МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ –САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №40 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Педагогический совет №2
«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»
Составитель:
Старший воспитатель
МДОУ «Ясли-сад №40 г. Донецка»
Зубченко Т.А.
Цель педсовета: систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ. совершенствование образовательного процесса с позиций здоровьесберегающей технологии; повышение творческой активности педагогов /через игру педагогический «КВН»/.
Повестка педсовета:
1.Вступительное слово заведующего о значении повышения качества физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
2 .Аналитическая справка по итогам тематического контроля
«Анализ работы МДОУ»Ясли-сад №40» по использованиию здоровьесберегающих технологий – ст. воспитатель Зубченко Т.А.
3. Педагогический КВН
4.Обмен опытом (практикум):
-Динамическая пауза в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах» - воспитатель Танчива Н.П..
-«Утренняя гимнастика» - воспитатель Лозянко Е.Я.. .
-«Подвижные игры»-инструктор по ф.к. Азаров А.К.
5.Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровыми»-старший воспитатель-Зубченко Т.А.
6. Выступление «Психическое здоровье детей дошкольного возраста». Релаксация– педагог-психолог Котенко И.А.
7.Разное.
8.Решение педсовета.
1. И.О.Заведующий Гецевич Е.Г.
2. Вводная часть /притча/: “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Итак, тема нашего сегодняшнего педсовета посвящена здоровью.
Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». И это действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.
Ведь совсем не зря А.Шварценеггер говорит: «Основное внимание в детской физической культуре следует сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами – это азбука движений. Мы выяснили, что, когда дети обладают этими навыками, физическая подготовка и спорт становятся второй натурой. Большинство детей еще не овладели этим, поэтому они так неохотно двигаются».
В этих словах есть доля правды.
Развитие двигательных навыков имеет огромное значение не только для занятий спортом или физической подготовкой. Эти навыки необходимы и в таких, казалось бы, совершенно различных видах деятельности, как работа хирурга, управление самолетом, танцы, занятия лепкой, автогонки. Человек, двигательные навыки которого развиты недостаточно, вряд ли сумеет полностью реализовать свои желания в широком спектре человеческих профессий.
До того, как ребенку исполнится 6 лет, мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы ребенок овладел широкой гаммой двигательных навыков.
Это – необходимое условие построения фундамента жизни ребенка, которое и обеспечит ему возможность заниматься спортом, и откроет доступ к самым различным видам человеческой деятельности, и просто позволит наслаждаться сильными, уверенными и ловкими движениями собственного тела. Она помогла педагогам проанализировать методическую литературу по данному вопросу, отобрать наиболее необходимую и интересную, в которой можно найти большое количество методов и приемов по внедрению физкультурно – оздоровительной работы в воспитательно – образовательный процесс ДОУ.
2.Ст.воспитатель Зубченко Т.А.
Аналитическая справка по итогам тематического контроля
«Анализ работы МДОУ по использованиию здоровьесберегающих технологий »(прилагается)
3..Программа педагогического КВН: (на столах таблички «Специалисты», «Воспитатели младших групп», «Воспитатели старших групп»
Визитная карточка команд
Разминка
Работа в творческих группах
Представление жюри
В состав жюри входит: заведующий МДОУ Гецевич Е.Г., старший воспитатель Зубченко Т.А. педагог-психолог Котенко И.А.
Визитка / оценивается по 3 бальной системе/
Ст. воспитатель: так как КВН – это игра соревновательная, значит, нам нужно поделиться на 3 команды / отдельно команда узких специалистов и 2 команды воспитателей/. А также
Конкурс капитанов
Вам нужно выбрать капитанов и придумать свою визитку, которая состоит из названия команды и соответствующего для неё девиза.
Напоминаю, что вы все педагоги, а идти в педагоги и не иметь своего девиза - это все равно что начать строить дом без проекта. Поэтому с девизом, я думаю у вас проблем не должно быть.
Примеры девизов: «От воспитателя станет всем светлей!».
Девиз: «Стать первым воспитателем не по счету, а по уважению!»
1. Конкурс «Визитная карточка» - девиз./ оценивается по 3-х бальной системе/
2. Конкурс разминка / оценивается по количеству названных пословиц/
Для того, чтобы нам быть готовыми к игре, нужно хорошо размяться. Итак, объявляется конкурс «разминка», здесь мы выясним,какая команда знает больше пословиц о здоровье. Свою готовность команды сигнализируют поднятием руки.
“Здоров будешь - всего добудешь”.
“В здоровом теле - здоровый дух”.
“Здоровому, все здорово”.
“Здоровье всему голова”.
“Здоровье дороже денег”.
«Здоровье дороже богатства».
«Здоровью цены нет».
«Было бы здоровье, а остальное пребудет».
«Тот здоровью цены не знает, кто не болел».
3.конкурс «Отгадайте загадку»/ оценивается по количеству угаданных загадок/
- Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки
– Дайте снег! Готовы… (санки).
- Это птица – не синица,
Не орел и не баклан,
Это маленькая птица
Называется… (волан).
- Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик,
Через несколько минут
Опустился… (парашют).
- Под гору - коняшки,
В гору – деревяшки. (лыжи)
- У меня есть два коня,
По воде везут меня,
А вода – то тверда,
Словно каменная. (коньки).
- Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее
Или она через меня. (скакалка).
- Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
А ниточка в реке (удочка)
- Кто из вас ребята знает,
Что закалке помогает
И полезно нам всегда?(солнце, воздух, вода).
- Стоит мой конь,
Как вкопанный,
Копытами не топает (гимнастический конь).
4.Конкурс капитанов / помощь группы не исключается/
/ оценивается по 3-х бальной системе.
Задание:- ответить на вопросы:
1. Что включает в себя понятие «здоровье»?;
2. Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
3. Дайте определение / характеристику/ психически здоровому человеку.
Примерные ответы:
Здоро́вье — 1) Состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. 2) «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней» (ВОЗ).
Психи́ческоездоро́вье (мента́льное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Критерии психического здоровья. Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья
осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств
Вывод: Психически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живёт в гармонии с собой и окружающими.
5.Работа в творческих группах / оценивается по 5 балльной системе/
Вопросы 1 команде: Назовите формы организации здоровьесберегающей работы:
Физкультурныезанятия
Самостоятельнаядеятельностьдетей
Подвижныеигры
Утренняягимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
двигательно-оздоровительныефизкультминутки
физические упражненияпоследневногосна
физическиеупражнениявсочетаниисзакаливающимипроцедурами
физкультурныепрогулки (впарк, настадион)
физкультурныедосуги
спортивныепраздники
оздоровительныепроцедурывводнойсреде.
Ст. воспитатель: Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделитьв три подгруппы:
Организационно-педагогическиетехнологии, определяющиеструктурувоспитательно-образовательногопроцесса, способствующиепредотвращениюсостояния переутомления, гиподинамии другихдезадаптационныхсостояний;
Психолого-педагогическиетехнологии, связанныеснепосредственной работойпедагога сдетьми;
Учебно-воспитательныетехнологии, которыевключаютпрограммыпообучению заботеосвоемздоровьеиформированиюкультурыздоровья.
Вопрос 2 команде: Какие вы знаете здоровьесберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг– не раньше чемчерез 30 мин. Рекомендуетсядетямсвялой осанкойиплоскостопием.
Динамическиепаузы– вовремя занятий, 2-5 мин., помереутомляемостидетей.
Подвижныеиспортивныеигры
Релаксация.
Гимнастикадляглаз.
Гимнастикадыхательная–Динамическаягимнастика– ежедневнопоследневногосна, 5-10 мин.
Вопрос 3 команде: Назовите технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если она проводится систематически. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. В детском саду проводятся различные виды утренних гимнастик, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей детей в движении: сюжетная, аэробика, танцевальная, гимнастика по принципу круговой тренировки и т.д.
Физкультурные занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин
Коммуникативные игры. Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со сверстниками. Именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. Игры для развития коммуникативных навыков мы делим на парные и групповые. Парные игровые упражнения способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его. Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами. Так же для развития коммуникативных способностей используем беседы, этюды, занятие рисованием, лепкой и др.
Игротерапия. Терапевтическая задача заключается в выявлении «истинного» источника символической игры и в доведении его до сознания ребенка, предоставление возможности ребенку самостоятельно выбирать линию поведения. В ходе игры ребенок выбирает свой путь сам, а педагог может руководить игрой только по просьбе самого ребенка. Помимо тактики педагога в игротерапии важное значение приобретают тот игровой материал, который предлагается ребенку, и вся окружающая его обстановка. В детском саду занятия по игротерапии проходят в комнате психологической разгрузки при непосредственном участии психолога ДОУ. Наиболее часто используются в игровой терапии такие материалы, как вода, песок, глина, краски. Психотерапевтическая работа основывается на изучении уже сложившихся форм игровой деятельности и ее нарушений. И уже на этой основе происходит нахождение адекватных приемов для формирования полноценной игры.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. В нашем учреждении имеются ванночки для песка и воды. Основной принцип игр на песке — это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и поощряется фантазия и творческий подход. Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Еще один принцип — реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает тот или иной выход из трудной ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок
Точечный массаж Точечный самомассаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу. Педагоги детского сада используют его для детей с частыми простудными заболеваниями. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства организма
Использование приемов самомассажа. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком. Целью самомассажа в ДОУ является профилактика простудных заболеваний. Самомассаж проводится детьми после утренней гимнастики, дневного сна, а также включается в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа предваряют или завершать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством воспитателя. Обучая детей самомассажу, воспитатель показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Спортивные развлечения, праздники проводятся в соответствии с учебным планом ДОУ.
6 конкурс. Даётся высказывание./ оценивается по 5 балльной системе/
Ваше задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Каждая команда, готовая ответить подымает руку, готовы?
Например, часто мы слышим:
«Не смей его бить! Это же твой брат!» вариант вашего ответа может быть:
( «Ты можешь злиться на брата, но бить его не надо».)
Чего ты орёшь? Закрой рот, я кому сказала?(при виде чужой собаки)
«Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес...Но если боишься — давай перейдем на другую сторону».)
«Подумаешь — укол! Даже малыш не боится, а ты...»(«Да, укол — это больно.Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)
Дополнительное задание:
Если бы я был (а) бы добрым волшебником, чтобы я сделал (а) для того, чтобы все дети на земле были бы здоровыми!
7 конкурс. Что мы относим к технологиям сохранения и стимулирования здоровья?/ оценивается по 5 балльной системе/
К технологии сохранения и стимулирования здоровья относится:
Остеопатическая гимнастика / гимнастика после пробуждения/;
Динамические паузы/ применяются воспитателями во время занятий/;
Подвижные и спортивные игры/ используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно во всех возрастных группах/.
Пальчиковая гимнастика. /Ее необходимо использовать в работе с детьми с младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Она рекомендуется детям с речевыми проблемами, и проводится воспитателем в любой удобный промежуток времени/.
Дорожки здоровья /широко применяются воспитателями и инструкторами по физической культуре на физкультурном занятии для обучения правильной ходьбе, формирования правильной походке. Работа проводится ежедневно после сна всей группой, начиная с младшего возраста./
Гимнастика для глаз. Она проворится воспитателем ежедневно по 2 – 5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.
Дыхательная гимнастика /проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста. Широко используется проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур/
8 конкурс.
1 команде. Какова максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет?/ оценивается по 3 балльной системе/
Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями
2 команде. Какова продолжительность прогулки детей?
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 200 С и скорости ветра более 15 м/с.Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
3 команда. Сколько времени занимает самостоятельная деятельность детей 3-7 лет?
Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Подведение итогов.
Награждение педагогов.
4..Обмен опытом (практикум):
-Динамическая пауза в непосредственной образовательной деятельности и режимных моментах» - воспитатель Танчива Н.П..(прилагается)
-«Утренняя гимнастика» - воспитатель Лозянко Е.Я.(прилагается) .
-«Подвижные игры»-инструктор по ф.к. Азаров А.К. (прилагается)
5.Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребенку в нашем детском саду быть здоровыми»-старший воспитатель-Зубченко Т.А. (прилагается)
6. Выступление «Психическое здоровье детей дошкольного возраста». Релаксация– педагог-психолог Котенко И.А. (прилагается)
7.Разное.
8.Решение педсовета.
Проект решения педсовета.
1. Обогащать опыт работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
2.Регулярно применять в своей работе технологии ЗОЖ: различные виды гимнастики, подвижные и спортивные игры, закаливание, оздоравливающие мероприятия, музыкальное сопровождение в образовательном процессе.
Ответственные: воспитатели.
3. Пополнить уголки физического развития нетрадиционным спортивным оборудованием, изготовить и обновить массажные коврики и дорожки для закаливания.
4.Регулярно информировать родителей по вопросам здоровьесбережения (стенды, папки- раскладушки, плакаты и т. д.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.