Педагогический проект "Волшебные звуки ансамбля"
Оценка 4.9

Педагогический проект "Волшебные звуки ансамбля"

Оценка 4.9
docx
29.09.2020
Педагогический проект "Волшебные звуки ансамбля"
Волшебные звуки ансамбля.docx

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания и образования детей»

 

 

Педагогический проект

«Волшебные звуки ансамбля»

Автор:

                                        Кучеренко Елена Анатольевна,

                                                        преподаватель теоретических дисциплин,

                             преподаватель по вокалу

                                                 высшей квалификационной категории

 

 

 

г. Кингисепп

2019 год

 

Паспорт проектной работы

 

Название: «Волшебные звуки ансамбля»

 

Автор: Кучеренко Елена Анатольевна, преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель по вокалу высшей квалификационной категории.

Консультанты проекта:

·        методист отделения «Эстрадное пение» М.В. Сунгурова;

·        методист МБУ ДО «ЦЭВ и ОД» В.Ю. Федотова.

Предметные области проекта:

- ансамблевое пение

- вокальное пение

- учебные дисциплины, близкие к теме проекта: психология, педагогика, эстетика.

 

Возраст обучающихся:

Проект рассчитан на обучающихся в возрасте от 9 до 14 лет.

 

Тип проекта: творческий

Цель проекта:  создание условий для развития вокальных способностей учащегося на сложном певческом материале.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Задачи:

·        Сохранение интереса к «искусству» ансамблевого пения;

·        Мотивация детей на ансамблевое творчество;

·        Увлечение одним общим делом;

·        Сохранение контингента;

·        Воспитание культуры поведения в концертном зале, на сцене.

 

 

Вопросы проекта:

 

·         Какие направления в песенном репертуаре нравятся детям разного возраста с 9 до 14 лет?

·         Что я знаю о сцене и о культуре поведения на сцене?

 

 

 

Необходимое оборудование

Материально-техническое оснащение проекта:

·         Фортепиано;

·         Музыкальный центр;

·         Радио-микрофоны;

·         Аудио и видео материалы;

·        Костюмы;

·        Финансирование поездок;

·        Музыкально-компьютерные технологии (звукозаписывающая студия, музыкально-компьютерные программы, техническое обеспечение кабинета).

Аннотация:

Эстрадное ансамблевое  пение занимает особое место  в современной музыке. У детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, развитие чувства товарищества и ответственности перед коллективом.

В процессе работы с вокальным коллективом часто стоит проблема нехватки репертуара. Подбор ансамблевого репертуара – это сложная, увлекательная, интересная творческая работа, требующая немалых музыкальных знаний и умений, постоянного личностного развития. Это очень важный момент, поскольку от выбора песенного репертуара зависит многое: интерес самих учащихся к данному виду деятельности, успехи на конкурсах и концертах, развитие коллектива в целом, востребованность коллектива. Поэтому для достижения успеха основным замыслом является коллективный поиск и отбор привлекательного для участников вокального ансамбля и его слушателей качественно нового, необычного, богатого певческого материала. Результат – добиться ощущения сплоченности и целостности коллектива (как единого «живого организма»); также, новизна и оригинальность «старого» материала.

 

Ожидаемый результат:

·        Сохранен интерес к «искусству» ансамблевого пения;

·        Учащиеся мотивированы на ансамблевое творчество;

·        Учащиеся увлечены одним общим делом;

·        Сохранен контингент.

·        Воспитывается культура поведения в концертном зале, на сцене.

 

 

 

Предполагаемые продукты проекта:

·        Составлен песенный репертуар для каждой возрастной группы: 9-10 лет, 11-12 лет, 13-14 лет;

·        Отработан репертуара;

·         Выступление на конкурсах, фестивалях, творческих площадках.

 

Этапы работы над проектом

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

     Выбором темы явилось желание подобрать интересный песенный репертуар, который будет отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и в то же время будет доступным по вокально-техническому и исполнительскому уровню.

     Для осуществления данного проекта собиралась и обрабатывалась необходимая информация, использовались различные источники. Репертуар составлялся согласно трем возрастным категориям: 9-10 лет, 11-12 лет и 13-14 лет.

     На этом этапе работы необходимо:

1.     Обдумывание важности данной проблемы;

2.     Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстрационного материала;

3.     Подборка интересного песенного материала;

4.     Создание большой репертуарной копилки;

5.     Организация дискуссий,  сотворчество  («ученик-педагог») в  принятии решений.

6.     Коллективный поиск и отбор привлекательного для участников вокального ансамбля и его слушателей качественно нового, необычного, богатого певческого материала.

 

2 этап. Основной этап.
За этот период времени был составлен план работы, велась работа над выбором репертуара. При выборе музыкального  материала были учтены такие нюансы, как:

·        Состав ансамбля (количество голосов);

·        Соответствие музыкального материала возрастной категории участников ансамбля (доступность по вокально-техническому и исполнительскому уровню):

1) смысловая нагрузка, идейная направленность;

2) степень «трудности»  (интонационные, ритмические, динамические трудности);

·        Тесситурные возможности исполнителей;

·        наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма -1») или исполнение a capella.

 

Активно проходила работа над музыкальным материалом:

·        Выучивание произведения по голосам;

·        Некоторые вопросы аранжировки для вокального ансамбля;

·        Музыкальной строй в ансамбле («вертикаль» и «горизонталь», чистота интонирования, отклонение от равномерно-темперированного строя  из-за  индивидуальной манеры интонирования);

·        Ритм в ансамбле (ритм – пульс, достижение метро-ритмического единства движения, «звучащая» пауза, развитие ритмического чувства как работа над дикцией и др.)

·        Средства исполнительской выразительности (темп,  динамика, «тембр», штрихи, фразировка, соотношение музыкальной и литературной речи: язык, произношение поэтического текста в ансамбле, интерпретация художественного образа и т.д.).

     На этом этапе проекта обучающиеся проявили большую долю самостоятельности с помощью педагога, повышающего мотивацию и направляющего их в сторону достижения цели:

·        прослушали и сравнили произведение в разных аранжировках;

·        освоили выбранный репертуар;

·        собрали необходимую информацию о композиторе, эпохе и стиле произведения.

3 этап. Заключительный этап.

Презентация подготовительного материала прошла в форме концертного выступления на отчетном концерте «Музыкальный калейдоскоп», где учащиеся продемонстрировали не только хорошую вокально-ансамблевую подготовку, но и интересный музыкальный репертуар. В дальнейшем с ним коллектив выступал неоднократно на конкурсах разного уровня.

Удачные  аранжировки,  грамотный подход к выбору репертуара и оригинальность исполнения принесли  успех коллективу в концертно-просветительской деятельности и неоднократные победы - в вокально-конкурсной!

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ  

СПОСОБЫ их ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

«Неготовность» учащегося к исполнению музыкального материала или его несоответствие вокальному уровню ребенка.

 

«Гибкость» при создании фонограммы (аранжировки)

(удобная тональность и тесситура, ритм, плавное голосоведение, степень сложность изложения музыкального материала, и др.).

 

Расхождение во взглядах творческого коллектива (вокального ансамбля) и руководителя (педагога).

 

Коллективный выбор репертуара, сотворчество учащихся и педагога, учитывать потребности при создании фонограммы (аранжировки) обеих сторон.

 

·        Недостаточное техническое оснащение концертных площадок.

·        Некорректная работа с аудио-носителями («непрочтение» музыкального  материала с носителя).

 

·        Дополнительная работа в звукостудии (прописывание «неозвученных» голосов в «плюс», запись БЭК- вокала или «фонограммы +1»).

·        Техническое обеспечение для полноценной работы.

·        Умение исполнять произведения a capella!

 

 

Ход проекта. График работы над проектом.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

длительность проекта – в течение учебного года.

Этап работы над проектом

Содержание работы

Место работы обучающихся

Сроки

Организационно-подготовительный этап

- Обдумывание важности данной проблемы;

- Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстрационного материала;

- Подборка интересного песенного материала;

- Создание большой репертуарной копилки;

 

- Организация дискуссий,  сотворчество  («ученик-педагог») в  принятии решений.

- Коллективный поиск и отбор привлекательного для участников вокального ансамбля и его слушателей качественно нового, необычного, богатого певческого материала.

07.09. -01.10

Основной этап

Выбор репертуара, работа над музыкальным материалом

Активная деятельность учащихся:

- прослушали и сравнили произведение в разных аранжировках;

- освоили выбранный репертуар;

- собрали необходимую информацию о композиторе, эпохе и стиле произведения.

 

01.10-20.04

Заключительный этап

Концертное выступление

Учащиеся продемонстрировали хорошую вокально-ансамблевую подготовку, но и интересный музыкальный репертуар. В дальнейшем с ним коллектив выступал неоднократно на конкурсах разного уровня.

25.04

 

Критерием оценки эффективности проекта может служить:

·        Актуальность;

·        Посещаемость занятий;

·        «Востребованность» коллектива;

·        Новизна и оригинальность исполнения;

·        Победы на вокальных конкурсах.

·        Музыкально-просветительская работа как важный фактор воспитания вкуса и художественной культуры людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методические рекомендации

Работа с творческим коллективом (вокальным ансамблем) строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. В основе работы любого творческого коллектива лежат увлеченность одним делом и духовная общность, определяющие  его деятельность. Через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке и ансамблевому пению.

 Вокальный ансамбль - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. Вокальный ансамбль возглавляет руководитель (педагог). Индивидуальная работа педагога  с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов, студийных записей и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива.

Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар!

Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения, разнообразные по форме, жанру, содержанию. Залог успеха произведения –  оригинальная, отличающаяся от предыдущих исполнений,  аранжировка, обеспечивающая яркое, запоминающееся исполнение!

        Аранжировка (обработка, переложение) - это  искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной.

        Аранжировка - одна из важнейших составляющих успеха музыкального произведения. Очень часто, слушая песни, искушённый музыкально слух "начинает скучать" уже после первого куплета. Причина тому - однообразие вокальной аранжировки. С одной стороны,  множество творческих коллективов на нашей эстраде исполняют песни в унисон, что не имеет ни исполнительской, ни педагогической  ценности  в искусстве  ансамблевого исполнения. С другой стороны, сама непродуманность вокальной аранжировки зачастую "вредит" своим исполнителям. Слушать такое исполнение скучно и неинтересно.  Именно поэтому, необходим грамотный подход к выбору таких вещей, как:

·        репертуар, его актуальность, жанровые  и стилистические особенности;

·        наличие аккомпанемента или его отсутствие (a capella);

·        количество голосов;

·        интонационные,  ритмические,  динамические  трудности;

·        распределение партий, соответствующих возможностям голоса ребенка;

·        тональность для аранжируемой песни (удобная тесситура);

·        голосоведение (логика и плавность), его особенности и разновидности;

·        изложение звуковой ткани  (фактура, гармоническая насыщенность и т.д.), ее типы и виды;

·        вокализация поэтического текста.

 

        Один из самых сложных жанров исполнительского мастерства в ансамблевом искусстве  является исполнение A capella. Это та вершина, к которой  должен стремиться любой профессиональный творческий коллектив. 

        А capella - большое искусство, которое достигается «спетостью» ансамбля, профессионализмом руководителя. Существует множество вариантов развития произведения   a capella, например: последовательное развитие от двух- голосия к пяти- голосию, чему соответствует смена тембрового колорита и конкретных приемов (интервальное дублирование, канон, унисонный зачин и хоровой подхват, смешанный тип многоголосия). Можно использовать минимум выразительных средств, которые вполне органичны для этого жанра: строгая диатоника, тональная устойчивость, натурально-ладовые обороты, что и создает общий колорит сочинения. Все зависит от фантазии и творческого полета.

         Жанр a capella богат и колористическими находками,  интересными тембровыми сочетаниями. Изменяя тембральную окраску темы смещением ее в разные регистры, постепенно усложняя хоровую ткань увеличением количества голосов, сменой видов изложения, сгущением и разрежением звуковой ткани, можно достичь изобразительных эффектов, вызывая ассоциации, например, с усиливающимися или затухающими порывами ветра.

        Хоровые партии можно трактовать по-разному, в зависимости от их вокальных особенностей и функциональных задач, в результате чего каждый голос наделяется индивидуализированной мелодической линией, образуя в сочетании с другими, пластичную звуковую ткань, отличающуюся чистотой и ясностью голосоведения, плавностью и осмысленностью.

        В арсенале  a capella самые разнообразные вокально-хоровые средства: пение на слоги, гласные звуки, закрытым ртом, glissando, имитация инструментальных приемов. А capella значительно расширяет вокально-технические ресурсы ансамбля, используя кластеры, glissandо, говор, щелчки языком, выкрики, подражание тембру инструмента или звукам природы, животных,  шумовые звуки  с ритмической поддержкой.

         Важно тонко чувствовать специфику ансамблевого пения a capella, что проявляется в тесной взаимосвязи поэтического слова и музыки, вокальной природе мышления, глубоком знании певческих голосов (применение преимущественно удобных тесситур, мелодичность голосоведения, эффективное использование вокально-тембровых красок), естественных природных свойств исполнительского ансамбля, разнообразия регистров и тембров всего хора и каждой индивидуальной партии.

 

Приложение 2

 

Методические пособия:

                            I.            Примерный репертуарный список.

                        II.             Вокально - игровая «зарисовка».

 

                                                                         I.            Примерный репертуар эстрадного отделения:

9-10 лет

·        «Россия» Музыка Александра Иевлева, сл. Елены Олейник

·        «Ты звёзды зажигай» муз. Александра Иевлева, сл. Елены Олейник

·        «Посвящение мамам» муз. Д. Воскресенского

·        Попурри на известные песни

·        Гимн нашего Центра. Муз. Зюзько О., сл. Наумова О.

·        «Если б не было школ» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского

·        «Мечта» муз. Александра Иевлева, сл. Елены Олейник

·        «Аист на крыше» муз. Д. Тухманова

·        «Праздник» муз. А. Ермолова

·        «Мы вместе» муз. А. Ермолова

11-12 лет

·        «Образ матери» муз. Елены Обуховой

·        «Гадалка» (из к/ф «Ах, водевиль, водевиль»)

·        «Потанцуем, Джек» («Hit the road, Jack»)

·        «А закаты алые» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

·        «Ромашковые поля» муз. В. Усланова, сл. Е. Авдеевой

·        «Мечта, лети!» муз. Д. Воскресенского

·        «Аллилуйя» Муз. Леонардо Коэна, сл. Леонида Агутина

·        «Сто святых церквей»

·        «Музыка» муз. Игоря Крутого

·        «Джазовый канон»

13-14 лет

·        «Давай» муз. и сл. А. Ольханского

·        «Щербатый месяц» муз. Дарьи Симоненко из к/ф «А зори здесь тихие»

·        «Рождественская мистерия» из мюзикла «Баллада о маленьком сердце»

·        «Счастье» муз. Юрия Гончар, Тараса Паненко, сл. Юрия Гончар, Алисы Осениной

·        «Небо над тобой» Муз. Алексея Ольханского

·        «Адажио» муз. Р. Джадзотто

·        «Выйду ночью в поле с конем» a capella

 

                                                                          II.            Музыкальные игры в вокальном ансамбле.

        Тематические игры во время занятий вокального ансамбля очень важны и полезны. Решение кроющейся проблемы зачастую легче решить коллективно и в игровой форме. Все  зависит от творческой фантазии педагога и поставленной перед ним задачи.

        Игры помогают также приобрести определенные навыки и умения. Есть игры, которые могут помочь решить поставленную задачу в комплексе, есть конкретно направленные, например: на чувство ритма (ритмическая пульсация в ансамбле);  на подбор подходящей участнику ансамбля партии по его вокальным возможностям; для создания нужного «образа»; на  исполнение характерного  аккомпанемента (подражая инструментам и звукам природы,  с соответствующим ритмическим рисунком, используя шумовые эффекты и учитывая «этнос» музыки, и др.).

Вокально-игровая «зарисовка»: «Часы».

        Эта «экспресс-игра» на мастерство исполнения  аккомпанемента (сопровождения)  a capella  для мелодии.

Условие педагога:  4-хдольный размер, веселый подвижный характер, ритмический рисунок,  мелодия народного происхождения.

        Коллектив из 5-ти человек (участников может быть любое количество), все встают в круг лицом друг к другу. На выбор  педагога между участниками распределяются  различные слоги, звуковые (шумовые) эффекты на разные длительности, которые могут имитировать работу часового механизма.

        (На первом этапе работы, и с более неопытными участниками ансамбля, соблюдать звуковысотность совершенно необязательно!)

Пример:

1-й участник - Целая нота на первую долю на слог «Бом!»;

2-й – Четвертями  на слоги «Тик  - Так - Тик  - Так»;

3-й - Шестнадцатыми на слоги « Ца - ка - ца - ка…»; 

4-й - Восьмой и четвертью  на счет «и-4-» слоги «Ку-ку!» (изображает Кукушку);

5-й – любую мелодию на выбор («Калинка», «Пчелочка златая» и т.д.).

Педагог задает темп произведения.

        В итоге – исполнить этот же музыкальный материал в удобной тональности и выдержать выбранную стилистику (в партии аккомпанемента соблюдать звуковысотность!). Не нарушать баланс звучания! Продумать форму (вступление, связки,  кода  и т.д.,  и т.п.).

         Результат – добиться ощущения сплоченности и целостности коллектива (как единого «живого организма»); также, новизна и оригинальность «старого» материала. Свою аранжировку, в свою очередь, должны предложить сами дети на примере предложенной темы. Время подготовки - в пределах занятия (урока – 40 мин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕРТНО-КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНСАМБЛЯ

 

Международный уровень

Престижная Международная премия «Artis-2018» г. Санкт-Петербург

 

 

 

 

Международный фестиваль-конкурс «Ярославская мозаика» 2018 г.

 

Всероссийский уровень

Всероссийский фестиваль-конкурс народного творчества «Зурбаган» г. Кировск 2019 г.

 

Региональный и Областной уровень

 

Областной конкурс «Светлый Ангел Рождества» 2019 г.

Областной конкурс «Светлый Ангел Рождества» 2017 г.

Муниципальный уровень

 

Открытый конкурс вокального искусства «Музыкальная палитра» 2019 г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания и образования детей»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания и образования детей»

Паспорт проектной работы Название: «Волшебные звуки ансамбля»

Паспорт проектной работы Название: «Волшебные звуки ансамбля»

Необходимое оборудование Материально-техническое оснащение проекта: ·

Необходимое оборудование Материально-техническое оснащение проекта: ·

Предполагаемые продукты проекта: ·

Предполагаемые продукты проекта: ·

Активно проходила работа над музыкальным материалом: ·

Активно проходила работа над музыкальным материалом: ·

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ СПОСОБЫ их

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ СПОСОБЫ их

Организационно-подготовительный этап -

Организационно-подготовительный этап -

Приложение 1 Методические рекомендации

Приложение 1 Методические рекомендации

Именно поэтому, необходим грамотный подход к выбору таких вещей, как: · репертуар, его актуальность, жанровые и стилистические особенности; · наличие аккомпанемента или его отсутствие (…

Именно поэтому, необходим грамотный подход к выбору таких вещей, как: · репертуар, его актуальность, жанровые и стилистические особенности; · наличие аккомпанемента или его отсутствие (…

А capella значительно расширяет вокально-технические ресурсы ансамбля, используя кластеры, glissand о, говор, щелчки языком, выкрики, подражание тембру инструмента или звукам природы, животных, шумовые звуки с…

А capella значительно расширяет вокально-технические ресурсы ансамбля, используя кластеры, glissand о, говор, щелчки языком, выкрики, подражание тембру инструмента или звукам природы, животных, шумовые звуки с…

Джазовый канон» 13-14 лет · «Давай» муз

Джазовый канон» 13-14 лет · «Давай» муз

Восьмой и четвертью на счет «и-4-» слоги «

Восьмой и четвертью на счет «и-4-» слоги «

КОНЦЕРТНО-КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОНЦЕРТНО-КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Международный фестиваль-конкурс «Ярославская мозаика» 2018 г

Международный фестиваль-конкурс «Ярославская мозаика» 2018 г

Всероссийский уровень Всероссийский фестиваль-конкурс народного творчества «Зурбаган» г

Всероссийский уровень Всероссийский фестиваль-конкурс народного творчества «Зурбаган» г

Региональный и Областной уровень

Региональный и Областной уровень

Муниципальный уровень Открытый конкурс вокального искусства «Музыкальная палитра» 2019 г

Муниципальный уровень Открытый конкурс вокального искусства «Музыкальная палитра» 2019 г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2020