Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»
Оценка 4.8

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
дефектология
Детсад
02.04.2017
Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»
Данный работа по проекту направлена на формирование правильного физиологического и речевого дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР - с тяжелыми нарушениями речи). Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным. Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, физиологическое и речевое дыхание, если они умеют владеть своим голосом. В результате реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста формируются умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания посредством игровых технологий. Данный проект может применяться учителями-логопедами и педагогами ДОУ в практической деятельности в работе с детьми с ТНР ( тяжелыми нарушениями речи) в условиях ДОУ и логопункта.Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»
Проект Биккининой Э.Ш..doc
Биккинина Эльмира Шамилевна,                                                    учитель – логопед,                                                  МАДОУ № 42,                                           г. Казань, Республика Татарстан  Педагогический проект на тему: «Формирование   физиологического   и   речевого   дыхания   у   детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР ­ тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»                                                   Человек может некоторое время  обойтись без пищи, без воды,  но без воздуха не проживет  и десяти минут. Актуальность проекта. Актуальность     обусловлена   тем,   что   с   каждым   годом   увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в ДОУ. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания.  Дыхание   входит   в   сложную   функциональную   речевую   систему,   при недостаточном   развитии   речевого   дыхания   возникают   проблемы:   ребенок проглатывает   слова   во   время   чтения   стихов   и   т.   д;   теряется   плавность, выразительность речи, у ребенка нарушаются логические паузы. Поэтому важно работать   над   формированием   речевого   дыхания   для   успешного   освоения звукопроизношения и в целом речевого развития. В многочисленных логопедических исследованиях (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова,   Е.В.   Лаврова,   О.С.   Орлова,   С.Л.   Таптапова)   отмечается,   что   в структуре дефекта у многих детей с ОВЗ (с ТНР – тяжелыми  нарушениями речи)   выявляются   проблемы   в   просодическом   оформлении   высказывания, страдает   темп,   ритм,   имеются   значительные   изменения   голоса,   нарушается Принято   считать,   что   к   группе   детей   с   тяжёлыми речевое   дыхание.   нарушениями речи (ТНР) относятся дети с общим недоразвитием речи (ОНР) различного   генеза  (по   клинико­педагогической   классификации)   с   дизартрией, ринолалией, разными формами нарушения голоса. Общее   недоразвитие   речи –   это   сложное   речевое   расстройство,   при котором   у   детей   с   нормальным   слухом   и   первично   сохранным   интеллектом отмечаются   позднее   начало   развития   речи,   скудный   словарный   запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Характер   нарушенного   звукопроизношения   у   детей   с   общим недоразвитием речи   указывает на низкий уровень развития фонематического сформированность восприятия, физиологического   и   речевого   дыхания.  Данная   категория   детей   нуждается   в артикуляторной   моторики,     не   коррекционной логопедической работе.  Физиологическое   дыхание   детей   с   тяжелыми   речевыми   нарушениями (ОНР)   имеет   свои   особенности.   Оно,   как   правило,   поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической   и   эмоциональной   нагрузке.   Объем   легких   у   таких   детей существенно ниже возрастной нормы. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии   спонтанно   по   мере   становления   речевой   функции,   то   у   детей   с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) оно развивается патологически. В процессе речевого   высказывания   у   них   отмечаются   задержки   дыхания,   судорожные сокращения   мышц   диафрагмы   и   грудной   клетки,   дополнительные   вдохи. Помимо   возможности   появления   судорожной   активности   в   мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный   объем   вдыхаемого   воздуха   перед   началом   речевого высказывания,   а   также   укороченный   и   нерационально   используемый   речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания ­ как на вдохе, так и на выдохе. Таким   образом,   дошкольникам   с   тяжелой   речевой   патологией   (ОНР), прежде   всего,   необходимо   развивать   объем   легких,   а   в   среднем   и   старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание. Специальные исследования, направленные на изучение вопроса овладения детьми   дошкольного   возраста   с   ОНР   речевым   дыханием   проводились   мало. Имеющиеся в литературе данные касаются лишь вопросов тренировки речевого дыхания и чаще всего ограничиваются лишь упражнениями, направленными на воспитание длительного выдоха через рот, произнесением  как можно больше слов   на   одном   выдохе   (М.Ф.   Фомичева   [24]).   Несколько   шире   этот   вопрос представлен   в  литературе,   связанной   с  устранением   основного   дефекта   речи (ринолалия, дизартрия, заикание), хотя и в ней основное внимание уделяется воспитанию   правильного   речевого   дыхания   (А.Г.   Ипполитова   [9],   В.И. Селиверстов [20], М.Е. Хватцев [21], и др.). Методологической   основой   исследования   являются   положения психологии   и   педагогики   о   системной   организации   речевой   функции, закономерностях речевого онтогенеза (П.К. Анохин [1], А.А. Леонтьев [12], А.Р. Лурия   [15],   Т.Н.   Ушакова   [22]   и   др.),   о   сложности   механизмов   нарушений развития речи (Т.В. Ахутина [2], Л.С. Выготский [5], А.Р.Лурия [15] и др.), о несформированности   и   нарушение   речевого   дыхания   у   детей   с   речевой патологией (Л.И. Белякова [3], И.И. Ермакова [8], М.В. Ипполитова [9], Е.В. Лаврова [11], А.И. Максакова [16], В.И. Филимонова [23], Г.В. Чиркина [26] и др.). В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами. В практике коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое применение имеют дыхательные игры и упражнения, направленные на формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Специальные игры   и   упражнения   описаны   в   пособиях   Г.А.   Волковой   (1983г.),   В.И. Селиверстова,   (1994г.)   Е.Н.   Краузе   (2004г.),   И.А.Поваровой,   Р.И.Лалаевой, С.Е.Большаковой, Н.Г. Комратовой и др.  Своевременное   проведение   коррекционной   работы   позволит   устранить причины   потенциальной   неуспеваемости   детей   в   школе   и   снизить   риск   их дезадаптации в новых социальных условиях.    Исходя   из   актуальности   данной   проблемы,   можно   определить  цель исследования  ­ формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего  дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Задачи: ­   изучить   и   проанализировать   научно­методическую   и   психолого­ педагогическую литературу по данной теме; ­ обработать и проанализировать результаты, полученные при проведении исследования особенностей речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями; ­   разработать   и   провести   серию   занятий   по   формированию   речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями; ­ формирование навыков правильного речевого дыхания; ­ повышение компетентности педагогов и родителей о вопросах речевого дыхания; ­выработка   удлиненного   выдоха   через   рот   с   одновременным проговариванием слов и с изменением силы и высоты   голоса; ­ развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы; ­ произнесение слов  на одном выдохе; ­   создать   взаимосвязь   педагогов   ДОУ   и   родителей   по   проблеме формирования правильного дыхания; ­   развитие   координации   движений   органов   дыхания:   диафрагмы   и передней стенки живота с озвученным выдохом; ­ развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией; ­анализ   проектной   деятельности   и   оценка   результатов   эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе; ­   показ   презентации   проекта    «Формирование   физиологического   и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»  для учителей­логопедов города. Проект предназначен для дошкольников логопедической группы. Вид проекта: практически­ориентированный, долгосрочный. Участники   проекта:   дети   с   нарушениями   речи,   учитель­логопед, воспитатели, родители.  Практическая   значимость   проекта   заключается   в   том,   что предложенная   система   применения   проектного   метода   в   коррекционно­ логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без   речевых   нарушений,   как   профилактика   нарушений   речевого   развития   в дошкольном возрасте. Срок реализации проекта: 2 года. Ведущей   формой   работы являются   занятия,   которые   проводятся   в игровой форме, занятия­соревнования.                        Этапы реализации проекта. Реализация   проекта   по   формированию   физиологического   и   речевого дыхания   у   старших   дошкольников     с   ОВЗ   (с   тяжелыми   нарушениями   речи) посредством игровых технологий проходила поэтапно. Подготовительный этап I. Задачи этапа 1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике. 2.   Выявление   проблемы   –   диагностика   актуального   уровня   речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).  Содержание работы Раскрытие   смысла   и   содержания   предстоящей   работы,   выработка необходимых   педагогических   условий   для   реализации   проекта   с   учетом современных требований и речевых возможностей детей. Первичное обследование речевого дыхания у детей. Составление плана работы по реализации проекта. Создание картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. (Приложение№1) Анкетирование родителей по проблеме речевого дыхания у дошкольников. (Приложение №3) Ожидаемые результаты этапа Анализ результатов обследования речевого развития детей Совместное  изготовление с родителями и воспитателями дидактических игр и пособий, для развития дыхания дошкольников. В ходе анкетирования, выявить у родителей уровень знаний о значимости развития дыхания для детей. II. Основной этап реализации проекта (практический). Задачи этапа 1.Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании. 2.Обучение детей технике диафрагмально­релаксационного дыхания. 3.Приобретение   детьми   навыков   дифференциации   носового   и   ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания. 4.Формирование   силы,   плавности   и   направленности   выдыхаемой воздушной струи. 5.Повышение компетенции воспитателей в данной области. 6.Привлечение   внимания   родителей   к   совместной   работе   по   развитию правильного речевого дыхания у детей. Содержание работы Работа с детьми. Работа по воспитанию речевого дыхания: ­   развитие   координации   движений   органов   дыхания:   диафрагмы   и передней стенки живота с озвученным выдохом; ­ развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией; ­ развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы; ­тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки). Ежедневное   проведение   дыхательной   гимнастики,   дыхательных упражнений, дидактических игр на развитие дыхания –как дома, так и в группе. (Приложение №2) Работа с семьей: ­   Консультации   для   родителей   по   темам   «Формирование   правильного речевого   дыхания»,   «Дыхательная   гимнастика»,   «Игры   способствующие развитию речевого выдоха».                    ­Проведение семинара ­ практикума «Научимся дышать правильно вместе».         ­ Показ мастер – класса.         « Правила проведения дыхательной гимнастики».           ­ Памятки для родителей.           ­Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой. Работа с педагогами:            ­Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей». ­Изготовление   специальных   пособий   для   проведения   дыхательной гимнастики с детьми.         ­Практическое применение результатов детско­родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке.         ­Проведение мастер – класса. «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания».          Ожидаемые результаты этапа Для родителей: ­ готовность и желание помогать;  ­ активизация педагогического потенциала родителей; ­ приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;  ­ овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;  ­ чувство удовлетворенности от совместного творчества.  Для детей:  ­   положительная   динамика   речевого   дыхания;   дети   быстро,   бесшумно производят вдох и рационально, плавно расходуют воздух на выдохе; ­ положительная динамика речевого развития;  ­ успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;  ­ выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.  Для педагогов: ­ положительный психологический климат между учителем ­ логопедом и воспитателями;  ­ заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;  ­ удовлетворенность собственной деятельностью. III. Заключительный этап реализации проекта. Задачи этапа 1.Анализ проектной деятельности  и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.   2.   Показ   презентация   проекта   «Формирование   физиологического   и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»  для учителей­логопедов города. Содержание работы Вторичное обследование речевого дыхания у детей. Повторное проведение анкетирования родителей. Показ презентации проекта на МО учителей логопедов. Ожидаемые результаты этапа Составление результативности проекта с помощью диаграммы. Составление диаграммы по итогам анкетирования. При   выполнении   дыхательных   упражнений   необходимо   соблюдать определенные правила. (Приложение №4) Этапы   работы   по   формированию   правильного   физиологического   и речевого дыхания у детей с речевой патологией соответствуют решаемой задаче. Переход к следующему этапу регламентируется только результатами работы. Заключение Рассматривая   физиологическое   дыхание   как   один   из   факторов здоровьесбережения   ребенка,   а   речевое   ­   как   фундамент   для   формирования устной   речи,   можно   сказать,   что   благодаря   методикам   развития   речевого дыхания у детей закрепляется энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечивается комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия), а также удовлетворяются потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; формируется правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и без ущерба, и с пользой для психофизического здоровья ребенка. Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой   частью   коррекционного   процесса   по   преодолению   нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи. В   заключение   хотелось   бы   отметить,   что   использование   проектной деятельности   вполне   возможно   и   даже   необходимо   в   коррекционно­ логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.  Но эта деятельность  должна носить коррекционную направленность, то есть,   решая   в   ходе   проектирования   различные   познавательно­практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.                                Литература 1.Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин // Принципы системной организации. ­ М.: Наука, 1973. ­ С.5­61. 2.Ахутина   Т.В.   Порождение   речи.   Нейролингвистический   анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. ­ М.: ЛКИ, 2007. ­ 222 с. 3.Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями   речи   /   Л.И.   Белякова,   Н.Н.   Гончарова,   Т.Г.   Шишкова.   ­   М.: Книголюб, 2004. ­ 132 с. 4.Бельтюков   В.И.   О   закономерностях   развития   речевой   функции   в онтогенезе / В.И. Бельтюков // Вопросы психологии. ­ 1984. ­ №1. ­ С. 141­145. 5.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка / Л.С. Выготский / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. ­ М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. ­ 519 с. 6.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. ­ М.: Изд­ во АПН РСФСР, 1961. ­ 471 с. 7.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. ­ М.: Просвещение, 1990. ­ 232 с. 8.Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков / И.И. Ермакова / под ред. С. А. Таптаповой. ­ М.: Просвещение, 1984. ­ 143 с. 9.Ипполитова   А.Г.   Открытая   ринолалия   /   А.Г.   Ипполитова.   ­   М.: Просвещение, 1983. ­ 95 с. 10.Лаврова Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса / Е.В. Лаврова // Дефектология. ­ 1987. ­ № 1. ­ С. 34­38. 11.Леонтьев А.А Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. ­ М.: Наука, 1969. ­ 307 с. 12.Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. ­ М.: Изд­во МГУ, 1997. ­ 127 с. 13.Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. ­ 680 с. 14.Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. ­ М.: Издательство МГУ, 1979. ­ 300 с. 15.Максакова   А.И.   Развитие   речевого   голоса   у   дошкольников   /   А.И. Максакова // Дошкольное воспитание. ­ 1988. ­ № 1. ­ С. 31­38. 16.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. ­ М.: Просвещение, 1967. ­ 173 с. 17.Специальная дошкольная педагогика и психология: сборник программ нормативных   курсов   для   высших   учебных   заведений   /   под   общ.ред.   В.И. Селиверстова. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ­ 336 с. 18.Степанова А.О. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Организация и содержание / А.О. Степанова. ­ М.: Форум, 2010. ­ 129 с. 19.Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы внутренней речи / Т.Н. Ушакова. М.: Наука, 1979. ­ 248 с. 20.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. ­ М.: Институт практической психологии, 1997. ­ 320 с. 21.Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. ­ 292 с. 22.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. ­ М.: АРКТИ, 2003. ­ 240 с. 23.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Краткий очерк / Д.Б. Эльконин. ­ М.: АНН РСФСР, 1958. ­ 115с.                                                                                                                                                     Приложение №1 Картотека игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания.  «Осторожные птицы» Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы». Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п. Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой­ нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных   птиц»,—   предлагает   детям   педагог.   Дети   выбирают   вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые   спокойно   щиплют   траву.   Вожак   не   щиплет   траву:   он   внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам). При   повторении   игры   вожака   меняют.  Необходимо   напомнить,  что   все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2­3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе. «Узнай ягоду» Цель. Закрепление представлений по теме «Ягоды». Развитие обоняния и глубокого вдоха. Оборудование.   Наиболее   распространенные   в   данной   местности   ягоды, обладающие   достаточно   сильным   запахом,   например   черная   смородина, земляника, малина. Описание   игры.   На   столе   тарелочки   с   ягодами.   Педагог   предлагает понюхать ягоды и запомнить их запах. Затем вызывается один ребенок к столу. Педагог предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и спрашивает,   какие   ягоды   на   тарелке.   Для   этого   ребенок,   не   открывая   глаз, делает глубокий вдох носом. Ягоды   можно   заменить   фруктами,   которые   лучше   разрезать,   чтобы сильнее был запах. «Узнай цветок» Цель. Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха. Оборудование.   Два­три   живых   цветка,   наиболее   знакомых   детям, например ландыш, фиалка, сирень. Описание игры. Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета. Если ребенок по запаху определит   цветок,   то   он   становится   водящим,   если   нет,   остается   на   месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч,   затем   медленный,   плавный   выдох.   Цветы   можно   заменить   листьями   с определенным запахом (смородины, тополя, черемухи). «Чей пароход лучше гудит?» Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Оборудование. Каждому ребенку дается чистый пузырек (высота пузырька 7 см, диаметр горлышка 1­1,5см). Описание   игры.   Педагог   говорит:   «Дети,   посмотрите,   как   гудит   мой пузырек, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует   помнить:   чтобы   пузырек   загудел,   нижняя   губа   должна   слегка касаться   края   его   горлышка.   Струя   воздуха   должна   быть   сильной.   Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд. «Одуванчики» Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, воспитатель просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по   очереди   подуть   на   них.   Дуть   на   одуванчик   надо   так,   чтобы   слетели   все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1­3 раз. «Чья птичка дальше улетит?» Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Оборудование.   Фигурки   птичек,   вырезанные   из   тонкой   бумаги   и   ярко раскрашенные. Описание игры. Птичек ставят на стол у самого края. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу). «Надуй игрушку» Цель. Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Оборудование. Надувные игрушки небольших размеров: лошадки, лебеди, жирафы и т. п. Описание   игры.   Детям   раздают   хорошо   промытые   резиновые   надувные игрушки. Они должны их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надутой игрушкой. «Капитаны» Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ. Оборудование. Таз с водой и бумажные кораблики. Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного   города   в   другой,   обозначив   города   значками   на   краях   таза.   Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука ф. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П­ п­п...»   —   губы   складываются,   как   для   звука   п.   Или   дуть,   вытягивая   губы трубочкой, но не надувая щек. Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу). «Подуем на листочки» Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха. Оборудование: Пособие­тренажер «Деревце». Мы листочки, мы листочки, Мы веселые листочки, Мы на веточках сидели,  Ветер дунул – полетели. Воспитатель   показывает   правильное   выполнение   упражнения:   носом вдохнули,  сложили   губы   трубочкой   и   долго   дуем   на   листочки,  как   ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.  Повторить 4­5 раз. «Надуем пузырь» Цели:   тренировка   правильного   носового   дыхания;   формирование ритмичного выдоха и его углубление. Дети приседают. Надувайся, пузырь,  Расти большой,  Да не лопайся! Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь,  затем глубокий выдох. Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения. Повторить 4­5 раз. «Вот какие мы большие!» Цели:   тренировка   правильного   носового   дыхания,   формирование углубленного вдоха С каждым новым днем –  Мы растем, мы растем.  Выше, выше тянемся! Подрастем, подрастем,  Малышами не останемся! Воспитатель   показывает   правильное   выполнение   упражнения:   поднять руки вверх, потянуться. Повторить 3­4 раза. «Часики» Цели: тренировка артикуляционного дыхания; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки. Оборудование: игрушечные часы. Держу часы в руках, Идут часы вот так: Тик­так, тик­так! (воспитатель прячет часы) Где же, где же, где часы? Вот они часы мои,  Идут часы вот так! Как часики стучат? Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз. Тик­так, тик­так! Повторить 4­6 раз. «Понюхаем цветочек» Цели:   формирование   углубленного   вдоха;   тренировка   правильного носового дыхания. Оборудование: цветок. Здравствуй, милый мой цветок. Улыбнулся ветерок. Солнце лучиком играя,  Целый день тебя ласкает. Воспитатель   показывает   правильное   выполнение   упражнения:   глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах. Повторить 4­5 раз. «Дудочка» Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта. Оборудование: дудочка. Заиграла дудочка Рано поутру. Пастушок выводит: «Ту­ру­ру­ру­ру!» А коровки в лад ему Затянули песенку: «Му­му­му­му­му!» Как играет дудочка? Воспитатель   показывает   правильное   выполнение   упражнения:   глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку. Повторить 4­5 раз. «Флажок» Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха. Оборудование: красный флажок. Посмотри­ка, мой дружок, Вот какой у нас флажок! Наш флажок прекрасный,  Ярко­ярко красный. Воспитатель   показывает   правильное   выполнение   упражнения:   носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем. Повторить 4­6 раз. «Как мыши пищат?» Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания. Оборудование: игрушка мышка. Мышка вылезла из норки,  Мышка очень хочет есть.  Нет ли где засохшей корки,  Может, в кухне корка есть? Воспитатель   показывает   правильное   выполнение   упражнения:   вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи­пи­пи­пи!» Повторить 3­4 раза. «Вертушка» Цели:   тренировка   навыка   правильного   носового   дыхания;   укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха. Оборудование: вертушка. Веселая вертушка Скучать нам не дает. Веселая вертушка  Гулять меня зовет. Веселая вертушка Ведет меня к реке, Где квакает лягушка В зеленом тростнике. Воспитатель   показывает   правильное   выполнение   упражнения:   носом вдохнули   глубоко,   чтобы   ветерок   сильный   был,   губы   трубочкой   сложили, подули. Долго дует ветерок. Повторить 3­4 раза.  «Птичка» Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха. Оборудование: игрушка птичка, шапочки­маски птичек. Села птичка на окошко.  Посиди у нас немножко,  Подожди не улетай. Улетела птичка… Ай! Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать. Повторить 4­5 раз. «Снежинки» Цели:   тренировка   правильного   носового   дыхания;   формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица. Оборудование: бумажные снежинки. На полянку, на лужок  Тихо падает снежок. И летят снежиночки,  Белые пушиночки. Воспитатель   показывает   правильное   выполнение   упражнения:   вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки. Повторить 4­6 раз. «Снежинки» Стоя, держать на ладонях кусочки ваты. Струя длительная и холодная. С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки,  Белые снежинки. «Повороты» Стоя, держать руки на поясе. Поворот туловища в стороны, влево поворот – вдох, вправо – выдох. Боком – боком, боком – боком, Ходит галка мимо окон. Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена. «Зайка скачет» Стоя, держать руки на поясе. Делать прыжки на месте ритмичные, легкие. Дыхание свободное, темп средний. Прыг – скок, прыг – скок  Скачут зайки скок – поскок, На зелененький лужок Прыг – скок, прыг – скок, Прыг зайчонок под кусток! «Земляничка» И.п. руки на поясе, ноги на ширине плеч. Произвести вдох. Наклоняясь, левой рукой коснуться пальчиками пальцев правой ноги. Правая рука остается на поясе – выдох. Выпрямиться – вдох. Наклоняясь, правой рукой коснуться пальчиками пальцев левой ноги. Левая рука остается на поясе – выдох. Мы шли, шли, шли Земляничку нашли Раз, два, три, четыре, пять Ищем ягодку опять. «Перекаты» И.п. руки держать на поясе. Поднимаемся на носки – вдох, опускаемся – выдох («перекатываться»). Корпус держать прямо. Чики ­ чики – чикалочки! Едет гусь на палочке, Уточка – на дудочке, Петушок – на будочке, Зайчик – на тачке, Мальчик – на собачке!   «Ныряльщики»  Цель: выработка дифференцированного дыхания. Краткое   описание:   Дети,   разводя   руки   в   стороны,   делают   вдох   ртом. Обхватывая       себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2­3 раз. «Песня ветра» Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра». Содержание   игры.  Подвесьте   колокольчик   на   удобном   расстоянии   (на уровне   лица   стоящего   ребенка)   и   предложите   подуть   на   него.   Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче. Упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания. Упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе детей. «Веселая метелица» Оборудование:  пластиковые  бутылки  емкостью 0,5  л с отверстием  для коктейльной трубочки, заполненные кусочками елочной мишуры и пенопласта. Содержание игры. Ребенок выполняет упражнение стоя или сидя. Сначала покажите,   с   какой   силой   нужно   дуть   в   трубочку,   чтобы   снежинки   начали Затем   предложите   ребенку   подуть перемещаться   внутри   бутылки. самостоятельно,   но   не   в   полную   мощь,   обращая   его   внимание   на   то,   как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее — снежинки стали перемещаться быстрее: метель разыгралась. «Звуки вокруг нас» Цель:  развивать   правильное   речевое   дыхание   пропеванием   на   одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы]. Взрослый.   В   мире   вокруг   нас   слышатся   самые   разные   звуки.   Малыш плачет:   «А­а­а!»   Медвежонок   вздыхает,   когда   у   него   зуб   болит:   «О­о­о!» Самолет в небе гудит: «У­у­у!» А пароход на реке гудит: «Ы­ы­ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе. Игра «Султанчик» Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая внимание, как красиво разлетаются полоски. Игра «Шарик»  Цель: формирование произвольного ротового выдоха. Подуть на лёгкий шарик для пинг­понга, который находится в тазике с водой. Игра «Пёрышко» Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик. Игра «Загони мяч в ворота» На небольшой «мячик» (из фольги, ваты) ребёнок и взрослый попеременно дуют, перекатывая по столу. Игра «Угадай по запаху»­ на формирование носового вдоха. Игра «Капелька» ­  активизировать целенаправленный ротовой выдох. Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге. Игра « Мой сад»  ­контролировать силу воздушной струи. В плотный картон ввинчиваются пружинки с цветочками. От воздушной струи пружинки качаются. Игра «Катись, карандаш» ­  развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц. Дуть на карандаш, находящийся на столе. «Пилка дров» Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя ­ вдох, руки от себя ­ выдох. «Погреемся на морозе» Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. «Надуем игрушку» Детям   предлагается   надуть   резиновые   надувные   игрушки,   воздушные шары,   набирая   воздух   через   нос   и   медленно   выдыхая   его   через   отверстие игрушки. «Костер» Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям   предлагается   раздувать   «угасающий»   костер,   вдыхая   через   нос   и медленно выдыхая через рот. «Чайник закипел» У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1­1,5 см. По сигналу   «У   Саши   чайник   закипел»   один   из   детей   (Саша)   дует   в   отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной. «Буря в стакане» Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой. «Подуем с блинчика» Улыбнуться,   положить   широкий   язык   на   нижнюю   губу   (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать. «Фокус» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был   желобок,   и   сдуть   ватку,   положенную   на   кончик   носа.   Воздух   при   этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. «Дровосек» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки ­ вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести ­ ух! ­ на длительном выдохе. «Вьюга» Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у­у­у. Свистит ветер: с­с­с­с. Ветер гнет деревья: ш­ш­ш­ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла. «На берегу моря» Представить   себя   на   берегу   моря.   Закрыть   глаза.   Слышите   как   бегает волна: с­с­с. Сыплется песок: с­с­с­с. Ветер песню напевает: с­с­с­с. И песочек рассыпает: с­с­с­с. «Эхо» Педагог   громко   произносит   на   выдохе   звук:   а­а­а­а.   А   ребенок   тихо отзывается   :   а­а­а­а.   Можно   играть   употребляя   гласные   звуки,   а   также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ». «Ворона» Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх ­ вдох, медленно опустить руки ­ выдох. Произнести «ка­а­ар!  «Приятный запах» У педагога два­три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка,  сирень. Цветы  можно  заменить   фруктами  с  определенным запахом     (апельсин,   лимон,   яблоко)   или   листьями   (смородины,   тополя, черемухи).   Ребенок   нюхает   цветок   и   на   выдохе   произносит   фразу   «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т. д. «Произнеси чистоговорки» Педагог   предлагает   детям   глубоко   вдохнуть   и   на  выдохе   сказать:   «На пригорке,   возле   елки,   жили   тридцать   три   Егорки».   Глубоко   вдохнуть   и   на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка ». «Жираф и мышонок» Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения. Ход игры Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх,   тянется   и   смотрит   на   руки   ­   вдох   («У   жирафа   рост   большой.   »). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, ­ выдох, с произношением звука ш­ш­ш («. У мышонка ­ маленький») . Потом ребенок идет и одновременно произносит: Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка ­ маленький. Приложение №2 Упражнение "Снежки" Детки весело играют в снежки. "Оживи" картинку ­ нужно дуть на снежки, перебрасывая их от мальчика к мальчику. Упражнение «Хорошая погода» У   Мышки   сегодня   День   рождения,   а   туча   спрятала   солнышко.   Давай сделаем   Мышке   приятно.   Тебе   нужно   подуть   на   тучку,   чтобы   опять   была хорошая погода. Упражнение "На пруду" В солнечный день на пруду кипит жизнь. Громко квакают лягушки, летают стрекозы.   Посмотри на картинку и «оживи» наш пруд: подуй на лягушку и стрекозу. Упражнение "Подводный мир" Подводный   мир   чудесен   и   многообразен.   По   дну   неторопливо перемещается   морская   звезда.   Туда­сюда   снуют   маленькие   рыбки,   невдалеке промелькнул морской конек, а вот показалась медуза. Оживи картинку: подуй на морских обитателей, и ты увидишь, как красиво может быть под водой. Упражнение "Горячий чай» Помоги   Лисичке­Сестричке   остудить   чай.   Как   это   можно   сделать? Правильно, подуть на него. (Ребенок дует на пар, а он отклоняется в вырезанное отверстие). Упражнение "Цирковое представление" Как   весело   и   забавно   на   арене   выступают   морские   котики.   Подуй   на мячик, чтобы игра ожила. Упражнение "Цветочная полянка" Как красив летний луг! Он пестреет цветами и травами, над которыми кружатся разноцветные бабочки, жужжат хлопотливые пчелки, гудят сердитые шмели. Подуй на насекомых, чтобы луг ожил. Упражнение "Снегопад" В   лесу начался снегопад. "Оживи" картинку ­ нужно дуть на снежинки, помогая им "кружиться" в снежном танце. Комплект игр «Накорми меня» Рот это "ворота", куда дети должны задуть разные лёгкие предметы ­ вату, шарики из салфетки и т.д., таким образом, развивается речевое дыхание. Можно устраивать   соревнования   ­   кто   больше   попадёт.   Цель   игры   ­   развитие целенаправленной воздушной струи. Приложение №3 Анкета для родителей. 1. Знаете   ли   вы,   что   такое   речевое   и   физиологическое дыхание? _____________________________________________________ 2. Как дыхание влияет на речь ребенка? _____________________________________________________ 3. С помощью, каких игр и упражнений можно развить речевое дыхание? _____________________________________________________ Приложение №4 Правила проведения работы по формированию речевого дыхания 1.   Формирование   речевого   дыхания   проводится   на   протяжении   всей работы с ребенком.  2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5 – 8 минут.  3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется еще по одному.  4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.  5. Не делать слишком большой вдох.  6. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.   7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.  8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.   9.   Переход   от   данного   этапа   работы   к   другому   осуществляется   в   то случае,   если   ребенок   правильно,   точно   выполняет   все   упражнения   данного этапа. 10. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на   ладонь,   или   листом   бумаги,   поднесенным   ко   рту   ребенка   так   ,   чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием  зеркала  в момент выдоха. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку окрашивают в яркий цвет.

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»

Педагогический проект на тему: «Формирование физиологического и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с ТНР - тяжелыми нарушениями речи) посредством игровых технологий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017