Предлагаемая презентация позволит педагогу-психологу эффективно провести педагогический лекторий на тему буллинга, поможет разобраться педагогам в его причинах и последствиях, а также наметить пути помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Материал также будет полезен в плане выступления на методическом объединении психологов и т.п.Педагогический лекторий ППМС-службы "Буллинг: причины, последствия, помощь"
Буллинг-
•( от анг. bully - хулиган, драчун,
задира, грубиян)
длительный процесс сознательного
жестокого отношения, физического и
(или) психического, со стороны
одного или группы детей к другому
ребенку, который не может себя
защитить.
Д. Лейн, Э. Миллер
• Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма
психологического насилия в виде массовой
травли человека в коллективе.
• Кибермоббинг и кибербуллинг (интернет-
травля) — это намеренные оскорбления, угрозы,
сообщение другим компрометирующих данных с
помощью современных средств коммуникации:
компьютеров, мобильных телефонов,
электронной почты, Интернета, социальных
сетей, блогов, чатов и т.д.
• Хейзинг (англ. hazing) — неформальные
ритуальные насильственные обряды,
исполняемые при вступлении в определенную
группу, и для дальнейшего поддержания
иерархии в этой группе.
Наиболее распространенные акты
буллинга:
• негативные разговоры о ком-то за его за спиной
• распространение слухов и лживых сведений
• обзывание и придумывание обидных прозвищ
• выставление в смешном виде
• унижающие и обесценивающие взгляды и жесты
• передразнивание
• объявление глупым («дураком»)
• не позволение сказать свое слово, ответить
• изоляция от остального классного сообщества
(байкот)
• отбирание, прятание, повреждение школьных
принадлежностей и/или других вещей, одежды
• необоснованные обвинения
• пинки, удары
• шантаж, вымогательство
УЧАСТНИКИ БУЛЛИНГА
(круг буллинга)
БУЛЛЕРЫ
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
ОДОБРЯЮЩИЕ
A
B
C
ПАССИВНЫЕ
ОДОБРЯЮЩИЕ
D
G
ЗАЩИТНИКИ
ЖЕРТВА
F
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ
ЗАЩИТНИКИ
H
E
РАВНОДУШНЫЕ
СВИДЕТЕЛИ
Типы жертв
• дети, отличающиеся от основной массы
• дети с неприятными привычками
(неопрятные, плаксивые, навязчивые,
трусливые, заискивающие, жадные)
• дети, которые лучше общаются со взрослыми,
чем со сверстниками
• физически слабые, в том числе инвалиды
• те, кого не любит учитель
• новенькие
• чудаковатые
• сензитивные (чувствительные)
• любые другие дети
Возможные причины
осуществления буллинга:
• • удовольствие от буллинга, способ найти хоть какой-то
смысл: буллинг часто возникает на фоне потери смысла,
от скуки, от общей дезориентации в ценностях и
правилах: «Зачем вообще ходить в школу?»
• • жажда власти, самоутверждение за счет унижения
• • собственные неудачи и поиск «козлов отпущения»
• • понимание дружбы как отталкивание, выживание
другого
других
• • желание заставить страдать других, поскольку сам
( буллер ) пострадал от несправедливости
• • отсутствие психологических структур (знаний,
навыков), необходимых для конструктивного разрешения
конфликтов
• • враждебность, расизм, зависть
Учителя также могут вносить вклад в
возникновение буллинга через следующие
факторы:
• игнорирование происходящих процессов
• делегирование власти буллинговым структурам
• отказ в оказании прямой помощи жертве
• неумение разглядеть происходящее (неразвитое
восприятие)
• отсутствие контроля за поведением на переменах и в
«горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой,
укромных углах и т.д.
• халатное отношение, инертность, равнодушие
• учитель задает пример для подражания, позволяя себе
грубые выражения, выделяет одного из учеников и начинает
над ним «прикалываться» или придираться к нему
• создает вольно или невольно плохую атмосферу в классе
• допускает плохие отношения между учителем и учениками
Что делать? (3 уровня работы)
1. Изменить правила школы в отношении
случаев буллинга и неуклонно выполнять
принятые правила. Принцип: Ни один
случай буллинга не должен остатся
безнаказанным
2. Научить педагогов, прежде всего, классных
руководителей, программам работы со
случаями буллинга в классе. Принцип:
Раннее вмешательство предпочтительно
3. Включить в план работы психолога
систематическую работу с жертвами буллинга
и их родителями. Принцип: Ученик не
должен остаться один на один с насилием
Что не считается эффективным?
(что не надо делать)
• Перекладывать всю ответственность на психолога
• Переадресовать проблему родителям
• Провести мероприятие, акцию – вообще что-либо
единовременное и краткосрочное
• Попытки справиться с буллингом с помощью
тренингов разрешения конфликтов; тренингов,
повышающих самоценность.
• Отправлять участников (жертву и буллера) к
директору, требовать от буллера извинений
• Рекомендовать жертве не обращать внимания
Что делать психологу?
•1. Рассказать о буллинге администрации
и педагогическому коллективу
•2. Выслушать мнение каждого учителя и
занять согласованную позицию в
отношении противостояния буллингу
•3. Помочь учителям оформить позицию в
конкретные правила и санкции
•4. Помочь администрации в создании
специального органа: антибуллингового
комитета или совета справедливости
Что нужно замечать учителю?
(Первые признаки буллинга)
Группа детей стоят плотным кольцом,
озираются, возбужденно что-то обсуждают,
чувствуется агрессия
Ученик приходит в класс в потрепанном виде:
разорванная, испачканная одежда, синяки,
ссадины – следы драки
Ученик на всех переменах один
Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в
школу или сидеть в классе после уроков, чего-то
выжидая
С кем-то из учеников никто не хочет сидеть, он
всегда один выполняет задания в малых группах
Группа детей после уроков ждет кого-то на
школьном дворе
Старшеклассники вертятся возле туалетов
младших классов
В столовой кто-то покупает на свои деньги еду
для другого
Те, кто сильнее физически или старше,
постоянно «просят взаймы» у младших детей
или требуют дать позвонить по их телефону
Один ученик отбирает спортивную форму
(кроссовки) у другого: «просит» поделиться
Ребенок просит деньги у родителей – якобы в
школе собирают на какие-то нужды
Как правильно работать
психологу с учителями?
•Рассказать о буллинге, научить
распознавать маркеры буллинга
•Побудить каждого занять личную позицию
•Рассказать о действиях учителей, которые
невольно могут спровоцировать буллинг
•Рассказать, что им делать
•Вести регулярную супервизионную
группу по данной проблеме
Как правильно работать
психологу с родителями?
•Не передавать им всю ответственность
•Не звонить, пока у вас не сложился какой-
то конкретный план (родители буллера
редко могут помочь, родители жертвы не
должны чувствовать ваше бессилие)
•Рассказывать на собраниях о буллинге и
позиции школы заранее, в начальной
школе
Действия на уровне школы
I. Повышение уровня коммуникативной
культуры в школе: учить всех, как
обходиться с буллингом
(улучшать взаимодействие между
учащимися и взрослыми в школе)
• Повышение квалификации администрации школы
по вопросу предотвращения буллинга. В школе
должны быть разработаны правила поведения для
всех учеников, столкнувшихся с буллингом: что
делать, куда идти, кому и в какой форме заявить.
Заявление о факте провокации, оскорбления,
физического насилия, вымогательства, угроз и т.д.
должно быть сделано обязательно. В школе
желательны Антибуллинговый комитет/ Этический
комитет, Совет Отцов, Совет справедливости и т.п.
созданию позитивной школьной атмосферы
• Повышение квалификации администрации по
Действия на уровне школы
II. Совершенствование компетенций
противодействия буллинговому поведению
педагогического и технического персонала
школы
• Учителя должны уметь распознавать
потенциальных жертв буллинга и быть
бдительными.
• Учащиеся, которые подвергаются агрессии,
должны иметь право рассчитывать на поддержку
со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.
• Учителя должны научиться распознавать
властолюбцев и отличать степень выраженности
агрессивного поведения (злостный ли агрессор
этот ученик).
• Учителя должны научиться конструктивно
конфронтировать с агрессией.
III. Формирование у учащихся
конструктивного поведения на случай
буллинга в их адрес
Дети должны уметь и быть готовы:
• рассказать о случае буллинга своим родителям, либо
взрослым, которым они доверяют, например, учителю,
воспитателю, руководителю кружка и т.п.;
• вести себя уверенно;
• искать друзей среди сверстников и одноклассников;
• избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;
• заниматься методично и последовательно восстановлением
своей самооценки с помощью специалиста, если нужно;
• быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);
• не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей
жестокости;
• учиться использовать юмор - самое мощное оружие
против вербальной агрессии.
IV. Формирование конструктивного
поведения у зрителей – свидетелей
буллинга
Дети должны уметь и быть готовы:
• отклонять предложения поучаствовать в травле;
• пытаться разрядить обстановку, когда она
накаляется и возможен буллинг;
• громко кричать и искать поддержки, если стал
свидетелями насилия;
• немедленно привести кого-то из взрослых, кому
доверяют;
• подбадривать и поддерживать жертв, советовать
им пойти за помощью к надежному взрослому
Методика «Без обвинений»
(No blame - approach)
•Антибуллинговая методика для
школьного психолога, социального
педагога или учителя. Разновидность
медиации, работы по урегулированию
конфликтов и менеджменту
рискованных ситуаций.
Самое эффективное на сегодня средство
прекращения начавшегося буллинга!!!
Сайт: ПомощьРядом. рф
•предназначен для детей и подростков в
возрасте от 6 до 18 лет. Основная его
цель – помочь несовершеннолетним в
сложных вопросах, с которыми они
могут столкнуться в своей жизни, путем
предоставления безопасной
информации и бесплатной
психологической он-лайн помощи, в том
числе по вопросам, связанным с
конфликтами и насилием в школе.
http://pomoschryadom.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.