МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АРМАВИРСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ДОКЛАД
ТЕМА
«Педагогический стиль, педагогический такт, педагогическая техника мастера»
по профессии СПО: 08.02.07. «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции»
Выполнил: преподаватель специальных и производственных дисциплин
Казетов Сергей Николаевич
2022
Педагогический стиль, педагогический такт, педагогическая техника мастера
Эти слагаемые педагогического мастерства особо выделены в силу их исключительной значимости в педагогической деятельности мастера производственного обучения как учителя и воспитателя.
Педагогический стиль — это система педагогических средств и методических приемов, используемых мастером производственного обучения в учебном процессе и во взаимоотношениях с учащимися, характеризующая его педагогическую индивидуальность.
Понятие «педагогический стиль» рассматривается обычно вдвух взаимосвязанных аспектах:
во-первых, применительно к стилю общения между педагогом и учащимися (межличностной),
во-вторых, применительно к организации и методике процесса обучения (функционально-деловой).
Положительный педагогический стиль, как и педагогическое мастерство в целом, не является врожденным качеством, а формируется в процессе практической педагогической деятельности, а также педагогического самосовершенствования.
Выделяют следующие основные типы стилей педагогического общения:
демократический (или стиль дружеского расположения) - педагог стремится, чтобы каждый учащийся был самостоятельным и отвечал за свои действия перед коллективом, а не только перед ним. Его установка на отношения с учащимися — максимум доверия и уважения к ним, но не принуждение;
авторитарный (общение - дистанция) — во взаимоотношениях с учащимися способы воздействия основаны на подчинении. Педагог стремится к единоличному управлению группой и устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Превращение «дистанционного показателя» в основу педагогического общения резко снижает общий уровень успешности совместной работы педагога и учащихся;
либеральный — педагог весьма терпимо относится ко всем перипетиям жизни учебной группы, не вмешивается вдела учащихся без крайней необходимости, не проявляет особой инициативы в организации тех или иных дел.
Разновидностью этого типа стиля общения является общение-заигрывание, свойственное для некоторых начинающих молодых педагогов, связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу — это стремление завоевать ложный, дешевый авторитет у учащихся, что противоречит требованиям педагогической этики.
В педагогической деятельности у каждого педагога, мастера производственного обучения эти стили проявляются по-разному, не в «чистом» виде, а в зависимости от ситуации.
Самым плодотворным является общение педагога с учащимися на основе использования идей «педагогики сотрудничества». В основе этого стиля, более подробно рассмативаемого в следующем параграфе, лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок, взаимодействие и сотрудничество педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Такой стиль общения отличал педагогическую деятельность А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, он характерен для деятельности лучших педагогов профессиональных учебных заведений.
В аспекте организации и методики обучения можно выделить следующие общие характеристики положительного педагогического стиля: цельность, насыщенность содержательным материалом; большая плотность урока (занятия); интерес учащихся к учебной и учебно-производственной деятельности; высокая активность учащихся на протяжении всего занятия; эмоциональный тонус; деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью.
Не отождествляя педагогический стиль с методами преподавания и инструктирования, следует подчеркнуть, что индивидуальный стиль педагога предполагает и свои методические приемы и способы, умелый подбор которых характеризует особенности его педагогической деятельности.
Для иллюстрации положительного педагогического стиля учебной работы опытных мастеров производственного обучения приведем некоторые, взятые из анализа их уроков данные:
начинает занятия (урок) вовремя, без излишней «раскачки» и суеты; бережет рабочее время свое и учащихся, требует этого от учащихся в процессе их работы;
содержит свое рабочее место в идеальном порядке, являя этим пример для учащихся;
особое внимание уделяет четкости, доходчивости, наглядности демонстрации приемов и способов выполнения изучаемых трудовых операций и учебно-производственных работ;
постоянно мотивирует учащихся на осознанное выполнение учебно-производственных заданий;
умеет «держать группу в руках»; вовремя и тактично пресекает наметившиеся нарушения трудовой и технологической дисциплины;
на уроке всегда находится среди учащихся, наблюдая за их работой и проводя текущее инструктирование;
старается не допускать применения учащимися в процессе работы неправильных трудовых приемов и способов;
не оставляет без внимания ни одного случая нарушения учащимися правил безопасности и небрежной организации рабочего места;
при приемке выполненных учащимися работ обращает внимание не только на выполнение технических требований к качеству, но и на их красоту и аккуратность выполнения;
постоянно приучает учащихся пользоваться в работе инструкционной, технической и технологической документацией;
поощряет и стимулирует инициативу, самостоятельность, сообразительность учащихся в процессе работы.
Учитывая, что многие мастера параллельное производственным обучением ведут уроки специальных предметов, проиллюстрируем некоторые показатели положительного стиля преподавателя, выделенные на основе изучения передового опыта:
широко практикует продуктивную работу на уроке всех учащихся, постоянно активизирует их мышление, побуждает к самостоятельным рассуждениям и умозаключениям; противник передачи «разжеванных» знаний;
главное, чему хочет научить учащихся, — самостоятельность в суждениях;
превращает решение каждой задачи в маленькое исследование; на первое место ставит интересы и целеустремленность учащихся; учащиеся учатся не потому, что этого хочет преподаватель, а потому, что им интересно, они понимают цель учебы;
постоянно систематически учит учащихся работать с книгой; всегда стремится, чтобы каждый учащийся работал с увлечением, с полным использованием своих возможностей;
рабочая обстановка на уроке спокойная, деловая, нет напряженности и угрозы провала; постоянно бережет учебное время на уроке;
часто практикует лекции, семинары, практикумы, уроки вопросов и ответов, деловые и другие дидактические игры, другие формы занятий, стимулирующие самостоятельность и активность мышления учащихся;
опрос проводит не от случая к случаю, а регулярно; контролирует при этом не только выполнение очередного домашнего задания, а знание узловых вопросов по материалу, изученному после предыдущего вызова для ответа.
От стиля работы мастера, преподавателя во многом зависит результативность учебной деятельности учащихся, умение применять полученные знания и усвоенные способы действия в различных учебных и производственных ситуациях.
Мастера производственного обучения, владеющего педагогическим мастерством, характеризует также педагогический такт — чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что он делает, обучая и воспитывая своих учеников. Педагогический такт основывается на глубоком знании и понимании психологии учащихся, вдумчивом, внимательном и доброжелательном отношении к ним.
Педагогический такт проявляется в умении педагога находить наиболее эффективные способы воздействия на учащихся, соблюдать педагогическую этику в применении воспитательных воздействий, учитывая конкретную педагогическую задачу, особенности и возможности личности учащегося, конкретную педагогическую ситуацию; в умении держаться с учащимися достойно и доброжелательно, разговаривать с ними, не задевая их самолюбия, в понимании состояния учащегося, в умении поддержать его, в умении создавать и сплачивать ученический коллектив. Опытный, тактичный педагог никогда не злоупотребляет выговорами и внушениями учащегося в присутствии его товарищей; порицание перед коллективом он считает крайней мерой. В общении с учащимися его характеризует справедливость, выдержка, умение владеть собой, управлять своими чувствами, настроением, переживаниями, темпераментом. Осуждая поступок, опытный мастер всегда стремится показать учащемуся, что это неприятная для него, но необ- холимая для учащегося мера, направленная на пресечение его промахов.
Антипод педагогического такта — бестактность, грубость, злопамятность, унижение личности учащегося, разносы, крик, брань и т. п., чем, к величайшему сожалению, еще грешат некоторые, с позволения сказать, «педагоги» и что несовместимо не только с педагогическим мастерством, но с педагогической деятельностью вообще. Не обладая педагогическим, да и не только педагогическим, но и просто человеческим тактом, внутренней культурой, выдержанностью, вежливостью, способностью прощать мелочи, незачем идти в педагоги.
Известный психолог, профессор Н. Б. Страхов, внесший значительный вклад в изучение педагогического такта, называет следующие его признаки, которые можно рассматривать как своеобразные правила педагогического такта1:
естественность, простота обращения, не допускающая фамильярности;
искренность тона, чуждая всякой фальши; доверие к ученику без попустительства; выражение просьбы без навязчивости; рекомендации и советы без навязчивости; воздействие в форме предложения, внушения и требования без подавления личности учащегося;
серьезность тона в обращении, но без того, чтобы создавать «натянутость» обстановки;
ирония, юмор без насмешливости, унижающей достоинство личности учащегося;
требовательность без мелочной придирчивости; доброжелательность без заискивания; настойчивость без упрямства;
деловой тон без раздражительности, сухости и холодности; последовательность в применении воспитательных воздействий без колебаний и необоснованной отмены требований; развитие самостоятельности без излишней опеки;
быстрота ориентировки, своевременность воспитательного влияния без поспешности и опрометчивости решений;
внимательность к ученику без подчеркивания того, что педагог наблюдает за его поведением;
См.: Страхов 11.В.
Психология педагогического такта. Саратов, 1966.
спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и ненужную возбудимость;
умение вести с учащимся беседу без поверхностного поучительства и морализирования.
Одним из важных слагаемых педагогического мастерства является педагогическая техника, которую можно рассматривать как арсенал педагогических средств, педагогических умений и навыков, при помощи которых педагог (преподаватель, мастер производственного обучения) непосредственно осуществляет учебный процесс. Эти педагогические средства всегда индивидуальны, неповторимы, основаны на использовании педагогом своих сильных личностных качеств. Педагогическая техника включает две группы умений: умения управлять собой и умения взаимодействовать с учащимися в процессе решения учебных задач.
Некоторые наиболее характерные проявления педагогической техники применительно к деятельности мастера производственного обучения:
четкая, доходчивая, наглядная демонстрация приемов и способов выполнения трудовых операций и учебно-производственных работ, эффективная техника речи;
скромность и простота общения с учащимися; спокойная сдержанность, вежливая строгость, неназойливая пунктуальность;
умелое владение диалоговыми формами учебного общения с учащимися, в частности ведения эвристической беседы, «деловых игр», коллективных обсуждений и т.п.;
владение эффективными способами проблемного изложения и постановки учебных проблем, в частности используя естественную проблемность учебно-производственных ситуаций;
богатое педагогическое воображение, способность импровизировать, быть всегда «новым» для учащихся;
эмоциональность ведения учебного процесса, живость, способность увлечь учащихся, вызвать их ответную эмоциональную реакцию;
умение доказывать, убеждать учащихся, не навязывая им своего мнения;
умелое владение основными методическими приемами текущего инструктирования учащихся в процессе их учебно-производственной деятельности;
педагогическая внимательность, способность четко следить за «обратной связью», за реакцией учащихся на свои действия;
объективная требовательность и строгость, справедливость в критике проступков — упор делать на факт, а не на субъект критики и т.д.
А. С. Макаренко, который в своей педагогической деятельности придавал большое значение педагогической технике, рекомендовал обращать внимание на такие «пустяки», которые по сути зачастую являются решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть, считая, что этому можно и нужно учиться постоянно. Мастер, как актер на сцене, находится все время в поле зрения учащихся, которые все быстро замечают, на все реагируют. Поэтому привлекательный внешний вед, опрятность, подтянутость, чувство меры в цвете и фасоне одежды и т.п. — все это тоже составные части педагогической техники, педагогического мастерства.
Отточенная педагогическая техника — это определенный автоматизм отдельных элементов педагогической деятельности. Однако необходимо разумно сочетать такой автоматизм с педагогическим творчеством. Автоматизм в педагогической деятельности полезен до тех пор, пока он избавляет педагога от скованности, от необходимости обдумывать каждый свой шаг. Автоматизм вреден, если он распространяется на всю систему деятельности мастера, если мастер осуществляет процесс обучения одинаково из года в год, не реагируя на новые, неповторимые ситуации. Иными словами, автоматизм вреден, если мешает творческому росту педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.