ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами выращивать и отрабатывать».
А.С. Макаренко
Цель: определить пути активизации деятельности детского самоуправления в КГКУ «Детский дом №17» как один из способов социализации, развития и саморазвития личности воспитанника.
Задачи:
— Дать определение термину «самоуправление» в образовательном учреждении.
— Познакомиться с документами, регламентирующими деятельность органов самоуправления
— Рассмотреть предпосылки для создания в детском доме действующей модели детского самоуправления.
В контексте вопросов по тематике сегодняшнего педсовета прошу рассматривать такие понятия как «школа – образовательное учреждение – детский дом», а также «ученик – воспитанник» как синонимичные.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (другими словами современная модель образования) ориентируют учебно-воспитательный процесс в целом на активное включение учащихся в разные виды деятельности, что предполагает освоение ими структуры деятельности, умений правильно её организовывать: ставить стратегические цели, определять оперативные задачи, планировать, отбирать средства, анализировать результаты. Обозначенные умения составляют комплекс организаторских умений, входящих в перечень инструментальных и коммуникативных компетентностей, которые представляют совокупность личностных качеств, обеспечивающих успешность в процессе жизнедеятельности.
Организаторские умения характеризуются как готовность к последовательному, упорядоченному, своевременному выполнению практических действий с грамотно отобранными средствами для достижения положительного результата. Упорядоченное развитие детского коллектива во многом зависит от формирования организаторских умений на каждом возрастном этапе развития ребёнка.
Формирование
организаторских умений происходит в различных видах деятельности и одним из
эффективных условий формирования этих умений становится включение детей в
процесс самоуправления.
Что же такое самоуправление?
Существует очень много определений и подходов в дефиниции данного термина. (фильм «Взгляд на ученическое самоуправление с разных сторон»)
А как по вашему, что такое самоуправление? (опрос педагогов)
Самоуправление - технология воспитательной работы, направленной на развитие субъектности ребенка (иными словами – способности к самоанализу, самопланированию, самоорганизации своей жизнедеятельности).
(А.С. Прутченков)
А.С. Прутченков - доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики Московского института открытого образования (МИОО) кафедры развития образовательных систем Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО)
Много лет занимается темой "Ученическое самоуправление в России" на федеральном уровне как автор-разработчик новых моделей и технологий обучения актива. Кроме того, входит в состав Организационного комитета Всероссийского конкурса моделей и лидеров ученического самоуправления и является членом Экспертной комиссии данного конкурса.
Является автором учебно-методического пособия «Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности»
В учебно-методическом пособии раскрываются основные понятия, признаки ученического самоуправления, нормативно-правовые основы; излагаются основы моделирования и критерии оценки авторской модели ученического самоуправления, основные этапы его создания. В приложениях приводятся примерные документы, необходимые для деятельности советов обучающихся в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования.
Законодательное обеспечение деятельности органов детского самоуправления
В число нормативных документов, регламентирующих вопросы детского самоуправления, входят:
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Закон РФ «Об образовании».
5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.
6. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
Стоит подробно остановиться на каждом из них, специально выделив вопросы школьного самоуправления.
1. Первый международный правовой документ — Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года).
Статья 21, имеет отношение к вопросу самоуправления.
«1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства».
Разумеется, эти положения Всеобщей декларации прав человека приняты в России, и Конституция Российской Федерации гарантирует каждому взрослому человеку эти права. Но готовить детей к реализации этих прав необходимо еще в стенах детского учреждения. Поэтому и рассматривается Всеобщая декларация прав человека как принципиальный международный нормативный акт, которым может и должно руководствоваться образовательное учреждение.
2. Следующий нормативный акт — Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Данная Конвенция в большей мере ориентирована именно на соблюдение прав ребенка, что принципиально важно для организации системы образования в государствах, которые принимают этот документ для его практической реализации.
«1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний». (Статья 15).
«1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам,
d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
Следовательно, при организации образовательного процесса в следует обратить серьезное внимание на «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе», а это возможно сделать прежде всего с использованием принципов реального самоуправления в общеобразовательном учреждении, когда ребенок школьного возраста включен в процесс управления общеобразовательным учреждением вместе со взрослыми (педагогами и родителями).
3. Следующий нормативный документ — это «Конституция Российской Федерации».
Статья 32 Конституции прямо указывает на то, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Таким образом, Конституция РФ, являясь Основным Законом страны, провозглашает и конкретизирует основные права и свободы человека на государственном уровне. Для программы ученического самоуправления важнейшим является положение о том, что основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, то есть распространяются на всех участников образовательного процесса. Но, с другой стороны, нужно хорошо понимать требования статьи 60 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Именно это положение Конституции требует особого педагогического подхода при подготовке подрастающего поколения для исполнения им в полном объеме всех гражданских прав.
4. Федеральный закон «Об образовании», принятый 10.07.1992 г., является основным нормативным актом, который прямо указывает на необходимость управления общеобразовательным учреждением на принципах самоуправления.
В преамбуле данного закона говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
Следует обратить внимание на два основных требования закона. Во-первых, образование в нашей стране должно осуществляться «в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права». Это означает, что любая школа, ее администрация ОБЯЗАНЫ выполнять требования законов России и тех международных нормативных актов, которые ратифицированы (то есть действуют на территории нашей страны).
Во-вторых, в понятии «образование» на первое место поставлено воспитание, что особенно важно для понимания необходимости соблюдения принципа самоуправления в условиях школы. Именно воспитательный эффект в процессе образования достигается значительно быстрее, если школьники включены в процесс реального самоуправления, разумеется, при четком разграничении полномочий всех участников образовательного процесса.
При внимательном прочтении статей можно убедиться в том, что и содержание образования требует особых отношений внутри школьного коллектива, включая ученическое самоуправление, так как «обеспечить самоопределение личности, создать условия для ее самореализации», а также «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества», невозможно без практического участия обучающихся в этих видах деятельности.
А статья 35 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями» специально указывает принципы управления: «2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».
Наконец, еще одна статья данного закона прямо требует включать учащихся в процесс управления делами школы. Это статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» - «4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».
Таким образом, требования Закона Российской Федерации «Об образовании» являются основополагающими для организации самоуправления в общеобразовательном учреждении, поскольку оно должно функционировать на основе именно данного закона. В соответствии с требованиями данного закона необходимо воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека. Закон содержит важнейшие положения, опираясь на которые можно организовать запуск программы самоуправления в конкретной школе:
обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательным учреждением;
допускается существование в учебном заведении собственных локальных актов, учитывающих как специфику самого учреждения, так и изменения, которые происходят в окружающей жизни;
закон содержит основные требования к уставу учебного заведения, включая систему органов самоуправления, распределение их компетенции и т.д. Их игнорирование - нарушение закона.
5. Следующий документ не является законом Российской Федерации. Это уже подзаконный акт, так как он принят не парламентом, а утвержден Правительством Российской Федерации. Это «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года № 919).
Данный правовой акт конкретизирует и дополняет требования Закона Российской Федерации «Об образовании», задавая рамки локальных актов, которые должна принять каждая школа России.
В статье 49 Типового положения говорится о том, что «права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами».
А в статье 50 перечисляются права обучающихся: «Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:
д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения;
е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений».
Таким образом, данный правовой акт требует, чтобы в уставе каждой школы обязательно был пункт, где четко зафиксировано право обучающихся на участие в управлении делами школы в той или иной форме. Эту форму определяет само учреждение. Но она обязательна.
Далее в Типовом положении, в статье 68, прямо указывается: «Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления».
Стоит обратить внимание именно на эти слова: «...строится на принципах единоначалия и самоуправления».
В Типовом положении, в статье 69, определены некоторые конкретные формы самоуправления: «Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы».
Данный нормативный акт не дает исчерпывающего списка форм самоуправления. Слова «и другие формы» открывают простор для разработки и использования форм самоуправления, которые максимально соответствуют цели конкретного образовательного учреждения, всей системе органов самоуправления и т.д. Именно это положение открывает простор для авторских поисков и создания авторских моделей самоуправления.
Важнейшим документом, который определяет перспективы развития ученического самоуправления, является «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.25
Данный документ содержит специальный раздел VII «Дети - участники реализации Национальной стратегии», где отмечается, что «в Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Многие субъекты Российской Федерации включились в реализацию глобальной иници- ативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы».
Вместе с тем в тексте «Национальной стратегии действий в интересах детей» отмечается, что «процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками:
• усиление формализма,
• недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений;
• усиление элитизма (создание элитных групп «детей- профессионалов»);
• массовая пассивность, разочарованность детей;
• нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений;
• нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением».27
Следовательно, всем, кто занимается организацией и поддержкой деятельности советов обучающихся, необходимо помнить об этих проблемах и учитывать возможные риски.
Далее в «Национальной стратегии действий в интересах детей» поставлена задача обеспечить реализацию «основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как:
• добровольность;
• включенность всех групп детей;
• приоритет развития ребенка;
• повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей);
• доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
• открытость, честность взрослых в общении с детьми;
• недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей».
Именно эти принципы должны быть заложены во все нормативные документы, которые регулируют процесс формирования и деятельности органов ученического самоуправления. Если хотите, это набор критериев, по которым следует проверить же существующую нормативную базу в каждой школе, где много лет работают различные модели ученического самоуправления.
Таким образом, действующее законодательство содержит необходимые нормы для проведения подготовительной работы, основная цель которой уточнение, а в случае необходимости и создание соответствующей нормативной базы, которая может и должна регулировать все основные аспекты организации и функционирования самоуправления в общеобразовательном учреждении, включая ученическое самоуправление.
Таким основным нормативным актом для каждой школы является ее собственный устав
Решение:
1. Педагогическим работникам изучить материалы по организации детского самоуправления в образовательных организациях, в качестве темы по самообразованию и использовать их при планировании воспитательной работы в этом учебном году с перспективой на следующий учебный год.
2.Руководителям методических объединений
2.1 Внести в планы работы методических объединений педагогов в этом учебном году вопросы, связанные с организацией детского самоуправления, рассмотреть перспективу создания действующей модели самоуправления в нашем детском доме.
Использовать в работе учебно-методическое пособие «Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности» авт. А.С. Прутченков
2.2 Подготовить предложения по созданию модели самоуправления в детском доме и озвучить их на итоговом педагогическом совете в мае 2018 года.
3. Руководителям кружков и творческих объединений изучить материалы по организации детского самоуправления в образовательных организациях использовать их при планировании работы в этом учебном году с перспективой на следующий учебный год
4. Заместителю директора по УВР включить в планирование воспитательной работы в этом учебном году с перспективой на следующий учебный год мероприятия по организации деятельности органов детского самоуправления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.