Педагогический ринг "Обучение дошкольников элементарным математическим представлениям" проводится для систематизации знаний педагогов по использованию технологии развивающего обучения состоит из четырёх раундов: педагогическая разминка - решение кроссворда, методическо-педагогические вопросы, составление модели успешного занятия - выстраивается в виде пирамиды, разбор педагогических ситуаций.
Педагогический ринг Обучение дошкольников элеиент математ представлениям.docx
Педагогический ринг
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
« Обучение дошкольников элементарным математическим представлениям»
Подготовила: воспитатель –методист Двуречанская О.А.
яслисад ГОУ ЛНР УВК №8 г. Стаханова
Цель: систематизация знаний и повышение эффективности профессиональной деятельности
педагогов по вопросу формирования элементарных математических представлений у дошкольников с
использованием нетрадиционных технологий в работе с педагогами
Задачи:
выявить уровень профессиональной подготовленности, затруднения педагогов в работе по
ФЭМП у дошкольников.
развивать сплоченность, умение работать в соревновательной ситуации, аргументировано
отстаивать свою точку зрения.
систематизировать знания педагогов по использованию технологии развивающего обучения.
Для настроя на деятельность предлагаю отгадать кроссворд.
Разминка «Отгадываем кроссворд»
Ход ринга
Групповые занятия для какойнибудь специальной подготовки, для повышения
квалификации (Семинар)
Целенаправленный процесс воспитания и обучения индивидуума в его личных интересах,
интересах общества, интересах государства (Образование)
Лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и
развитие личности другого человека (Воспитатель)
Объединение в единое целое отдельных частей. (Интеграция)
Промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на какомлибо
правиле (знании) (Умение)
Заранее намеченная система мероприятий. (План)
Наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых
результатах (Дидактика)
Основной вид деятельности детьей дошкольного возраста. (Игра)
Ввел понятие «Зона ближайшего развития» (Выготский)
Нововведение, внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности
процессов (Инновации)
Центральное слово Математика.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль
математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического
развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.
Сегодня мы с вами устроим «Математический ринг». В ходе которого мы сможем уточнить и
обобщить свои представления в области математического развития и развивающих технологий.
Готовый ответить на вопрос звонит в колокольчик.
Правила игры
Уметь слушать других
Вырабатывать общее решение вопроса
Принимать активное участие в игре
Соблюдать культуру речи и тактичность
За каждый правильный ответ участник будет получать фишку, победитель тот у которого
наибольшее количество фишек.
Начинаем наше соревнование.
Первый Раунд «Всезнайка»
1.
2.
3.
4. Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее
содержание. Из каких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Я вам
зачитываю терминологию, а вы отгадываете, что это за раздел.
Звонок в колокольчик – ответ. За правильный ответ участник получает фишку
Представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
(«Количество и счет»).
Представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте,
толщине, площади, объеме, массе, времени). («Величина»).
Представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их
свойствах и отношениях. («Форма»).
Ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно
другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку,
ориентировка в движении. («Ориентировка в пространстве»).
Представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства
времени». («Ориентировка во времени»).
1.
2.
3.
4.
5.
Мы поговорим о модели успешного занятия
Презентация. Составляется пирамидка
Второй раунд «Профессионал»
Уверена, что каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не
отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что нужно для того, чтобы и
воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? В этом мы сейчас и попробуем разобраться
и составить модель успешного занятия.
успех
Думаю, вы согласитесь с тем, что
нескольких факторов
(Ответы воспитателей. На доске записываем предложенные ответы)
занятия во многом зависит от
Да, факторов много. Но теперь давайте с вами проранжируем их по значимости:
Компетентность педагога в той или иной области знаний. Компетентный педагог должен
владеть определенной терминологией. Это касается любого направления и ФЭМП и конструирование
и робототехника
Итак, первый ярус в нашей пирамидке.
Компетентность педагога по данной проблеме
Полноценное математическое, технологическое развитие обеспечивает организованная
образовательная деятельность, в ходе которой педагог мотивирует детей на достижение той или иной
цели путем решения определенных познавательных задач и помогает их решать, а это и
организованная образовательная деятельность,
и совместная образовательная
деятельность в ходе режимных моментов.
К занятиям необходимо тщательно готовиться:
Что в первую очередь необходимо? (ответы воспитателей)
продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их
знаний,
подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ дидактический и наглядный материал,
продумать целесообразные формы организации деятельности детей (парная, индивидуальная,
коллективная, подгрупповая).
Все знания даются детям в строго определенной системе и при этом новый материал должен
быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие, и
решение данной задачи идет последовательно на нескольких занятиях.
На занятиях решается ряд программных задач: Каких? (Высказывания педагогов).
Давайте разберемся в этих задачах.
1) Обучающие чему ребенка будем учить (учить, закреплять, упражнять, обобщать,
формировать, расширить, познакомить),
2) развивающие – что развивать, закреплять:
развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное,
развитие осознанности, продолжить формирование приемов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).
3) воспитательные что воспитывать у детей (сообразительность, умение слушать товарища,
аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться
наилучших результатов)
Используя конспекты, воспитатель конкретизирует, уточняет задачи (в конспектах обычно
указываются образовательные задачи в самой общей форме), может изменить наглядный материал, по
своему усмотрению определить число упражнений и их частей на занятии или в игре, привлечь
дополнительные приемы активизации познавательной деятельности, индивидуализировать вопросы,
задания по степени трудности для того или иного конкретного ребенка.
Таким образом, второй ярус модели успешного занятия –
Программное содержание
Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются на занятиях? (Ответы)
Верно, игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…
Задание. Расшифруйте методы и приведите примеры
Выбор карточек
Методспособ воздействия или способ передачи
знаний.
Игровой
дидактические игры
подвижные игры
игрызабавы, инсценировки.
Словесный
1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
2) Разговор, беседа.
3)Рассматривание картинки, инсценировки.
Прием — варианты применения данного метода.
Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем
птичками)
в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение
стихотворения "Уронили Мишку на пол",
дидактическая игра "Скажи, что звучит")
г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и
собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает
желание прислушиваться "Кто это поет, поищите".
Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на
руки, чирикает.)
д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на
столе, под шкафом, над шкафом).
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит,
кушает).
з) интригующие обстановки
1Показ с называнием игрушек, предметов.
Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала.
Маша, ой-ой, плачет.
2.Просьба произнести, сказать слово
платье).
3.Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори")
4.Подсказывание нужного слова.
5. Объяснение назначения предмета (посуда
— это из чего мы едим и пьем).
6. Многократное повторение нового слова в
сочетании со знакомым (у кошки котята, у
курицы цыплята).
7.Вопросы.
8.Договаривание
конце
фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь
суп (с хлебом)").
9.Повторение слова за воспитателем.
10.Пояснение.
слова
в 11.Напоминание.
12.Использование
слова (потешки, песенки, стихи, шутки)
художественного
Практические методы
1)Упражнения (оказание помощи).
2)Совместные действия воспитателя и ребенка.
3)Выполнение поручений.
Наглядные методы
1)Показ предметов, игрушек.
2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
3)Рассматривание живых объектов.
4)Показ образца.
5)Использование кукольного театра, теневого,
настольного, фланелеграфа.
6)Презентации.
Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических
игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном
заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от
содержания конкретной задачи.
в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему?
Для чего? Зачем?
Так же используются:
разъяснения (как выполнить данную задачу),
указания воспитателя (в основном с детьми старшего дошкольного возраста.)
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм,
дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать,
воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он
будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал.
Наглядные методы.
демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий,
красочный, разнообразный.
раздаточный, мелкий материал, который раздается каждому ребенку.
Таким образом, третье ярус Пирамидки успешного занятия –
Выбор оптимальных методов и приемов.
Давайте вернемся к наглядным методам обучения.
Все занятия по ФЭМП и конструированию строятся только на наглядности, поэтому и
демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать
эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми
пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее
взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и
более успешно усваиваются детьми знания.
Какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу? (Ответы
воспитателей)
Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.
Материал должен быть различным на каждом занятии
Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка
– морковкой)
Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки шишки, зайцы морковки, цветочки
– бабочки и т.д.)
Итак, четвертый ярус нашей модели Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?
Упражнение «Просклоняй числительное» (548 и 387)
У количественного числительного склоняется каждая цифра (слово).
Вопрос
есть что?
нет чего?
рад чему?
вижу что?
оплачу чем?
думаю о чём?
387
триста восемьдесят семь рублей
трёхсот восьмидесяти семи рублей
трёмстам восьмидесяти семи рублям
триста восемьдесят семь рублей
тремястами восьмьюдесятью семью рублями
о трёхстах восьмидесяти семи рублях
Вопрос
548
Падеж
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
Падеж
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
есть что?
нет чего?
рад чему?
вижу что?
оплачу чем?
пятьсот сорок восемь рублей
пятисот сорока восьми рублей
пятистам сорока восьми рублям
пятьсот сорок восемь рублей
пятьюстами сорока восьмью рублями
думаю о чём?
о пятистах сорока восьми рублях
Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?
Чтобы ребенок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть
терминологией (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в
отношении грамматики, и в отношении математики, конструирования, робототехники.
Речь и воспитателя, и ребенка должна быть точной, краткой, четкой, ясной (меньше «воды»)
Итак, пятый ярус – Грамотная речь воспитателя
На доске вы видите, как выглядит модель успешного занятия И только при наличии всех этих
компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
Третий раунд «Аналитический»
Разбор педагогических ситуаций
1.Ситуация: на занятии по ФЭМП Саша сидит с Настей. Саша уронила несколько счетных палочек,
поняв, что ей недостает, взяла у Насти. Настя стала отнимать свои палочки обратно, Саша, а за ней и
Настя заплакали, все дети смотрели на них, занятие невозможно было продолжать.
Причина: детская неспособность к эмпатии, неумение делиться и ждать, возбужденное состояние.
Выход: при возникновении этой проблемной ситуации воспитатель прервала занятие и рассказала
короткую педагогическую сказку (выдумала по ходу рассказа ) про двух медвежат Настены и Сашика,
которые хотели посчитать бочонки меда с помощью палочек и поделить мед. Саших случайно сломал
одну палочку Настены, а за это Настенка сломал палочку у Сашика, и осталось у них только по две
палочки. Тогда Сашик сломал палочку у Настены, а медвежонок Настена опять сломал палочку
Сашика, и у медвежат осталось только по 1 палочке. Сашик отнял последнюю палочку у Настены и
сломал ее, за это Настена опять сломал палочку Сашика. И у медвежат не осталось палочек. Они
теперь не смогут поделить мед и поесть его. Ребята, давайте поможем Настене и Сашику, что им надо
было сделать? (Побуждать детей отвечать. Правильные варианты ответов: медвежата должны
извиниться, простить и поделиться; считать по очереди). В конце сказки воспитатель обращается к
Саше и Насте: "А вы согласны, что медвежата должны не ругаться, а поделиться друг с другом, или
считать по очереди?" После ответа, воспитатель дает Саше недостающую палочку и продолжает
занятие по плану, предварительно заинтересовав детей, например, так: "Давайте и мы поможем
медвежатам посчитать".
Ситуация
2. Мальчик, 7 лет.
С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует,
лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в
художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом.
В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или
строить, если ктото из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень
замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
Ваши действия.
Вариант 1.
Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться
повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на
выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.
Вариант 2.
Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и
постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к
совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного
выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.
Вариант 3.
Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка.
Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы
ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто
«потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.
Итоговый раунд
Итак, мы сегодня хорошо поработали, были активными. Выстроили модель успешного занятия,
уточнили и обобщили свои представления в области математического развития .
Рефлексия
Подведем итоги нашего семинара. Я попрошу каждого из вас внести свой вклад в строительство
города. Объединитесь, опираясь на свои ощущения, в подгруппы.
Посмотрите в нашем городе заложены фундаменты:
Башня «Открытий» если вы сегодня получили для себя чтото новое, идеи и творческое
вдохновение, то непременно вы поможете достроить башню.
Башня «Ожиданий» неплохо было получили практические навыки, но буду ли я применять в работе
пока не знаю.
Башня «Разочарований» ничего не поняла по теме семинара. Было скучно, тоскливо.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.