Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Оценка 4.8
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Детсад
11.02.2017
Данный проект реализовался в течение года календарного в средней и старшей группе детского сада. проект "От святок до Сочельника" - это годовой цикл народных праздников. Ценность данного проекта состоит в том, что его могут использовать воспитатели, специалисты дошкольных учреждений в своей работе, на материалах любого региона. Ведущая педагогическая идея проекта : создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по приобщению дошкольников к народной культуре, традициям через организацию и проведение народных календарных праздников в течение календарного года.
проект От святок до Сочельника (2).docx
Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
«Детский сад №3 общеразвивающего вида» г. Микунь
«От святок до Сочельника» (годовой цикл народных праздников)
Педагогический проект
«…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,
САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ
ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,
ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО
НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…
В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО
ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».
М. И. КАЛИНИН.
Автор и разработчик проекта: С.В. Дидыченко
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад№3» г. Микунь Микунь
2016г.
I . Паспорт педагогического проекта «От святок до Сочельника»
(годовой цикл народных праздников).
Тема проекта: «Приобщение детей среднего и старшего дошкольного возраста к
русской и коми народной культуре через знакомство с народными календарными
праздниками»
Тип проекта: практикоориентированный.
Вид проекта: познавательный, творческий, групповой.
Масштаб проекта: внутри МБДОУ «Детский сад№3» г. Микунь
Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, родители
воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, воспитатель по коми
языку.
Возраст детей: 4 6 лет (средняя старшая группы)
Объект исследования: Коми и Русские народные календарные праздники
Продолжительность: долгосрочный с сентября 2016 г. по январь 2017 г.
Интеграция образовательных областей: «Социальнокоммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое
развитие».
Цель: изучение педагогических условий использования устного народного творчества
для приобщения дошкольников к миру народной культуры, ее наследию, в процессе
ознакомления с народными календарными праздниками. Приобщение родителей к
участию в образовательной и творческой деятельности детей.
Основные задачи проекта:
Познакомить детей с народными календарными праздниками и традициями,
которые отмечают в разные времена года;
Создать необходимые условия по приобщению дошкольников к русской
народной культуре через организацию и проведение народных праздников.
Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений
детьми, используя все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички,
пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является
богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской и коми
народной культуры.
Воспитывать интерес и любовь к русской и коми национальной
культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному
календарю, воспитание патриотизма. Привлечь родителей в воспитательно образовательный процесс через
проведение народных праздников и к совместному творческому процессу с
детьми и воспитателями по реализации проекта.
Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей
дошкольного возраста.
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных
особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической и
целенаправленной работы по приобщению дошкольников к народной культуре,
традициям через организацию и проведение народных календарных праздников.
Основные приоритетные направления в работе с детьми по приобщению их к
истокам народной культуры.
1. Создание атмосферы национального быта (оформление в группе центров народной
культуры, пополнение минимузея «Коми изба» экспонатами, пополнение атрибутами
предметноразвивающей среды группы и музыкального зала).
2. Знакомство с традиционными народными праздниками и участие в них.
3. Знакомство с народным искусством: народные росписи, орнаменты, игрушки,
костюмы, инструменты, блюда и др..
4. Знакомство с коми и русскими народными играми, хороводами, песнями.
5. Широкое использование устного народного творчества, произведений фольклора в
образовательной и досуговой деятельности.
Социальная значимость проекта.
Необходимость
молодого поколения к народной культуре
приобщения
трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также
творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю
Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и
активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как
личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:
народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи и дух свободы творчества, или
устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, сказки.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям
помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы
самосознания и индивидуальности.
Проблема.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в
воспитании не соблюдается историческая преемственность поколения. Это очень
опасно – лишить ребёнка исторической памяти. Дети лишаются возможности брать
пример с людей, живших в прошлом. Необходимо помочь родителям осознать, что в
семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и
ценности, созданные дедами и прадедами. Включение народного фольклора в
программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они
узнают много нового о коми и русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.
Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при
знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и
познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных
верованиях, традиционных обрядах. Они побуждают наших воспитанников к
бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории
народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре
народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные
ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в
наши дни особую значимость.
Гипотеза: Если знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями
устного народного творчества начиная с раннего возраста, то дети приобретут новые
знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как
понимает красоту, о чем мечтает.
При составлении проекта руководствовались программами:
Образовательной программы МБДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего
вида» г. Микунь
Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования
(пилотный вариант) «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е Вераксы, Т. С
Комаровой, М.А. Васильевой 2014г.) по образовательной области «Художественно
эстетическое развитие».
Программы развития и воспитания детей в ДОУ Республики Коми «ПАРМА»,
2010г.
Программой «ОБЕРЕГ» (комплексное изучение музыкального фольклора в
детском саду) Борониной Е.Г., 2003г.
Содержание проекта.
II.
В данном проекте раскрыто конструктивное решение проблемы приобщения детей к
культурному наследию через проведение в детском саду народных праздников.
Значение народных праздников велико: они развивают интерес к культуре, языку,
истории народа; воспитывают интерес и уважение к другим культурам; через праздники
проецируется быт и взрослая жизнь, складывается единая система представлений о
мире; объединяются люди разных поколений.
На праздниках используются все
возможные средства эмоционального общения с детьми: музыка, живопись, игры,
сказки. Все эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское
сознание и находят отклик в душе ребёнка. Немного творчества, выдумки,
импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные
праздники для наших детей.
Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные
возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какоголибо праздника, его
запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской
каши», «Здравствуй, матрешка!», «Коми игрушки»,
коми посиделки с играми,
плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки, гуляния – все эти
праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и
новый фольклорный материал. Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ
получим сияющие глаза наших ребятишек.
Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, одних музыкальных
занятий, праздников и развлечений на материале русского и коми фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах
деятельности дошкольников.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников.
Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные
игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение
народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных
танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства
и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию
волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи,
снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям
почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Кроме народных фольклорных праздников, данный проект знакомит детей с народными
играми и песнями, народным календарем,
основами православной
культуры, традициями, бытом, обычаями русского и коми народа, крестьянским
трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию
высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,
интерес к самобытной русской культуре.
Праздники создают пространство духовнонравственной культуры. Подготовка к ним
включает различные виды детской деятельности, взаимодействие всех участников
образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, младшее и старшее
поколение).
Виды деятельности, помогающие детям приобщиться к культурным событиям и
процессам:
чтение и инсценирование сказок, обсуждение библейских рассказов;
воспроизведение древних обрядов, детских народных игр, песен;
рассматривание предметов труда и быта коми и русского народа, рисование
орнаментов;
рассматривание репродукций с картин художников, изображающих народные
гуляния и праздники;
обсуждение праздников и исторических дат;
придумывание своих праздников и традиций.
Структурной основой для планирования являются календарные культурно
исторические ритмы: природные, народные, церковные годовой круг календаря,
совпадающий с естественными жизненными ритмами. Активное соучастие педагогов,
детей и их родителей в подготовке к празднику, в настраивании на него происходит
по ходу текущей жизни и может включать в себя: традиционные игры и хороводы,
связанные с приближающимся праздником, уборка и изменение интерьера к
празднику, украшение помещений.
Планирование совместной работы педагогов, детей и их родителей происходит на
родительских встречах, в совместной деятельности воспитателей и специалистов с
детьми следующим образом:
информирование о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональное
наполнение праздника;
рассмотрение природных и культурных явлений, сопровождающих праздник;
практическая часть (знакомство с различными видами устного народного
творчества; разучивание текстов песен, хороводов, игр)
творческая часть (приобщение родственников и знакомых к изучаемым
традициям;
техническая часть (обсуждение технических деталей, дополнительная
информация, установление сроков мероприятий, выбор ответственных).
Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое
праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность
развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее
важнейших компонентов, доступных детям среднего старшего дошкольного
возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным
малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных
праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ,
поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют
тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и
культуру своего народа.
В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной
культуре, народному искусству: «Полочка народного декоративно прикладного
искусства». В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному
календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество»,
«Святки», «Масленица» и другие.
Большую роль в работе по приобщению к народному творчеству играет музей
национальной культуры «Коми изба», созданный сотрудниками детского сада.
«Коми изба» стала любимым местом пребывания наших воспитанников.
Основной формой работы по реализации проекта являются праздники: календарные,
фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. в фольклорных праздниках принимают
участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.
Наряду с праздниками остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и
подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и
другие виды занятий.
В детском саду проводятся следующие народные праздники: Осенние посиделки,
«Чомöр», «Кузьминки», Зимние святки, Масленица, Весенние народные праздники:
«Именины Сороки», «Жаворонки» или «День птиц», «Красная горка», Пасха и другие
фольклорные праздники, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору
словесномузыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений
обрядовокалендарного фольклора.
Произведения соответствует содержанию
праздника, интересные и доступные для ребят.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность
атмосферы.
Эту атмосферу определяет естественность поведение детей,
заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше
на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению –
радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными
моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания,
обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к народным традициям, утверждает в их сознании
фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в
творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым
содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание
индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует
единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение
друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они
принимают участие в проведение народных праздников, в изготовлении и собирании
атрибутов в минимузее «Коми избы», в украшении группы к народным праздникам,
активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
III
. Этапы и сроки реализации
проекта.
Этапы и
сроки
Организац
ионно
подготовит
ельный
(сентябрь)
Содержание деятельности
Результат
Наличие у
участников проекта чёт
кого представления о
необходимости внесения
изменений в
воспитательно
образовательный
процесс.
Обоснование актуальности темы,
мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий,
атрибутов;
Обсуждение с родителями детей
вопросов, связанных с
проведением проекта;
Составление тематического
планирования мероприятий.
Пополнение предметно
развивающей среды группы.
Составление сценариев развлечений,
праздников.
Рабочий (о
ктябрь
январь)
Непосредственнообразовательная
деятельность с детьми.
Деятельность в соответствии с
тематическим планированием,
проведение календарных народных
праздников.
Работа педагогического
коллектива в режиме
инновационной
деятельности.
Заключите Обобщение результатов работы;
Удовлетворенность всех льный
(январь
февраль)
анализ деятельности.
Фоторепортажи с развлечений и
праздников.
Создание мультимедийной
презентации «От святок до
Сочельника»
Диагностика результатов проекта.
Распространение опыта.
участников проекта
результатами
Ожидаемые результаты проекта.
IV.
Для детей:
Сформированность знаний детей о народных календарных праздниках.
Развитие познавательной активности, любознательности, творческих
способностей в продуктивной и художественноэстетической деятельности.
Взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора:
(обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры) – это
все неоценимое богатство, которое поможет ребенку преодолеть скованность,
застенчивость, стать творческой личностью.
дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и
музыкальным фольклором.
у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные
способности.
Расширение кругозора детей через знакомство с коми и русским фольклором.
Для педагогов:
Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании
образноигровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии,
воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным,
интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги
приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт
совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Осуществление инновационной деятельности и повышение профессионального уровня.
Для родителей:
Родители активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на
развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками,
через совместную проектную деятельность.
Активное участие совместно со своими детьми в организации и проведении
народных праздников, развлечений, посиделок.
Совместное с детьми изготовление блюд коми и русского народа, поделок и
различных атрибутов к народным играм.
Организация фотовыставки, фоторепортажей в группе интернета и на сайте
детского сада.
Предполагаемый продукт проекта:
Народные календарные праздники и танцевальное и игровое творчество в
соответствии с планом.
Фотовыставка, выставки работ учащихся в родительском уголке.
Презентация проекта. Мультимедийная презентация – фотоотчёт.
Портфолио проекта (сценарии праздников, посиделок, развлечений, досугов,
народные подвижные игры, хороводные игры и танцы);
Систематизированный литературный, иллюстрационный, музыкальный
материал по теме проекта.
Режим работы: непосредственнообразовательная деятельность, образовательная
деятельность в режимных моментах, игровая деятельность, самостоятельная
деятельность детей и взаимодействие с семьями воспитанников по реализации
проекта.
Результатами проведенной работы являются:
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, песен.
Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях
изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название
праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
Знание истории русского и коми народного костюма, головных уборов.
Используют атрибуты русской и коми народной культуры в самостоятельной
деятельности.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Играют на коми и русских народных инструментах, знают названия и историю
возникновения их.
Интеграция образовательных областей
Образовательная
Область.
Социально
коммуникативное
развитие
Виды детской
деятельности
Игровая деятельность
Коммуникативная
Содержание деятельности
1. Сюжетноролевые игры:
2. Дидактические игры:
3. Коммуникативные игры:
Социальноориентированные
игры: «
Развитие свободного общения о
музыке со взрослыми и детьми;
развитие в театрализованной
деятельности всех компонентов
устной речи; практическое
овладение воспитанниками
нормами речи
Познавательное
развитие
придумывание своих
праздников и
чтение и инсценирование
сказок, обсуждение библейских традиций.
Художественно
эстетическое
развитие
Изобразительная
Коммуникативная
Физическое
развитие
рассказов;
обсуждение праздников и
исторических дат;
Формирование представлений о
музыкальной культуре и
музыкальном искусстве;
развитие навыков игровой
деятельности; формирование
гендерной, семейной,
гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому
сообществу
Расширение музыкального
кругозора детей; сенсорное
развитие, формирование
целостной картины мира
средствами музыкального
искусства, творчества
рассматривание репродукций с
картин художников,
изображающих народные
гуляния и праздники;
рассматривание предметов
труда и быта коми и русского
народа, рисование орнаментов;
воспроизведение древних
обрядов, детских народных игр,
песен;
Развитие детского творчества,
приобщение к различным
видам искусства, использование
художественных произведений
для обогащения содержания
области
Развитие физических качеств
для осуществления музыкально
ритмической деятельности,
использование музыкальных
произведений в качестве
музыкального сопровождения различных видов детской
деятельности и двигательной
активности
Сохранение и укрепление
физического и психического
здоровья детей
V . Список литературы и Интернетресурсов:
1.
Примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до
2.
3.
4.
школы»/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.3е изд., М.:
МозаикаСинтез, 2014г.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ,
2014.
М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для
детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. –
М.: Айриспресс, 2003.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры: Программа. Учебнометодическое пособие. – СПБ.:
ДетствоПресс,2004.
5. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.
Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное
пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Музыкальное развитие детей на основе народной культуры: планирование,
занятия. развлечения. Старшая группа/ авт.сост. О.В. Шубина, И.Г. Чайка.
Волгоград: Учитель, 2016г.
«Красота и ритм народных праздников»: духовнонравственные
аспекты дошкольного воспитания: методические рекомендации на основе
работы старшего воспитателя МДОУ «Детский сад№105» Эжвинского
района
г. Сыктывкара Губенко Н.Н./ сост. В. Ц. Попова. Сыктывкар, 2009г.
«Из уст в уста: учебнометодическое пособие по традиционной
народной культуре»/ Е.А. Надеждина (Помаскина). Из опыта работы
фольклорноэтнографической студии «Радольница».г. Пермь, 2006г.
7.
8.
9.
Интернетресурсы:
http
:// dohcolonoc
. ru /, http
:// maam
. ru / ,
http
:// nsportal
. ru . 10.
11.
Группы в контакте: «Хороводомания», «ХОРОВОДЫ, ИГРЫ, ПЕСНИ
и СКАЗКИ в родной культуре», «Фольклорно этнографическая студия
"Радольница" г. Перми.
«Челядьлы коми ворсöмъяс»/А.Н. Рассыхаев;Минво образования Респ.
Коми, КРИРО. – 2е изд. – Сыктывкар: КРИРО, 2015.
Схема осуществления проекта по основным видам деятельности.
Центр познавательного развития:
• Занятия
«В гостях у хозяйки»
«Хлеб да капуста голод не подпустят»
«Рождественские посиделки»
«Традиции и обряды русского народа»
• Совместная деятельность
_ Наблюдения за изменениями в природе.
_ Работа в книжном уголке.
_ Рассматривание иллюстраций.
_ Чтение произведений.
_ Подвижные игры.
• Взаимодействие с семьей
_ Помощь в создание уголка «Русская изба»
_ Консультации на темы: «Рождество», «Масленица», «Пасха»
_Папки – передвижки: «Пришла коляда накануне Рождества», «Пасхальные
атрибуты».
• Беседы:
_ «Экскурсия в музей детского сада»
_ «Рождественские святки»
_ «Праздник «Масленица»
_ «Пасхальные атрибуты»
Центр игровой деятельности:
• Подвижные народные игры:
_ «Утица»
_ «Салкидогонялки»
_ «Пирог»
_ «Пятнашки»
_ «Жаворонок»
_ «Ручеек»
_ «Бабка Ёжка»
• Дидактические игры:
_ «Найди праздничный пирог»
_ «Составь узор для пасхального яичка»
_ «Составь последовательность народных праздников»
_ «Прокати яичко с горки»
• Сюжетные игры:
_ «Семья справляет Рождество» _ «Пасхальный подарок»
_ «Собираем урожай»
Центр художественной деятельности:
• Рисование
_ «Осенняя березка»
_ «Праздник у зверей, Рождество в лесу»
_ «Солнышко – колоколнышко»
_ «Масленица – барыня»
_ «Пасхальное яйцо»
_ «Во поле береза стояла»
• Аппликация
_ «Осенний ковер»
_ «Игрушки для зверей на Рождество»
_ «Барышня на Масленице»
• Лепка
_ «Пасхальный кулич»
_ «Дымковский конек»
_ «Блинчики для зайчат»
Ручной труд
• «Кукла из соломы»
• «Рождественские подарки»
Выставки совместного творчества детей и родителей:
• «Барышня Осень»
• «Зимние фантазии»
• «Масленица – кривошейка»
• «Пасхальные куличи и яйцо»
Центр музыкального развития
• Музыкальные занятия
• Совместная деятельность:
_ Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
_ Игра на шумовых народных инструментах.
• Развлечения
_ «Золотые узоры Осени»
_ «Смех да веселье»
_ «Масленица»
_ «Праздник русской березки «Троицын день»
• Театральные представления
«Колобок»
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
этап
мероприятия
сроки ответственный
Организаци Анкетирование воспитателей
Наблюдения Майсентябрь онно
подготовит
ельный
Анкетирование родителей
Мониторинг творческих
способностей, музыкальных
особенностей
Старший воспитатель
Музыкальный руководитель,
воспитатели
Основной
Консультация для воспитателей
«Роль музыкального фольклора в
жизни детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей
«Музыкальный фольклор – как
средство развития творческих
способностей»
Семинар –практикум для
воспитателей «Использование
музыкального фольклора в
воспитании детей»
«Мастер – класс» для родителей
«Народная музыкотерапия»
Семинар – практикум для
родителей «Знакомьте малышей с
фольклором» Круглый стол с
участием родителей «Роль
народного фольклора в духовно
нравственном воспитании
дошкольников
Культурнодосуговое мероприятие
«Ярмарка»»
Рефлексивн
о
диагностич
еский
Анкетирование воспитателей
Анкетирование родителей
Мониторинг творческих
способностей, музыкальных
особенностей
октябрь Музыкальный
руководитель
ноябрь Музыкальный
руководитель
декабрь Музыкальный
руководитель
февраль Музыкальный
руководитель,
воспитатели
март Музыкальный руководитель,
воспитатели
апрель Музыкальный
руководитель,
воспитатели
май Музыкальный руководитель,
старший воспитатель
воспитатели
Наблюдения июнь Музыкальный
руководитель,
воспитатели
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
Предварительная работа
Мероприятия
Форма
Материал проведения
Мамин день
Праздник
Рождественские
Посиделки
Музыкальная
гостиная
Колядки
Развлечение
Эх, да
Масленица!
Русские гулянья
Вербное
воскресение
Проведение
русских народных
игр «Верба
вербочка», «Заря
– зареница»
Пасха Праздник
Стоит Алена в
русском сарафане
(Троица)
Праздник
Беседа о мамах, о семейных
традициях и обычаях, о
народных приметах и
обычаях связанных с ними,
разучивание песен, плясок,
загадок, русских народных
игр.
Беседа о святочных
праздниках, об обычаях
рядиться на святки,
знакомство детей с
рождественскими песнями.
Иллюстрации с изображением
ряженных
Разучивание рождественских
колядок, русских народных
игр
Беседа о празднике
Масленица, о традициях,
обрядах, обычаях.
Разучивание приговорок,
прибауток, закличек, песен.
Организация и проведение
русских народных игр и
забав.
Рассказ о праздновании
вербного воскресения и о
вербе.
Костюмы, музыкальные
инструменты
Костюмы ряженных, шумовые
музыкальные инструменты
Костюмы, музыкальные
инструменты
Веточки вербы, народные
костюмы.
Рассказ о празднике Пасха.
Знакомство с обрядами,
играми, поверьями,
обычаями. Разучивание
пасхальных песен
приговорок, раскрашивание
Пасхальных яиц.
Беседа о праздновании
Троицы об обрядах,
традициях. Разучивание
русских народных игр,
Костюмы, музыкальные
инструменты,
макет горки,
пасхальные яйца
Демонстрационный материал хороводов, песен.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с
детьми, через презентацию для родителей, через участие детей в
театрализованных представлениях.
В проект будут вовлечены дети старшего дошкольного возраста и их
родители, музыкальный руководитель и 4 воспитателя.
Основной принцип проекта
Это принцип взаимодействия ребенка с различными формами
народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки,
малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно
помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой
личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни,
потешки, играя в народные игры, ребенок эмоционально раскрывается, активно
включается в предложенную игровую ситуацию.
Оценка результатов:
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по
трем направлениям: дети, педагоги и родители.
Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение
диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы
по музыкальной деятельности, через просмотр театрализованных представлений
и фольклорных праздников.
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью
подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства
педагогов.
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Педагогический проект "От святок до Сочельника" в детском саду
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.