Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания и образования детей»
Педагогический проект
«Волшебные звуки ансамбля»
Автор:
Кучеренко Елена Анатольевна,
преподаватель теоретических дисциплин,
преподаватель по вокалу
высшей квалификационной категории
г. Кингисепп
2019 год
Паспорт проектной работы
Название: «Волшебные звуки ансамбля»
Автор: Кучеренко Елена
Анатольевна, преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель по вокалу высшей
квалификационной категории.
Консультанты проекта:
· методист отделения «Эстрадное пение» М.В. Сунгурова;
· методист МБУ ДО «ЦЭВ и ОД» В.Ю. Федотова.
Предметные области проекта:
- ансамблевое пение
- вокальное пение
- учебные дисциплины, близкие к теме проекта: психология, педагогика, эстетика.
Возраст обучающихся:
Проект рассчитан на обучающихся в возрасте от 9 до 14 лет.
Тип проекта: творческий
Цель проекта: создание условий для развития вокальных способностей учащегося на сложном певческом материале.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Задачи:
· Сохранение интереса к «искусству» ансамблевого пения;
· Мотивация детей на ансамблевое творчество;
· Увлечение одним общим делом;
· Сохранение контингента;
· Воспитание культуры поведения в концертном зале, на сцене.
Вопросы проекта:
· Какие направления в песенном репертуаре нравятся детям разного возраста с 9 до 14 лет?
· Что я знаю о сцене и о культуре поведения на сцене?
Необходимое оборудование
Материально-техническое оснащение проекта:
· Фортепиано;
· Музыкальный центр;
· Радио-микрофоны;
· Аудио и видео материалы;
· Костюмы;
· Финансирование поездок;
· Музыкально-компьютерные технологии (звукозаписывающая студия, музыкально-компьютерные программы, техническое обеспечение кабинета).
Аннотация:
Эстрадное ансамблевое пение занимает особое место в современной музыке. У детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, развитие чувства товарищества и ответственности перед коллективом.
В процессе работы с вокальным коллективом часто стоит проблема нехватки репертуара. Подбор ансамблевого репертуара – это сложная, увлекательная, интересная творческая работа, требующая немалых музыкальных знаний и умений, постоянного личностного развития. Это очень важный момент, поскольку от выбора песенного репертуара зависит многое: интерес самих учащихся к данному виду деятельности, успехи на конкурсах и концертах, развитие коллектива в целом, востребованность коллектива. Поэтому для достижения успеха основным замыслом является коллективный поиск и отбор привлекательного для участников вокального ансамбля и его слушателей качественно нового, необычного, богатого певческого материала. Результат – добиться ощущения сплоченности и целостности коллектива (как единого «живого организма»); также, новизна и оригинальность «старого» материала.
Ожидаемый результат:
· Сохранен интерес к «искусству» ансамблевого пения;
· Учащиеся мотивированы на ансамблевое творчество;
· Учащиеся увлечены одним общим делом;
· Сохранен контингент.
· Воспитывается культура поведения в концертном зале, на сцене.
Предполагаемые продукты проекта:
· Составлен песенный репертуар для каждой возрастной группы: 9-10 лет, 11-12 лет, 13-14 лет;
· Отработан репертуара;
· Выступление на конкурсах, фестивалях, творческих площадках.
Этапы работы над проектом
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Выбором темы явилось желание подобрать интересный песенный репертуар, который будет отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и в то же время будет доступным по вокально-техническому и исполнительскому уровню.
Для осуществления данного проекта собиралась и обрабатывалась необходимая информация, использовались различные источники. Репертуар составлялся согласно трем возрастным категориям: 9-10 лет, 11-12 лет и 13-14 лет.
На этом этапе работы необходимо:
1. Обдумывание важности данной проблемы;
2. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстрационного материала;
3. Подборка интересного песенного материала;
4. Создание большой репертуарной копилки;
5. Организация дискуссий, сотворчество («ученик-педагог») в принятии решений.
6. Коллективный поиск и отбор привлекательного для участников вокального ансамбля и его слушателей качественно нового, необычного, богатого певческого материала.
2 этап. Основной этап.
За этот период времени был составлен
план работы, велась работа над выбором репертуара. При выборе музыкального
материала были учтены такие нюансы, как:
· Состав ансамбля (количество голосов);
· Соответствие музыкального материала возрастной категории участников ансамбля (доступность по вокально-техническому и исполнительскому уровню):
1) смысловая нагрузка, идейная направленность;
2) степень «трудности» (интонационные, ритмические, динамические трудности);
· Тесситурные возможности исполнителей;
· наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма -1») или исполнение a capella.
Активно проходила работа над музыкальным материалом:
· Выучивание произведения по голосам;
· Некоторые вопросы аранжировки для вокального ансамбля;
· Музыкальной строй в ансамбле («вертикаль» и «горизонталь», чистота интонирования, отклонение от равномерно-темперированного строя из-за индивидуальной манеры интонирования);
· Ритм в ансамбле (ритм – пульс, достижение метро-ритмического единства движения, «звучащая» пауза, развитие ритмического чувства как работа над дикцией и др.)
· Средства исполнительской выразительности (темп, динамика, «тембр», штрихи, фразировка, соотношение музыкальной и литературной речи: язык, произношение поэтического текста в ансамбле, интерпретация художественного образа и т.д.).
На этом этапе проекта обучающиеся проявили большую долю самостоятельности с помощью педагога, повышающего мотивацию и направляющего их в сторону достижения цели:
· прослушали и сравнили произведение в разных аранжировках;
· освоили выбранный репертуар;
· собрали необходимую информацию о композиторе, эпохе и стиле произведения.
3 этап. Заключительный этап.
Презентация подготовительного материала прошла в форме концертного выступления на отчетном концерте «Музыкальный калейдоскоп», где учащиеся продемонстрировали не только хорошую вокально-ансамблевую подготовку, но и интересный музыкальный репертуар. В дальнейшем с ним коллектив выступал неоднократно на конкурсах разного уровня.
Удачные аранжировки, грамотный подход к выбору репертуара и оригинальность исполнения принесли успех коллективу в концертно-просветительской деятельности и неоднократные победы - в вокально-конкурсной!
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ |
СПОСОБЫ их ПРЕОДОЛЕНИЯ |
«Неготовность» учащегося к исполнению музыкального материала или его несоответствие вокальному уровню ребенка. |
«Гибкость» при создании фонограммы (аранжировки) (удобная тональность и тесситура, ритм, плавное голосоведение, степень сложность изложения музыкального материала, и др.). |
Расхождение во взглядах творческого коллектива (вокального ансамбля) и руководителя (педагога). |
Коллективный выбор репертуара, сотворчество учащихся и педагога, учитывать потребности при создании фонограммы (аранжировки) обеих сторон. |
· Недостаточное техническое оснащение концертных площадок. · Некорректная работа с аудио-носителями («непрочтение» музыкального материала с носителя). |
· Дополнительная работа в звукостудии (прописывание «неозвученных» голосов в «плюс», запись БЭК- вокала или «фонограммы +1»). · Техническое обеспечение для полноценной работы. · Умение исполнять произведения a capella!
|
Ход проекта. График работы над проектом.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
длительность проекта – в течение учебного года.
Этап работы над проектом |
Содержание работы |
Место работы обучающихся |
Сроки |
Организационно-подготовительный этап |
- Обдумывание важности данной проблемы; - Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстрационного материала; - Подборка интересного песенного материала; - Создание большой репертуарной копилки;
|
- Организация дискуссий, сотворчество («ученик-педагог») в принятии решений. - Коллективный поиск и отбор привлекательного для участников вокального ансамбля и его слушателей качественно нового, необычного, богатого певческого материала. |
07.09. -01.10 |
Основной этап |
Выбор репертуара, работа над музыкальным материалом |
Активная деятельность учащихся: - прослушали и сравнили произведение в разных аранжировках; - освоили выбранный репертуар; - собрали необходимую информацию о композиторе, эпохе и стиле произведения.
|
01.10-20.04 |
Заключительный этап |
Концертное выступление |
Учащиеся продемонстрировали хорошую вокально-ансамблевую подготовку, но и интересный музыкальный репертуар. В дальнейшем с ним коллектив выступал неоднократно на конкурсах разного уровня. |
25.04 |
Критерием оценки эффективности проекта может служить:
· Актуальность;
· Посещаемость занятий;
· «Востребованность» коллектива;
· Новизна и оригинальность исполнения;
· Победы на вокальных конкурсах.
· Музыкально-просветительская работа как важный фактор воспитания вкуса и художественной культуры людей.
Приложение 1
Методические рекомендации
Работа с творческим коллективом (вокальным ансамблем) строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. В основе работы любого творческого коллектива лежат увлеченность одним делом и духовная общность, определяющие его деятельность. Через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке и ансамблевому пению.
Вокальный ансамбль - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. Вокальный ансамбль возглавляет руководитель (педагог). Индивидуальная работа педагога с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов, студийных записей и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар!
Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения, разнообразные по форме, жанру, содержанию. Залог успеха произведения – оригинальная, отличающаяся от предыдущих исполнений, аранжировка, обеспечивающая яркое, запоминающееся исполнение!
Аранжировка (обработка, переложение) - это искусство подготовки и адаптации музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной.
Аранжировка - одна из важнейших составляющих успеха музыкального произведения. Очень часто, слушая песни, искушённый музыкально слух "начинает скучать" уже после первого куплета. Причина тому - однообразие вокальной аранжировки. С одной стороны, множество творческих коллективов на нашей эстраде исполняют песни в унисон, что не имеет ни исполнительской, ни педагогической ценности в искусстве ансамблевого исполнения. С другой стороны, сама непродуманность вокальной аранжировки зачастую "вредит" своим исполнителям. Слушать такое исполнение скучно и неинтересно. Именно поэтому, необходим грамотный подход к выбору таких вещей, как:
· репертуар, его актуальность, жанровые и стилистические особенности;
· наличие аккомпанемента или его отсутствие (a capella);
· количество голосов;
· интонационные, ритмические, динамические трудности;
· распределение партий, соответствующих возможностям голоса ребенка;
· тональность для аранжируемой песни (удобная тесситура);
· голосоведение (логика и плавность), его особенности и разновидности;
· изложение звуковой ткани (фактура, гармоническая насыщенность и т.д.), ее типы и виды;
· вокализация поэтического текста.
Один из самых сложных жанров исполнительского мастерства в ансамблевом искусстве является исполнение A capella. Это та вершина, к которой должен стремиться любой профессиональный творческий коллектив.
А capella - большое искусство, которое достигается «спетостью» ансамбля, профессионализмом руководителя. Существует множество вариантов развития произведения a capella, например: последовательное развитие от двух- голосия к пяти- голосию, чему соответствует смена тембрового колорита и конкретных приемов (интервальное дублирование, канон, унисонный зачин и хоровой подхват, смешанный тип многоголосия). Можно использовать минимум выразительных средств, которые вполне органичны для этого жанра: строгая диатоника, тональная устойчивость, натурально-ладовые обороты, что и создает общий колорит сочинения. Все зависит от фантазии и творческого полета.
Жанр a capella богат и колористическими находками, интересными тембровыми сочетаниями. Изменяя тембральную окраску темы смещением ее в разные регистры, постепенно усложняя хоровую ткань увеличением количества голосов, сменой видов изложения, сгущением и разрежением звуковой ткани, можно достичь изобразительных эффектов, вызывая ассоциации, например, с усиливающимися или затухающими порывами ветра.
Хоровые партии можно трактовать по-разному, в зависимости от их вокальных особенностей и функциональных задач, в результате чего каждый голос наделяется индивидуализированной мелодической линией, образуя в сочетании с другими, пластичную звуковую ткань, отличающуюся чистотой и ясностью голосоведения, плавностью и осмысленностью.
В арсенале a capella самые разнообразные вокально-хоровые средства: пение на слоги, гласные звуки, закрытым ртом, glissando, имитация инструментальных приемов. А capella значительно расширяет вокально-технические ресурсы ансамбля, используя кластеры, glissandо, говор, щелчки языком, выкрики, подражание тембру инструмента или звукам природы, животных, шумовые звуки с ритмической поддержкой.
Важно тонко чувствовать специфику ансамблевого пения a capella, что проявляется в тесной взаимосвязи поэтического слова и музыки, вокальной природе мышления, глубоком знании певческих голосов (применение преимущественно удобных тесситур, мелодичность голосоведения, эффективное использование вокально-тембровых красок), естественных природных свойств исполнительского ансамбля, разнообразия регистров и тембров всего хора и каждой индивидуальной партии.
Приложение 2
Методические пособия:
I. Примерный репертуарный список.
II. Вокально - игровая «зарисовка».
I. Примерный репертуар эстрадного отделения:
9-10 лет
· «Россия» Музыка Александра Иевлева, сл. Елены Олейник
· «Ты звёзды зажигай» муз. Александра Иевлева, сл. Елены Олейник
· «Посвящение мамам» муз. Д. Воскресенского
· Попурри на известные песни
· Гимн нашего Центра. Муз. Зюзько О., сл. Наумова О.
· «Если б не было школ» сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского
· «Мечта» муз. Александра Иевлева, сл. Елены Олейник
· «Аист на крыше» муз. Д. Тухманова
· «Праздник» муз. А. Ермолова
· «Мы вместе» муз. А. Ермолова
11-12 лет
· «Образ матери» муз. Елены Обуховой
· «Гадалка» (из к/ф «Ах, водевиль, водевиль»)
· «Потанцуем, Джек» («Hit the road, Jack»)
· «А закаты алые» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник
· «Ромашковые поля» муз. В. Усланова, сл. Е. Авдеевой
· «Мечта, лети!» муз. Д. Воскресенского
· «Аллилуйя» Муз. Леонардо Коэна, сл. Леонида Агутина
· «Сто святых церквей»
· «Музыка» муз. Игоря Крутого
· «Джазовый канон»
13-14 лет
· «Давай» муз. и сл. А. Ольханского
· «Щербатый месяц» муз. Дарьи Симоненко из к/ф «А зори здесь тихие»
· «Рождественская мистерия» из мюзикла «Баллада о маленьком сердце»
· «Счастье» муз. Юрия Гончар, Тараса Паненко, сл. Юрия Гончар, Алисы Осениной
· «Небо над тобой» Муз. Алексея Ольханского
· «Адажио» муз. Р. Джадзотто
· «Выйду ночью в поле с конем» a capella
II. Музыкальные игры в вокальном ансамбле.
Тематические игры во время занятий вокального ансамбля очень важны и полезны. Решение кроющейся проблемы зачастую легче решить коллективно и в игровой форме. Все зависит от творческой фантазии педагога и поставленной перед ним задачи.
Игры помогают также приобрести определенные навыки и умения. Есть игры, которые могут помочь решить поставленную задачу в комплексе, есть конкретно направленные, например: на чувство ритма (ритмическая пульсация в ансамбле); на подбор подходящей участнику ансамбля партии по его вокальным возможностям; для создания нужного «образа»; на исполнение характерного аккомпанемента (подражая инструментам и звукам природы, с соответствующим ритмическим рисунком, используя шумовые эффекты и учитывая «этнос» музыки, и др.).
Вокально-игровая «зарисовка»: «Часы».
Эта «экспресс-игра» на мастерство исполнения аккомпанемента (сопровождения) a capella для мелодии.
Условие педагога: 4-хдольный размер, веселый подвижный характер, ритмический рисунок, мелодия народного происхождения.
Коллектив из 5-ти человек (участников может быть любое количество), все встают в круг лицом друг к другу. На выбор педагога между участниками распределяются различные слоги, звуковые (шумовые) эффекты на разные длительности, которые могут имитировать работу часового механизма.
(На первом этапе работы, и с более неопытными участниками ансамбля, соблюдать звуковысотность совершенно необязательно!)
Пример:
1-й участник - Целая нота на первую долю на слог «Бом!»;
2-й – Четвертями на слоги «Тик - Так - Тик - Так»;
3-й - Шестнадцатыми на слоги « Ца - ка - ца - ка…»;
4-й - Восьмой и четвертью на счет «и-4-» слоги «Ку-ку!» (изображает Кукушку);
5-й – любую мелодию на выбор («Калинка», «Пчелочка златая» и т.д.).
Педагог задает темп произведения.
В итоге – исполнить этот же музыкальный материал в удобной тональности и выдержать выбранную стилистику (в партии аккомпанемента соблюдать звуковысотность!). Не нарушать баланс звучания! Продумать форму (вступление, связки, кода и т.д., и т.п.).
Результат – добиться ощущения сплоченности и целостности коллектива (как единого «живого организма»); также, новизна и оригинальность «старого» материала. Свою аранжировку, в свою очередь, должны предложить сами дети на примере предложенной темы. Время подготовки - в пределах занятия (урока – 40 мин).
КОНЦЕРТНО-КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНСАМБЛЯ
Международный уровень
Престижная Международная премия «Artis-2018» г. Санкт-Петербург
Международный фестиваль-конкурс «Ярославская мозаика» 2018 г.
Всероссийский уровень
Всероссийский фестиваль-конкурс народного творчества «Зурбаган» г. Кировск 2019 г.
Региональный и Областной уровень
Областной конкурс «Светлый Ангел Рождества» 2019 г.
Областной конкурс «Светлый Ангел Рождества» 2017 г.
Муниципальный уровень
Открытый конкурс вокального искусства «Музыкальная палитра» 2019 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.