Выступление на методическом объединении "Роль игр и игровых упражнений в формировании коммуникативных УУД на уроках".
Оценка 4.9

Выступление на методическом объединении "Роль игр и игровых упражнений в формировании коммуникативных УУД на уроках".

Оценка 4.9
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
24.03.2017
Выступление на методическом объединении "Роль игр и игровых упражнений  в формировании коммуникативных УУД на уроках".
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Игра является средством развития, когда она включается в целостный педагогический процесс. Игра является и средством обучения, усвоения детьми науки. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и понимаю факты, явления.Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы.
РМО март Михайлова.docx

Роль игр и игровых упражнений

в формировании коммуникативных УУД на уроках.

 

Учитель МБОУ «СОШ №3» п. Пурпе Михайлова И.А.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

1.  Формирование коммуникативных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.

2.  Заданные стандартом коммуникативные УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

3.  Способы учета уровня их сформированности -   в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

4.  Результаты усвоения коммуникативных УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что ребенок много играет. Игра для ребенка - сама жизнь со всеми ее прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.  Выдающийся педагог А.С. Макаренко придавал исключительно важное значение обучающему воздействию игры. Он рассматривал игру в разных аспектах, и прежде всего в плане подготовки ребенка к жизни.

Игра является средством развития, когда она включается в целостный педагогический процесс. Игра является и средством обучения, усвоения детьми науки. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и понимаю факты, явления.

Дети младшего школьного возраста с помощью игры учатся воспринимать и усваивать причины и связи, в игре легче выражаются детские мысли. Используя игру как средство формирования коммуникативных УУД, учитель имеет возможность направлять внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений, для обогащения словаря. И вместе с тем учитель питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнать, искать, делиться с другими своими находками. А это все содействует умственному, речевому и общему развитию. Дидактические игры и упражнения широко применяются на всех уроках в начальной школе. Большую помощь они оказывают и на речевое развитие детей. Дидактическая игра осуществляет задачи обучения, она объединяет разный состав детей по количеству и интересам. Дидактические игры, игровые упражнения позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка.

Игры со словом, которые очень важны для детей, недостаточно включаются в школьную программу. А они должны стать частью предметного обучения, помогая развивать у ребенка его природное языковое чутье; подготавливая его к восприятию сложных поэтических форм, которые изучаются в 5-6 классах.

Выделяются игры на развитие устной и письменной речи:

-игры с ребусами, шарадами, кроссвордами;

-игры с загадками;

-игры с пословицами, поговорками, скороговорками.

Практически все педагоги знают, как трудно научить ребенка составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете или явлении, учитывая всю совокупность его признаков, именно эти трудности помогает преодолеть игра, так как, играя, дети учатся сравнению, в их речи происходит активизация нужных слов. Игры и игровые упражнения дают учителю возможность проводить уроки более живо и интересно. В играх со словом дети, по меткому определению A.M. Горького, учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

            Для достижения личностных результатов с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи, которые способствуют формированию коммуникативных УУД. На уроках  дети учатся задавать вопросы и понимать вопросы собеседника, отвечать на поставленные вопросы. Передают впечатления в рассказе о повседневной жизни. Обмениваются мнениями, спорят, доказывают свое мнение.   Хорошо использовать такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Эти задания имеют чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то, объяснение тоже теряет смысл вне ситуации общения и взаимодействия. Используются практические задания, когда детям, объединенным в пары или группы необходимо выработать общее мнение или создать общее описание. В этой форме работы учащихся привлекает то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать.

Уроки, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать уважение к мнению своего собеседника, умение грамотно и четко выражать свои мысли, аргументировать свое мнение, принимать позицию собеседника. На основе воссоздания картины событий и поступков персонажей дети учатся понимать контекстную речь. Учатся строить свои высказывания с учетом особенностей слушателя.

При выполнении практической деятельности учащиеся учатся выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами  и условиями общения; участвуют в диалоге, составляют несложные монологические высказывания. Одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент  «Проведи опыт».  Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами. Задания творческого характера требуют от ребенка развернутых ответов, предполагают сотрудничество с одноклассниками, взрослыми.

Работа в группе и практическая деятельность на уроках позволяет добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после. Выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что все учебные задания, используемые учителем на уроке в начальной школе имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий, но особое место среди них занимает игры.

Образовательная деятельность в начальной школе по формированию коммуникативных УУД.

Остановлюсь подробнее на работе, направленной на формирование  речевой деятельности детей. Большую возможность для этого предоставляют уроки чтения, обучения грамоте, развития речи. На данных занятиях с целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на орг.момент часто планирую нестандартное начало:

-назови слова, близкие (противоположные) по значению;

-найди третье (четвертое) лишнее слово (выделяют сходство, различие, что обосновывают связными высказываниями);

-назови слово, поменяв порядок букв;

-объясните значение (заменив одну букву: бочка-точка);

-в каких значениях употребляются одинаково звучащие слова (ключ, коса);

-измени ударение (стрелки, замки). Изменилось ли значение?

-отгадай (составь) загадку, дай развернутое объяснение;

-разгадывание кроссвордов.

Но необходимо обратить внимание на то, что содержание всех игр и упражнений должны быть подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам. На каждом уроке обязательное введение новых слов, т.к. детям прежде всего не хватает речевого арсенала для выражения своих мыслей, чувств. Их на урок может принести Мудрая Сова, они есть на страницах учебников, получаются способом словообразования, подбираются синонимы и антонимы, толкуются с помощью словаря.

Практически в каждый урок ввожу пословицы и поговорки -сокровище русской народной речи и народной мудрости -необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания. Крылатые слова так же кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.

На каждом уроке или занятии необходимо организовать диалог детей. Монологическая речь формируется на основе формы речевого общения. Диалог - первая ступень развития связной устной речи ребенка. Большие результаты дает включение в разговор третьего лица с объяснениями своему сверстнику чего-либо, с дополнениями, с высказыванием своей точки зрения. Еще К.Д. Ушинский говорил, что «дар слова развивается не иначе, как от игровых упражнений». Но какими же должны быть эти упражнения?.. Они должны быть:

-по возможности самостоятельными;     

 -систематическими;

-логическими;                         

 -устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным.

Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на формирование коммуникативных УУД младших школьников. Учителю не нужно бояться использовать их в своей работе. И тогда  любая деятельность, предложенная детям, будет посильной, интересной,  вызывающей желание общаться с окружающими.

Планируемые результаты в освоении школьниками коммуникативными универсальными учебными действиями.

        К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие  результаты формирования универсальных учебных действий.

К концу 1 класса учащиеся должны:

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Взаимодействовать  в паре.

Во 2 классе:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3 класс.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению.

7. Понимать точку зрения другого.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

К концу 4 класса:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Вывод.

Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной работы.

На уроках учителя могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений:

·         упражнения для совершенствования невербальных способов общения;

·         тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;

·         упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Без сомнения основной базой для достижения этой задачи служат уроки и факультативные занятия, на которых дети учатся говорить, сочинять, рассуждать, доказывать. И, безусловно, большую роль в этой работе оказывает игра, т.к. игра - основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становиться доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения. С помощью игр дети легче открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением.


 

Роль игр и игровых упражнений в формировании коммуникативных

Роль игр и игровых упражнений в формировании коммуникативных

Практически все педагоги знают, как трудно научить ребенка составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете или явлении, учитывая всю совокупность его признаков, именно…

Практически все педагоги знают, как трудно научить ребенка составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете или явлении, учитывая всю совокупность его признаков, именно…

Изменилось ли значение? -отгадай (составь) загадку, дай развернутое объяснение; -разгадывание кроссвордов

Изменилось ли значение? -отгадай (составь) загадку, дай развернутое объяснение; -разгадывание кроссвордов

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017