ПЕДСОВЕТ
Тема педсовета: «Профилактика экстремизма и терроризма среди учащихся посредством приобщения к традиционным духовным ценностям»
Повестка дня:
1. Профилактика терроризма и экстремизма в школе. (выступ. Красная Ю.А.)
2. Утверждение школьной программы «Противодействие терроризму и профилактика экстремизма среди учащихся МБОУ СОШ №13» (выступ. Красная Ю.А.)
3. Утверждение школьной дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению
идеологии терроризма» (выступ. Свириденко С.И.)
4. Использование в работе методических рекомендаций.
По - первому вопросу выступила зам. директора по ВР Красная Ю.А.:
- Правительством РФ принято постановление, внесшее некоторые изменения в положение о деятельности Министерства образования и науки, расширяющее при этом его обязанности. Согласно данному документу, в общеобразовательной среде должна быть развернута воспитательная работа по выработке неприятия обучающимися фактов терроризма и экстремизма. На сегодняшний день в российском обществе происходит трансформация системы ценностей, обусловленная процессами модернизации экономической, политической и культурной сфер. Все это затрагивает жизнь населения страны и приводит к осложнению уже имеющихся структурных связей. В связи с этим возникает напряженность между людьми различных наций, формируются различного рода оппозиционные группы, идущие к своей цели через терроризм и экстремизм.
Приверженцы крайних мер и взглядов стремятся разжечь религиозную вражду. Подобное явление угрожает духовным и нравственным устоям общества, а также жизни людей. Не секрет, что влияние разного рода негативных тенденций в первую очередь затрагивает молодежь. Будучи вовлеченными в экстремистские формирования, юноши и девушки порой не имеют ни малейшего представления о той идеологической основе, которую имеют подобные объединения.
Каковы же определения этих негативных явлений? Под экстремизмом мы понимаем приверженность некоторых групп, организаций или отдельных лиц к радикальным мерам, позициям и взглядам, касающимся общественной деятельности. Представители подобных объединений призывают: - к насильственному изменению существующего конституционного строя; - к нарушению целостности страны; - к возбуждению розни на фоне расовой, социальной и национальной неприязни; - к пропаганде и публичной демонстрации нацистской атрибутики и т. д.
Крайней формой проявления экстремизма является терроризм. Это сложное криминальное и социально-политическое явление, вызванное внешними и внутренними противоречиями развития общества. Это наиболее масштабная разновидность экстремизма. Она представляет собой идеологически обоснованное и политически мотивированное применение насилия. Причем к своей цели оно идет путем физического устранения людей. Именно поэтому столь важна профилактика терроризма и экстремизма. Особое внимание в этом вопросе следует уделять работе с молодежью.
Каковы же истоки экстремизма? Сегодняшние студенты, которые являются членами различных экстремистских группировок, обучались и воспитывались в стенах школы. Именно в этом общеобразовательном учреждении ребенок, как правило, впервые сталкивается с представителями других национальностей, имеющих отличную от привычной для него культуру, веру, взгляды на жизнь и внешность. Поэтому и должна проводиться профилактика терроризма и экстремизма в школе, ведь это общеобразовательное учреждение является своеобразной «горячей точкой» для возникновения агрессии.
Школьные учителя должны создать такую атмосферу, в которой не было бы места актам насилия и жестокости. У ребенка, а после и у молодого человека необходимо вырабатывать толерантность, объясняя ему, что на нашей планете живет много людей. И, несмотря на разницу во внешности и жизненных устоях, все должны пользоваться одинаковыми правами. В этом и будет состоять работа по профилактике терроризма, основывающаяся на: - активности учащихся и их стимулировании к самовоспитанию; - сознательном поведении молодежи; - принципе адекватности. Однако профилактика терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях не должна затрагивать неформальные объединения молодежи. В отличие от негативно настроенных группировок здесь отсутствует членство. Неформальные объединения – это не что иное, как проявление обособленной субкультуры. Мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма не должны затрагивать и деятельность, проводимую оппозиционными политическими партиями, а также этническими обществами, конфессиями и представителями иных религий. Все они выражают свои идеи в любых формах, предусмотренных законодательством.
Согласно данным МВД РФ, основной костяк группировок экстремисткой направленности, действующих на территории страны, составляют молодые люди, не достигшие 30-летнего возраста. Их в подобных объединениях находится до 80%. При этом, по оценке специалистов, наиболее быстро экстремистские идеи проникают в среду учащихся общеобразовательных школ. И ничего удивительного в этом нет. Ведь психика ребенка еще не до конца сформирована и легко подвергается негативному влиянию. Именно поэтому столь важна профилактика терроризма и экстремизма в школе.
Всем известно, что взаимоотношения, складывающиеся на сегодняшний день в образовательной среде, нельзя отнести к разряду идеальных. Кроме того, на поведение учащихся накладывает свой отпечаток и та агрессия, которая существует во внешнем мире. И неудивительно, что, отвечая на вопрос социологов о наиболее распространенных негативных явлениях современного мира, 17% школьников ответило, что это проявление жестокости и насилия. В связи с этим немаловажной задачей современной школы является формирование гуманистической личности, признающей идею толерантности в межэтнических отношениях. Это и будет прекрасная профилактика терроризма.
Дети, проявляющие толерантность, признают то, что все люди различны по своему внешнему виду и интересам, положению и ценностям. При этом каждый имеет право жить на нашей планете, сохранив индивидуальность. Задачей администрации общеобразовательных учреждений является создание всех необходимых психолого-педагогических условий, способствующих возникновению и поддержанию толерантности среди школьников. Этого можно достичь при готовности учителей и учащихся к сотрудничеству и диалогу, а также при повышении их коммуникативной культуры.
Формирование у учащихся чувства толерантности является длительным и сложным процессом. При прохождении данного пути осуществляется профилактика терроризма и экстремизма в школе. На начальном этапе данного процесса учитель должен обеспечить эмоциональный комфорт детям. Кроме того, он обязан привить школьникам способность к критическому мышлению, самоконтролю и сотрудничеству. Однако действительность такова, что педагоги, испытывающие эмоциональные перегрузки, выражают накопившуюся у них раздражительность через коммуникативную нетерпимость. Это отражается в неприятии индивидуальности ребенка и категоричности при оценке его знаний. Все указанные факторы негативно сказываются на учебе и физическом здоровье школьника. Однако этого не должно быть. В общеобразовательной среде непременно должен идти процесс формирования толерантного отношения между учителем и учеником. Причем педагог обязан выстраивать свои отношения со школьниками как на уроках, так и вне класса. При этом каждый ребенок должен быть признан им как значимая и ценная личность. Умение договариваться и идти на компромисс, способность убедить в своей правоте без создания конфликтной ситуации сближает интересы учащихся различных национальностей и вырабатывает непримиримость к проявлениям жестокости и агрессии. Такую работу непременно должна включать в себя принятая в общеобразовательном учреждении программа. Профилактика терроризма и экстремизма при этом будет максимально действенной.
Существует несколько направлений, которые оказывают значительное влияние на формирование толерантности в молодежной среде. При этом осуществляется профилактика терроризма в образовательных учреждениях. Одним из таких направлений является организация встреч с ветеранами как Великой Отечественной, так и локальных войн. Кроме того, в подобную работу может входить: - сбор реликвий и документов о героизме и мужестве защитников Родины; - запись воспоминаний ветеранов; - адресная помощь инвалидам, участникам боевых действий, а также семьям погибших воинов; - работа с архивными данными по уточнению судеб военнослужащих, принимавших участие в войне 1941-45 гг. и т. д. План мероприятия «Профилактика терроризма» должен включать в себя не только единичные, но и долгосрочные акции: - декады, недели и месячники боевой славы; - героико-патриотические акции; - сбор рассказов о ветеранах тыла и фронта с передачей материалов для публикации в средства массовой информации.
Профилактика терроризма в школе предусматривает и организацию празднований Дня Победы. К настоящему времени сложилась определенная схема проведения подобных мероприятий. Причем в ней принимают участие не только средние образовательные учреждения. Подобные мероприятия по профилактике терроризма проводятся с участием организаций по делам молодежи, а также детских общественных объединений. При этом осуществляются: - акции под девизами «Я горжусь! Я помню», «Георгиевская ленточка» и т. д.; - благоустройства памятников, мемориалов, обелисков, воинских захоронений; - торжественно-траурные церемонии поминовения с митингами и возложениями венков; - тематические встречи с ветеранами с организацией праздничных концертов.
Профилактика терроризма подразумевает и подготовку молодежи к ведению военной службы. Подобные мероприятия включают в себя: - работу оздоровительных оборонно-спортивных лагерей; - открытие военно-патриотических клубов; - проведение соревнований по пулевой стрельбе и т. д. Все это способствует не только улучшению спортивной подготовки молодых людей, но и их активному вовлечению в познавательную деятельность с одновременным формированием нужной установки на предстоящую армейскую службу. Вышеописанные меры профилактики терроризма будут наиболее действенными, если к организации подобных мероприятий подключатся кружки по художественному творчеству и краеведческие музеи. Все это окажет значительное влияние на интерес к традициям своего народа, его обычаям и культуре, а также на укрепление любви к родному краю.
Школьный план «Профилактика экстремизма и терроризма» включает в себя многие мероприятия. В их числе - организация разъяснительной работы по поддержке различных национальных культур. Весьма действенны подобные мероприятия в тех регионах, которые граничат с другими республиками, или в тех, где живут различные национальные группы.
В чем еще заключается профилактика терроризма? Для устранения предпосылок к агрессии, жестокости и национальной вражде в общеобразовательных учреждениях широко используются игры. И это неудивительно, ведь игра является важнейшей сферой жизнедеятельности детей. Именно она, совместно с искусством, спортом, познанием и трудом обеспечивает те эмоциональные условия, которые ведут к формированию национального сознания и к выработке культуры межнациональных отношений. Организаторами игр для младших школьников могут стать старшеклассники. Для более взрослых детей такое участие будет прекрасным опытом в приобретении практических навыков и умений, а также в закреплении уже полученных знаний. В этом плане великолепно зарекомендовали себя народные игры. Они являются одним из основных средств, способствующих воспитанию культуры общения между нациями.
В рамках темы профилактики терроризма может быть осуществлено: - заочное или очное путешествие по истории родного края; - знакомство с народными умельцами и другими интересными людьми; - проведение конкурсов юных талантов. Кроме того, профилактика терроризма будет наиболее действенной при занятии с детьми поисковой работой, проведении различных актов милосердия и прочих добрых дел. Содержание данной работы можно дифференцировать по возрасту учащихся. Так, первоклашки посещают театры и музеи, а также знакомятся с фольклором. На данном этапе могут быть проведены праздники со сказочными героями. При переходе в следующий класс дети изучают творчество национальных писателей и поэтов. Также во втором классе организуются разнообразные занятия и игры. Школьники вовлекаются в поисковую работу и знакомятся с историей своей малой родины. Такие мероприятия проводятся на всем этапе начальной школы.
С пятого-седьмого класса учащиеся вовлекаются в новые полезные и интересные дела. Все проводимые мероприятия призваны обогатить и развить знания детей о национальной культуре и родном крае. Главной в этот период становится деятельность, направленная на творческое развитие школьников, а также на воспитание у них интернациональных и патриотических чувств. Одновременно дети знакомятся с традициями и жизнью людей других национальностей. Толерантность в этом возрасте формируется благодаря программе, реализующей два направления. Первое из них – осознание себя в качестве субъекта культуры семьи. В этот период деятельность педагога должна быть направлена на формирование терпимого и доброжелательного отношения между детьми и их родителями. Профилактика терроризма в старших классах осуществляется через проведение уроков народной мудрости, основой которых являются различные народные традиции. К примеру, в игровой и творческой форме может быть представлена семья: - японская; - английская; - русская; - еврейская и т. д. Все это способствует изучению детьми национальных праздников и традиций другого народа, его жизни и культуры.
Чувство международной толерантности невозможно без веротерпимости молодых людей. Согласно действующей Конституции, Россия является светским государством. Это говорит о том, что никакая религия в нашей стране не устанавливается в качестве обязательной или государственной. Кроме того, Конституция РФ утверждает свободу вероисповедания. То есть каждый человек вправе выбрать для себя, а также заняться распространением религиозных и других убеждений.
Однако педагог должен понимать, что есть отдельные объединения, которые не должны заслуживать к себе толерантного отношения. Речь идет о некоторых религиозных культурах, имеющих экстремистскую направленность. Это, например, «Свидетели Иеговы» и «Дети бога». Деятельность подобных организаций оказывает негативное влияние на молодежь, семью и детей. Как в таком случае проводить религиозное воспитание школьников? Для профилактики агрессии и жестокости детям нужно рассказывать о разных вероисповеданиях. Ребенок должен самостоятельно остановить свой выбор на той или иной религии или отказаться от всех ее разновидностей. Только в таком случае у школьника выработается доброжелательное отношение к любому мировоззренческому подходу. Отсутствие проявлений экстремистского характера среди учащихся нашей школы свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы.
Решение: принять информацию к сведению
По – второму вопросу выступила зам. директора по ВР Красная Ю.А:
Реализация Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в определенной степени способствует стабилизации общественно-политической ситуации и повышению уровня общественной безопасности.
Резкая активизация деятельности молодежных объединений экстремистской направленности ("Скинхеды", "Российское национальное единство", "Национал - большевистская партия", "Актив красной молодежи" и др.), формирование большинством из них в регионах Российской Федерации структур и ячеек своих объединений, организованная финансовая поддержка - все это создает серьезную угрозу поддержанию законности и правопорядка в Российской Федерации.
Экстремистские организации и их члены используют любые социальные, этнические и религиозные осложнения, разногласия между политическими партиями и объединениями, иные факторы нестабильности в целях достижения своих идеологических и политических интересов.
Члены экстремистских организаций активно участвовали в акциях протеста, связанных с монетизацией льгот, реформой жилищно-коммунального хозяйства и иных, в том числе разрешенных в законном порядке публичных акциях, в ходе которых призывали участников к блокированию автодорог, зданий органов власти и управления и иным противоправным действиям. Членами экстремистских организаций неоднократно осуществлялись попытки проникновения в здания органов государственной власти и управления, что наносит не только материальный вред, но и значительно подрывает авторитет государственной власти.
Общественная опасность объединений экстремистской направленности и необходимость принятия эффективных мер по противодействию и усилению борьбы с проявлениями любых форм экстремизма очевидна. Довольно часто действия экстремистов приобретают характер вандализма, выражаются в осквернении зданий, порче имущества как государственного, так и личного и квалифицируются по статье 214 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Усиление борьбы с экстремизмом ведется с очевидными уголовно наказуемыми действиями - терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий, созданием незаконных вооруженных формирований, осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды.
Сегодняшняя борьба с экстремизмом затрагивает также сферы, которые трактуются как: - подрыв безопасности Российской Федерации; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
- унижение национального достоинства, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Требуется принятие дополнительных мер по формированию позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, традиций и этнических ценностей различных народов, формированию мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека.
Осуществление указанных мер, направленных на повышение эффективности деятельности по противодействию экстремизму, невозможно без объединения усилий федеральных, областных и местных органов власти и управления, широкого привлечения негосударственных структур, общественных объединений. Все это обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода в сфере противодействия экстремистским проявлениям.
В школе разработана программа «Противодействие терроризму и профилактика экстремизма среди учащихся МБОУ СОШ №13»
Цель и задачи Программы
Главная цель Программы - организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, укрепление доверия населения к работе органов государственной власти, администрации МБОУ СОШ№13, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Основными задачами реализации Программы являются:
• Утверждение основ гражданской идентичности как начала, объединяющего всех обучающихся МБОУ СОШ№13.
• Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
• Достижение необходимого уровня правовой культуры учащихся как основы толерантного сознания и поведения.
• Формирование в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
• Общественное осуждение и пресечение на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве.
• Разработка и реализация в учреждении МБОУ СОШ№13 образовательных программ, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.
· Обеспечение условий для успешной социокультурной адаптации молодежи из числа мигрантов.
· Противодействия проникновению в общественное сознание идей религиозного фундаментализма, экстремизма и нетерпимости.
· Совершенствование форм и методов работы органов всех форм самоуправления в школе по профилактике проявлений ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации.
· Повышение уровня компетентности сотрудников школы в вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды и противодействия экстремизму.
· Создание эффективной системы правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости
Решение: Утвердить школьную программу «Противодействие терроризму и профилактика экстремизма среди учащихся МБОУ СОШ №13 на 2017 – 2020 гг.»
По третьему вопросу выступил учитель права, истории, кубановедения и обществознания Свириденко С.И. Он познакомил присутствующих с дополнительной образовательной программой ««Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма».
Дополнительная
образовательная программа «Гражданское население в противодействии
распространения идеологии терроризма» (далее Программа)
составлена в соответствии с требованиями к дополнительному образованию Федеральных
государственных образовательных стандартов второго (нового) поколения, в
соответствии с пунктом 4.6. Комплексного плана противодействия идеологии
терроризма в Российской Федерации на 2013 — 2018 гг. (далее — Комплексный
план).
Программа «Гражданское население в противодействии распространения идеологии терроризма» разработана на основе новых методов теории сложности («кибернетической эпистемологии»), применяемых в исследованиях специалистами НОЦ сложных социальных систем РУДН.
Настоящая Программа предназначена для учащихся образовательных учреждений в возрасте от 14 до 21 года и ориентирована на формирование у первых основ антитеррористической идеологии. Реализация данной Программы обусловлена насущной необходимостью формирования у учащихся общих представлений о внешней и внутренней политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения национальной безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма в современных условиях.
Стратегическая цель настоящей Программы заключается в формировании социальнополитических компетенций учащихся (обучающихся) посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм, идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты, информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения и др.
Так как реализация отдельных программ, курсов, учебных дисциплин по данным вопросам в учебном плане школы не предусмотрено, поэтому в учебный процесс включены учебные материалы, раскрывающие преступную сущность идеологии терроризма, разъяснение угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозно-политического экстремизма, межнациональных и межконфессиональных розней. Так, например, в учебнике обществознания 11 класса предусмотрено изучение тем: «Мировые религии», «Религия в современном мире», «Межконфессиональные отношения», «Роль религии в жизни общества»,
«Политический терроризм в современном мире», «Межнациональное сотрудничество и конфликты».В учебнике ОБЖ 10 класса предусмотрено изучение следующих тем: «Виды террористических актов», «Правила безопасности при террористическом акте», «Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности», «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России». В учебнике кубановедения 9,11 классов предусмотрено изучение тем: «Кубань XX – XXI в.: дорогой межнационального мира и согласия», «Национальный идеал и ценности. Мы – россияне», «Межнациональные отношения». Похожие темы встречаются в учебниках обществознания за 8, 9 классы.
Решение: - утвердить школьную дополнительную образовательную программу ««Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма».
По – четвёртому вопросу выступила зам. директора по ВР Красная Ю.А.: обратила внимание присутствующих, что в организации работы, направленной на профилактику экстремизма и терроризма среди несовершеннолетних необходимо использовать следующие методические материалы:
- методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях»
- методические рекомендации по проведению информационно- разъяснительной работы с родителями, направленной на профилактику идеологии экстремизма и терроризма, с целью выявляемости признаков вовлечения обучающихся в радикализм и террористическую деятельность, в образовательных организациях Краснодарского края.
- методические материалы «Угрозы, вызываемые распространением идей терроризма и религиозно – политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни» (Министерство образования и науки РФ, Москва 2015 г.)
- методические рекомендации по внедрению программ психологопедагогического сопровождения детей из семей участников религиозноэкстремистских объединений и псевдорелигиозных сект деструктивной направленности;
- брошюра «ИГИЛ – угроза человечеству. Почему необходимо уничтожить терроризм»;
- учебное пособие для педагогов и специалистов по воспитательной работе «Профилактика экстремизма в среде учащейся молодёжи» (Кубанский государственный университет ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Краснодар 2015 год). Все материалы имеются как в печатном, так и в электронном виде.
Решение:
- принять информацию к сведению;
- использовать в работе предложенные методические материалы.
Секретарь педсовета: ____________/_________________/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.