Педагогический совет с элементами тренинга: «Психологическая безопасность образовательной среды»
Образовательная среда это открытая система, где преломляются проблемы, характерные для современного российского общества.
Стремительность изменений социальной жизни снижает психологический ресурс сопротивляемости детей и молодежи негативным воздействиям среды, способствует усилению роста различных форм отклоняющегося поведения.
Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создания безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защиты от всех форм дискриминации могут и должны выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному напряжению, росту социогенных заболеваний.
Важным условием здесь является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.
Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И.А. Баева).
Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо выявить сущностные характеристики рисков и угроз, и сформулировать критерии их ликвидации, нейтрализации или ослабления влияния.
Риски и угрозы психологической безопасности образовательной среды могут быть структурированы по таким направлениям:
1. Риск получения психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей участников взаимодействия; основной источник психотравмы - психологическое насилие в процессе взаимодействия;
2. Низкая значимость коллективных целей, мнений и ценностей, характеризующих образовательную среду и, как следствие, желание ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм;
3. Отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основных потребностей в личностно-доверительном общении, что проявляется в отсутствии эмоционального комфорта, возможности высказать свою точку зрения, сохранить личное достоинство, обратиться за помощью, невозможность рассчитывать на учёт личных проблем и затруднений, на внимание к просьбам и предложениям, на помощь в выборе собственного решения;
4. Эмоциональное выгорание педагогов
Устранение, нейтрализация или ослабление влияния перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать обеспечению её психологической безопасности.
Наряду с этим необходимо насыщать образовательный процесс адаптивно-развивающими психолого-педагогическими и социально-педагогическими технологиями, которые повышают ресурсную устойчивость участников образовательных отношений к перечисленным угрозам.
Существуют много факторов риска, но остановимся на психолого-педагогических факторах.
1. Психологический климат в группе
2. Стили педагогического общения педагога с учащимися
3. Реализация педагогом индивидуального подхода
4. Особенность работы с трудными подростками
5. Личностные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений
6. Соответствие методик и технологий возрасту ребенка
7. Профессиональная подготовка педагога к вопросам применения здоровьесберегающих технологий
8. Состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника.
Он лишь должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба их здоровью (знать гигиенические требования к педагогическому процессу: чередование видов деятельности, физкультминутки и др.)
Можно говорить о необходимости формирования у педагога компетентности в сфере охраны здоровья, своего и своих воспитанников.
Определить пути повышения педагогического мастерства через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.
Я предлагаю вам пройти небольшой тест из 22 вопросов на определение состояния профессионального здоровья личности. Педагоги проходят тест, обрабатывают по ключу и получают интерпретацию, результаты. (Приложение 1)
Когда вы ощущаете некое обесточивание, силы куда- то уходят, пропадает желание что- то делать, наступает апатия и безразличие. Или вы становитесь раздражительными, неуверенными, придирчивыми. Всплывают разные болячки и недомогания, негативные воспоминания, возникает недовольство собой.
Здесь важно формировать ресурсные состояния. Возвращаться к своим ресурсам. Ведь так хочется быть энергичными, чувствовать себя бодрыми, уверенными, эффективными.
А вот это и есть то состояние, которое называется ресурсом. Это те состояния человека, когда он больше всего счастлив, когда он - на подъёме.
Выделяют два вида ресурса:
1. физический ресурс — это состояние отдохнувшего, бодрого, здорового, энергичного человека.
2. психологический ресурс - состояние уверенности, когда человек ощущает жизненные силы, мотивацию и желание для действий.
Я предлагаю вам выполнить упражнение по активации вашего ресурса - «Мои жизненные цели»
Разделите лист на четыре колонки.
В первой напишите 3 цели актуальные для вас сейчас.
Во второй. Представьте себе ситуацию, что в ближайшие три года у вас есть возможность сделать все, что вы хотите. Напишите три цели на эти три года.
В третьей. Представьте ситуацию (не дай бог), что вам осталось жить пол года. Напишите три жизненные цели.
В четвертой колонке напишите три цели на всю оставшуюся жизнь.
Педагоги выполняют упражнение.
Анализ: Какая цель у вас проскальзывала во всех четырех колонках, изменялись ли цели в колонках или были одинаковыми?
Итог: Вашим психологическим ресурсом будут цели из третьей колонки.
Если по результатам диагностики выявлено много педагогов с высоким уровнем эмоционального истощения, редукции персональных достижений или деперсонализации то можно провести еще упражнение:
«Обнаруживаем в себе ресурсное состояние счастья»
Вспомните, пожалуйста, то время в своей жизни, когда Вы были истинно и горячо любимы.
Выберите один эпизод из того прошлого и переживите его заново.
Переживите его во всех деталях, как будто бы Вы - режиссёр кино и должны снять точную сцену: «Как это было».
Вы можете переживать и не любовь... В жизни есть много других ресурсных состояний счастья.
Вспомните любой момент. Когда Вы переживали острые приятные состояния...
Вам нужно только выбрать один такой пик и пережить его во всех деталях заново.
А теперь начинается аналитическая работа с освобождённым ресурсным состоянием... возьмите ручку и бумагу и постарайтесь вдумчиво ответить на следующие вопросы:
Вопрос Первый
Какие самые важные детали, особенности переживания Вы можете назвать, перечислить? Как его описать?
Вопрос второй
Давно ли Вы испытывали такие чувства? Сколько лет прошло?
Вопрос третий
Что мешает Вам сейчас испытать такие чувства?
Подробно, анализируя, с интересом к поставленному вопросу....
Вопрос четвёртый
Подумайте и перечислите те вещи и обстоятельства, которые могли бы вызвать у Вас такое же состояние, но только - сейчас, в этой Вашей жизни.
Вопрос пятый
Что не так с ответом на вопрос четвёртый? Вы довольны своим ответом?
Вопросы закончились. Переходим к заданию.
Для счастья нужно так немного…
Проснулся утром и живи!
Приложение 1
Диагностика состояния профессионального здоровья личности»
Цель. Научиться оценивать профессиональное здоровье личности.
Задача. Определить уровень профессионального здоровья личности, степень «эмоционального выгорания».
Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Следует прочитать каждое утверждение и решить, бывают ли у вас такие мысли или ощущения. На листе для ответов нужно обозначить, как часто вы испытываете те или иные переживания, зачеркнув или обведя кружком количество баллов, соответствующее частоте появления у вас того или иного ощущения.
Тест состояния профессионального здоровья личности
1. К концу рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
4. Результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
5. Меня раздражают окружающие, которые долго и много говорят о страхах быть обманутым нашим учреждением.
6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным
7. При разговоре с агрессивно настроенными людьми я умею находить нужные слова, снижающие их агрессию или нейтрализующие оскорбления.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Мне нравится успокаивать недоверчивых людей и помогать им.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к окружающим.
11. Люди, с которыми мне приходится работать, неинтересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Я все чаще разочаровываюсь в чем-то или ком-то.
14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
15. Мне безразлично, что думают и чувствуют окружающие. Я предпочитаю формальное общение с ними, без лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до минимума.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко создаю атмосферу доброжелательности и доверия при встрече с людьми.
18. По телефону я без напряжения разговариваю с любыми людьми: независимо от их амбиций, эмоционального состояния и культуры общения.
19. Я доволен своими жизненными успехами (достижениями).
20. Я чувствую себя на пределе возможностей.
21. Я смогу еще много сделать в своей жизни.
22. Я проявляю к другим людям больше внимания и заботы, чем получаю от них в ответ признательности и благодарности.
№ вопроса |
Никогда |
Очень редко |
Редко |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
Ежедневно |
1. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
5. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6. |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
7. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
11. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
12. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
13. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
14. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
15. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
16. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
17. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
18. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
19. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
20. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
21. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
22. |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ключ к тесту состояния профессионального здоровья личности
Проблема
|
Номер утверждения |
Максимальная сумма баллов |
Эмоциональное истощение |
1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 |
54 |
Деперсонализация |
5, 10, 11, 15, 22 |
30 |
Редукция персональных достижений |
4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
48 |
Оценка уровней состояния профессионального здоровья личности, баллы
Проблема |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Эмоциональное истощение |
0–15 |
16–24 |
25 и более |
Деперсонализация |
0–5 |
6–10 |
11 и более |
Редукция персональных достижений |
37 и более
|
36–31 |
30 и менее |
Эмоциональное истощение – основная составляющая «профессионального выгорания». Проявляется в снижении эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Возможны агрессивные реакции, вспышки гнева, депрессия.
Деперсонализация – обесценивание межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чувствам и переживаниям других
людей. Для всех проявлений деперсонализации характерна утрата эмоционального компонента: потеря чувств к близким, снижении эмпатии – отзывчивости, соучастия.
Редукция личных достижений – уменьшение или упрощение действий, связанных с трудовой деятельностью, занижение значимости результатов собственного труда.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.