Педагогический совет «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе»
Оценка 4.6

Педагогический совет «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе»

Оценка 4.6
docx
07.04.2021
Педагогический совет «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе»
Пед совет.docx

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический совет

«Здоровьесберегающая деятельность в современной школе»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка Ш-42 группы

Годяцкая Алина

 

 

Преподаватель: Тур А.Р.

 

 

Ейск, 2021

     Тема пед. совета: «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе».

     Цель: создание модели здоровьесберегающей деятельности современной школы, представляющей системную комплексную работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов.

     Задачи:

     - способствовать внедрению здоровьесберегащих технологий для самореализации и развития обучающихся;

     -расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и социальных институтов в контексте укрепления здоровья;

     - определить условия формирования здоровьесберегающего пространства школы;

     - мотивировать педагогический коллектив школы к решению задач здоровьесберегающей педагогики.

- Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желаю – здравствуйте!

     - Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”. (Ответы педагогов).

     - Конечно, мы, прежде всего, желаем друг другу здоровья. Потому что здоровье для человека самая главная ценность.

     - Но, к сожалению, мы начинаем говорить об этом и задумываться только тогда, когда его теряем.

     - Поэтому в современности существует потребность в здоровьесберегающей деятельности.

     - Одной из приоритетных задач ФГОС является «сохранение и укрепление физического и психического здоровья» учащихся, формирование у них ценности здоровья; выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

     - Тема нашего педагогического совета «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе».

     - Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья учащихся школ. По данным Министерства здравоохранения России, 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, 35% хронически больны. Лишь 10-15% детей приходят в школу с диагнозом “здоров”.

     - Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей имеют повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность вследствие экологического и социального неблагополучия условий жизни.

     - Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

     - Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей школьного врача или медсестры в качестве подтверждения его заботы о здоровье школьников, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба здоровью учеников, интегрировать свои усилия в общую программу работы школы, избравшей охрану здоровья одним из важнейших приоритетов развития.

     - Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

     - Предлагаю принять участие в упражнении «Я работаю над своим здоровьем».

     - Я предлагаю вам сделать один шаг в центр круга (к пирамиде здоровья), если ответ будет положительным, если ответ отрицательный – то вы остаетесь на месте.

Вопросы:

- я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

- я ежедневно совершаю прогулки перед сном;

- я посещаю бассейн, СПА клуб, тренажерный зал;

- я периодически провожу разгрузочные дни;

- у меня отсутствуют вредные привычки.

     - Итак, кто из Вас оказался рядом с моделью «здоровье»?

     - Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли Вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни. 

     - А что означает здоровый образ жизни? (ответы педагогов).

     - Давайте обратимся к модели «Здоровье». (Слайд)

1.      Организация двигательного режима.

2.      Рациональное питание.

3.      Закаливание.

4.      Профилактические мероприятия.

5.      Психоэмоциональный комфорт.

     - Для укрепления здоровья учащихся учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении их здоровья.  Применяя здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе педагог сохраняет и улучшает здоровье обучающихся.

      - Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

     - Здоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов).

     - Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

·        технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

·        технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

·        разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

     - При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий учителю надо придерживаться основных правил.

Правило 1. Правильная организация урока.

     Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

     Во-вторых, главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.

Задавание вопросов является:

·        показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

·        проявлением и тренировкой познавательной активности;

·        показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

     Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

     Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

·        левополушарные люди – при доминировании левого полушария, для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

·        правополушарные люди – доминирование правого полушария, у данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

·        равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

     На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

     Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности.

     При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

     Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

·        5-25-я минута — 80%;

·        25-35-я минута — 60-40%;

·        35-40-я минута — 10%.

     Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

     Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

·        уроки-игры;

·        уроки-дискуссии;

·        уроки-соревнования;

·        театрализованные уроки;

·        уроки-консультации;

·        уроки с групповыми формами работы;

·        уроки взаимообучения учащихся;

·        уроки творчества;

·        уроки-аукционы;

·        уроки-конкурсы.

Правило 4. Снятие эмоционального напряжения.

     Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

     Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке.

     Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление.

     Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

     По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

     Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения.

     Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:

·        Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей.

·        Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

·        Число видов учебной деятельности используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия.

·        Нормой считается 4-7 видов за урок.

·        Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

·        Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.

·        Ориентировочная норма: 7–10 минут.

·        Число видов преподавания используемых учителем: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.

А сейчас я предлагаю вам пройти Анкету «Здоровый образ жизни».

     Перед Вами анкета, целью которой является выяснение осведомленности по проблеме здорового образа жизни. Опрос проводится анонимно.

Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов на него. Обведите кружочком один или несколько вариантов ответов, которые, по Вашему мнению, правильны.

     Пожалуйста, укажите:

     Ваш пол

• Мужской

• Женский

Ваш возраст (укажите полное число лет)_________

     1. Выберите пункты, которые, по Вашему мнению, отражают содержание выражения «здоровый образ жизни»

• отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков)

• здоровое питание

• соблюдение режима дня

• соблюдение правил гигиены

• умеренное употребление алкоголя

• отсутствие беспорядочной половой жизни

• занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы

     2. Что, по Вашему мнению, можно отнести к выражению «здоровый образ жизни»?

• регулярное посещение врача с целью профилактики

• доброжелательные отношения с другими людьми

• умение справляться со своими эмоциями, гармония с собой

• интерес к информации о здоровом образе жизни

• широкий круг интересов, богатая духовная жизнь, наличие хобби

• другое (укажите) ___________________________________________________

     3. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

• считаю, что это необходимо

• считаю, что это важно, но не главное в жизни

• эта проблема меня не волнует

      4. Если Вы считаете необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни, что этому мешает?

• недостаток времени

• материальные трудности

• отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости

• отсутствие условий (укажите каких) ________________________________________

• другие причины (укажите, какие) __________________________________________

     5. Дайте оценку состоянию вашего здоровья

• хорошее

• удовлетворительное

• слабое

     6. Часто ли Вы посещаете врача?

• редко

• 2-3 раза в год

• прохожу ежегодный медосмотр

• ежемесячно

     7. Как часто Вы принимаете лекарственные препараты?

• редко

• довольно часто

• постоянно

     8. Придерживаетесь ли Вы здорового рациона и режима питания?

• да

• иногда

• нет

     9. Занимаетесь ли Вы спортом?

• не занимаюсь

• иногда

• занимаюсь регулярно (2-3 раза в неделю)

     10. Какими видами спорта Вы занимаетесь? (Укажите, какими именно)

____________________________________________________________________________

     11. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?

• редко

• не менее 3-х раз в неделю

• ежедневно

• не употребляю

• не указано

     12. Курите ли Вы?

• да

• курил(а), но бросил(а)

• нет

     13. Если курите, то, сколько сигарет Вы выкуриваете в день

• менее 1 пачки

• 1 пачка

• более 1 пачки

     14. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?

• да

• нет

• если да, то сколько раз? Укажите______ раз

     15. Часто ли Вы подвержены стрессам?

• да

• время от времени

• нет

      16. Отметьте причины, которые вызывают у Вас стресс:

• финансовые трудности

• проблемы в коллективе

• проблемы в семье

• одиночество

• проблемы с учёбой

• другие ____________________________________________

     17. Есть ли у Вас какие-либо из указанных заболеваний?

• сердечно-сосудистые

• опорно-двигательного аппарата

• желудочно-кишечного тракта

• сахарный диабет

• нет

     18. Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни?

• на учебных занятиях

• из средств массовой информации

• через интернет

• из специальной литературы

• из других источников (укажите, каких)________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

      Коллеги, посмотрите на свои анкеты. Сделайте выводы, насколько вы поддерживаете «здоровый образ жизни». Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. Поэтому мы с вами обязаны организовать целенаправленную, систематическую работу по здоровьсбережению.

 

 

 

 


 

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Тема пед. совета: «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе»

Тема пед. совета: «Здоровьесберегающая деятельность в современной школе»

Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника

Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника

Профилактические мероприятия. 5

Профилактические мероприятия. 5

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности

Правило 4. Снятие эмоционального напряжения

Правило 4. Снятие эмоционального напряжения

Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока: ·

Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока: ·

Что, по Вашему мнению, можно отнести к выражению «здоровый образ жизни»? • регулярное посещение врача с целью профилактики • доброжелательные отношения с другими людьми •…

Что, по Вашему мнению, можно отнести к выражению «здоровый образ жизни»? • регулярное посещение врача с целью профилактики • доброжелательные отношения с другими людьми •…

Занимаетесь ли Вы спортом? • не занимаюсь • иногда • занимаюсь регулярно (2-3 раза в неделю) 10

Занимаетесь ли Вы спортом? • не занимаюсь • иногда • занимаюсь регулярно (2-3 раза в неделю) 10

Есть ли у Вас какие-либо из указанных заболеваний? • сердечно-сосудистые • опорно-двигательного аппарата • желудочно-кишечного тракта • сахарный диабет • нет 18

Есть ли у Вас какие-либо из указанных заболеваний? • сердечно-сосудистые • опорно-двигательного аппарата • желудочно-кишечного тракта • сахарный диабет • нет 18
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2021