабочий план реализации проекта………………………………........11
3.3. Результаты по достижению цели, критерии результативности…….12
3.4. Оценка эффективности реализации проекта…………………………12
3.5.Взаимодействие с родителями……………………………………........15
3.6. Оценка рисков……………………………………………………… ... 16
4. Заключение……………………………………………………………. 17
5. Список использованной литературы………………………………....18
Пояснительная записка |
||
1. |
Автор (ФИО, должность)
|
Койнова Наталья Александровна, учителя начальных классов |
2. |
Название проекта
|
Развитие ключевых компетентностей учащихся через кейс-технологии как условие успешности выпускников начальных классов |
3. |
Вид ресурса
|
Практико-ориентированный
|
4. |
По количеству участников |
коллективный |
5. |
По продолжительности |
долгосрочный |
6. |
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс |
3-4 классы |
7. |
Цель и задачи ресурса
|
Повысить качество знаний учащихся и уровень развития ключевых компетентностей путем применения кейс-технологии. |
8. |
Методические рекомендации по использованию ресурса |
Данный ресурс можно использовать на уроках в начальной школе, во внеурочной деятельности
|
1. Введение
На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.
В связи с модернизацией образовательной системы -предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
В начальной школе всё чаще и чаще используются инновационные методы. Это продиктовано новыми требованиями к современному человеку, изменениями в экономике, социальной сфере, причиной которых явилось стремительное распространение информационных технологий, которые в свою очередь потребовали соответствующей перестройки содержания образования. Ведь в настоящее время работник должен обладать умением ориентироваться в любой ситуации, быстро и точно принимать решения, креативно мыслить, обладать коммуникативными навыками, желанием работать в команде. Ведь успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций. Но такой человек не появляется ниоткуда, его необходимо подготовить. А начинать эту подготовку надо уже в начальной школе, поэтому среди многих методов мы применяем кейс – метод. Он помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. Такое образование и призвана обеспечить реализация нашего педагогического проекта.
Всё большую актуальность приобретают информационные технологии образования.
Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий. Применение данной технологии на уроках в начальных классах объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса обучающихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них, что является обязательным условием показателя успешности обучающихся на всероссийских проверочных работах.
Новизна проекта.
Новизна данного проекта заключается в расширении радиуса применения метода. Ранее кейс-технологии использовали при обучении студентов вузов и колледжей по экономической специальности, сейчас появляются попытки реализовать кейс-метод в школах, чаще в старших выпускных классах, что, на наш взгляд, это связано с большими объемами материала, который используется при решении кейса. Мы поставили перед собой задачу – введение кейс-технологии в начальных классах, в целях развития ключевых компетентностей обучающихся организации более продуктивной подготовки к итоговой аттестации в начальном звене.
Гипотеза:
Если целенаправленно и систематически использовать возможности кейс-технологии в урочной и внеурочной деятельности, то это позволит им
• повысить мотивацию к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
• значительно повысить качество знаний по предметам;
• развить навыки обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;
• адекватно,корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;
• развить коммуникативные компетенции, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
• развить речевую культуру (умение аргументировать, представлять интересы);
• свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.
2. Изучение научно-методической литературы по теме: «Развитие
ключевых компетентностей обучающихся через кейс-технологии как условие успешности выпускников начальных классов»
2.1 Цели и задачи проекта
Цель педагогического проекта:
повысить качество знаний обучающихся и уровень развития ключевых компетентностей путем применения кейс-технологии.
Задачи проекта:
-изучить и проанализировать методическую и научную литературу по теме;
-применить метод-кейсов на уроках в начальной школе;
-апробировать и доказать эффективность применения метода кейсов;
В успешной реализации данного проекта заинтересованы:
- учителя средней ступени обучения, так как умение выполнять проектные задания смогут существенно повысить мотивацию к учению в среднем звене;
- родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;
- учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам, участие в проектной деятельности благоприятно отразится на статистических данных школы;
- сами обучающиеся, два класса в количестве 36 человек. Так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, повысит их культуру, разовьёт самостоятельность в добывании новых знаний;
Участники проекта.
Участники проекта – обучающиеся 3-4 классов МБОУ «Целинной средней общеобразовательной школы», учителя-предметники, администрация школы.
Объект исследования: образовательный процесс
Предмет исследования: коммуникативная деятельность школьников на уроке.
2.3. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения
поставленных целей.
Острая противоречивая ситуация в системе современного российского образования порождает создание новых педагогических идей. Каждая идея нацелена на улучшение качества образования, повышение мотивации обучающихся в обучении. Наши педагогические идеи в первую очередь нацелены на выработку навыков практической деятельности обучающихся, умений принимать оптимальные решения в критических условиях. Портрет современного выпускника начальной школы представляет собой совокупность компетенций, которыми ученик должен овладеть в процессе обучения.
К ключевым компетентностям относятся:
1. Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
2. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
3. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
4. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
5. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
В процессе работы с кейсом происходит формирование данных компетенций не только у обучающихся, но и учитель при подготовке и реализации кейса совершенствует свой багаж компетенций. Для нашей педагогической деятельности, это условие является важнейшим, так как считаем, что только в процессе самосовершенствования и постоянного обновления багажа своих знаний и умений возможно достичь мастерства.
Безусловно, любая педагогическая деятельность станет продуктивной только в том случае, если учитель будет применять самые разные методы и приемы обучения на уроках, согласуя их с особенностями уровня восприятия обучающихся и темой урока. На своих занятиях мы стараемся разнообразить работу игровыми упражнениями, индивидуальными карточками с заданиями, творческими и исследовательскими проектами, презентациями, видеоматериалом и аудиозаписями.
Метод кейс-технологии активно внедряется в современный образовательный процесс российских школ.
Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Кейс – это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по О.Г.Смоляниновой).
Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:
1) повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);
2) развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;
3) развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);
4) развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).
В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.
Теоретическая база
Теоретической базой нашего опыта стали труды В.К.Дьяченко «Коллективный способ обучения», О.Г.Смоляниновой о дидактических возможностях кейс-метода, Е.С.Заир-Бек о межгрупповом взаимодействии, статьи В.Давиденко и Б.Е.Андюсева.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:
*обучение в малых группах (4 – 5 человек);
*перед каждой группой ставится одна и та же задача;
*задача не должна иметь однозначного решения;
*обязательное наличие информационного материала;
*при этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;
*обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения.
При оценке работы обучающихся учитель оценивает способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.
Для учителя работа с кейсом состоит из следующих этапов:
- диагностика уровня знаний обучающихся;
- подбор ситуации и персональных пакетов, включающих в себя учебные материалы и тренировочные упражнения;
- подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.
В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:
- постановка задачи;
- знакомство с кейсом;
- изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;
- групповое обсуждение пути решения;
- демонстрация решения своей группы;
- дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).
Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация, включая тренировочные задания и контрольные материалы, позволяющие отследить процесс усвоения знаний, материалы и конкретное задание к кейсу.
Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.
Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.
Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Виды заданий для кейсов:
• Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
• Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий
• Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
• Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников
Практический совет по созданию кейса выглядел таким образом.
Как создать кейс?
Вначале нужно ответить на три вопроса:
1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться дети?
3. Какие уроки они из этого извлекут?
После этого процесс создания кейса будет иметь вид:
Цель обучения – Структурирование учебного материала- Выбор методов средств обучения.
(Приложение 1. Конспекты уроков с кейсами).
3. Практическая часть
3.1. Практическая значимость проекта
Важной особенностью данной технологии является то, что он позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность обучающимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении.
С применением кейс-технологий на уроках в начальных классах содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции обучающихся.
Таким образом, кейс-технология на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания в общеобразовательных школах. Проект по внедрению кейс-технологии в процесс обучения в начальной школе характеризуется продуктивностью, направлен на развитие ключевых компетенций обучающихся, навыков практической деятельности. Решение кейсов не просто дает знания, а учит действовать в определенных условиях, применяя знания.
Отсюда следует, данный проект представляет серьезную значимость для системы современного образования. Применение кейс-технологии на уроках должно стать неотъемлемой частью преподавания предметов в школах. Считаем, что подготовленный нами проект будет иметь важную практическую значимость для учителей общеобразовательных школ, поможет осмыслить метод, углубиться в особенности его применения.
3.2. Рабочий план реализации проекта
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Диагностический |
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта |
Август 2021 |
Изучение психолого – педагогической литературы, современных педагогических технологий и ИКТ |
Прогностический |
Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов |
Сентябрь 2021 года
|
Систематизация и обобщение изученной литературы по проблеме
|
Основной |
Входная диагностика Разработка этапов эксперимента по внедрению кейс-технологии в процесс обучения Повторная диагностика
|
Сентябрь 2021-май 2023 |
Проведение анкетирования обучающихся, родителей Анализ рие урокезультатов анкетирования Проведение уроков с использованием педагогических кейс-технологий |
3.3. Результаты по достижению цели, критерии результативности
Необходимые ресурсы
Ресурсы.
Ученическое и родительское сообщества поддерживают проект и будут способствовать реализации его направлений.
Оборудованные учебные кабинеты и объекты для проведения практических занятий будут способствовать реализации проекта.
Тематические занятия в рамках кружковой работы, участие в конкурсах, олимпиадах и внеурочная деятельность.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональный уровень педагогов, ее материально-техническая база и окружающая ее среда соответствуют потребностям осуществления проекта.
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
- умение наблюдать, анализировать, прогнозировать, решать поставленные задачи;
- активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
- кейс – метод наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения.
3.4. Оценка эффективности реализации проекта
Динамика продвижения обучающихся.
Во время работы проводилось анкетирование.
В начале работы обучающимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе работать с кейсами?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «не нравится», «мне всё равно» - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но три ученика выбрали ответ «мне всё равно».
Также обучающиеся оценили своё отношение к работе. Ответы были следующие:
· «кейс интересный» - 64%;
· «нужный» - 22%;
· «непонятный» - 14%;
Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения кейса, поэтому у некоторых эта работа вызывала беспокойство.
(Приложение 2)
На поисково-исполнительном этапе проекта учащиеся повторно оценили своё отношение к кейсам. Нам это позволило увидеть: насколько увлечены дети темой работы, значима ли она для них; принять быстрое решение по координации и совершенствованию деятельности участников. После завершения работы с кейсами уровень компетентностей обучающихся повысился. Наметилась тенденция роста уровня компетенции решения проблем и работы с информацией.
Обучающиеся оценили своё отношение к кейсам. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ налицо:
· «кейс интересный» - 83%;
· «нужный» - 90%;
· «понятный» - 80%;
· «полезный» - 94%;
· Было определено, какой этап работы с кейсом ученикам нравится больше всего. 26% участников на первое место поставили презентацию, поиск решения проблемы – 36%; решение проблемы - 33%, а 5% участникам «понравилось всё». (Приложение 3)
· В своих отзывах о проделанной работе ученики отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и дали её содержательный анализ, отметив, чему она их научила, какие были трудности и достижения.
· Таким образом, анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование кейс - метода в начальной школе эффективно
· Также в ходе проведенной работы у обучающихся были сформированы познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся стали лучше извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Исследовать собственные нестандартные способы решения, преобразовывать объект, импровизировать и изменять его творчески.
Увеличилось количество участников конкурсов. (Приложение 3)
Участие в конкурсах
Районный конкурс художественного чтения «Как хорошо уметь читать!» |
1 место |
Всероссийская международная онлайн – олимпиада Учи.ру по математике |
Диплом победителя Похвальные грамоты |
Международный конкурс «Лисёнок» |
Диплом 3 степени Сертификат |
Международный дистанционный конкурс «Умка» |
Сертификат
|
Международный математический конкурс «Ребус» |
Сертификат
|
Районная олимпиада «Летописец» |
|
В 3- 4 классах 36 обучающихся. Учителями были проведены исследования. (Приложение 4)
- Успеваемость 4 класса в первой четверти: 44%, 3 класс – 30%
- Так, изучение мотивации к успеху ( тест Т. Элерса) показало, что низкая мотивация к успеху- 33% учащихся, средний уровень мотивации- 56 %, умеренно высокий уровень- 11%.
- Уровень тревожности (тест Филипса)- низкий уровень- 36% , адекватный уровень- 7% , высокий уровень- 57%
- Исследование общительности обучающихся было проведено по методике В. Ф, Ряховского. Анализ результатов показал, что низкая коммуникабельность- 41 %, средний уровень коммуникабельности- 39%, высокий уровень коммуникабельности – 20%.
- Групповая сплочённость-(тест Сишора) : низкий уровень – 12%, ниже среднего- 32%, средний- 26%, выше среднего- 11%, высокий уровень- 19.
- Анализ результатов теста, определяющего уровень субъектного контроля учащихся показал, что высокий уровень контроля над любыми значимыми ситуациями- 17%, средний уровень- 22 %, а низкий-61%.
Мониторинг успеваемости проводился 1 раз в четверть.
Результаты показали, что успеваемость обучающихся растёт: 46 % - в 4 классе; 3 класс -40%
Также в следующей четверти будут проведены повторные личностные исследования обучающихся.
В результате, наметился рост уровня коммуникативных качеств обучающихся, уровень тревожности заметно снизился, зато уровень мотивации успеха вырос.
Так, изучение мотивации к успеху ( тест Т. Элерса) показало, что низкая мотивация к успеху- 21% обучающихся, средний уровень мотивации- 66 %, умеренно высокий уровень- 13%.
- Уровень тревожности (тест Филипса)- низкий уровень- 30% , адекватный уровень- 39% , высокий уровень- 31%
- Исследование общительности обучающихся было проведено по методике В. Ф, Ряховского. Анализ результатов показал, что низкая коммуникабельность- 26 %, средний уровень коммуникабельности- 52%, высокий уровень коммуникабельности – 22%.
- Групповая сплочённость-(тест Сишора) : низкий уровень – 9%, ниже среднего- 22%, средний- 25%, выше среднего- 25%, высокий уровень- 19.
- Анализ результатов теста, определяющего уровень субъектного контроля обучающихся показал, что высокий уровень контроля над любыми значимыми ситуациями- 26%, средний уровень- 34 %, а низкий-40%.
Таким образом, можно отметить, что обучающиеся более уверенно находят необходимую для них информацию, ставят вопросы к тексту. В итоге дети учатся получать знания самостоятельно.
Оценивать результат могут как обучающиеся, так и учитель. Основными критериями являются умения работать в коллективе, представить проблему и презентовать её решение.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение на уроках метода кейс-технологии несёт положительную динамику развития обучающихся начальных классов. Процент успеваемости растёт. Мотивация к успеху, коммуникабельность, сплочённость, уровень контроля над ситуацией возросли до уровня выше среднего, а уровень школьной тревожности постепенно снижается. Обучающиеся приобрели навыки работы в группе, навыки контроля и оценки своей деятельности, приобрели уверенность в успехе, что немаловажно для достижения положительных результатов итоговой аттестации, предстоящей по окончании обучения. Развиваются навыки обработки информации ; развиваются коммуникативные компетенции, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами, (работа в группах, умение защищать свою точку зрения); развивается речевая культура (умение аргументировать, представлять интересы).Эти умения и необходимы современным выпускникам начальных школ для успешной реализации себя.
Для вовлечения родителей в процесс обучения проводим тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, привлекаем к созданию необходимых декораций, наглядности, портфолио обучающихся. Родители с удовольствием участвуют в жизни классов, выполняют с ребятами совместные работы. Наглядный пример – лучшее средство обучения и воспитания.
В своей работе мы применяем метод решения кейсов во время проведения родительских собраний, особенно тематических. Это позволяет не только использовать активные технологии взаимодействия, но и творческий подход к процессу работы. (Приложение 5)
Такая форма работы делает собрание более живым, интересным, запоминающимся, дает навыки самостоятельного анализа ситуации и позволяет родителям (законным представителям) в практике оценить возможности решения возникающих трудностей.
Таким образом, используемый метод кейс-стадии позволяет нам активизировать как познавательную, так и творческую сторону общения с родителями (законными представителями) обучающихся и делает наши взаимоотношения более глубокими и позитивными.
3.6. Оценка рисков
Риски в неэффективности в использовании кейс - метода минимальны, зависят они от того, насколько педагог продумал кейс и в целом урок.
Риски проекта |
Меры для их минимизации |
Отсутствие заинтересованности обучающихся к участию в проекте |
Рекламирование проекта, чёткие критерии оценивания результатов, применение новых технологий (кейс), научиться вовлекать всех учащихся в учебный процесс |
Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности |
Дифференцированный подход в обучении, использование групповой работы, в парах |
Неопытность проведения уроков с использованием кейс-технологии |
Проведение серии уроков, выявление и корректировка слабых моментов, посещение уроков своих коллег |
Временные риски |
Продление срока реализации проекта |
Несоответствие полученного результата ожидаемому |
Проведение доп.исследований и доработка материала |
4. Заключение
Данный педагогический проект «Развитие ключевых компетентностей обучающихся через кейс-технологии как условие успешности выпускников начальных классов» в полной мере может быть применён и в других начальных классах. Для этого необходимо разработать методическую базу по данной тематике.
Проект находится на стадии реализации, поэтому является незавершённым.
План реализации проекта
Задачи:
· Создать творческую проблемную группу по изучению и разработки темы: ««Развитие ключевых компетентностей обучающихся через кейс-технологии как условие успешности выпускников начальных классов»;
· Выступить на тематическом педсовете;
· Публикация на сайтах «Инфоурок» методических рекомендаций по применению кейс- технологий.
План мероприятий ТПГ (период с 21.12.20-21.12.23 г.)
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный (Ф.И.О.) |
1.Разработать инструкцию по созданию кейса |
январь-февраль |
Педагоги – участники творческой проблемной группы |
2. Выступить на тематическом педсовете по теме |
март |
Койнова Н.А. |
3.Мастер-класс с учителями. Подведение итогов. |
апрель |
Койнова Н.А., совместно с завучем Гирёвой Е.Н. |
4.Разработка уроков с применением кейсов |
по графику |
Педагоги – участники творческой проблемной группы |
5.Круглый стол |
ноябрь |
Койнова Н.А., совместно с завучем Гирёвой Е.Н. |
Отсюда следует, данный проект представляет серьезную значимость для системы современного образования. Применение кейс-технологии на уроках должно стать неотъемлемой частью преподавания предметов в школах. Считаю, что подготовленный нами проект будет иметь важную практическую значимость для учителей общеобразовательных школ, поможет осмыслить метод, углубиться в особенности его применения.
5. Список использованной литературы
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
3. Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?/«Обучение за рубежом» №7, 2000.
4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004. – 352 с.
5. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых//Новые знания. – 2001, №2.
6. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.
7. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом/ научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
9. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
10. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. - http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html
11. Современные технологии обучения/Под ред. Г.В.Борисовой и др. – СПб., 2002.
12. http://www.educ.sfu.ca/case
13. http://www.pace.edu/CTRCaseStudies
14. http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips/html
15. http://www.e-xecutive.ru/workshopъ
16. http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.