Педагогический проект
Оценка 4.7

Педагогический проект

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
9 кл—11 кл
06.02.2017
Педагогический проект
Целями современного образования являются развитие у детей самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству; развитие способности к созидательной деятельности, толерантности, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. В соответствии с этими целями основным результатом деятельности образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей школьника. Одной из технологий формирования ключевых компетентностей является метод проектов. Он способствует становлению организационной культуры личности, развитию самостоятельности, интеллектуально творческих способностей учащихся. Данная работа является примером такого педагогического проекта и способствует развитию творческих, коммуникативных способностей обучающихся, а также социализации личности.Проект
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКПавловой НВ.doc
Всероссийский   конкурс «Инновационная школа 2012»                                                  «ГРАНИ    ТВОРЧЕСТВА»  (система работы по развитию творческих способностей учащихся в  урочной и во внеурочной деятельности)                                                              Автор: Павлова  Наталья Владимировна,  учитель     русского языка и литературы   МБОУ «Средняя общеобразовательная   школа №13»    города Новочебоксарска Чувашской Республики 1 2017 год                                                                   Аннотация                  Целями  современного образования  являются развитие у детей  самостоятельности и  способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству; развитие способности к   созидательной  деятельности, толерантности, умения вести диалог, искать и находить  содержательные компромиссы. В   соответствии     с   этими   целями   основным    результатом   деятельности  образовательного учреждения должен стать набор ключевых компетентностей школьника.    Одной   из   технологий   формирования   ключевых   компетентностей  является метод проектов.   Он   способствует   становлению организационной культуры      личности,     развитию     самостоятельности,       интеллектуально творческих способностей  учащихся.                          Данная работа является примером такого педагогического проекта и способствует развитию   творческих,   коммуникативных   способностей     обучающихся,   а   также   социализации личности.             В «Пояснительной записке» излагается преамбула проекта, причина, побудившая начать комплексную работу по формированию творческой личности:         « XXI век – эпоха стремительных изменений в жизни современного общества: власть техники над человеком велика, знания точные преобладают над познаниями в области гуманитарных наук, прагматизм и рассудочность заменяют жизнь души и сердца. Творчество воспринимается нередко как   нечто   несерьезное,   не   имеющее   практической     значимости.   С   каждым   годом   все   сложнее находить   учащихся   для   конкурсов   сочинений,   чтецов,   литературных   композиций   и   прочих мероприятий.   Данная   проблема   актуальна,   ее   изучение   «подсказывает»   необходимость комплексной работы по формированию творческой личности.                 Развить   желание   творить   самому,   быть   активной,   образованной,   высоконравственной личностью – сверхзадача данного проекта, который строится на нескольких «Я», тесно связанных друг   с   другом.   Конечно,   развить   в   ребенке   сразу   все   способности,   связанные   со   словесным творчеством, сложно, хотя возможно («талантливая личность талантлива во всем»). Однако главное состоит в том, чтобы вовлеченный в активный процесс творчества ребенок почувствовал, что ему работа   со   словом   в   разных   гранях   помогает   в   жизни:   он   свободнее   общается,   легче   и   лучше понимает   прочитанное,   владеет   письменной   речью.   В   условиях,   когда   от   учащихся   требуется минимальный объем творческой работы (от 150 слов) при выполнении части С   в рамках ЕГЭ, необходимо глобализировать эту работу в  урочной и внеурочной деятельности педагога. Помочь учащимся   свободно   обращаться   с   художественным   словом   необходимо,   важно   также,   чтобы ребенок ценил слово, постигал его глубину»                        Особенностью Проекта является организация творческой деятельности учащихся 5­11 классов   как форма взаимодействия детей разных возрастов, а также как средство социально – педагогического сопровождения школьников во внеурочной деятельности.   Также проект призван показать особенности профессий, связанных с гуманитарными предметами. Профориентационная работа  готовит учащихся к выбору будущей профессии.              Данный проект можно применить в любом общеобразовательном учреждении, независимо от профиля классов. Главное – интерес обеих сторон, участвующих в реализации проекта, а также общественных структур, вовлекаемых в воспитательную работу. 2 Проект. Вводная часть.           ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС:  «Как  развить разные стороны творческих способностей учащихся в условиях современного  образования?» НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:      «Я ­ ЧИТАТЕЛЬ»  «Я ­ ПИСАТЕЛЬ (ПОЭТ)» «Я ­ ЖУРНАЛИСТ»  «Я – АКТЕР» ЦЕЛЬ: развить творческие способности учащихся, помочь им увидеть разные грани словесного  творчества, реализовать таланты в области литературы, журналистики, сценического искусства. ЗАДАЧИ: 1) способствовать стремлению учащихся  к познанию многогранности слова  2) развивать интерес к профессиям гуманитарной области (журналист, комментатор, филолог,  писатель, актер и др.) 3) вовлекать в процесс создания собственного произведения 4) воспитывать нравственную личность посредством воздействия художественного  произведения 5) активизировать читательскую деятельность учащихся 6) увидеть ребенка на сцене Методология: проектирование, исследование, диагностирование Ожидаемые результаты 1. Сформированная творческая личность, обладающая коммуникативными компетенциями. 2. Становление творческого содружества педагогов и учащихся, привлечение представителей  общественности  Активная жизненная, социальная, нравственная  позиция учащихся. 3. 4. Занятость учащихся во внеурочное время в творческих студиях, кружках. 5. Формирование необходимых навыков для  работы со словом, умения претворять свою  авторскую идею в жизнь.  6. Владение азами профессий гуманитарного цикла. Условия для реализации: 1) часы на проведение кружков, творческих лабораторий 2) техническое оснащение для воплощения творческих идей (принтер, плоттер и пр.) 3) мотивация участников творческого процесса (интерес к творчеству)        Работа должна вестись  в тесной связи, в системе, приносить видимые результаты (создание  печатных изданий, научно­исследовательских работ, авторских художественных произведений  и  3 проч.) В реализацию проекта должны включиться учителя­словесники, классные руководители,  учителя начальных классов. Преемственность поколений – одно из условий успешной реализации  проекта. Вовлечение общественности также призвано убедить учащихся, что их творчество  интересно окружающим. Участие родителей, известных людей (писателей, поэтов, актеров, бардов) ­  важное звено в работе над проектом.       Кроме того,  установка на развитие творческой личности должна осуществляться в процессе  урочной деятельности. На уроках русского языка и литературы необходимо закладывать интерес к  письменной работе, она должна носить проблемный характер, давать возможность выражать  творческое «Я» путем применения разных жанров, форм. Среди приемов рефлексии следует  выделить такой, как написание синквейнов. Он показывает, насколько учащийся осмыслил тему,  произведение, что главного увидел в изученном материале. Также продуктивной работой по  восприятию прочитанного является создание зарисовки (этюда), сочинения­миниатюры, эссе.  Положительный настрой дает конкурс письменных работ, когда класс пишет сочинение на тему,  объявленную в рамках городского конкурса, а затем отбираются лучшие конкурентоспособные   работы. Частично (в форме цитат, эпизодов и пр.) они могут использоваться в школьной газете, в  творческих рубриках.      Основная часть проекта – внеурочная деятельность. Для ее осуществления необходимы  заинтересованность сторон в творческом сотрудничестве, положительные (видимые) результаты,  удовольствие и радость, которые можно найти в процессе созидания. От творчества одних, кроме  того, должны заряжаться положительными эмоциями и окружающие: то есть слушатели, зрители и  читатели. Воспитывать их вкус, интерес к творчеству – тоже важный момент, который также  реализуется в ходе работы проекта. Угрозы: 1) для воплощения проекта нужна заинтересованность   сторон (учителей, учащихся,  родительской общественности), необходимо поддержание (стимулирование) интереса,  сложность состоит в том, как показать пользу разных граней словесного творчества; 2) материальные угрозы заключаются в наличии необходимой техники, средств, необходимых  для  копирования, сканирования, работы в разных программах – программное обеспечение. Этапы работы над проектом 1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с  поставленными задачами. 2. Этап реализации. 3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми. Использование накопленного опыта. В своей работе я опираюсь на следующие принципы, на которых основана концепция    С.А. Смирнова:  Признание за ребенком права на любую точку зрения и индивидуальной линии развития.  Личностный характер взаимоотношений.  Создание ситуаций взаимообогащения.  Включение учащихся в творческую деятельность.  Создание благоприятного эмоционального фона обучения.  Построение обучения с опорой на игровые формы. Из концепции психолога Г.А. Цукерман я опираюсь на:  обучение  самостоятельно добывать знания;  развитие интеллектуальных способностей ребенка;  выработку навыков общения и сотрудничества. 4 Взаимодействие, контакты   ЦРТДиЮ им.А. И.Андрианова                                                                     Школа искусств                                                                                 ШКОЛА Родительская  общественность            ДК «Химик»                                                                                                                                                             Проект. Содержание.              По каждому направлению разрабатывается план, который в течение внедрения проекта  может  расширяться. (Приведем примеры таких рабочих планов) Главное, что является  двигателем и стимулом воспитательной работы с учащимися, это направление «Я – журналист».  Надо сказать, этой работой учащиеся увлеклись сами, им было предложено изучить положение о  школьных газетах с предложением выпускать печатный орган и участвовать в городском конкурсе  «Школа­пресс». Тогда и возникла идея «работать на газету», то есть все мероприятия, школьные  дела стали объектом описания в школьной газете. К тому времени и название у нее появилось –  «Вести­13». И с момента рождения газеты она стала ежегодно участвовать в конкурсе школьных  газет.  «Все большую роль в формировании имиджа СМИ играют сегодня различного рода  конкурсы» [1]  План работы по направлению «Я – читатель» мероприятия Проведение бесед о чтении с учащимися, родителями, учителями Проведение читательских анкет Подготовка  проведения круглого стола по проблеме чтения Встречи с писателями, поэтами Чувашии Проведение читательских (библиотечных дней), тематических  выставок Посещение городских библиотек (запись в библиотеку, просмотр  новинок, кинолекториев и др. мероприятий) Участие в конкурсе «Проза – детям» (чтение произведений юных  авторов) Участие учащихся начальных классов во всероссийском проекте  «Успешное чтение»   ответственные Учителя литературы, классные руководители Учителя литературы Павлова Н.В. Павлова Н.В. Библиотекарь   Учителя русского языка и литературы Координатор Павлова Н.В.   руководитель ШМО Сроки выполнения В течение 2­3­ х недель в начале учебного года В 1 четверти Октябрь  В течение учебного года 1 раз в четверть По плану библиотек города в течение учебного года в течение учебного года 5 Я – писатель (поэт)»            Сложность ситуации по развитию писательского таланта состоит в том, что не всякий  учащийся показывает свой талант всем. Особенно скромно ведут себя поэты, ведь лирика – это  личное восприятие жизни, мир чувств, ощущений, который не всегда хочется открывать. В моей  педагогической деятельности были случаи, когда фактически к окончанию школы выяснялось, что  ученик или ученица давно пишет стихи и получается это неплохо. Поэтому с самого начального  этапа работы с классом нужно последовательно работать с такими талантами, помогать им  раскрываться, не прятать талант. Этому способствуют различные конкурсы, соревнования «Пробы  пера». Также своеобразную помощь в этом оказывают профессиональные поэты, выступающие  перед учащимися. В таких беседах дети раскрываются, говорят о том, что тоже пишут стихи,  иногда обращаются за помощью профессионалов. [1]  Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: 2003. – 236 с.           Также сильным фактором, влияющим на выявление юных поэтов, является сотрудничество со школьной газетой, которая периодически объявляет конкурсы стихотворений различной тематики.           Среди большого количества стихотворений обязательно находятся своеобразные, искренние,  по­своему талантливые произведения. Конечно, благим делом является дальнейшее развитие  таланта в кружках, творческих студиях, которые организуются в школе.       Прозаики более активны, их работа проявляется при проведении школьных, городских,  республиканских конкурсов сочинений. Однако и здесь работы немало. И связана она как с урочной деятельностью, так и с внеурочной. мероприятия Участие в конкурсах сочинения (школьного, городского,  республиканского уровня) Создание поэтических кружков («Юный поэт») Работа творческих студий («Пегас», «Вдохновение») Участие в конкурсах юных поэтов Участие в научно­практических конференциях (секция  «Авторская поэзия /проза»)   ответственные Учителя  литературы Павлова Н.В.  Павлова Н.В. Павлова Н.В. Сроки  выполнения по графику  проведения  ежегодно ежегодно ежегодно Павлова Н.В. ежегодно 6 Участие в конкурсе «Проза – детям» (создание отзывов на  прочитанные произведения, написание собственных  произведений) Конкурс рассказов, стихотворений заданной тематики для  школьной газеты   Координатор  Павлова Н.В. 2007­2008 год Редактор  Павлова Н.В.  в течение  учебного года                                                    План работы по направлению «Я – журналист» Основная цель: привлечение школьников к получению первоначальных знаний и навыков профессии журналиста.      Задачи: 1. Формировать характер журналиста, его эстетические и нравственные качества. 2. Расширять кругозор подростков, учить замечать интересные подробности ежедневной жизни; 3. Путём регулярного издания школьной газеты «Вести 13», публикации корреспондентских  материалов в местной прессе обучить ребят методике создания журналистских материалов,  созданию макета, дизайну и верстке газеты, работе с фото­ и художественными материалами,  оргтехникой. 4. Помочь научиться мыслить творчески, чётко и понятно высказывать свои мысли на бумаге. 5. Познакомить с работой СМИ (газета, ТВ, Интернет и пр.), поддерживать связи с редакциями  местных СМИ. 6. Содействовать созданию дружеских отношений среди юных журналистов и читателей, созданию  крепкого творческого коллектива.      Успешное  сочетание содержания занятий кружка с содержанием действующих программам по  русскому языку (раздел «Развитие речи. Культура речи»)  позволит более успешно обеспечить  реализацию данной  цели и задач.       Приведем пример плана работы на начальном этапе реализации проекта. Основные мероприятия Обсуждение проекта «Школьная газета» Поиск талантов (конкурс «Проба пера») Создание редакционной коллегии школьной газеты Подготовка к участию в конкурсе школьных газет на приз газеты  «Грани» Участие в республиканских семинарах юных журналистов,  выступление с отчетом о работе редколлегии Посещение заседаний городского клуба журналистов   ответственные администрация Учителя русского языка и литературы Павлова Н.В. Павлова Н.В. Сроки выполнения Август  в течение учебного года сентябрь  ежегодно   Редактор газеты в течение  Редактор газеты учебного года в течение учебного года 7 Актуальность метода: Темп жизни в XXI веке таков, что не позволяет тратить время впустую. Дети очень чутко чувствуют сложившуюся ситуацию и соответствующе на нее реагируют. Ребенок, пришедший в тот или иной кружок или студию, заинтересован в том, чтобы не просто чему­то научиться, он желает получить знания, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Каждому из них в будущем предстоит выбор профессии. На мой взгляд, помочь ученику осуществить этот выбор нужно уже в среднем звене, основываясь на его интересах и возможностях. Записываясь в студию,   ребенок   уже   проявляет   интерес   к   данной   работе.   Педагог   помогает   ему   развить необходимые   способности,   но   этого   не   достаточно.   Программа,   автором   которой   я   являюсь, направлена   так   же   на   развитие   профессионально   важных   качеств,   готовит   учащихся   к   более осознанному выбору профессии. Новизна опыта: новизной разработок является формирования профессионально важных качеств, которые очень тесно связаны с развитием личности в целом, осуществление взаимосвязи разных граней творчества.     Проект   основан   на   личностно­ориентированном   обучении,   также   предполагает   групповую работу, индивидуальные проекты и работы.            Данное направление Проекта вбирает в себя все созданное, накопленное в процессе творчества. На газету «работают» все и всё: школьные и городские сочинения на актуальные темы, конкурсы  стихотворений, работа собственных корреспондентов и пр. Издаваться в газете, которую читают  многие (причем не только школьники, но и их родители, знакомые, представители общественности), почетно, ответственно. Это является мощным стимулом для начала творчества даже для тех, кто  никогда не писал. Помогает и дух соревнования, ведь из всего, что написано, надо выбрать самое  интересное, лаконичное и емкое одновременно, то есть талантливое, раскрывающее автора как  личность. Для проведения конкурсов используется  несколько форм: отбор материала, полученного на уроках русского языка или литературы, сбор работ через «Почту редакции» (ящик,  установленный в фойе школы), проведение интервью, написание заметок, репортажей и т.п. на  заседаниях кружковцев, создание стихотворений в кружках и вне их.         Сами юные журналисты получают колоссальный опыт работы, которая способствует развитию  коммуникативных компетенций, а также профессиональных навыков. Работа в школьном издании  способствует и тому, что учащиеся становятся корреспондентами городских газет, посещают клуб  юных журналистов, созданный на базе ЦТДиЮ.                                                                                                                                                                                План работы по направлению «Я – актер»  мероприятия Анкетирование учащихся Создание театральных кружков, студий Кружок выразительного чтения Подготовка к конкурсу чтецов и участие в нем Сроки выполнения в начале учебного года ежегодно ежгодно ежегодно Проведение литературных гостиных, вечеров по плану работы МО Посещение театров республики не реже 1­2 раз в четверть 8 Выступление школьного театра на городском конкурсе   Подготовка театральных вечеров, посвященным известным  драматургам ежегодно ежегодно  Театральные студии, кружки ориентированы на   физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой  аппарат, научиться говорить правильно и красиво; занятия по сценическому движению  направлены на обретение контроля над своим телом;  психическое развитие: развитие коммуникативных навыков ­ умения ясно выражать свои  мысль и чувства, умение понимать других людей, развитие основных психических функций ­ внимания и памяти, преодоление страха перед публичными выступлениями,  развитие  воображения, возможность для самовыражения;  культурологическое развитие: знакомство с театральной культурой      Творческие способности учащихся, действительно заинтересованных работой со словом,  проявляются и дают свои плоды и на таком важном и для учителя, и для учащихся мероприятии,  как предметная олимпиада. Учащиеся должны владеть разными компетенциями, в том числе и  умением полно, точно, образно выражать мысли по поводу прочитанного произведения (на  олимпиаде по литературе) или же составлять текст на заданную тему (на олимпиаде по русскому  языку).        Результаты реализации проекта отслеживаются в течение нескольких лет, итоги говорят об эффективности проекта во всех направлениях. Это отражается и в цифрах (количество    победителей и призеров олимпиад, конкурсов растет), и в воспитательном воздействии на  учащихся. Мониторинг успешности ведется по разным  направлениям, обобщаются  статистические данные по годам, проводится анкетирование (опрос) учащихся и прочее.  Приведем пример таких данных. Мониторинг успешности реализации проекта: 1. Результативность:  В конце каждого учебного года проводится анкетирование. Вот как ответили на вопросы члены    редколлегии : Вопрос Количество положительных ответов (%) Я получаю необходимые знания для будущей профессии Получаю навыки, необходимые в будущей жизни, независимо от  профессионального выбора  67,5 88 9 Получаю удовольствие от участия в практическом деле  создания  школьной  газеты Имею возможность творчески проявить себя  Дает возможность проявить свои способности к общению Есть возможность развиваться как личность   100 91 94 88 Вывод:   Таким   образом,   даже   без   использования   специальных   психологических   тестов прослеживается влияние проекта в рамках направления «Я – журналист» на развитие ученика, причем ребенок сам замечает положительную динамику. 2. Результаты формирования профессионально важных качеств  Ориентация на выбор профессии журналиста: Первичная диагностика Контрольная диагностика 21% 88% 79% 12% Пригодится в будущем Не пригодится в будущем Вывод:   Количество   учащихся,   желающих   получить   профессию   журналиста,   увеличилось.   А учащиеся, которые склоняются к выбору другой профессии, признают, что им полученные навыки пригодятся   для   общения,   умения   анализировать   явления,   выражать   свое   мнение   и   т.п. Следовательно,   развитие   навыков,   необходимых   для   работы   журналиста,     способствует возрастанию интереса к данной профессии и развитию коммуникативной компетенции в целом. Судьба выпускников журналистского кружка № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Фамилия, имя выпускника Кадеева Ирина Емельяненко Анна Почема Вадим Зельдина Юлия Яичникова Людмила Место учебы, факультет МГУ, ф­т журналистики МГУ, ф­т журналистики ЧГПУ, ф­т русской филологии ЧГУ, ф­т журналистики ЧГУ, ф­т журналистики Нынешний состав редакционной коллегии –   учащиеся старших классов.   Интерес к работе в кружке сплачивает ребят. Они инициативны, по­прежнему заинтересованны, несмотря на учебную нагрузку, посещение других кружков и подготовку к экзаменам.   Список литературы: 1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / С. А. Смирнов, И.Б.Котова, Е. Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. ­4­е изд., испр. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2001. ­ 512 с. 2. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. 3. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности. М., 2010. 10 4.   Цукерман   Г.А.   "Психология   саморазвития",   Москва­Рига:   ПЦ   "Эксперимент",   1997   г.   11

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект

Педагогический проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017