ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами выращивать и отрабатывать». А.С. Макаренко
Оценка 5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами выращивать и отрабатывать». А.С. Макаренко

Оценка 5
docx
07.04.2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами выращивать и отрабатывать». А.С. Макаренко
Педсовет.docx

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами выращивать и отрабатывать».

А.С. Макаренко

 

Цель: определить пути активизации деятельности детского самоуправления в КГКУ «Детский дом №17» как один из способов социализации, развития и саморазвития личности воспитанника.

 

Задачи:

  Дать определение термину «самоуправление» в образовательном учреждении.

  Познакомиться с документами, регламентирующими деятельность органов самоуправления

  Рассмотреть предпосылки для создания в детском доме действующей модели  детского самоуправления.

 

В контексте вопросов по тематике сегодняшнего педсовета  прошу рассматривать такие понятия как «школа – образовательное учреждение – детский дом», а также «ученик – воспитанник» как синонимичные.

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (другими словами современная модель образования)  ориентируют учебно-воспитательный процесс в целом на активное включение учащихся в разные виды деятельности, что предполагает освоение ими структуры деятельности, умений правильно её организовывать: ставить стратегические цели, определять оперативные задачи, планировать, отбирать средства, анализировать результаты. Обозначенные умения составляют комплекс организаторских умений, входящих в перечень инструментальных и коммуникативных компетентностей, которые представляют совокупность личностных качеств, обеспечивающих успешность в процессе жизнедеятельности.

Организаторские умения характеризуются как готовность к последовательному, упорядоченному, своевременному выполнению практических действий с грамотно отобранными средствами для достижения положительного результата. Упорядоченное развитие детского коллектива во многом зависит от формирования организаторских умений на каждом возрастном этапе развития ребёнка. 

Формирование организаторских умений происходит в различных видах деятельности и одним из эффективных  условий формирования этих умений становится включение детей в процесс самоуправления.
Что же такое самоуправление? 

Существует очень много определений  и подходов в дефиниции  данного термина. (фильм «Взгляд на ученическое самоуправление с разных сторон»)

 А как по вашему, что такое самоуправление? (опрос педагогов)

Самоуправление - технология воспитательной работы, направленной на развитие субъектности ребенка (иными словами – способности к самоанализу, самопланированию, самоорганизации своей жизнедеятельности).

(А.С. Прутченков)

А.С. Прутченков  - доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики Московского института открытого образования (МИОО) кафедры развития образовательных систем Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО)

 

Много лет занимается темой "Ученическое самоуправление в России" на федеральном уровне как автор-разработчик новых моделей и технологий обучения актива. Кроме того,  входит в состав Организационного комитета Всероссийского конкурса моделей и лидеров ученического самоуправления и является  членом Экспертной комиссии данного конкурса. 

Является автором учебно-методического пособия «Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности»

В учебно-методическом пособии раскрываются основные понятия, признаки ученического самоуправления, нормативно-правовые основы; излагаются основы моделирования и критерии оценки авторской модели ученического самоуправления, основные этапы его создания. В приложениях приводятся примерные документы, необходимые для деятельности советов обучающихся в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования.

 

Законодательное обеспечение деятельности органов детского самоуправления

 

В число нормативных документов, регламентирующих вопросы детского  самоуправления, входят:

1. Всеобщая декларация прав человека.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Закон РФ «Об образовании».

5. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты.

6. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

 

Стоит подробно остановиться на каждом из них, специально выделив вопросы школьного самоуправления.

1. Первый международный правовой документ — Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года).

Статья 21, имеет отношение к вопросу самоуправления.

«1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства».

Разумеется, эти положения Всеобщей декларации прав человека приняты в России, и Конституция Российской Федерации гарантирует каждому взрослому человеку эти права. Но готовить детей к реализации этих прав необходимо еще в стенах детского учреждения. Поэтому и рассматривается Всеобщая декларация прав человека как принципиальный международный нормативный акт, которым может и должно руководствоваться образовательное учреждение.

2. Следующий нормативный акт — Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Данная Конвенция в большей мере ориентирована именно на соблюдение прав ребенка, что принципиально важно для организации системы образования в государствах, которые принимают этот документ для его практической реализации.

 «1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний». (Статья 15).

 «1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам,

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

Следовательно, при организации образовательного процесса в следует обратить серьезное внимание на «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе», а это возможно сделать прежде всего с использованием принципов реального самоуправления в общеобразовательном учреждении, когда ребенок школьного возраста включен в процесс управления общеобразовательным учреждением вместе со взрослыми (педагогами и родителями).

3. Следующий нормативный документ — это «Конституция Российской Федерации».

Статья 32 Конституции прямо указывает на то, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Таким образом, Конституция РФ, являясь Основным Законом страны, провозглашает и конкретизирует основные права и свободы человека на государственном уровне. Для программы ученического самоуправления важнейшим является положение о том, что основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, то есть распространяются на всех участников образовательного процесса. Но, с другой стороны, нужно хорошо понимать требования статьи 60 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет». Именно это положение Конституции требует особого педагогического подхода при подготовке подрастающего поколения для исполнения им в полном объеме всех гражданских прав.

4. Федеральный закон «Об образовании», принятый 10.07.1992 г., является основным нормативным актом, который прямо указывает на необходимость управления общеобразовательным учреждением на принципах самоуправления.

В преамбуле данного закона говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Следует обратить внимание на два основных требования закона. Во-первых, образование в нашей стране должно осуществляться «в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права». Это означает, что любая школа, ее администрация ОБЯЗАНЫ выполнять требования законов России и тех международных нормативных актов, которые ратифицированы (то есть действуют на территории нашей страны).

Во-вторых, в понятии «образование» на первое место поставлено воспитание, что особенно важно для понимания необходимости соблюдения принципа самоуправления в условиях школы. Именно воспитательный эффект в процессе образования достигается значительно быстрее, если школьники включены в процесс реального самоуправления, разумеется, при четком разграничении полномочий всех участников образовательного процесса.

При внимательном прочтении статей можно  убедиться в том, что и содержание образования требует особых отношений внутри школьного коллектива, включая ученическое самоуправление, так как «обеспечить самоопределение личности, создать условия для ее самореализации», а также «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества», невозможно без практического участия обучающихся в этих видах деятельности.

А статья 35 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями» специально указывает принципы управления: «2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Наконец, еще одна статья данного закона прямо требует включать учащихся в процесс управления делами школы. Это статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» - «4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

Таким образом, требования Закона Российской Федерации «Об образовании» являются основополагающими для организации самоуправления в общеобразовательном учреждении, поскольку оно должно функционировать на основе именно данного закона. В соответствии с требованиями данного закона необходимо воспитывать гражданственность, уважение к правам и свободам человека. Закон содержит важнейшие положения, опираясь на которые можно организовать запуск программы самоуправления в конкретной школе:

обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательным учреждением;

допускается существование в учебном заведении собственных локальных актов, учитывающих как специфику самого учреждения, так и изменения, которые происходят в окружающей жизни;

закон содержит основные требования к уставу учебного заведения, включая систему органов самоуправления, распределение их компетенции и т.д. Их игнорирование - нарушение закона.

5. Следующий документ не является законом Российской Федерации. Это уже подзаконный акт, так как он принят не парламентом, а утвержден Правительством Российской Федерации. Это «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года № 919).

Данный правовой акт конкретизирует и дополняет требования Закона Российской Федерации «Об образовании», задавая рамки локальных актов, которые должна принять каждая школа России.

В статье 49 Типового положения говорится о том, что «права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами».

А в статье 50 перечисляются права обучающихся: «Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения;

е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений».

Таким образом, данный правовой акт требует, чтобы в уставе каждой школы обязательно был пункт, где четко зафиксировано право обучающихся на участие в управлении делами школы в той или иной форме. Эту форму определяет само учреждение. Но она обязательна.

Далее в Типовом положении, в статье 68, прямо указывается: «Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления».

Стоит обратить внимание именно на эти слова: «...строится на принципах единоначалия и самоуправления».

В Типовом положении, в статье 69, определены некоторые конкретные формы самоуправления: «Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы».

Данный нормативный акт не дает исчерпывающего списка форм самоуправления. Слова «и другие формы» открывают простор для разработки и использования форм самоуправления, которые максимально соответствуют цели конкретного образовательного учреждения, всей системе органов самоуправления и т.д. Именно это положение открывает простор для авторских поисков и создания авторских моделей самоуправления.

Важнейшим документом, который определяет перспективы развития ученического самоуправления, является «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.25

Данный документ содержит специальный раздел VII «Дети - участники реализации Национальной стратегии», где отмечается, что «в Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Многие субъекты Российской Федерации включились в реализацию глобальной иници- ативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих  прав и принятии решений, затрагивающих их интересы».

Вместе с тем в тексте «Национальной стратегии действий в интересах детей» отмечается, что «процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими рисками:

                     усиление формализма,

                     недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений;

                     усиление элитизма (создание элитных групп «детей- профессионалов»);

                     массовая пассивность, разочарованность детей;

                     нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений;

                     нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением».27

Следовательно, всем, кто занимается организацией и поддержкой деятельности  советов  обучающихся,  необходимо  помнить  об  этих  проблемах  и учитывать возможные риски.

Далее в «Национальной стратегии действий в интересах детей» поставлена задача обеспечить реализацию «основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как:

                     добровольность;

                     включенность всех групп детей;

                     приоритет развития ребенка;

                     повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей);

                     доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);

                     открытость, честность взрослых в общении с детьми;

                     недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей».

Именно эти принципы должны быть заложены во все нормативные документы, которые регулируют процесс формирования и деятельности органов ученического самоуправления. Если хотите, это набор критериев, по которым следует проверить же существующую нормативную базу в каждой школе, где много лет работают различные модели ученического самоуправления.

 

Таким образом, действующее законодательство содержит необходимые нормы для проведения подготовительной работы, основная цель которой уточнение, а в случае необходимости и создание соответствующей нормативной базы, которая может и должна регулировать все основные аспекты организации и функционирования самоуправления в общеобразовательном учреждении, включая ученическое самоуправление.

Таким основным нормативным актом для каждой школы является ее собственный устав

 

Решение:

1. Педагогическим работникам изучить материалы  по организации детского самоуправления в  образовательных организациях, в качестве темы по самообразованию и использовать их при планировании воспитательной работы в этом учебном году с перспективой на следующий учебный год.

2.Руководителям методических объединений

2.1  Внести в планы работы методических объединений педагогов в этом учебном году вопросы, связанные с организацией детского самоуправления,  рассмотреть перспективу создания действующей модели самоуправления в нашем детском доме.

 Использовать в работе учебно-методическое пособие «Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности» авт. А.С. Прутченков

2.2 Подготовить предложения по созданию модели самоуправления в детском доме и озвучить их на итоговом педагогическом совете в мае 2018 года.

3. Руководителям кружков и творческих объединений  изучить материалы  по организации детского самоуправления в  образовательных организациях использовать их при планировании работы в этом учебном году с перспективой на следующий учебный год

4. Заместителю директора по УВР включить в планирование воспитательной работы в этом учебном году с перспективой на следующий учебный год мероприятия по организации деятельности органов детского самоуправления.

 





 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести»

Формирование организаторских умений происходит в различных видах деятельности и одним из эффективных условий формирования этих умений становится включение детей в процесс самоуправления

Формирование организаторских умений происходит в различных видах деятельности и одним из эффективных условий формирования этих умений становится включение детей в процесс самоуправления

Законодательное обеспечение деятельности органов детского самоуправления

Законодательное обеспечение деятельности органов детского самоуправления

Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний»

Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний»

В преамбуле данного закона говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином…

В преамбуле данного закона говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином…

Наконец, еще одна статья данного закона прямо требует включать учащихся в процесс управления делами школы

Наконец, еще одна статья данного закона прямо требует включать учащихся в процесс управления делами школы

Таким образом, данный правовой акт требует, чтобы в уставе каждой школы обязательно был пункт, где четко зафиксировано право обучающихся на участие в управлении делами школы…

Таким образом, данный правовой акт требует, чтобы в уставе каждой школы обязательно был пункт, где четко зафиксировано право обучающихся на участие в управлении делами школы…

Вместе с тем в тексте «Национальной стратегии действий в интересах детей» отмечается, что «процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими…

Вместе с тем в тексте «Национальной стратегии действий в интересах детей» отмечается, что «процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается следующими…

Таким образом, действующее законодательство содержит необходимые нормы для проведения подготовительной работы, основная цель которой уточнение, а в случае необходимости и создание соответствующей нормативной базы, которая…

Таким образом, действующее законодательство содержит необходимые нормы для проведения подготовительной работы, основная цель которой уточнение, а в случае необходимости и создание соответствующей нормативной базы, которая…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2021