Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, его функции, структура
Оценка 4.7

Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, его функции, структура

Оценка 4.7
Лекции
doc
математика +1
11.04.2020
Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, его функции, структура
Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, его функции, структура
Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, его функции, структура.doc

Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, его функции и структура.

 

        В современной педагогике понятие «образование» многогранно, нет однозначного определения данного термина. Образование - это два  взаимосвязанных процесса: воспитание и обучение. Дошкольное образование осуществляется в детских садах, различных учреждениях дошкольной подготовки, детских клубах и тематических кружках. Основной задачей при этом является формирование у детей общих знаний и умений, необходимых для дальнейшего обучения и комфортного перехода на ступень начального общего образования. В дошкольных учреждениях  встает вопрос не о количестве  знаний, а о самом процессе их получения и усвоения детьми. Задача педагога в дошкольном воспитательном учреждении заключается в том, чтобы научить ребенка сосредотачивать внимание на изучаемом предмете, развить в нем наблюдательность, умение логически мыслить, находить связь между предметами и явлениями. Все это позволит ребенку дошкольного возраста подготовиться к обучению школе.

        Высокая значимость образовательного процесса обусловлена становлением ребенка, как личности. Поэтому исследованием данного процесса занимаются не только педагоги, но и  антропологи. В их работах выделены различные аспекты педагогического процесса. И.П. Подласого называет педагогическим процессом «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых». Б.Т. Лихачев считает, что педагогический процесс – это «целенаправленное содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя». В.А. Сластенину даёт следующее определение педагогическому процессу  –  «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач». А по мнению Б.П. Бархаева педагогический процесс - это «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии».

      Педагогический процесс выполняет следующие функции:

    - функция социальной адаптации – приспособление детей к условиям жизни в обществе;

    - ценностно-ориентационная функция – помощь в выработке первоначальных установок и ориентиров в повседневной практической деятельности и в отношениях с людьми;

    - развивающая функция – совершенствование физических сил, интеллектуальных возможностей, духовности;

    - просветительская (информационная) функция – усвоение детьми знаний о природе, обществе, отношении людей, общественном социуме; усвоение способов деятельности.

    Образовательный процесс включает направления работы по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей.

    При этом в их содержание должны входить следующие компоненты:

    – информация из разных областей действительности, которая в результате активного присвоения ребенком, становится знанием;

    – способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (двигательной, игровой, речевой и познавательной и др.);

    – способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях;

    – набор определенных личностных качеств (активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, аккуратность и умение следить за своим внешним видом и т.п.).

    Образовательный процесс может быть реализован в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельностью взрослых и детей - это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Самостоятельная деятельностью детей - это свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

      Этапы взаимосвязи воспитания и обучения в процессе развития детей и организации педагогического процесса:

    1) подготовительный – определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания;

    2) основной – в соответствии с намеченным планом осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения;

    3) заключительный – анализ результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.

    Системность и целостность играют важную роль в эффективности педагогического процесса. Признаками, характеризующими целостность педагогического процесса, являются:

    - целостный подход к изучению педагогических явлений и процессов,

    - взаимозависимость цели, содержания, форм, методов и средств педагогической работы.

    На данный момент педагогический процесс воспринимается как образовательный процесс, выполняющий следующие функции:

    – строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно-тематическом принципе построения;

    – обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

    – обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность детей.

    Цикл педагогической деятельности в образовательном процессе, состоит из следующих этапов:

    – диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания и обучения;

    – проектирование, планирование воспитательной и дидактической деятельности;

    – организация педагогического взаимодействия;

    – проверка, оценка результатов.

    Как у целостности у образовательного процесса есть ряд характеристик:

    1. Цикличность и повторяемость. Взаимосвязь и последовательность этапов образовательного процесса позволяют сделать вывод о цикличности и повторяемости педагогической деятельности: диагностика – проектирование – реализация – диагностика на новом уровне взаимодействия детей, педагогов и родителей.

    2. Статичность. Это означает, что на основе отдельных воспитывающих и обучающих ситуаций выявление существенных сторон образовательного процесса невозможно: необходима достаточно представительная выборка.

    3. Дискретность или стадийность. Стадия понимается как определенная ступень, период, этап в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности. В этом отношении образовательный процесс независимо от того, как его характеризовали на протяжении многовековой истории, развивался и усложнялся по мере развития и совершенствования общественных отношений. Поэтому каждая стадия или состояние образовательного процесса является его качественной определенностью на данном этапе исторического развития. Смена одной стадии другой сопровождается изменением качественного состояния системы образования, ее структуры. Кризис является формой перехода от одного целостного состояния к другому, что влечет за собой либо прогресс, либо регресс.

    4. Нелинейность. В категориях «кризис» и «скачок» раскрывается такая характеристика целостного образовательного процесса, как нелинейность. Ведь кризис  – это не только острое затруднение, но и резкий перелом в какой-либо образовательной системе, что, например, может быть связано с политикой государства или его идейной направленностью. В образовательной сфере это обусловлено принятием федеральных и региональных программ модернизации и развития системы образования. При этом понятие скачка раскрывает механизм движения образовательного процесса как перехода количественных изменений в качественные.

    Когда-то сложившаяся централизованная система обучения и воспитания дошкольников перешла в новую фазу развития вариативного образования, открывшего путь к разным программам воспитания и обучения дошкольника.

   

    


Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, его функции и структура

Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, его функции и структура

Образовательный процесс включает направления работы по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей

Образовательный процесс включает направления работы по социально-личностному, физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию детей

На данный момент педагогический процесс воспринимается как образовательный процесс, выполняющий следующие функции: – строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается…

На данный момент педагогический процесс воспринимается как образовательный процесс, выполняющий следующие функции: – строится с учетом принципов целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается…

При этом понятие скачка раскрывает механизм движения образовательного процесса как перехода количественных изменений в качественные

При этом понятие скачка раскрывает механизм движения образовательного процесса как перехода количественных изменений в качественные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020