Цель проекта:Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями;
приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно –воспитательном процессе;
Воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за историю родного края
Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы
Педагогический проект на тему:
«Роль школьного краеведения в развитии
познавательной деятельности обучающихся»
2016 г.
Перцева Ирина Ефимовна учитель
истории и обществознания
• « Детство – каждодневное
открытие мира. Нужно,
чтобы это открытие стало
прежде всего познанием
человека и Отечества»
• В.А. Сухомлинский
Актуальность
•
•
•
•
•
Современная российская педагогика рассматривает образование как процесс в центре которого
стоит личность ученика. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются
мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за
судьбу страны. Важнейшая черта современного обучения направленность на то, чтобы готовить
учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Эта проблема имеет две черты:
исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.
Исследовательская работа по краеведению выводит обучающихся за рамки урока, за пределы школы,
в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает
наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.
Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно
мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.
Школьное краеведение в познавательной активности
обучающихся
Развитие
интереса к
предмету
Развитие
информацио
нно-
вных
коммуникати
способностей
Развитие
самостоя-
тельнсти
Развитие
творчески
способност
х
ей
В проекте «Роль школьного краеведения в
познавательной деятельности обучающихся»
• личностноориентированный подход;
• гуманизм;
• ученье без принуждения;
• бесконфликтность учебной ситуации;
• гласность успехов каждого ученика, перспективы
для исправления, роста, успеха.
Цель проекта
• Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому
своего родного края, путем ознакомления с историческими
событиями;
• приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и
использование собранных материалов в учебно –воспитательном
процессе;
• Воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за историю
родного края
Задачи проекта
1. Создание условий для реализации каждым учащихся
собственной гражданской позиции через урочную и
внеклассную деятельность
2. Учить школьников работать с дополнительным
историческим материалом, самостоятельно обрабатывать
фактические и статистические данные по истории края;
3. Развивать коммуникативные способности обучающихся.
Гипотеза
• Целенаправленная работа школьного
краеведения способствует повышению
мотивации учения, социальной адаптации и
профессиональному самоопределению
ребенка
Проблема
Воспитание творчески
мыслящих людей,
обладающих
нестандартным
мышлением,
владеющих
навыками
исследовательской
работы
Ожидаемые результаты:
•
•
•
•
•
•
•
•
Повышение мотивации и качества знаний по истории России и обществознанию;
развитие творческой активности обучающихся;
приобретение обучающимися умений:
выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать; выбирать
рациональное решение; обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или
иных ситуаций; продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя
свою индивидуальность; Умение красиво, грамотно и правильно представить свою работу.
выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;
выбирать рациональное решение;
обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;
продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою
индивидуальность;
Дидактические задачи проекта:
• формирование компетентности в сфере
самостоятельной деятельности;
• развитие мотивации к самостоятельному
научному поиску.
Методические задачи
• Совершенствование процесса преподавания истории, обществознания
и исторического краеведения;
• Развитие личности ученика средствами предмета истории,
обществознания и исторического краеведения;
• Формирование предметных компетенций как системы знаний о
многообразии и особенностях прошлого и современного общества;
• Соблюдение определенной последовательности при изучении любого
краеведческого объекта.
Ход исследования:
• Изучение специальной психологопедагогической литературы.
• Разработка программы кружка « Юный краевед» совместно с
учителем русского языка и литературы Гущиной Ольгой Юльевной
и выбор тематики учебных проектов.
• Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.
• Представление работ на различные конкурсы, проведение внеурочных
мероприятий.
1 этап проекта- изучение
литературы
издательство, 1968 год.
Д Историческое краеведение.г. Москва «Просвещение». 1975 год.
А.И.Тюрина, Л.А.Чемоданов. История Горьковской области, Горький,
.Н.Смирнов. Очерки жизни и быта нижегородцев 1718х веков, Горький, Волго вятское
книжное издательство, 1978 год.
В.В.Ниякий. Первая российская революция в Нижегородском Поволжье, Горький, Волго
вятское книжное издательство, 1985 год.
В.В.Ниякий. Нижегородская деревня, Горький, Волго вятское книжное издательство, 1981 год.
Курмачёв. Крестьянская М.Д.война 17731775 года в Нижегородском крае,Горький, Волго
вятское книжное издательство, 1975 год.
Н.М.Морохин. «Географический краеведческий словарь» (для школьников),Нижний Новгород.
Фирма «Просвещение», 1993 год.
1. Б.В.Сметов. Земля Нижегородчина. Н.Новгород. Издательство общества «Интелсервис»,
1999 год. Лихачёв Д.С. «Помни о своих корнях».
2. Музеи и архитектурные памятники Горьковской области. Горький, Волго вятское книжное
2 этап проекта
Сбор и систематизация материалов в
соответствии с целями.
Проведение занятий кружка «Юный
краевед»
Участие детей в конкурсах по
историческому краеведению,
истории. Посещение музеев, храмов
района, участие в краеведческих
конференциях.
Первый опыт информирования о
работе кружка в газете «Родная
земля»
3 этап инновационность проекта
В том, что я использую научно – исследовательскую
работу , психологопедагогические исследования для
повышения мотивации учения, для профессионального
самоопределения учащихся, совершенствую процесс
преподавания истории и исторического краеведения на
основе компетентностно деятельностного подхода.
Посещение Сергиевского храма
с. Тепелево
Конкурс «Земля нижегородская»
Посещение усадьбы графа В.Г. Орлова в с. Симбилей
Экскурсия в с. Гремячая Поляна
Участие в краеведческих чтениях
Краеведческие чтения « Моя самая близкая Русь»
Номинация « Памятные исторические места Дальнеконстантиновского района»
Тема: «Церковь Казанской Божией Матери села Румянцева»
Работу выполнила:
Цветкова Юлия-
Ученица 6 класса
Тепелевская ООШ
Руководитель:
учитель истории-
Перцева И.Е.
efimovna1961@mail.ru
7/9/17
http://aida.ucoz.ru
27
Участие в районном
краеведческом конкурсе
Участие в краеведческой конференции
Участие в работе краеведческой конференции
Презентация кружка «Юный краевед»
Анализ полученных материалов:
• Проведение мероприятий
совместно со школьной
библиотекой
• Использование краеведческого
материала на уроках
обществознания, истории и
исторического краеведения
• Размещение данного материала
на сайтах в Интернете « Сеть
творческих учителей» и « Про
школу. ru»