Педагогический совет
Цель педагогического совета:
-обновить и актуализировать знания воспитателей в вопросах использования инновационных подходов к построению речевого пространства;
-проанализировать состояние работы по речевому развитию детей в ДОУ, наметить пути совершенствования в данном направлении;
-систематизировать знания педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников;
- вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; презентация по теме педсовета; мягкая игрушка; индивидуальные карточки для каждого педагога, синий карандаш – для постановки ударения, красный карандаш для исправления ошибок после проверки.
Психологический настрой.
-Говорят, что, когда встречаются два педагога, обязательно начнется педсовет. Нас собралось больше, а это значит, педсовет неизбежен.
- Прежде чем преступить к работе, давайте дадим себе установку. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной фразы: «На пути у меня нет преграды, всё получится, как надо; покой и улыбку всегда берегу, мне все помогут, и я помогу».
Упражнение для педагогов "Что нас объединяет?".
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками педсовета друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Материал: мягкая игрушка.
Инструкция. Участники сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мягкую игрушку. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мягкой игрушки называет 1 общий признак для всех присутствующих».
(любовь к детям; гуманизм; интеллигентность; готовность к постоянному саморазвитию; творческий подход к работе; высокая гражданская ответственность; социальная активность; юмор; физическое и психическое здоровье; организаторские способности; находчивость; коммуникативность; грамотная, поставленная речь и четкая дикция).
Коммуникативная игра: «Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Цель: систематизировать знания педагогов по образовательной области «Речевое развитее» в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога как транслятора знаний - в прошлом. Главное сегодня – выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование у дошкольников широкого круга компетенций. В рамках ФГОС ребенок должен быть участником образовательных отношений на основе взаимодействия, сотрудничества как между собой, так и со взрослыми. Разные виды детской деятельности: проектная деятельность, познавательно- исследовательская, игровая, продуктивная помогут ребенку стать полноправным активным участником образовательной деятельности в соответствии с концепцией личностно-ориентированного социально-педагогического подхода.
- А сейчас давайте вспомним, в чем же заключается Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Прошу всех встать в круг. Сейчас мы проведем разминку перед началом нашей теоретической части педсовета в виде коммуникативной игры «Передай предмет» (педагоги встают в круг и отвечают на поставленный вопрос, передавая предмет друг другу по кругу.)
1 вопрос: «Что включает в себя образовательная область по ФГОС ДО?»
Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:
- владение речью, как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Второй вопрос: «Основные аспекты проведения занятия по ФГОС ДО?»
ü Продумывать организацию детей на занятии
ü создать проблемную ситуацию
ü различные приемы руководства
ü интеграция
ü использовать такой прием, как педагогическая поддержка
ü использовать педагогические технологии проблемное обучение,
ü исследовательская деятельность, проектная деятельность,
ü здоровьесберегающие технологии
ü решение проблемной и поисковой ситуации
ü активная речевая деятельность детей
ü свободу выбора предстоящей деятельности и в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой.
Третий вопрос: «Какими качествами должен обладать ребёнок на этапе завершения дошкольного образования?»
· ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью;
· ребёнок может выражать свои мысли и желания;
· ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
· ребёнок может выделять звуки в словах;
· у ребенка складываются предпосылки грамотности;
· ребёнок знаком с произведениями детской литературы;
· ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в общении;
· ребёнок охотно общается со взрослыми и сверстниками;
· ребёнок обсуждает возникающие проблемы;
· ребёнок может поддержать разговор на интересную для него тему.
Спасибо за участие в игре. Мы с вами активизировали свои знания по образовательной области «Речевое развитие». Прошу занять свои места. Продолжим.
Доклад «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Вспомним традиционные методы речевого развития детей.
В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов.
Приемы развития речи - это элемент метода. Их можно разделить, прежде всего, на: наглядные, словесные, игровые, косвенные методы.
Давайте вспомним, что включают в себя эти методы:
• Наглядные:
Организация наблюдения;
Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;
Просмотров видеофильмов.
• Словесные:
Речевой образец;
Повтор;
Вопрос;
• Игровые:
Дидактические игры-упражнения;
Театрализованные игры;
Сюжетно-ролевые игры;
И другие виды игр с речевым содержанием.
• Косвенные:
Подсказка;
Совет;
Исправление;
Реплика;
Замечание.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.
В связи с этим стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования
системы дошкольного образования.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании:
v научные исследования;
v социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;
v творческая вариативность педагогов;
v заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.
При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:
v ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
v содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
v технология должна носить здоровьесберегающий характер;
v основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
v реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
v организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Рассмотрим технологии речевого развития дошкольников.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Технологии речевого развития:
Ø проектная деятельность;
Ø технология портфолио;
Ø исследовательская деятельность, коллекционирование;
Ø игровые технологии;
Ø информационно-коммуникационные технологии;
Ø технология проблемного обучения;
Ø альтернативные технологии.
Метод проектов
Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.
Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:
«Со словами поиграем – много нового узнаем»,
«Раз - словечко, два - словечко» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);
«Использование приемов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связано, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);
«Путешествие в Читалию» (формировать интерес и потребность детей в чтении художественной литературы);
Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель, художник и т.д., совершенствование навыков диалогической речи);
«Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);
«Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);
«Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).
Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью.
Тематики:
«Если с другом вышел в путь...».
«Добрые слова в день рождения».
«Тайна третьей планеты».
«Как открыть книжный гипермаркет?».
«Жалобная книга природы».
Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами.
Примерные темы проектов для детей средней группы:
«Зачем людям транспорт?».
«Камень, ножницы, бумага».
«Как человек узнает время?».
«Зачем человек придумал посуду?».
«Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.
В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку);
«Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.
Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.
Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллажи и т.д.
Технология портфолио
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.
Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие:
«Я расту» (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни);
«Моя семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям);
«Мои фантазии» (выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы);
«Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия
выученных ребенком стихотворений;
«Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях);
«Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ); «Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных
конкурсах, олимпиадах, фестивалях);
«Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи детских
стихотворений и др.);
«Скоро в школу» (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые
он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.
Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.
Одним из условий речевого развития детей дошкольного возраста является организация содержательного, активизирующего общения взрослого и ребенка. Поводом для такого общения может служить технология исследовательской деятельности детей.
Технология исследовательской деятельности
Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые
проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной и научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.
Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.
На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и описывать собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.
К исследовательской деятельности можно отнести не только наблюдения и опыты в природе, но и работу с временной лентой (например, темы: «История развития почты», «Появление ручки», «Жизнь шляпы»), «путешествия» по карте («Где находятся «теплые края»?», «Путешествие к бабушке в деревню»), а также коллекционирование (коллекция пуговиц, марок и т.д.) – сбор предметов, объединенных тематикой.
Игровые технологии
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи и мышления.
При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть, как предмет, так и действие.
Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображений составляется рассказ или учится стих. Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.
Моделирование
В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.
LEGO-технология
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.
В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.
При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Огромную роль в развитии речевых навыков играет инновационный образовательный конструктор LEGO Education Эюкейшен - образование «Построй свою историю». С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т.д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.
Информационно – коммуникационные технологии
Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.
Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы.
Технология проблемного обучения
Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жѐстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребѐнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.
Воспитатель не дает готовые знания детям, а выводит их на получение знаний проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? как ты думаешь?
Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.
Примеры проблемных вопросов в разделе:
«Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».
-Что будет, если в сказке появится новый герой?
-Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?
-Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?
-Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»?
-Для чего используются образные слова?
-Можно ли словами «нарисовать» портрет?
-Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?
«Подготовка к обучению грамоте»:
-Из чего состоит слово, если мы его произносим?
-Из чего состоит слово, если мы его пишем?
-Может ли слово состоять только из гласных звуков?
-Может ли слово состоять только из согласных звуков?
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Умка. Живу я в вечном царстве льда и снега, на севере. Недавно я узнал, что у вас наступило лето. Я никогда не видел лето, но очень хочу узнать, что же это такое». Как мы можем помочь Умке узнать о времени года – лето?
Технология ТРИЗ
Инструментарий ТРИЗа:
ü Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.
ü Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбираются два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.
ü Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный). Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).
ü Системный оператор: дать характеристику любому предмету. Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект. Раскладываются:
-свойства, функции, классификация,
-функции частей,
-какое место занимает в системе, связь с другими объектами,
-как предмет выглядел раньше, -из каких частей состоит,
-где могли его встретить,
-из чего он может состоять в будущем,
-из каких частей будет состоять,
-где его можно будет встретить.
ü Поэтажное конструирование (составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира).
Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками.
1) Кто ты?
2) Где живѐшь?
3) Из каких частей состоишь?
4) Какого размера?
5) Какого цвета?
6) Какой формы?
7) Какой на ощупь?
8) Чем питаешься?
9) Какую пользу приносишь?
Технологию синквейна
Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:
· правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
· вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
· третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
· пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.
Деловая игра
Пройдет наша деловая игра в форме речевого коллоквиума («коллоквиум» – это беседа с целью выяснения знаний, своего рода мини экзамен).
1. «Быстрый ответ»
· Как организовать работу по развитию речи во 2-й половине дня (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ. литературы и т.д.)
· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)
· Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников)
2. «Блиц-турнир»
Специфика профессии педагога заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Поэтому педагог должен обладать не только специальными знаниями, но и навыками профессионального общения и грамотной речью.
Речевая грамотность – отнюдь не личное дело каждого педагога, а его основное качество, ведь речь педагога - это образец для каждого ребенка, над развитием речи которого мы работаем.
Предлагаю вам выполнить цикл блиц-заданий.
Ведущий раздает командам карточки с заданиями, по истечении времени меняет их (заполненные карточки проверяем с помощью презентации).
1 карточка (20 секунд): Поставьте правильно ударение в словах:
договор, каталог, жалюзи, заусеница, квартал, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, торты, красивее, избаловать, избалованный, сенсорное развитие, сенсорный телефон.
Правильно: договОр, каталОг, дремОта, жалюзИ, заусЕница, квартАл, опЕка, ракУшка, свЁкла, срЕдства, слИвовый, танцОвщица, твОрОг, тУфля, увЕдомить, фенОмен, звонИт, новорождЁнный, обеспЕчение, бАнты, ломОта, тОрты, красИвее, избаловАть, избалОванный, сенсОрное развитие, сЕнсорный телефон.
2 карточка (30 секунд): Определите род существительных, склоняются ли они или нет.
шампунь _____
мозоль _______
кофе _________
вуаль ________
какао _________
пальто __________
гель __________
тюль __________
Правильно: Шампунь (М. Р., склон.), мозоль (Ж. Р., склон.), кофе (М. Р., не склон.), вуаль (Ж. Р., склон.), какао (Ср. Р., не склон.), пальто (Ср. Р., не склон.), гель (М. Р., склон.), тюль (М. Р., склон.).
3 карточка (40 секунд): Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.
Яблоко – много ______________
Полотенце – ______________
Апельсин – ______________
Блюдце – ______________
Желе – ______________
Рукав – ______________
Шаровары – ______________
Окно – ______________
Сапоги – ______________
Носки – ______________
Чулки – ______________
Рельсы – ______________
Правильно:
Яблоко – много яблок,
Полотенце – полотенец,
Апельсин – апельсинов,
Блюдце – блюдец,
Желе – желе,
Рукав – рукавов,
Шаровары – шаровар,
Окно – Окон,
Сапоги – сапог,
Носки – носков,
Чулки – чулок,
Рельсы – рельсов.
4 карточка (40 секунд): Определите, где правильное слово, а где неправильное.
Педагогам раздаются листы бумаги, на которых написано «Правильно» и «Неправильно» и слова на разрезанных полосках бумаги. Задание - разложить верно все слова под надписями «Правильно» и «Неправильно».
Неправильно: Правильно:
Чо Что (што)
Ихние Их
Оделися Оделись
Обезбаливающее Обезболивающее
Разбувайтесь Разувайтесь
Уплотишь Уплатишь
Бежи Беги
ЗвОнишь ЗвонИшь
Ложить Класть
Ляж Ляг
3. «Дидактический синквейн»
Одним из интересных, оригинальных и эффективных приемов, который можно использовать с детьми в работе над формированием связной речи (например, в работе над формированием обобщающих понятий), является синквейн.
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн», который мы сейчас составим и подведем итоги нашей деловой игры.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
• первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
• вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
• третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
• четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
• пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
(ведущий записывает или крепит готовую схему синквейна на доске)
- В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме. В дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.
- Сейчас вам нужно будет составить дитактический синквейн, заглавной темой которого будет словосочетание «Речевое развитие дошкольников».
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Итак, мы сегодня говорили о проблемах речевого развития и об использовании инновационных технологий в развитии речи детей. Я хотела бы дать вам несколько советов:
Правила для смелых и упорных педагогов
v Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто.
v Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
v Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
v После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
v Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе.
Проект Решения педсовета:
Решение педагогического совета:
1. Работу коллектива по речевому развитию детей считать удовлетворительной.
2. Внедрить в образовательную деятельность с детьми инновационные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО:
Ø проектная деятельность
Ø технология портфолио
Ø исследовательская деятельность, коллекционирование
Ø игровые технологии
Ø информационно-коммуникационные технологии
Ø технология проблемного обучения
(ответственные: воспитатели всех возрастных групп, срок постоянно.)
3. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:
- пополнить группы артикуляционными гимнастиками по развитию речи
(ответственные: воспитатели групп)
4. Отражать в календарных планах
- систематическую индивидуальную работу по речевому развитию детей.
- чтение художественной литературы
(ответственные: воспитатели всех возрастных групп, срок постоянно.)
5. Во всех группах разработать консультации для родителей «Рекомендуемая литература для чтения детям»
В средних и младших группах приготовить консультацию для родителей «Речевое развитие дошкольников» в соответствии с программой и возрастными особенностями детей.
(ответственные: воспитатели групп).
Рефлексия «Урна, мясорубка, чемодан»
Участникам предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы на семинаре, готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
То, что оказалось ненужным, бесполезным можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить листочек ко второму плакату.
То, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" прикрепить к листу "мясорубка".
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.